СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Здоровое питание"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект направлен на укрепление здоровья обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Здоровое питание"»

















ОГКОУ «Санаторная школа – интернат»

Проект «Укрепление общественного здоровья

(«Здоровое питание»).

Общественное здоровье - это здоровье популяции, общества в целом, медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности.

Миссия проекта «Здоровое питание» — улучшение качества жизни и здоровья граждан благодаря обеспечению безопасными и качественными продуктами, а также внедрение норм здорового питания в каждую российскую семью.

Ключевая задача проекта – создать в нашей стране среду, способствующую ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание.

Одна из целей федерального проекта – формирование системы научно достоверного информирования населения о принципах правильного питания и постоянного мониторинга пищевой продукции с точки зрения качества, безопасности и полезности.

Чтобы увеличить число людей, осознанно выбирающих здоровый образ жизни, Роспотребнадзор разработал и реализует образовательные программы, обеспечивая граждан базой знаний, которая необходима для формирования бережного отношения к своему организму.

 Задача: 

«Формирование системы мотивации обучающихся к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек».
Направление: 

«Формирование среды, способствующей ведению обучающимися здорового образа жизни, включая здоровое питание ( сокращение потребления соли и сахара),
снижение потребления алкоголя».

Мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни посредством проведения информационно коммуникационной кампании, а также вовлечения граждан и некоммерческих организаций в мероприятия по укреплению
общественного здоровья.


















План реализации.



Наименование мероприятия

Тема мероприятия

Место проведения мероприятия

Период проведения мероприятия

Классные часы

«Здоровое питание школьников»

Кабинеты, закрепленные за обучающимися

Медицинский кабинет

Сентябрь 2020 – май 2021 года

Лекторий для обучающихся

«Здоровое питание - это здорово»

«Здоровое питание школьников»

Кабинеты, закрепленные за обучающимися

Медицинский кабинет

Сентябрь 2020 – май 2021 года

Уроки технологии

«Кулинария. Здоровое питание»

Кабинет технологии

Сентябрь 2020 – май 2021 года

Работа с информационным стендом

«Здоровое питание школьников»

Информационный стенд

Сентябрь 2020 – май 2021 года

Работа с материалом уголков здоровья

«Здоровое питание школьников»

Уголки здоровья в классах

Сентябрь 2020 – май 2021 года

«Школа кулинаров»

Конкурс памяток


«Полезные и вредные продукты»

Информационный стенд

Октябрь 2020 года

Конкурс домашних рецептов

«Овощные салаты»

Информационный стенд

Ноябрь 2020 года

Конкурс домашних рецептов

«Фруктовые салаты»

Информационный стенд

Декабрь 2020 года

Выставка книг

«О правильном питании»

Библиотека

Кабинеты, закреплённые за классами

Январь 2021 года

Конкурс домашних рецептов

«Вкусный и полезный завтрак»

Информационный стенд

Февраль

2021 года

Конкурс домашних рецептов

«Вкусный и полезный перекус»

Информационный стенд

Март

2021 года

Конкурс агитбригад


Вредным привычкам в питании – нет!

Дистанционно

Апрель 2021 года

Конкурс рисунков

«Зелёная аптека»

Информационный стенд

Май 2021 года

Родительское собрание

Режим и организация питания в школе – интернате и дома

Дистанционно

1 сентября

Родительское собрание

Рекомендации по здоровому питанию в условиях пандемии COVID-19

Дистанционно

7.09 -11.09.2020 года

Клуб для родителей

«Здоровое питание»

Здоровое питание школьников

Дистанционно

Сентябрь 2020 года – май 2021 года



Планируемые результаты.

  • знания о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;

  • навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;

  • умение определять полезные продукты питания.

  • знание о структуре ежедневного рациона питания;

  • навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;

  • умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.














Приложение 1

ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Прежде всего, нужно позаботиться о соблюдении режима питания.

 

Детям 6-7 лет необходимо есть 4-5 раз в день, перерыв между приема­ми пищи - не больше 3-3,5 часов. Если время завтрака, обеда, полдника и ужина соблюдается изо дня в день, организм ребенка начинает заранее гото­виться к приему пищи. Благодаря этому пища лучше переваривается и усваи­вается. Соблюдение режима питания - лучшая профилактика заболеваний ор­ганов пищеварения.

Если пришло время завтракать или обедать, а ребенок совсем не хочет есть, предложите ему выпить стакан сока, молока или съесть яблоко.

Не стоит принуждать ребенка, сердиться, нервничать. Ваши настойчивые уго­воры и требования могут сформировать у малыша стойкое отвращение к еде и привести к развитию анорексии (невротическому нарушению, выражаю­щемуся в отказе от пищи).

Чтобы «разбудить» у ребенка аппетит, перед основным приемом пищи дайте ему овощной или фруктовый салат. Благодаря этому блюду начинает выделяться желудочный сок, и у малыша возникает желание поесть.

Стоит обратить внимание на темперамент вашего сына или дочери. Спокойный, уравновешенный ребенок способен легко «настроиться» на еду, и ап­петит у него возникает сразу, как только он начинает есть. Подвижным, впе­чатлительным мальчикам и девочкам нужно время, чтобы успокоиться и ощу­тить голод. Поэтому не стоит требовать от таких детей, чтобы они немедлен­но приступали к еде. Пусть они помогут Вам накрыть на стол, приготовят по­суду, все это позволит непоседам «настроиться» на еду.

Питание ребенка должно быть полноценным и обеспечивать ор­ганизм всем необходимым.

Особое место в рационе питания занимают белковые продукты. На завтрак и ужин ребенку лучше предложить молочные блюда (сырники, варени­ки, омлет), каши, сваренные на молоке. Они обеспечивают потребность малы­ша в белке, легко усваиваются организмом.

Мясная пища тоже нужна детям. Но лучше, если блюда из мяса ребенок съест во время обеда. Избыток мясной пищи в рационе столь же вреден, как и ее недостаток.

Жиры служат источником энергии и «строительным материалом» для орга­низма, поэтому их присутствие в дневном рационе ребенка обязательно. Особое место среди жировых продуктов занимает сливочное и растительные масла. В них, помимо жира, содержатся витамины D, Е, К, а также полезные минеральные вещества.

Сливочное и растительные масла лучше использовать в натуральном виде (бутерброды, добавка к готовым блюдам, заправка для салатов). Дело в том, что при тепловой обработке разрушаются витамины, и масло теряет свои ценные качества. Сливочные масла с различными пищевыми добавками (шоко­ладное, фруктовое, сырное, селедочное) имеют пониженное количество жира, поэтому их можно рекомендовать для детей с избыточной массой тела.

Блюда из круп: каши, запеканки - основные источники углеводов. Каши легко усваиваются и обладают обволакивающим действием. Последнее очень важно для предупреждения заболеваний желудочно-кишечного тракта (к сожале­нию, распространенных среди детей). К тому же каши легки в приготовлении и ... очень дешевы.

Много углеводов и витаминов содержится в растительной пище. Овощи и фрукты необходимы ребенку каждый день. Но вот беда, зачастую при их вы­ращивании используются химические вещества, способные накапливаться в растении. Если Вы не уверены в «экологической безопасности» овощей, перед варкой нарежьте их кусочками и на 30-40 минут залейте холодной водой.

Следует помнить, что для полноценного усвоения веществ, содержащихся в овощах и фруктах, часто требуются жиры. Вот почему овощные или фрукто­вые салаты заправляют растительным маслом, майонезом или сметаной, сливками.






































Приложение 2


ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ.   ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.


Игра-соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы».

2 или 3 команды должны разложить продукты (названия ко­торых написаны на карточках, или нарисованы) на 3 стола, по­крытые скатертями  трех цветов:

  • зеленой (продукты ежедневного рациона);

  • желтой (полезные продукты, используемые достаточно часто);

  • красной (продукты, присутствующие на столе изредка).

Победителем становится команда, первой выполнившая за­дание правильно.

Динамическая игра «Поезд»

Один ученик исполняет роль светофора. Остальные учащиеся получают по одной карточке с рисунками продуктов. Дети образуют «длинный поезд», держа карточки в руках.

Едет поезд необычный,

Он большой и симпатичный (непривычный).

Нет вагонов, нет колес,

В нем: капуста, мед, овес,

Лук, петрушка и укроп...

Остановка!

Поезд, стоп!

Поезд движется по классу к светофору. По сигналу «Стоп!» на светофоре загорается красный свет (ученик, исполняющий роль светофора, поднимает красный кружок).

Из колонны выходят дети, в руках которых были карточки с рисунками продуктов, которые можно есть лишь изредка.

Поезд движется дальше и снова по сигналу «Стоп» загора­ется желтый свет. Из колонны выходят дети, в руках которых карточки с рисунками полезных продуктов, которые не следует есть каждый день.

В составе поезда остаются самые полезные продукты. Каж­дый ученик рассказывает, чем полезен продукт, изображенный на рисунке.

«Помоги Кубику или Бусинке»

На столе 4 карточки, на которых написаны блюда для завт­рака, обеда, полдника и ужина.

Задание: положите карточки к тем часам, на которых указано время этого приема пищи.

 

Доскажи пословицу

Каждая пословица написана на 2-х карточках, надо найти правильное продолжение.

 Кто не умерен в еде - (враг себе)

 Хочешь есть калачи -  (не сиди на печи)

 Когда я ем -  (я глух и нем)

 Снег на полях -  (хлеб в закромах).

Игра «Знатоки»

На столе раскладываются различные колоски. В блюдцах - крупы. Ребятам предлагается по виду колоса определить назва­ние растения (пшеница, гречиха, овес...), а затем найти в блюд­цах соответствующую крупу и тоже назвать ее (манная, гречне­вая, овсяная). Следует обратить внимание ребят на форму крупы, ее размеры, цвет.

Конкурс «Самая вкусная и полезная каша»

С помощью работников столовой или родителей педагог подготавливает несколько тарелочек с разными видами каш. Рядом располагаются блюдца с добавками: семечки, сухофрук­ты, варенье и т. п.

Команды учащихся должны с помощью добавок «приду­мать» свою кашу и дать ей оригинальное название. Жюри (в него могут войти родители, старшеклассники) определяют победителя.

В ходе конкурса учитель обращает внимание на соблюдение ребятами правил личной гигиены (вымытые руки, использова­ние «личной» ложки, дегустация не из общей тарелки, а из от­дельного блюдца или розетки), а также правил этикета.

Все это также может оцениваться жюри.

Игра «Поварята»

В блюдцах насыпаны вперемешку крупы — рисовая, гречне­вая, пшенная. Задание «поварятам» отделить крупы друг от дру­га и разложить по отдельным кастрюлям. Победителем станет тот, кто быстрее и без ошибок справится с заданием.

Венок из пословиц

Педагог заранее готовит макет венка из колосков и отдель­ные колоски. Детям предлагается вспомнить и назвать все по­словицы о хлебе. После каждой названной пословицы педагог вплетает в венок новый колосок. После окончания игры венок может украсить класс.

Хлебушко -  пирогу дедушка.

Без печки холодно - без хлеба голодно.

Не в пору и обед, коли хлеба нет.

Ешь пироги, а хлеб вперед береги.

Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

Нет хлеба - нет обеда.

Много снега - много хлеба.

Ржаной хлебушко - калачу дедушка.

Хлеб на стол -  и стол престол.

Хлеб - батюшка-кормилец.















Приложение 3


Анкета для обучающихся

Дорогой друг!

Просим тебя ответить на вопросы нашей анкеты,

результаты которой помогут нам в исследовании.

Отметь правильный ответ.

Благодарим за сотрудничество.


  1. Всегда ли ты ешь горячий завтрак дома перед уходом в школу?

- да

- нет

  1. Ешь ли ты ежедневно обед, который включает в себя горячее первое блюдо?

- да

- нет

  1. Всегда ли ты моешь руки перед едой?

- да

- нет

  1. Сколько раз в день ты кушаешь?

- 3 раза

- 4 раза

Спасибо за участие!



Анкета для родителей.

Мы рады приветствовать Вас на исследовании, посвященному изучению результатов реализации программы

«Разговор о правильном питании».

Просим Вас ответить на вопросы анкеты

Благодарим за понимание и сотрудничество.


  1. Регулярно ли Вы готовите завтрак для своего ребенка?

- да

- нет


  1. Ежедневно ли Вы готовите обед своему ребенку, состоящий из 3-4 блюд?

- да

- нет

  1. Регулярно ли Вы готовите блюда из овощей (кроме картофеля)?

- да

-нет

  1. Сервируете ли Вы стол?

- да

-нет



Спасибо за участие!

Приложение 4.


Питаться правильно — сложно или просто?

Тема здорового питания окружена околонаучными мифами, историями о чудодейственных диетах и суперпродуктах. Однако в основе научного подхода к питанию лежат всего два базовых закона — усвоив их, вы в любой момент сможете контролировать, правильно ли вы питаетесь и что вам необходимо изменить.

Здоровое питание школьников

Вопрос о правильном рационе питания детей школьного возраста волнует всех родителей, заботящихся о здоровье своих детей. Карманные деньги, выдаваемые на «мелкие расходы», чаще всего тратятся на вредные «вкусности», а значит, нужно не только придирчиво изучать меню в школьной столовой, но и самим составить такой рацион питания, при котором все потребности растущего организма будут удовлетворены в полной мере.

Рацион питания школьника должен быть адекватен энергозатратам ребёнка. Современные школьные программы очень насыщенны и требуют значительных усилий и большой траты времени не только в школе, но и дома.

Море информации (чаще, к сожалению, ненужной), обрушивающейся на головы детей буквально отовсюду, создаёт большую нагрузку на нервную систему. Как сохранить здоровье ребёнка, помочь ему справиться со всеми нагрузками?

Помните древнее выражение – «Ты есть то, что ты ешь»? Как ни странно это не звучит, но питание играет в жизни любого человека очень важную роль, а уж в жизни ребёнка – тем более.

Правильное питание школьника – залог его здоровья, успеваемости и нормального развития. По мнению диетологов, ребёнок, учащийся в школе, должен есть не менее 4 раз в день, причём завтраки, обеды и ужины обязательно должны включать в себя горячие блюда.

Школьники проводят по полдня вне дома, а некоторые – и вовсе весь день, оставаясь в продлёнке. Задача родителей – накормить ребёнка правильным завтраком и ужином и дать с собой не только вкусный, но и полезный «тормозок».

Составляя рацион для школьника, необходимо помнить о балансе важных питательных веществ и витаминов. Но для начала давайте вспомним, для чего нужны эти вещества и где они находятся.

Чем кормить школьника…

Чем же кормить школьника? По мнению врачей-педиатров, каждый ребенок должен получать с едой полный набор необходимых микроэлементов и витаминов. На столе в обязательном порядке должны быть молоко, творог, масло - в них содержится витамин A, важный для иммунитета, зрения, работы желудочно-кишечного тракта. Провитамин А, из которого в организме синтезируется витамин A, есть в шпинате, моркови, помидорах, салате, зеленом горошке, петрушке, фасоли.

Многие мамы, боясь, что ребенок потолстеет, ограничивают его в хлебе. На самом деле хлеб детям необходим - в нем есть витамин B1, ответственный за выносливость, крепкую нервную систему, нормальный обмен веществ. Без него школьник будет быстро уставать и не осилит науки. Врачи-педиатры советуют приучать ребенка к хлебу пшеничному из муки грубого помола или ржаному (если нет запрета или ограничений со стороны гастроэнтеролога!) - именно в данных изделиях больше витаминов группы B. Крупы, дрожжи, горох, свинина, курятина тоже содержат витамин B1. Необходим растущему организму и витамин B2 (участвующий в белковом обмене) - его необходимо искать в твердом сыре или мясе.

Что бы частые простуды не выбивали школьника из учебной колеи, обеспечьте его запасами витамина C - цитрусовыми, сладким перцем, капустой, клюквой, черной смородиной, крыжовником, малиной, другими фруктами и ягодами.

Выходить к доске, как на праздник, поможет витамин Р укрепляющий нервы. Его источники - рис, картофель, пшено, ячмень.

Нужен детворе и витамин K, для обеспечения нормальной свертываемости крови. Это vita-вещество находится в зеленых лиственных овощах.

И, конечно, ребенку нужно хорошо расти. В этом ему помогут витамин Е (зеленый горошек, растительные масла, орехи, семена подсолнечника) и витамин D - он находится в яйцах (вот почему их надо давать школьнику как минимум 2-3 раза в неделю!), сливочном масле, всех видах сыра, рыбьем жире, кукурузе, пророщенных зернах пшеницы, оливках.

Важны для подрастающего поколения и микроэлементы - калий, кальций, фосфор, магний, цинк, йод, медь, железо. Их поставщики - фрукты, овощи, молочные продукты. Составляя меню школьника, следите, чтобы он получал необходимое количество углеводов,  белков и жиров, причем не только животных, но и растительных.

Вышеуказанный полезный набор актуален для школьников всех возрастов, отличие лишь - в размере порций.

Первоклассникам (6 лет) будет достаточно 2000 ккал, ученикам младших классов (7-10 лет) - 2350 ккал, школьникам (11-13 лет) - 2500 ккал, подросткам от 14 лет и старше - девушкам 2600 ккал  и юношам 3000 ккал.

Если школьник занимается спортом, энергетическая ценность его рациона должна быть на 300-500 ккал больше. И, конечно же, весь витаминно-минеральный состав не проглатывается за один раз - школьники должны кушать 4-5 раз в день.

Режим и организация питания школьника

Даже если ребенок получает весь витаминный арсенал, он может болеть. Важно, в какое время ребёнок получает те или иные продукты. Например, если часто пропускает занятия из-за насморка (хотя содержащие витамин C фрукты поглощает каждый день), виноват может быть неправильный завтрак. При хроническом насморке не следует утром кушать творог, йогурт, твердый сыр, сырые овощи, цитрусовые, бананы. Их нужно есть позже - на второй завтрак или не полдник. Утро в этом случае надо начинать с каш (овсяной или пшенной). Причем геркулес стоит варить, а не запаривать водой или молоком: потребуется больше энергии для его переваривания.

Важно сколько ребенок пьет воды. У растущего организма немалые потребности в воде. Ученики младших классов должны в день выпивать не менее 1-2 л, а старшеклассники - 2-2,5 л. Для этого кладите в портфель бутылочку с чистой водой.

А вот от спрайта, фанты и прочих сладких газировок, изобилующих синтетическими элементами, детишек желательно ограничить. У ребятишек есть тяга к сладкой воде - уж очень она вкусна. Однако, вкусное обязано быть еще и полезным. Сладкие газированные напитки лучше заменить натуральным квасом, - это энергетический продукт, богатый витаминами, поэтому он очень нужен детям и подросткам.

 Детвора обладает природным чутьем что, когда и как им необходимо есть. Родители, увы, частенько их одергивают, лишая полезных привычек. Так, многим детям нравится жевать хлеб после, а не во время еды (что отлично сказывается для его усвоения). Взрослые же заставляют заедать хлебом различные блюда.

Часто детишки едят медленно, тщательно пережевывают пищу. Родители подгоняют их - от этого у детей портятся желудки. Нередко ребенок чувствует, сколько надо ему съесть, и большую порцию, отставляет в сторону. А родители заставляют съедать все. Отсюда у многих дошколят и школьников лишний вес. Впрочем, цивилизация берет свое - у детей формируются вредные пристрастия в питании. И в каждом возрасте - свои.

Вредные привычки в питании школьников.

У младших школьников проявляется непомерная тяга к киндер-сюрпризам, шоколадным батончикам и прочим соблазнам в ярких обертках. При этом 7-9-летки могут с большой неохотой есть картошечку, котлетки, приготовленные дома.

Почему? Ребятишкам сахар нужен для нормального роста, поэтому в обожании шоколадок нет ничего необычного. Плюс ко всему для детей в еде важна эстетика их привлекает все необычное и феерическое. Но есть и более глубинные причины. Возможно, родители перекармливают ребенка, заставляют его есть. Вот у него и формируется протест против супов да отбивных, а выражается он в тяге к конфетам да эклерам.

Что делать? Многие фабричные сладости содержат химические добавки, абсолютно не нужные детскому организму. Ребятишек стоит отучать от покупных лакомств. Как именно - это дело каждой семьи, тут подход индивидуальный. Главное - без давления и угроз. Попробуйте метод замещения: вместо магазинных кондитерских чудес предлагайте ребенку домашние пироги, торты. Чаще покупайте фрукты, ягоды, а также изюм, курагу, прочие натуральные вкусности. Кстати, чрезмерная любовь к сладкому может сигнализировать о сбоях в организме (к примеру, о наличии гельминтов). Поэтому, если ребенок ест конфеты килограммами, обязательно проконсультируйтесь с врачом-педиатром.

Подростков-мальчиков теперь не нужно заставлять есть - тинейджеры кушают часто и с завидным аппетитом. Но есть другой нюанс. По данным социологических опросов, слабоалкогольные напитки школьники пробуют уже с 10-13 лет. Между тем, одна бутылка легкого слабоалкогольного напитка (в зависимости от крепости) равна 50-100 г водки! Алкоголь даже в

слабой концентрации уничтожающе действует на печень и подавляет выработку половых гормонов — как у юношей, так и у девушек. Посему пить его во время полового созревания нельзя.

Почему? Любой хмельной напиток на время вызывает эйфорию, заглушает психологические проблемы. А их в переходном возрасте много - неуверенность в себе, неумение общаться с окружающими и др. К тому же, алкоголь объединяет. Отрокам, которым важно «кучковаться», бутылка джин-тоника, пусть ненадолго, но помогает найти общий язык друг с другом, стать частью компании.

Что делать? Лучшая защита - это профилактика. Постарайтесь найти контакт со своим ребенком и рассказать о вреде алкоголя. Конечно же, по-дружески, без высокомерия и ультиматумов. Политика ремня и нотаций даст обратный эффект. А если это все-таки произошло, нужно увидеть психологическую причину, откровенно поговорить с ребенком, возможно, обратиться за помощью к специалисту.

У подростков-девочек иная проблема. Чтобы стать стройнее или сохранить фигуру, они исключают из своего рациона различные калорийные продукты, а порой и вовсе отказываются есть. Медики считают, что любые диеты для похудения школьницам противопоказаны - это сказывается на развитии, росте, в целом ухудшает состояние здоровья. Но мечта об идеальной фигуре оказывается сильнее разумных доводов.

Почему? Проблема тоже психологическая - комплекс неполноценности, страх оказаться отвергнутой, не вписаться в стандарты общества, неприятие своей женской сути или нагрянувших физиологических перемен.

Что делать? Направить все силы, дабы повысить у девушки самооценку: хвалить ее внешность, обаяние, способности. Склонную к полноте барышню можно записать на восточные танцы, чтобы она поняла плюсы своего телосложения и почувствовала себя привлекательной.

Ключ без права передачи в каждой семье свой. Внимание и чуткость - это, пожалуй, основные условия для того, чтобы ребенок в любом возрасте радовал отменным аппетитом.

Правильная организация питания школьников обеспечивает организм детей всеми ресурсами не только для роста и развития, но и для возрастающих нагрузок в школе и полового созревания. И ваш вклад, как родителей, особенно важен.

Дополнительная информация о федеральном проекте «Укрепление общественного здоровья», рекомендации Роспотребнадзора, полезные статьи и интервью экспертов по здоровому питанию уже доступны на портале​ «Здоровое питание» - здоровое-питание.рф.







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!