Комитет образования и науки Курской области ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования»
Кафедра СГО
Проект
«Задания для оценки читательской грамотности
учащихся 6 класса»
Выполнила учитель
русского языка и литературы
МБОУ «Новопоселёновская СОШ»
Курского района
Паршикова Светлана Алексеевна
Проверили заведующий кафедрой СГО
Бабкина Марина Валентиновна,
руководитель курсов –
преподаватель кафедры СГО
Каськова Ирина Александровна
2021г
Пояснительная записка
В настоящее время читательская грамотность рассматривается в качестве одной из наиболее важных компетентностей, которые характеризуют готовность к жизни в современном социуме.
Читательская компетентность подразумевает сформированность у учащихся умений и навыков оперирования письменной информацией, а именно:
- поиск требуемых текстов;
- отбор текстов и их организация согласно определенной теме;
- адекватное прочтение текстов и их интерпретация;
Цель проекта – создание условий для повышения уровня читательской грамотности учащихся школы.
Задачи проекта:
- изучить психолого–педагогическую литературу по теме проекта;
- способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений;
- вычленить образовательные приемы, которые направлены на формирование и развитие осознанного чтения;
- апробировать образовательные приемы, которые направлены на формирование и развитие осознанного чтения;
- прививать любовь и интерес к чтению, стремление к самостоятельному чтению;
Обоснование актуальности
Актуальность выбранной темы проекта обусловлена тем, что в настоящее время выпускники школ должны обладать как определенным набором предметных знаний и умений, так и быть готовыми взаимодействовать с окружающим миром, самообразовываться и саморазвиваться.
Читательская грамотность, под которой понимается способность обучающихся осмыслять тексты разного формата и содержания, способность использовать прочитанное в разных жизненных ситуациях, в том числе и для того, чтобы достичь свои цели, расширить знания и возможности, - это значимый результат образования.
Текст 1
Далеко не всегда городские улицы разных городов освещались фонарями и были безопасны в тёмное время суток. Впервые фонари появились на улицах Парижа. Началось всё с того, что полиция стала требовать, чтобы каждый домовладелец, помогая охране порядка, выставлял с десяти часов вечера в окне нижнего этажа зажжённую лампу. Через некоторое время возникли специальные команды фонарщиков, которые за небольшую плату освещали дорогу всем желающим. А спустя ещё несколько лет в городе были установлены фонари. В честь этого события король Людовик XIV повелел отчеканить медаль. Говорят, что его царствование стали называть «блестящим» именно из-за уличных фонарей.
Через двадцать лет после Парижа был освещён Лондон. Один изобретательный человек по имени Эдуард Геминг взялся за небольшие деньги выставлять у каждой десятой двери фонарь. (Правда, фонари он выставлял не круглый год, а только зимой и только в безлунные ночи с шести до двенадцати часов. И всё-таки его предложение вызвало бурю восторга. Его называли гениальным изобретателем, говорили, что « открытия других изобретателей ничто в сравнении с подвигом человека, который превратил ночь в белый день».
У нас в России ещё сто лет назад улицы освещались масляными фонарями. Как выглядели тогда улицы Петербурга, рассказывает нам Н.В. Гоголь в повести « Невский проспект»: «Как только сумерки упадут на дома и улицы и будочник, накрывшись рогожей, вскарабкается на лестницу зажигать фонарь, тогда Невский проспект опять оживает и начинает шевелиться. Тогда настаёт то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет...» Так что в России фонарь оказался не только средством обеспечения порядка на улицах в тёмное время суток, но и способом создания волшебства. (По М. Ильину)
1.Где впервые появились фонари? Выберите правильный ответ.
а) Лондон,
б) Россия,
в)Франция
2.Как Людовик XIV отметил это событие? Запишите правильный ответ.
______________________________________________________________
3. Почему Эдуарда Геминга называли гениальным изобретателем? Выберите один правильный ответ.
1) Превратил ночь в белый день.
2)Выставил у каждой десятой двери фонарь.
3)Ставил фонари только зимой.
4.В каком произведении упоминаются масляные фонари России? Запишите верный ответ.
____________________________________________________________
5.Продолжите предложение: «Фонарь оказался не только
средством обеспечения порядка на улицах в тёмное время суток, но…________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст 2
1)Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. (2)Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». (3)По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, у воздуха ничего на земле ближе, чем трава. (4)Мы привыкли, что мир – зеленый. (5)Ходим, мнем, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колесами, срезаем лопатами, соскабливаем ножами бульдозеров, наглухо захлопываем бетонными плитами, заливаем горячим асфальтом, заваливаем железным, цементным, пластмассовым, кирпичным, бумажным, тряпичным хламом. (6)Льем на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щелочи. (7)Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (8)Подумаешь! (9)Сколько там травы? (10)Десять квадратных метров. (11)Не человека же засыпаем, траву. (12)Вырастет в другом месте.
(13)Неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка? (14)Трава? (15)Трава она и есть трава. (16)Ее много. (17)Она везде. (18)В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне... (19)Разве что вот в пустыне ее поменьше.
(20)Глоток воздуха, когда человек задыхается. (21)Зеленая живая травинка, когда человек совсем отрезан от природы. (22)А вообще-то – трава. (23)Скобли ее ножами бульдозеров, заваливай мусором, заливай горячим асфальтом, глуши бетоном, обливай нефтью, топчи, губи, презирай...
(24)А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых – вот одно из побочных назначений всякого растения, и в особенности травы и цветка.
В. Солоухин.
1.Какое утверждение соответствует содержанию текста? Выберите один правильный ответ
1) Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать.
2) Траву надо уничтожать.
3)Трава - бесполезное растение
2.В каком предложении выражена основная мысль? Запишите это предложение.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Как вы понимаете смысл предложение 3? Обоснуйте свой ответ. Запишите.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Как можно озаглавить текст? Запишите ответ.
_____________________________________________________________________________
5. Определите и запишите лексическое значение слова «соскабливаем» в предложении 5.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст 3
Былины — особый вид древних русских народных эпических песен исторического содержания .Основную часть былин называют героическими или богатырскими, так как борьба за свободу, честь и независимость занимала большое место в жизни народа. Большинство ученых пришло к заключению, что былины стали складываться еще в древний период истории славян. Доказательством этого служат русские летописи. В большинстве былин действие происходит в Киеве и связывается с именем киевского князя Владимира, поэтому считается, что былины создавались в период существования Киевской Руси. К XII в. сложилась система русских былин. Они делятся на два цикла: один связан с южным культурным центром древней Руси – Киевом, другой с северным — Новгородом Великим. Основное отличие былин киевского и новгородского циклов состоит в том, что киевская былина тяготеет к героическому эпосу, а новгородская — к городским
историям.
Киевские былины имеют героический характер. Их героями выступают богатыри, наделенные чертами мифологических персонажей. Былины новгородского цикла связаны с жизнью этого богатого и пестрого торгового центра». В них герои не являются воинами-богатырями. Например, Садко — смелый купец-мореплаватель, побывавший даже на дне моря.
Народный героический эпос глубоко патриотичен по своему характеру. Именно поэтому один из его видов — былины — сохранились и дожили до наших дней. (Интернет )
К какому стили относится текст? Обоснуйте свой ответ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой тип речи представлен во втором абзаца? Выберите и запишите один правильный ответ.
1)повествование,
2)описание,
3)рассуждение.
Как ты понимаешь фразу «Народный героический эпос глубоко патриотичен по своему характеру». Напишите ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Продолжите фразу «Былины делятся на два цикла…______________________________________________________
Обозначьте соответствие между понятием и определением. Запишите ответ.
1.Былина | А. Соловей Разбойник, Идолище, Змей Горыныч, Калин-царь. |
2.Русские богатыри | Б. Произведение устной поэзии о богатырях, об исторических событиях Древней Руси. |
3.Враги земли русской | В. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор. |
4.Строение былины (композиция) | Г. «Красно солнышко», «поганый, безбожный», «могучий, сильный», «древний, славный». |
5. Былинные эпитеты | Д. Зачин (время и место действия), основная часть (рассказ о подвиге богатыря), концовка («На том былинка и покончилась»). |
Текст 4
Правильное питание
Наш организм должен получать разнообразную пищу, насыщенную белками, жирами, углеводами, а также витаминами и минеральными веществами.
Белки - основной строительный материал. Из них строятся все необходимые организму процессы. Белки незаменимы в питании. Если организм не получает белки - это может привести ко многим болезням. Белки содержатся в мясе, молоке, рыбе, яйцах, орехах. Углеводы – это топливо для производства энергии. Жиры – для образования энергии и тепла. Эти полезные питательные вещества необходимы нам для того, чтобы организм получал достаточно энергии, чтобы двигаться, для лучшей работы головного мозга. Они содержаться в меде, гречке, изюме, масле, фруктах.
Минеральные вещества нужны нам для роста костей, зубов. Они участвуют в работе всего организма, насыщая кровь, нервные и мышечные ткани. Человеку необходимо 20 минеральных веществ: кальций, фосфор, йод, магний, натрий, железо, калий, фтор и другие. Они содержатся во фруктах и овощах.
При неправильном питании нарушается обмен веществ. Избыток жиров и углеводов приводит к увеличению массы тела.
С помощью правильно подобранных продуктов питания можно предупреждать любые болезни, погасить только что начавшееся заболевание. Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятия спортом, а ещё питание. Клетки нашего организма образуются из питательных веществ, полученных с пищей. Если пища содержит все минеральные и органические вещества, необходимые нашему организму, то человек всегда будет здоров. Недостаток в пище витаминов и минеральных веществ восполнить могут только овощи и фрукты. (Интернет)
1.Запишите вопрос, который вы задали бы читателю?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вас попросили написать в газету о правильном питании. Какие советы вы бы дали читателям? Запишите три совета.
1)___________________________________________________________________________________________________________________________________
2)__________________________________________________________________________________________________________________________________
3)___________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Перед вами таблица продуктов. Какие продукты вы бы посоветовали человеку, занимающемуся спортом? Запишите свой ответ.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Напишите один аргумент в защиту жиров.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Закончите предложение. Если не употреблять овощи и фрукты, то…__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________