ГОУ ЛНР «Свердловская средняя школа №9 имени воина-интернационалиста А.Голубкова»
Проект по математике «Задачи на движение»
Руководитель:
Дедова Ольга Николаевна,
учитель математики
Цель проекта
обобщить и систематизировать знания и умения решать текстовые задачи на движение;
показать различные способы и приёмы решения текстовых задач повышенного уровня сложности из сборника заданий для ГИА и ЕГЭ;
разобрать различные примеры оформления решений текстовых задач на движение;
развивать умения самостоятельно систематизировать полученные знания;
ориентироваться в информационном и социальном пространстве.
Задачи проекта
- Изучить учебную и научно-методическую литературу по рассматриваемой проблеме.
- Подобрать и проанализировать литературу.
- Систематизировать, расширить и углубить теоретические знания по данной теме.
- Рассмотреть стандартные задачи на движение и их решение.
- Изучить различные методы решения нестандартных текстовых задач на движение.
- Сделать вывод.
Актуальность исследования:
- рассматриваемые способы решения задач на движение являются простыми и эффективными в изучении курса математики 5-11 классов;
- рассматриваемые способы решения задач на движение оптимизируют процесс решения, что позволяет сэкономить время;
- такие задачи можно быстро решать, пользуясь определёнными алгоритмами.
Проблема исследования : необходимость выявления основных подходов к решению текстовых задач на движение.
Гипотеза: рассмотрение решения нескольких текстовых задач позволит сделать вывод о наличии единого подхода к их решению или его отсутствии.
Объект исследования: некоторые виды задач на движение из школьных учебников, заданий 3.1 из сборника заданий для ГИА и №11 из сборника типовых заданий по ЕГЭ по математике.
Предмет исследования: решение задач на движение.
Методы научно-исследовательской работы
- изучение научной литературы по выбранной теме;
- обобщение опыта практической работы (работа с практическим материалом, решение задач из сборников для ГИА и ЕГЭ);
- анализ, обобщение.
Задачи на движение
Все задачи решаются по формуле S =vt
либо используются формулы v=S/t, t=S/v
В качестве переменной x удобно выбрать скорость.
Уравнения составляются по одновременным событиям.
Замечания:
- если время события задано, то удобнее составлять уравнение на путь;
- если уравнений меньше, чем неизвестных, то нужно ввести в систему искомую величину.
При решении задач на движение принимают допущения
- движение считается равномерным;
- изменение направления движения считаются происходящими мгновенно;
- если два тела начинают движение одновременно, то до встречи каждое тело затрачивает одинаковое время;
- если тела выходят в разное время, то до встречи из них затрачивает время больше то, которое выходит раньше;
- в природе скорость расстояние и время положительны.
Что нужно помнить
Для успешного решения задач на движение нужно знать формулу , которая связывает расстояние, скорость и время :
s=v ·t
Для удобства запоминания применим схему, по
которой можно найти любой из трех компонентов
S – пройденный путь или расстояние,
V – скорость,
t - время
Особенности решения задач на движение по прямой
Тип движения (вид задачи)
Параметр задачи
Скорость движения
Движение по прямой вдогонку
Время в пути до первой встречи
Движение по прямой навстречу друг другу
Расстояние между телами в некоторый момент времени t
Движение по прямой в противоположные стороны
-
Основные типы задач на движение
- задачи на движение по прямой (навстречу и вдогонку, с задержкой в пути);
- задачи на движение по замкнутой трассе;
- задачи на среднюю скорость;
- задачи на движение протяжных тел,
- задачи на движение по воде.
Алгоритм решения задач
- Введи переменную х.
- Составь таблицу по данным задачи.
- Составь уравнение по условию задачи.
- Реши уравнение и проверь корни по условию задачи.
- Прочитай вопрос к задаче и дай на него ответ.
Практическая часть проекта
Движение по прямой из одного пункта в другой №1. Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 50 км, одновременно выехали автомобилист и велосипедист. Известно, что в час автомобилист проезжает на 40 км больше, чем велосипедист. Определите скорость велосипедиста, если известно, что он прибыл в пункт В на 4 часа позже автомобилиста. Ответ дайте в км/ч. Решение:
Известно, что велосипедист прибыл в пункт В на 4 часа позже автомобилиста.
Получим уравнение:
S (км)
Авто
Вело
V (км/ч)
t (ч)
х+40
50
+ 4 =
50
х
50х + 4х(х+40) = 50(х+40)
50х+4х² +160х = 50х+2000
4х² +160х – 2000 = 0
х² +40х – 500 = 0
D = 3600; х ₁ =10, х 2 = - 50
Скорость не может быть отрицательной, следовательно
скорость велосипедиста равна 10 км/ч.
Ответ: 10
Движение по прямой в одну сторону ( Библиотечка СтатГрада. Подготовка к ОГЭ-2017)
Из сборника Л.Б. Крайневой
Движение вдогонку
Два пешехода отправляются одновременно из одного и того же места на прогулку по аллее парка. Скорость первого на 1,2км/ больше скорости второго. Через сколько минут расстояние между пешеходами станет равным 360 м?
Решение:
Время t в часах, за которое расстояние между пешеходами станет равным 360 м, т.е. 0,36 км, находим по формуле t=0,36/1,2 =0,3. Следовательно, это время составляет 18 минут.
Ответ: 18 минут
Движение навстречу с задержкой в пути №3. Из двух городов одновременно навстречу друг другу отправляются два велосипедиста. Проехав некоторую часть пути, первый велосипедист сделал остановку на 6 минут, а затем продолжил движение до встречи со вторым велосипедистом. Расстояние между городами составляет 162 км, скорость первого велосипедиста равна 15 км/ч, скорость второго — 30 км/ч. Определите расстояние от города, из которого выехал второй велосипедист, до места встречи.
Решение:
6 мин = 6/60ч = 0,1ч
Пусть х км – расстояние, которое проехал второй велосипедист до встречи, тогда (162-х)км проехал первый велосипедист до встречи.
Время второго велосипедиста до встречи - х/30 ч,
а первого –((162-х)/15+ 0,1) ч.
Составим уравнение х/30=(162-х)/15+0,1 и решим его.
х= 109
Значит, 109 км – искомое расстояние.
Ответ: 109 км.
Нахождение средней скорости (из библиотечки Статграда)
№ 6. Первую половину трассы автомобиль проехал со скоростью 56 км/ч, а вторую — со скоростью 84 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути.
Решение:
Обозначим длину трассы за 2S, S – половина трассы,
t₁ = S/56(ч)- время, затраченное автомобилем на первую половину трассы, а t₂ = S/84(ч) - на вторую половину трассы.
Тогда v = 2S/(t 1 + t₂)
Движение по кругу (из сборника А.Р. Рязановского)
Движение протяженных тел навстречу №5. Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 54 км/ч, проезжает мимо идущего параллельно путям со скоростью 6 км/ч навстречу ему пешехода за 30 секунд. Найдите длину поезда в метрах.
Решение:
- 54+6=60 (км/ч) скорость сближения
- 60 км/ч = 60 ·1000:60 м/мин
- 30 сек. = 0,5 мин
- 1000·0,5 = 500 (м) длина поезда.
Ответ: 500 м.
Движение по воде № 8. Моторная лодка прошла против течения реки 77 км и вернулась в пункт отправления, затратив на обратный путь на 2 часа меньше, чем на путь против течения. Найдите скорость лодки в неподвижной воде, если скорость течения равна 4 км/ч.
Решение:
Пусть х км/ч - собственная скорость лодки(в неподвижной воде), тогда
(х+4)км/ч – скорость лодки по течению реки,
(х-4)км/ч – скорость лодки против течения реки.
77/(х-4)ч – время лодки против течения реки,
77/(х-4)ч – время по течению реки, на 2ч меньше
Составим уравнение 77/(х-4) – 77(х+4) = 2 и решим его. х=18
Значит, собственная скорость лодки 18 км/ч.
Ответ: 18 КМ/Ч
Интернет-ресурсы для подготовки к ОГЭ по математике
- http://www.fipi.ru — портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный открытый банк заданий, а также демоверсии заданий ОГЭ и ГВЭ по всем предметам
- https://oge.sdamgia.ru — образовательный портал для подготовки к ОГЭ и ГВЭ по 14 предметам! Онлайн тесты и подробное пояснение к задачам и вопросам
- http://www.examen.ru — Все о ГИА и ЕГЭ. Онлайн тестирование
- http://alexlarin.net – образовательный портал для подготовки к ОГЭ по математике. Онлайн- тестирование. Сборники заданий второй части.
- http://www.yaklass.ru – образовательный портал для учащихся 1-11 классов, где можно повторить весь необходимый теоретический материал, а также пройти онлайн - тестирование.
Пособия для подготовки к ОГЭ по математике
Пособия для подготовки к ОГЭ по математике
Результаты исследования
- Обобщен теоретический материал по математике, необходимый для решения текстовых задач повышенной сложности в ОГЭ;
- Показаны решения разных типов текстовых задач на движение, задач из второй части ОГЭ по математике типа №22, различные способы их оформления;
- Выведены алгоритмы решения задач;
- Выпущен сборник - решебник текстовых задач на движение из ОГЭ типа №22
Задачи для самостоятельной работы из открытого банка https://oge.sdamgia.ru
1) Два человека отправляются из одного и того же места на прогулку до опушки леса, находящейся в 3,5 км от места отправления. Один идет со скоростью 2,7 км/ч, а другой — со скоростью 3,6 км/ч. Дойдя до опушки, второй с той же скоростью возвращается обратно. На каком расстоянии от точки отправления произойдёт их встреча?
2) Дорога между пунктами A и B состоит из подъёма и спуска, а её длина равна 19 км. Турист прошёл путь из A в B за 5 часов, из которых спуск занял 4 часа. С какой скоростью турист шёл на спуске, если его скорость на подъёме меньше его скорости на спуске на 1 км/ч?
3) Из двух городов одновременно навстречу друг другу отправляются два велосипедиста. Проехав некоторую часть пути, первый велосипедист сделал остановку на 6 минут, а затем продолжил движение до встречи со вторым велосипедистом. Расстояние между городами составляет 162 км, скорость первого велосипедиста равна 15 км/ч, скорость второго — 30 км/ч. Определите расстояние от города, из которого выехал второй велосипедист, до места встречи.
4) Теплоход проходит по течению реки до пункта назначения 165 км и после стоянки возвращается в пункт отправления. Найдите скорость теплохода в неподвижной воде, если скорость течения равна 4 км/ч, стоянка длится 5 часов, а в пункт отправления теплоход возвращается через 18 часов после отплытия из него.
5) От пристани A к пристани B, расстояние между которым равно 70 км, отправился с постоянной скоростью первый теплоход, а через 1 час после этого следом за ним со скоростью на 8 км/ч большей, отправился второй. Найдите скорость первого теплохода, если в пункт B оба теплохода прибыли одновременно.