ОГКОУ «Санаторная школа – интернат»
Проект «Укрепление общественного здоровья
(«Здоровое питание»).
Общественное здоровье - это здоровье популяции, общества в целом, медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности.
Миссия проекта «Здоровое питание» — улучшение качества жизни и здоровья граждан благодаря обеспечению безопасными и качественными продуктами, а также внедрение норм здорового питания в каждую российскую семью.
Ключевая задача проекта – создать в нашей стране среду, способствующую ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание.
Одна из целей федерального проекта – формирование системы научно достоверного информирования населения о принципах правильного питания и постоянного мониторинга пищевой продукции с точки зрения качества, безопасности и полезности.
Чтобы увеличить число людей, осознанно выбирающих здоровый образ жизни, Роспотребнадзор разработал и реализует образовательные программы, обеспечивая граждан базой знаний, которая необходима для формирования бережного отношения к своему организму.
Задача:
«Формирование системы мотивации обучающихся к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек».
Направление:
«Формирование среды, способствующей ведению обучающимися здорового образа жизни, включая здоровое питание ( сокращение потребления соли и сахара),
снижение потребления алкоголя».
Мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни посредством проведения информационно коммуникационной кампании, а также вовлечения граждан и некоммерческих организаций в мероприятия по укреплению
общественного здоровья.
План реализации.
Наименование мероприятия | Тема мероприятия | Место проведения мероприятия | Период проведения мероприятия |
Классные часы | «Здоровое питание школьников» | Кабинеты, закрепленные за обучающимися Медицинский кабинет | Сентябрь 2020 – май 2021 года |
Лекторий для обучающихся «Здоровое питание - это здорово» | «Здоровое питание школьников» | Кабинеты, закрепленные за обучающимися Медицинский кабинет | Сентябрь 2020 – май 2021 года |
Уроки технологии | «Кулинария. Здоровое питание» | Кабинет технологии | Сентябрь 2020 – май 2021 года |
Работа с информационным стендом | «Здоровое питание школьников» | Информационный стенд | Сентябрь 2020 – май 2021 года |
Работа с материалом уголков здоровья | «Здоровое питание школьников» | Уголки здоровья в классах | Сентябрь 2020 – май 2021 года |
«Школа кулинаров» |
Конкурс памяток | «Полезные и вредные продукты» | Информационный стенд | Октябрь 2020 года |
Конкурс домашних рецептов | «Овощные салаты» | Информационный стенд | Ноябрь 2020 года |
Конкурс домашних рецептов | «Фруктовые салаты» | Информационный стенд | Декабрь 2020 года |
Выставка книг | «О правильном питании» | Библиотека Кабинеты, закреплённые за классами | Январь 2021 года |
Конкурс домашних рецептов | «Вкусный и полезный завтрак» | Информационный стенд | Февраль 2021 года |
Конкурс домашних рецептов | «Вкусный и полезный перекус» | Информационный стенд | Март 2021 года |
Конкурс агитбригад | Вредным привычкам в питании – нет! | Дистанционно | Апрель 2021 года |
Конкурс рисунков | «Зелёная аптека» | Информационный стенд | Май 2021 года |
Родительское собрание | Режим и организация питания в школе – интернате и дома | Дистанционно | 1 сентября |
Родительское собрание | Рекомендации по здоровому питанию в условиях пандемии COVID-19 | Дистанционно | 7.09 -11.09.2020 года |
Клуб для родителей «Здоровое питание» | Здоровое питание школьников | Дистанционно | Сентябрь 2020 года – май 2021 года |
Планируемые результаты.
знания о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;
навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;
умение определять полезные продукты питания.
знание о структуре ежедневного рациона питания;
навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;
умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.
Приложение 1
ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Прежде всего, нужно позаботиться о соблюдении режима питания.
Детям 6-7 лет необходимо есть 4-5 раз в день, перерыв между приемами пищи - не больше 3-3,5 часов. Если время завтрака, обеда, полдника и ужина соблюдается изо дня в день, организм ребенка начинает заранее готовиться к приему пищи. Благодаря этому пища лучше переваривается и усваивается. Соблюдение режима питания - лучшая профилактика заболеваний органов пищеварения.
Если пришло время завтракать или обедать, а ребенок совсем не хочет есть, предложите ему выпить стакан сока, молока или съесть яблоко.
Не стоит принуждать ребенка, сердиться, нервничать. Ваши настойчивые уговоры и требования могут сформировать у малыша стойкое отвращение к еде и привести к развитию анорексии (невротическому нарушению, выражающемуся в отказе от пищи).
Чтобы «разбудить» у ребенка аппетит, перед основным приемом пищи дайте ему овощной или фруктовый салат. Благодаря этому блюду начинает выделяться желудочный сок, и у малыша возникает желание поесть.
Стоит обратить внимание на темперамент вашего сына или дочери. Спокойный, уравновешенный ребенок способен легко «настроиться» на еду, и аппетит у него возникает сразу, как только он начинает есть. Подвижным, впечатлительным мальчикам и девочкам нужно время, чтобы успокоиться и ощутить голод. Поэтому не стоит требовать от таких детей, чтобы они немедленно приступали к еде. Пусть они помогут Вам накрыть на стол, приготовят посуду, все это позволит непоседам «настроиться» на еду.
Питание ребенка должно быть полноценным и обеспечивать организм всем необходимым.
Особое место в рационе питания занимают белковые продукты. На завтрак и ужин ребенку лучше предложить молочные блюда (сырники, вареники, омлет), каши, сваренные на молоке. Они обеспечивают потребность малыша в белке, легко усваиваются организмом.
Мясная пища тоже нужна детям. Но лучше, если блюда из мяса ребенок съест во время обеда. Избыток мясной пищи в рационе столь же вреден, как и ее недостаток.
Жиры служат источником энергии и «строительным материалом» для организма, поэтому их присутствие в дневном рационе ребенка обязательно. Особое место среди жировых продуктов занимает сливочное и растительные масла. В них, помимо жира, содержатся витамины D, Е, К, а также полезные минеральные вещества.
Сливочное и растительные масла лучше использовать в натуральном виде (бутерброды, добавка к готовым блюдам, заправка для салатов). Дело в том, что при тепловой обработке разрушаются витамины, и масло теряет свои ценные качества. Сливочные масла с различными пищевыми добавками (шоколадное, фруктовое, сырное, селедочное) имеют пониженное количество жира, поэтому их можно рекомендовать для детей с избыточной массой тела.
Блюда из круп: каши, запеканки - основные источники углеводов. Каши легко усваиваются и обладают обволакивающим действием. Последнее очень важно для предупреждения заболеваний желудочно-кишечного тракта (к сожалению, распространенных среди детей). К тому же каши легки в приготовлении и ... очень дешевы.
Много углеводов и витаминов содержится в растительной пище. Овощи и фрукты необходимы ребенку каждый день. Но вот беда, зачастую при их выращивании используются химические вещества, способные накапливаться в растении. Если Вы не уверены в «экологической безопасности» овощей, перед варкой нарежьте их кусочками и на 30-40 минут залейте холодной водой.
Следует помнить, что для полноценного усвоения веществ, содержащихся в овощах и фруктах, часто требуются жиры. Вот почему овощные или фруктовые салаты заправляют растительным маслом, майонезом или сметаной, сливками.
Приложение 2
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
Игра-соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы».
2 или 3 команды должны разложить продукты (названия которых написаны на карточках, или нарисованы) на 3 стола, покрытые скатертями трех цветов:
зеленой (продукты ежедневного рациона);
желтой (полезные продукты, используемые достаточно часто);
красной (продукты, присутствующие на столе изредка).
Победителем становится команда, первой выполнившая задание правильно.
Динамическая игра «Поезд»
Один ученик исполняет роль светофора. Остальные учащиеся получают по одной карточке с рисунками продуктов. Дети образуют «длинный поезд», держа карточки в руках.
Едет поезд необычный,
Он большой и симпатичный (непривычный).
Нет вагонов, нет колес,
В нем: капуста, мед, овес,
Лук, петрушка и укроп...
Остановка!
Поезд, стоп!
Поезд движется по классу к светофору. По сигналу «Стоп!» на светофоре загорается красный свет (ученик, исполняющий роль светофора, поднимает красный кружок).
Из колонны выходят дети, в руках которых были карточки с рисунками продуктов, которые можно есть лишь изредка.
Поезд движется дальше и снова по сигналу «Стоп» загорается желтый свет. Из колонны выходят дети, в руках которых карточки с рисунками полезных продуктов, которые не следует есть каждый день.
В составе поезда остаются самые полезные продукты. Каждый ученик рассказывает, чем полезен продукт, изображенный на рисунке.
«Помоги Кубику или Бусинке»
На столе 4 карточки, на которых написаны блюда для завтрака, обеда, полдника и ужина.
Задание: положите карточки к тем часам, на которых указано время этого приема пищи.
Доскажи пословицу
Каждая пословица написана на 2-х карточках, надо найти правильное продолжение.
Кто не умерен в еде - (враг себе)
Хочешь есть калачи - (не сиди на печи)
Когда я ем - (я глух и нем)
Снег на полях - (хлеб в закромах).
Игра «Знатоки»
На столе раскладываются различные колоски. В блюдцах - крупы. Ребятам предлагается по виду колоса определить название растения (пшеница, гречиха, овес...), а затем найти в блюдцах соответствующую крупу и тоже назвать ее (манная, гречневая, овсяная). Следует обратить внимание ребят на форму крупы, ее размеры, цвет.
Конкурс «Самая вкусная и полезная каша»
С помощью работников столовой или родителей педагог подготавливает несколько тарелочек с разными видами каш. Рядом располагаются блюдца с добавками: семечки, сухофрукты, варенье и т. п.
Команды учащихся должны с помощью добавок «придумать» свою кашу и дать ей оригинальное название. Жюри (в него могут войти родители, старшеклассники) определяют победителя.
В ходе конкурса учитель обращает внимание на соблюдение ребятами правил личной гигиены (вымытые руки, использование «личной» ложки, дегустация не из общей тарелки, а из отдельного блюдца или розетки), а также правил этикета.
Все это также может оцениваться жюри.
Игра «Поварята»
В блюдцах насыпаны вперемешку крупы — рисовая, гречневая, пшенная. Задание «поварятам» отделить крупы друг от друга и разложить по отдельным кастрюлям. Победителем станет тот, кто быстрее и без ошибок справится с заданием.
Венок из пословиц
Педагог заранее готовит макет венка из колосков и отдельные колоски. Детям предлагается вспомнить и назвать все пословицы о хлебе. После каждой названной пословицы педагог вплетает в венок новый колосок. После окончания игры венок может украсить класс.
Хлебушко - пирогу дедушка.
Без печки холодно - без хлеба голодно.
Не в пору и обед, коли хлеба нет.
Ешь пироги, а хлеб вперед береги.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Нет хлеба - нет обеда.
Много снега - много хлеба.
Ржаной хлебушко - калачу дедушка.
Хлеб на стол - и стол престол.
Хлеб - батюшка-кормилец.
Приложение 3
Анкета для обучающихся
Дорогой друг!
Просим тебя ответить на вопросы нашей анкеты,
результаты которой помогут нам в исследовании.
Отметь правильный ответ.
Благодарим за сотрудничество.
Всегда ли ты ешь горячий завтрак дома перед уходом в школу?
- да
- нет
Ешь ли ты ежедневно обед, который включает в себя горячее первое блюдо?
- да
- нет
Всегда ли ты моешь руки перед едой?
- да
- нет
Сколько раз в день ты кушаешь?
- 3 раза
- 4 раза
Спасибо за участие!
Анкета для родителей.
Мы рады приветствовать Вас на исследовании, посвященному изучению результатов реализации программы
«Разговор о правильном питании».
Просим Вас ответить на вопросы анкеты
Благодарим за понимание и сотрудничество.
Регулярно ли Вы готовите завтрак для своего ребенка?
- да
- нет
Ежедневно ли Вы готовите обед своему ребенку, состоящий из 3-4 блюд?
- да
- нет
Регулярно ли Вы готовите блюда из овощей (кроме картофеля)?
- да
-нет
Сервируете ли Вы стол?
- да
-нет
Спасибо за участие!
Приложение 4.
Питаться правильно — сложно или просто?
Тема здорового питания окружена околонаучными мифами, историями о чудодейственных диетах и суперпродуктах. Однако в основе научного подхода к питанию лежат всего два базовых закона — усвоив их, вы в любой момент сможете контролировать, правильно ли вы питаетесь и что вам необходимо изменить.
Здоровое питание школьников
Вопрос о правильном рационе питания детей школьного возраста волнует всех родителей, заботящихся о здоровье своих детей. Карманные деньги, выдаваемые на «мелкие расходы», чаще всего тратятся на вредные «вкусности», а значит, нужно не только придирчиво изучать меню в школьной столовой, но и самим составить такой рацион питания, при котором все потребности растущего организма будут удовлетворены в полной мере.
Рацион питания школьника должен быть адекватен энергозатратам ребёнка. Современные школьные программы очень насыщенны и требуют значительных усилий и большой траты времени не только в школе, но и дома.
Море информации (чаще, к сожалению, ненужной), обрушивающейся на головы детей буквально отовсюду, создаёт большую нагрузку на нервную систему. Как сохранить здоровье ребёнка, помочь ему справиться со всеми нагрузками?
Помните древнее выражение – «Ты есть то, что ты ешь»? Как ни странно это не звучит, но питание играет в жизни любого человека очень важную роль, а уж в жизни ребёнка – тем более.
Правильное питание школьника – залог его здоровья, успеваемости и нормального развития. По мнению диетологов, ребёнок, учащийся в школе, должен есть не менее 4 раз в день, причём завтраки, обеды и ужины обязательно должны включать в себя горячие блюда.
Школьники проводят по полдня вне дома, а некоторые – и вовсе весь день, оставаясь в продлёнке. Задача родителей – накормить ребёнка правильным завтраком и ужином и дать с собой не только вкусный, но и полезный «тормозок».
Составляя рацион для школьника, необходимо помнить о балансе важных питательных веществ и витаминов. Но для начала давайте вспомним, для чего нужны эти вещества и где они находятся.
Чем кормить школьника…
Чем же кормить школьника? По мнению врачей-педиатров, каждый ребенок должен получать с едой полный набор необходимых микроэлементов и витаминов. На столе в обязательном порядке должны быть молоко, творог, масло - в них содержится витамин A, важный для иммунитета, зрения, работы желудочно-кишечного тракта. Провитамин А, из которого в организме синтезируется витамин A, есть в шпинате, моркови, помидорах, салате, зеленом горошке, петрушке, фасоли.
Многие мамы, боясь, что ребенок потолстеет, ограничивают его в хлебе. На самом деле хлеб детям необходим - в нем есть витамин B1, ответственный за выносливость, крепкую нервную систему, нормальный обмен веществ. Без него школьник будет быстро уставать и не осилит науки. Врачи-педиатры советуют приучать ребенка к хлебу пшеничному из муки грубого помола или ржаному (если нет запрета или ограничений со стороны гастроэнтеролога!) - именно в данных изделиях больше витаминов группы B. Крупы, дрожжи, горох, свинина, курятина тоже содержат витамин B1. Необходим растущему организму и витамин B2 (участвующий в белковом обмене) - его необходимо искать в твердом сыре или мясе.
Что бы частые простуды не выбивали школьника из учебной колеи, обеспечьте его запасами витамина C - цитрусовыми, сладким перцем, капустой, клюквой, черной смородиной, крыжовником, малиной, другими фруктами и ягодами.
Выходить к доске, как на праздник, поможет витамин Р укрепляющий нервы. Его источники - рис, картофель, пшено, ячмень.
Нужен детворе и витамин K, для обеспечения нормальной свертываемости крови. Это vita-вещество находится в зеленых лиственных овощах.
И, конечно, ребенку нужно хорошо расти. В этом ему помогут витамин Е (зеленый горошек, растительные масла, орехи, семена подсолнечника) и витамин D - он находится в яйцах (вот почему их надо давать школьнику как минимум 2-3 раза в неделю!), сливочном масле, всех видах сыра, рыбьем жире, кукурузе, пророщенных зернах пшеницы, оливках.
Важны для подрастающего поколения и микроэлементы - калий, кальций, фосфор, магний, цинк, йод, медь, железо. Их поставщики - фрукты, овощи, молочные продукты. Составляя меню школьника, следите, чтобы он получал необходимое количество углеводов, белков и жиров, причем не только животных, но и растительных.
Вышеуказанный полезный набор актуален для школьников всех возрастов, отличие лишь - в размере порций.
Первоклассникам (6 лет) будет достаточно 2000 ккал, ученикам младших классов (7-10 лет) - 2350 ккал, школьникам (11-13 лет) - 2500 ккал, подросткам от 14 лет и старше - девушкам 2600 ккал и юношам 3000 ккал.
Если школьник занимается спортом, энергетическая ценность его рациона должна быть на 300-500 ккал больше. И, конечно же, весь витаминно-минеральный состав не проглатывается за один раз - школьники должны кушать 4-5 раз в день.
Режим и организация питания школьника
Даже если ребенок получает весь витаминный арсенал, он может болеть. Важно, в какое время ребёнок получает те или иные продукты. Например, если часто пропускает занятия из-за насморка (хотя содержащие витамин C фрукты поглощает каждый день), виноват может быть неправильный завтрак. При хроническом насморке не следует утром кушать творог, йогурт, твердый сыр, сырые овощи, цитрусовые, бананы. Их нужно есть позже - на второй завтрак или не полдник. Утро в этом случае надо начинать с каш (овсяной или пшенной). Причем геркулес стоит варить, а не запаривать водой или молоком: потребуется больше энергии для его переваривания.
Важно сколько ребенок пьет воды. У растущего организма немалые потребности в воде. Ученики младших классов должны в день выпивать не менее 1-2 л, а старшеклассники - 2-2,5 л. Для этого кладите в портфель бутылочку с чистой водой.
А вот от спрайта, фанты и прочих сладких газировок, изобилующих синтетическими элементами, детишек желательно ограничить. У ребятишек есть тяга к сладкой воде - уж очень она вкусна. Однако, вкусное обязано быть еще и полезным. Сладкие газированные напитки лучше заменить натуральным квасом, - это энергетический продукт, богатый витаминами, поэтому он очень нужен детям и подросткам.
Детвора обладает природным чутьем что, когда и как им необходимо есть. Родители, увы, частенько их одергивают, лишая полезных привычек. Так, многим детям нравится жевать хлеб после, а не во время еды (что отлично сказывается для его усвоения). Взрослые же заставляют заедать хлебом различные блюда.
Часто детишки едят медленно, тщательно пережевывают пищу. Родители подгоняют их - от этого у детей портятся желудки. Нередко ребенок чувствует, сколько надо ему съесть, и большую порцию, отставляет в сторону. А родители заставляют съедать все. Отсюда у многих дошколят и школьников лишний вес. Впрочем, цивилизация берет свое - у детей формируются вредные пристрастия в питании. И в каждом возрасте - свои.
Вредные привычки в питании школьников.
У младших школьников проявляется непомерная тяга к киндер-сюрпризам, шоколадным батончикам и прочим соблазнам в ярких обертках. При этом 7-9-летки могут с большой неохотой есть картошечку, котлетки, приготовленные дома.
Почему? Ребятишкам сахар нужен для нормального роста, поэтому в обожании шоколадок нет ничего необычного. Плюс ко всему для детей в еде важна эстетика их привлекает все необычное и феерическое. Но есть и более глубинные причины. Возможно, родители перекармливают ребенка, заставляют его есть. Вот у него и формируется протест против супов да отбивных, а выражается он в тяге к конфетам да эклерам.
Что делать? Многие фабричные сладости содержат химические добавки, абсолютно не нужные детскому организму. Ребятишек стоит отучать от покупных лакомств. Как именно - это дело каждой семьи, тут подход индивидуальный. Главное - без давления и угроз. Попробуйте метод замещения: вместо магазинных кондитерских чудес предлагайте ребенку домашние пироги, торты. Чаще покупайте фрукты, ягоды, а также изюм, курагу, прочие натуральные вкусности. Кстати, чрезмерная любовь к сладкому может сигнализировать о сбоях в организме (к примеру, о наличии гельминтов). Поэтому, если ребенок ест конфеты килограммами, обязательно проконсультируйтесь с врачом-педиатром.
Подростков-мальчиков теперь не нужно заставлять есть - тинейджеры кушают часто и с завидным аппетитом. Но есть другой нюанс. По данным социологических опросов, слабоалкогольные напитки школьники пробуют уже с 10-13 лет. Между тем, одна бутылка легкого слабоалкогольного напитка (в зависимости от крепости) равна 50-100 г водки! Алкоголь даже в
слабой концентрации уничтожающе действует на печень и подавляет выработку половых гормонов — как у юношей, так и у девушек. Посему пить его во время полового созревания нельзя.
Почему? Любой хмельной напиток на время вызывает эйфорию, заглушает психологические проблемы. А их в переходном возрасте много - неуверенность в себе, неумение общаться с окружающими и др. К тому же, алкоголь объединяет. Отрокам, которым важно «кучковаться», бутылка джин-тоника, пусть ненадолго, но помогает найти общий язык друг с другом, стать частью компании.
Что делать? Лучшая защита - это профилактика. Постарайтесь найти контакт со своим ребенком и рассказать о вреде алкоголя. Конечно же, по-дружески, без высокомерия и ультиматумов. Политика ремня и нотаций даст обратный эффект. А если это все-таки произошло, нужно увидеть психологическую причину, откровенно поговорить с ребенком, возможно, обратиться за помощью к специалисту.
У подростков-девочек иная проблема. Чтобы стать стройнее или сохранить фигуру, они исключают из своего рациона различные калорийные продукты, а порой и вовсе отказываются есть. Медики считают, что любые диеты для похудения школьницам противопоказаны - это сказывается на развитии, росте, в целом ухудшает состояние здоровья. Но мечта об идеальной фигуре оказывается сильнее разумных доводов.
Почему? Проблема тоже психологическая - комплекс неполноценности, страх оказаться отвергнутой, не вписаться в стандарты общества, неприятие своей женской сути или нагрянувших физиологических перемен.
Что делать? Направить все силы, дабы повысить у девушки самооценку: хвалить ее внешность, обаяние, способности. Склонную к полноте барышню можно записать на восточные танцы, чтобы она поняла плюсы своего телосложения и почувствовала себя привлекательной.
Ключ без права передачи в каждой семье свой. Внимание и чуткость - это, пожалуй, основные условия для того, чтобы ребенок в любом возрасте радовал отменным аппетитом.
Правильная организация питания школьников обеспечивает организм детей всеми ресурсами не только для роста и развития, но и для возрастающих нагрузок в школе и полового созревания. И ваш вклад, как родителей, особенно важен.
Дополнительная информация о федеральном проекте «Укрепление общественного здоровья», рекомендации Роспотребнадзора, полезные статьи и интервью экспертов по здоровому питанию уже доступны на портале «Здоровое питание» - здоровое-питание.рф.