СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Задания для оценки читательской грамотности учащихся 6 класса"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читательская компетентность подразумевает сформированность у учащихся умений и навыков оперирования письменной информацией, а именно:

- поиск требуемых текстов;

- отбор текстов и их организация согласно определенной теме;

- адекватное прочтение текстов и их интерпретация;

Цель   проекта – создание условий для повышения уровня читательской грамотности учащихся школы.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Задания для оценки читательской грамотности учащихся 6 класса"»

Комитет образования и науки Курской области ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования»

Кафедра СГО



Проект

«Задания для оценки читательской грамотности

учащихся 6 класса»






Выполнила учитель

русского языка и литературы

МБОУ «Новопоселёновская СОШ»

Курского района

Паршикова Светлана Алексеевна


Проверили заведующий кафедрой СГО

Бабкина Марина Валентиновна,

руководитель курсов –

преподаватель кафедры СГО

Каськова Ирина Александровна






2021г

Пояснительная записка

В настоящее время читательская грамотность рассматривается в качестве одной из наиболее важных компетентностей, которые характеризуют готовность к жизни в современном социуме.

Читательская компетентность подразумевает сформированность у учащихся умений и навыков оперирования письменной информацией, а именно:

- поиск требуемых текстов;

- отбор текстов и их организация согласно определенной теме;

- адекватное прочтение текстов и их интерпретация;

Цель проекта – создание условий для повышения уровня читательской грамотности учащихся школы.

Задачи проекта:

- изучить психолого–педагогическую литературу по теме проекта;

- способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений;

- вычленить образовательные приемы, которые направлены на формирование и развитие осознанного чтения;

- апробировать образовательные приемы, которые направлены на формирование и развитие осознанного чтения;

- прививать любовь и интерес к чтению, стремление к самостоятельному чтению;

Обоснование актуальности

Актуальность выбранной темы проекта обусловлена тем, что в настоящее время выпускники школ должны обладать как определенным набором предметных знаний и умений, так и быть готовыми взаимодействовать с окружающим миром, самообразовываться и саморазвиваться.

Читательская грамотность, под которой понимается способность обучающихся осмыслять тексты разного формата и содержания, способность использовать прочитанное в разных жизненных ситуациях, в том числе и для того, чтобы достичь свои цели, расширить знания и возможности, - это значимый результат образования.





















Текст 1

Далеко не всегда городские улицы разных городов освещались фонарями и были безопасны в тёмное время суток. Впервые фонари появились на улицах Парижа. Началось всё с того, что полиция стала требовать, чтобы каждый домовладелец, помогая охране порядка, выставлял с десяти часов вечера в окне нижнего этажа зажжённую лампу. Через некоторое время возникли специальные команды фонарщиков, которые за небольшую плату освещали дорогу всем желающим. А спустя ещё несколько лет в городе были установлены фонари. В честь этого события король Людовик XIV повелел отчеканить медаль. Говорят, что его царствование стали называть «блестящим» именно из-за уличных фонарей.

Через двадцать лет после Парижа был освещён Лондон. Один изобретательный человек по имени Эдуард Геминг взялся за небольшие деньги выставлять у каждой десятой двери фонарь. (Правда, фонари он выставлял не круглый год, а только зимой и только в безлунные ночи с шести до двенадцати часов. И всё-таки его предложение вызвало бурю восторга. Его называли гениальным изобретателем, говорили, что « открытия других изобретателей ничто в сравнении с подвигом человека, который превратил ночь в белый день».

У нас в России ещё сто лет назад улицы освещались масляными фонарями. Как выглядели тогда улицы Петербурга, рассказывает нам Н.В. Гоголь в повести « Невский проспект»: «Как только сумерки упадут на дома и улицы и будочник, накрывшись рогожей, вскарабкается на лестницу зажигать фонарь, тогда Невский проспект опять оживает и начинает шевелиться. Тогда настаёт то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет...» Так что в России фонарь оказался не только средством обеспечения порядка на улицах в тёмное время суток, но и способом создания волшебства. (По М. Ильину)

1.Где впервые появились фонари? Выберите правильный ответ.

а) Лондон,

б) Россия,

в)Франция

2.Как Людовик XIV отметил это событие? Запишите правильный ответ.

______________________________________________________________

3. Почему Эдуарда Геминга называли гениальным изобретателем? Выберите один правильный ответ.

1) Превратил ночь в белый день.

2)Выставил у каждой десятой двери фонарь.

3)Ставил фонари только зимой.

4.В каком произведении упоминаются масляные фонари России? Запишите верный ответ.

____________________________________________________________

5.Продолжите предложение: «Фонарь оказался не только
средством обеспечения порядка на улицах в тёмное время суток, но…________________________________________________________________________________________________________________________________





Текст 2

1)Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. (2)Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». (3)По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, у воздуха ничего на земле ближе, чем трава. (4)Мы привыкли, что мир – зеленый. (5)Ходим, мнем, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колесами, срезаем лопатами, соскабливаем ножами бульдозеров, наглухо захлопываем бетонными плитами, заливаем горячим асфальтом, заваливаем железным, цементным, пластмассовым, кирпичным, бумажным, тряпичным хламом. (6)Льем на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щелочи. (7)Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (8)Подумаешь! (9)Сколько там травы? (10)Десять квадратных метров. (11)Не человека же засыпаем, траву. (12)Вырастет в другом месте.

(13)Неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка? (14)Трава? (15)Трава она и есть трава. (16)Ее много. (17)Она везде. (18)В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне... (19)Разве что вот в пустыне ее поменьше.

(20)Глоток воздуха, когда человек задыхается. (21)Зеленая живая травинка, когда человек совсем отрезан от природы. (22)А вообще-то – трава. (23)Скобли ее ножами бульдозеров, заваливай мусором, заливай горячим асфальтом, глуши бетоном, обливай нефтью, топчи, губи, презирай...

(24)А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых – вот одно из побочных назначений всякого растения, и в особенности травы и цветка.

В. Солоухин.

1.Какое утверждение соответствует содержанию текста? Выберите один правильный ответ

1) Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать.

2) Траву надо уничтожать.

3)Трава - бесполезное растение

2.В каком предложении выражена основная мысль? Запишите это предложение.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Как вы понимаете смысл предложение 3? Обоснуйте свой ответ. Запишите.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Как можно озаглавить текст? Запишите ответ.

_____________________________________________________________________________

5. Определите и запишите лексическое значение слова «соскабливаем» в предложении 5.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Текст 3

Былины — особый вид древних русских народных эпических песен исторического содержания .Основную часть былин называют героическими или богатырскими, так как борьба за свободу, честь и независимость занимала большое место в жизни народа. Большинство ученых пришло к заключению, что былины стали складываться еще в древний период истории славян. Доказательством этого служат русские летописи. В большинстве былин действие происходит в Киеве и связывается с именем киевского князя Владимира, поэтому считается, что былины создавались в период существования Киевской Руси. К XII в. сложилась система русских былин. Они делятся на два цикла: один связан с южным культурным центром древней Руси – Киевом, другой с северным — Новгородом Великим. Основное отличие былин киевского и новгородского циклов состоит в том, что киевская былина тяготеет к героическому эпосу, а новгородская — к городским
историям.
Киевские былины имеют героический характер. Их героями выступают богатыри, наделенные чертами мифологических персонажей. Былины новгородского цикла связаны с жизнью этого богатого и пестрого торгового центра». В них герои не являются воинами-богатырями. Например, Садко — смелый купец-мореплаватель, побывавший даже на дне моря.
Народный героический эпос глубоко патриотичен по своему характеру. Именно поэтому один из его видов — былины — сохранились и дожили до наших дней. (Интернет )


  1. К какому стили относится текст? Обоснуйте свой ответ.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой тип речи представлен во втором абзаца? Выберите и запишите один правильный ответ.

1)повествование,

2)описание,

3)рассуждение.

  1. Как ты понимаешь фразу «Народный героический эпос глубоко патриотичен по своему характеру». Напишите ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Продолжите фразу «Былины делятся на два цикла…______________________________________________________



  1. Обозначьте соответствие между понятием и определением. Запишите ответ.




1.Былина

А. Соловей Разбойник, Идолище, Змей Горыныч, Калин-царь.

2.Русские богатыри

Б. Произведение устной поэзии о богатырях, об исторических событиях Древней Руси.

3.Враги земли русской

В. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор.

4.Строение былины (композиция)

Г. «Красно солнышко», «поганый, безбожный», «могучий, сильный», «древний, славный».

5. Былинные эпитеты

Д. Зачин (время и место действия), основная часть (рассказ о подвиге богатыря), концовка («На том былинка и покончилась»).
















Текст 4

Правильное питание

 Наш организм должен получать разнообразную пищу, насыщенную белками, жирами, углеводами, а также витаминами и минеральными веществами.

Белки - основной строительный материал. Из них строятся все необходимые организму процессы. Белки незаменимы в питании. Если организм не получает белки - это может привести ко многим болезням. Белки содержатся в мясе, молоке, рыбе,  яйцах, орехах. Углеводы – это топливо для производства энергии. Жиры – для образования энергии и тепла. Эти полезные питательные вещества необходимы нам для того, чтобы организм получал достаточно энергии, чтобы двигаться, для лучшей работы головного мозга. Они содержаться в меде, гречке, изюме, масле, фруктах.

Минеральные вещества нужны нам для роста костей, зубов. Они участвуют в работе всего организма, насыщая кровь, нервные и мышечные ткани. Человеку необходимо 20 минеральных веществ: кальций, фосфор, йод, магний, натрий, железо, калий, фтор и другие. Они содержатся во фруктах и овощах.

При неправильном питании нарушается обмен веществ. Избыток жиров и углеводов приводит к увеличению массы тела.

С помощью правильно  подобранных продуктов питания можно предупреждать любые болезни, погасить только что начавшееся заболевание. Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятия спортом, а ещё питание. Клетки нашего организма образуются из питательных веществ, полученных с пищей. Если пища содержит все минеральные и органические вещества, необходимые нашему организму, то человек всегда будет здоров. Недостаток в пище витаминов и минеральных веществ восполнить могут только овощи и фрукты. (Интернет)

1.Запишите вопрос, который вы задали бы читателю?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Вас попросили написать в газету о правильном питании. Какие советы вы бы дали читателям? Запишите три совета.

1)___________________________________________________________________________________________________________________________________

2)__________________________________________________________________________________________________________________________________

3)___________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Перед вами таблица продуктов. Какие продукты вы бы посоветовали человеку, занимающемуся спортом? Запишите свой ответ.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



4.Напишите один аргумент в защиту жиров.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Закончите предложение. Если не употреблять овощи и фрукты, то…__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________