Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Жуланский д/с « Теремок» Кочковского района Новосибирской области.
Проект на тему:
«Встречаем прилёт птиц».
Подготовила воспитатель: Клепикова Марина Юрьевна.
Актуальность реализации проекта. По плану лексических тем в старшей группе с 4по 8 апреля - тематическая неделя по теме: «Прилёт птиц весной».
Мы решили реализовать проект, т. к. проблема наших воспитанников: недостаточный уровень знаний по этой теме.
В настоящее время вопросы взаимодействия человека с природой превратились в экологическую проблему. Если люди не научатся бережно относиться к природе, то они погубят нашу планету. А для того чтобы этого не произошло надо с дошкольного возраста воспитывать экологическую культуру и ответственность детей, так как приобретенные в дошкольном возрасте знания в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения. Приобщая детей к природе, мы воспитываем экологически-культурную личность.
Проблема и гипотеза. В процессе работы с детьми группы старшего дошкольного возраста, был выявлен недостаточный уровень сформированности знаний о перелётных птицах, особенностях их жизни.
Гипотеза: можно предположить , что для повышения уровня знаний и представлений детей о перелетных птицах нужно использовать не только традиционные формы работы с детьми, но и современные подходы (самостоятельный поиск информации детей совместно с родителями, обмен информацией в группе между детьми.
Цель проекта: Формировать у детей представления о перелетных птицах, среде их обитания.
Задачи проекта:
Образовательные: Расширить знания и представления детей о перелётных птицах, особенностях их жизни. Создать развивающую среду для формирования представлений об окружающей действительности и развития связной речи путём использования средств ИКТ, подбора познавательной энциклопедической литературы, создание плакатов.
Развивающие: Развивать познавательную активность, желание узнать новое, поделиться своими знаниями с другими воспитанниками.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к живой природе
Участники проекта: дети , воспитатели, родители .
Сроки проведения: с 4 апреля по 8 апреля
Тип проекта: творческий, краткосрочный.
Вид проекта: семейный, групповой.
Ожидаемые результаты:
Расширение знаний детей о перелётных птицах, особенностях их жизни .
Формирование на этой основе нравственного и личностного отношения к окружающей действительности, бережного отношения к птицам;
Развитие речевой компетентности детей дошкольного возраста;
Раскрытие творческого потенциала семьи;
Расширение коммуникативной сферы и практического совместного опыта ребёнка и родителей.
1 этап: Подготовительный.
Создание развивающей среды в группе;
Подбор дидактических игр;
Подбор детской и научной литературы, презентаций, иллюстраций;
Подбор рекомендаций для родителей по выполнению творческого домашнего задания;
2 этап: Реализация проекта. Работа с детьми.
Задачи:
Учить выкладывать силуэты птиц из различных деталей, геометрических фигур по образцу, воображению.
Называть перелётных птиц.
Продолжать учить зарисовывать птиц по образцу.
Развивать внимание, логическое мышление.
Упражнять детей в составлении рассказа на заданную тему.
Рассматривание иллюстраций.
Чтение художественной и научной литературы о перелётных птицах.
Разучивание подвижных игр на словесной основе (по данной тематике).
Разучивание потешек, закличек о птицах.
Образовательная деятельность: Ознакомление с окружающим миром: «Перелётные птицы»; развитие речи: рассматривание картины «Грачи прилетели», «Составление описательного рассказа с использованием плана-схемы « Как птицы весну встречают». Рисование «Ласточка» (акварель), «Перелётные птицы» (цветные карандаши). Аппликация «Поющий соловей» «Конструирование (техника оригами) «Грач», «Лебедь», «Гусь». Лепка из солёного теста «Жаворонок».
Организация игровой деятельности детей с дидактическими играми по данной тематике.
Просмотр презентации о перелётных птицах.
Рассматривание научной литературы, энциклопедии.
Выставка в книжном уголке «Птицы»
Музыкальный досуг» Встреча Веснянки»
Совместно с родителями изготовление скворечников.
3 этап - заключительный
Подведение итогов в реализации проекта.
Выводы. В ходе реализации проекта у детей возник интерес к поиску новой информации, желание делиться полученными знаниями; расширились знания и представления об особенностях жизни перелетных птиц; увеличился словарный запас по данной теме; пополнилась картотека игр, картинок с информацией о птицах. В процессе работы у детей возникло желание создавать условия для птиц (постройка скворечников, кормление птиц). Таким образом, выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение в процессе работы.
Литература:
Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240 с.
О.И. Крупенчук Научите меня говорить правильно. Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом ЛИТЕРА, 2005. – 208 с.
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. М.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (старшая группа)/ Авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2013 – 415 с.
Гре О. Модульная аппликация. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. – 64 с.
Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Изд-во «ДОМ. XXI век», 2007г. – 154 с.
В.Бианки Оранжевое горлышко. Издательство «Стрекоза – Пресс», 2001.
В.Бианки Чей нос лучше? Издательство «Малыш», 1984.
Загадки о перелетных птицах.
Лучше всех заводит трели?.. .(соловей)
Гости приходят весной,
А уходят осенью.. .(перелетные птицы)
Шея тонкая и ноги,
Не боясь воды и капли,
Рыб, лягушек ловят много
Клювом длинным. Это.. .(цапли)
Начинает песни в мае,
Трели льются средь ветвей,
Всё вокруг ему внимает!
А певец тот... (соловей)
Весной и летом
За пахарем ходит,
А под зиму
С криком уходит... (грач)
В синем небе голосок
Будто крошечный звонок.. .(жаворонок)
По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон птица.
Для деревьев наших врач-
Насекомых ест всех.. (грач)
Эта птица желтого цвета
Ярким солнцем она согрета.
Песнь красива ее и долга-
Флейтой свищет в лесу ..(иволга)
Жить чужим птенцам мешают,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счет годам ведут... (кукушки)
Всех приметных птиц черный,
Чистит землю от червей
Вдоль по пашням мчится вскачь
А зовется птица.. .(грач)
На месте — дворец,
Во дворе — певец... (скворец)
Маленький мальчишка,
Черный, кричит : «Кра»
Червякам враг.. .(грач)
Пословицы и поговорки.
В одно перо и птица не родится.
Видно птицу по полету.
КСоловья баснями не кормят.
У всякой пташки свои замашки
Летать умеет тот, кто умеет садиться.
Птицу видать по полету.
Стихи о перелетных птицах.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
А. Плещеев
О чем поют воробышки
В последний день зимы?
— Мы выжили! Мы дожили!
Мы живы! Живы мы!
В. Берестов
Возвращаются скворцы —
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся,
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Г. Ладонщиков
Скворец
Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.
Прилетай же!
М. Карим