Описание работы над проектом «Загадка» (3 класс)
Мы изучали часть речи «прилагательное» И последним был урок по теме «Имена прилагательные в загадках»
Загадка - один из древнейших жанров устного народного творчества. Слово загадка произошло от слова «гадати», что в переводе со старославянского языка означает «думать, размышлять».
В словаре Владимира Ивановича Даля написано: « Загадка – краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки»
Мы легко смогли отгадать загадку, которую нам загадал учитель в начале урока.
А смогли бы мы сами сочинить загадку? – такая проблема у нас появилась!
Мы изучаем имена прилагательные. А нужны ли они в загадках? Загадку, которую загадал учитель, мы разгадали потому, что в ней были указаны признаки предмета – отгадки.
Итак, гипотеза (это идея, которую нужно доказать):
Если из загадок убрать имена прилагательные, то отгадать их будет невозможно или очень трудно.
Значит тема урока «Проект. Имена прилательные в загадках»
Цель нашего проекта:
Доказать, что имя прилагательное – важная часть речи для сочинения загадок.
Задачи:
1.Проанализировать каким образом мы разгадываем загадки.
2.Определить какую роль играют имена прилагательные в загадках.
3.Научиться придумывать загадки.
Вот план, по которому мы работали:
1.Придумать название проекту.
2.Решить каким будет проектный продукт.
3.Отгадывание и исследование загадок по группам.
4.Сочинить свои загадки.
5. Подготовить и провести конкурс загадок (тестировать свой проектный продукт).
6.Подготовить презентацию проекта.
7.Подготовить защиту проекта.
8.Защитить проект.
Организация работы над проектом.
Сроки (время) выполнения. | Этап работы | Содержание работы. | Деятельность участников. |
20 минут | Подготовительный. | 1.Выбор названия. | «Мозговой штурм». Обсуждение названий. |
2. Выбор проектного продукта. | Методика «Дерево решений» |
4.Отгадывание и исследование загадок в группах. | Отгадывание, изучение и анализ текстов загадок. Обсуждение с учителем. |
20 мин. | Работа над проектным продуктом. | Сочинение загадок | Творческая деятельность |
30 мин. | Деление на группы: ведущие, художники, умельцы. | Деятельность по подготовке конкурса в группах. |
25 мин. | | Конкурс загадок для малышей. | Загадывание загадок ребятам из других классов. |
20 минут | Результаты и выводы. | Ответы на вопросы: 1.Достигнута ли цель? 2.Что нового для себя открыли? 3.Правильно ли распределили время? 4.Что бы сделали по-другому? 5.Что получилось лучше всего? 6.Что не получилось? 7.Почему не получилось? 8.Хотели бы вы ещё участвовать в проекте? | Ответы на вопросы. Анализ коллективной деятельности. |
1 часа | Работа над письменной частью проекта. | Во введении сформулировать тему, проблему, план работы. В основной части описать все этапы работы над проектом. В заключении оценить работу, сделать выводы. | |
2 часа | Подготовка защиты проекта. | 1.Выбрать представителей для защиты проекта. 2.Составить план защиты проекта. 3.Сделать слайдовую презентацию к защите. 4.Провести репетицию защиты. | Повторение требований предъявляемых к презентации. Работа в программе Power Point. |
Каким будет проектный продукт? Ответить на этот вопрос нам помогла технология «Дерево решений»
книга | стенгазета | Устный журнал | Конкурс загадок для малышей | Электронная презентация |
+ | - | + | - | + | - | + | - | + | - |
Можно читать, когда есть время и желание. | Нужно много бумаги. | Не пробовали. | Нужна бумага большого формата. | | Уже пробовали в прошлом году на другом проекте. Хочется попробовать новое. | Весело готовиться. | | интересно | Работает один человек или два, мало места у компьютера. |
Много времени уйдет на оформление книги. | Все могут участвовать в работе над проектом | | | Ребята в нашей школе любят конкурсы и будут рады участвовать. | | | Вдруг отключат электричество, когда показывать или технические неполадки. |
| | | | | | Весь класс может участвовать в работе над проектом. | | | |
Взвесив все плюсы и минусы, мы решили провести конкурс загадок для малышей. Это весело. Совсем мало затрат. Но сначала надо было самим научиться составлять загадки.
Учитель дал нам листы с разными загадками. Мы разделились на группы и отгадывали загадки, подчеркивая слова, которые помогли нам отгадать загадку. Среди этих слов было много прилагательных.
В загадках часто используются имена прилагательные. По признакам загаданного предмета можно отгадать сам предмет. Именно прилагательные помогли нам представить предмет и отгадать загадки.
Мы решили провести такой эксперимент: загадки поделили на две группы. В первой группе оставили все имена прилагательные, а во второй группе прилагательные убрали.
Разрешите вам представить наш эксперимент!
Загадки на слайде.
В той группе, где прилагательные остались, загадки были разгаданы почти все.
А в группе, без прилагательных почти ничего разгадать не удалось.
Таким образом, гипотеза оказалась верна.
Если из загадок убрать имена прилагательные, то разгадать их будет трудно или невозможно.
Вывод: имена прилагательные отображают самые важные признаки слов – существительных, такие, как: цвет, вкус, запах, размер, форма, качество, внешний вид и другие.
Благодаря прилагательным, мы представляем предмет, про который нам говорят.
При работе мы испытывали трудности. Загадки сочинять у нас не получалось. Были ребята, которые не смогли придумать загадки в стихах.
Некоторым из нас помогли родители. Спасибо им!
Когда загадки были готовы, мы преступили к организации конкурса.
Нужно отметить, что все записи о том, как шла работа, вел секретарь проекта. Ведущие конкурса приготовили сценарий. Художники нарисовали красивый плакат с названием конкурса, чтобы привлечь к нему внимание и создать радостное настроение. Группа умельцев приготовила медали победителям. Конкурс состоялся.
И в заключение мы представим вам загадки собственного сочинения, а вы хором отгадывайте.
Чтение загадок.
Итоги работы над проектом:
Мы поняли, какую важную роль выполняют в загадках имена прилагательные.
Потренировались в сочинении загадок.
Поняли, как можно организовать конкурс.
Нам было весело!