Цель проекта: Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
Для родителей:
Для детей:
- 1 . Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка;
- 2. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
- 3. Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пищи, о соблюдении навыков гигиены.
Для педагогов:
- 1. Укреплять и охранять здоровье детей;
- 2. Сформировать навыки здорового образа жизни на основе современных здоровьесберегающих технологий.
- 3. Формировать у детей интерес к физической культуре, жизненно необходимые двигательные умения и навыки в различных видах деятельности в соответствии с индивидуальными способностями.
- 3. Формировать первоначальные простейшие представления о себе, как отдельном человеке, об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека;
- 4. Воспитывать у детей полезные привычки, представления о правилах личной гигиены, формирование культурно-гигиенических навыков и простейших навыков самообслуживания.
- Установить партнерские и сотруднические отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для формирования основ здорового образа жизни у детей
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Актуальность проекта
- Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Здоровый ребёнок характеризуется гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально-волевым, нравственным и социальным развитием. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Проблема К сожалению, в России здоровый образ жизни не занимает пока первое место в шкале потребностей и ценностей человека. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы станем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно будет надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически. Таким образом, проблема формирования у дошкольников культуры здоровья очень важна. От её решения зависит будущее нации и государства.
Этапы проекта:
1 этап: Подготовительный.
1. Подборка методического и дидактического материала. 2. Подборка художественной литературы. 3. Оформление папок-передвижек, консультаций, буклетов для родителей по теме проекта. 4. Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта. 5. Подборка дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр по теме проекта и атрибутов к ним. 6. Разработка анкеты для родителей: «Здоровый образ жизни в вашей семье» 7. Привлечение родителей к реализации проекта.
2 этап: Основной
1. Консультация для родителей о целях и задачах внедряемого проекта. 2. Мероприятия по реализации проекта с детьми, мероприятия с родителями.
Содержание работы по образовательным областям: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
• Ситуативный разговор: «Кто помогает соблюдать чистоту и порядок» Задачи : закрепить знания о труде дворника.
• «Путешествие в Королевство здоровья, чистоты и красоты».
• Д/игра «Правила чистюли». Задачи: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание), учить показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
Задачи: Прививать детям навыки здорового образа жизни, развивать потребность в чистоте и правильном уходе за телом человека. Закреплять основные правила мытья тела, рук, ухода за волосами.
• Д/и «Назови части тела и лица». Задачи: формировать представление о своём теле.
• Д/и «Уложим куклу спать». Задачи: уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды; закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья.
• Беседа «Безопасность в группе». Задачи: рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить, какие места в группе и предметы могут быть опасными. Формировать у детей основы культуры безопасности.
• Сюжетно-ролевая игра
«Поликлиника». Задачи: учить детей в игре отражать знания о профессии врача, формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре; использовать во время игры медицинские инструменты и называть их.
Д/игра «Правила чистюли»
«Королевство Чистоты»
Задачи: Прививать детям навыки здорового образа жизни, развивать потребность в чистоте и правильном уходе за телом человека. Закреплять основные правила мытья тела, рук, ухода за волосами.
Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника». Сюжет «На приём к детскому врачу»
Игровая ситуация: «Научим Буратино пользоваться носовым платком»
Ситуативный разговор: «Кто помогает соблюдать чистоту и порядок» Цель : закрепить знания о труде дворника.
Образовательная область «Физическая культура». Утренняя гимнастика
«Дорожка здоровья». Задачи: развивать физические качества; накапливать и обогащать двигательный опыт детей.
Здоровьесберегающие технологии. Дыхательная гимнастика
Комплекс упражнений для поднятия аппетита детей дошкольного возраста.
Комплекс выполняется непосредственно перед процессом принятия пищи: - дети настраиваются принимать еду; - у них устанавливается спокойное состояние; - красиво и аккуратно разложенная на тарелке еда возбуждает аппетит у детей (привлекает их внимание, усиливается выделение пищеварительных соков).
1. «Согреем животик» - погладить живот по часовой стрелке 10 раз. 2. «Пощёлкаем зубами» - открывать и закрывать рот 24 раза. 3. «Потягушки» - сомкнуть руки в замок над головой, потянуться вверх 1 раз. 4. «Оближем губки» – 10 раз. 5. «Как вкусно пахнет!» - сесть за столы, понюхать еду.
Комплекс упражнений для поднятия аппетита. Упражнение «Согреем животик»
Образовательная область «Речевое развитие»
• Отгадывание загадок о гигиенических принадлежностях, о полезных и вредных продуктах. Задачи: развивать воображение, мышление, речь; закреплять знания о пользе тех или иных продуктов. • Беседа: «Кто такие микробы и где они живут?» Задачи: формировать осознанное отношение к необходимости вести здоровый образ жизни. • Беседа: «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья» Задачи: Знакомить детей с понятием «здоровье», «здоровый человек»; воспитывать желание быть здоровым, стремление к соблюдению режима и чистоты. • Д/и «4-й лишний» (овощи, фрукты, ягоды, посуда, предметы личной гигиены) Задачи: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Закреплять названия предметов и продуктов, полезных для здоровья.
«Весёлая умывалочка»
Раз-и, два-и, три, четыре,
Грозно бродят по квартире
Фуки, бяки и микробы,
Разнося вокруг хворобы.
Ах, вы бяки грязные!
Вредные! Заразные!
Мы с микробами не дружим,
Мылом их обезоружим!
Смоем чистою водой!
Испугались?
/Светлана Сон/
Образовательная область «Познавательное развитие»
• Экскурсия по детскому саду «Кто заботится о детях в детском саду». Задачи: уточнить знания о работе сотрудников детского сада, закрепить названия профессий: воспитатель, помощник воспитателя, медсестра, прачка»; дать понятие о том, что все взрослые в детском саду заботятся, чтобы детям было весело и интересно, чтобы они были здоровыми. • Ситуативный разговор «Где живут витамины?». Задачи: рассказать детям о витаминах в доступной форме и их пользе для здоровья, уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья. • Виртуальное путешествие в Страну Здоровья. • Рассматривание «Алгоритма умывания» при КГН. Задачи: формировать умение пользоваться алгоритмом при умывании, проговаривать действия. • Рассматривание картинок «Предметы личной гигиены». Задачи: закреплять название и функции различных гигиенических предметов. • Игра-лото «Здоровый малыш» (валеология). Задачи: знакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью. • Д/и «Овощи, фрукты и ягоды». Задачи: закреплять знание названий овощей, фруктов и ягод; пополнять словарный запас детей; развивать память, концентрацию внимания.
Д/игра «Овощи, фрукты и ягоды» Задачи : закреплять знание названий овощей, фруктов и ягод; пополнять словарный запас детей; развивать память, концентрацию внимания.
Виртуальное путешествие в Страну Здоровья.
Знакомство с детской энциклопедией «Будь здоров» Э.Бомон.
Витаминная библиотека
Экскурсия в медицинский кабинет. «Кто заботится о детях в детском саду».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Нетрадиционная техника рисования «Разложим витамины в блистеры».
Рисование по трафарету овощей и фруктов. Рисование по трафарету - это простой и в то же время занимательный способ, который приучает ребёнка действовать по предлагаемому образцу.
Рассматривание иллюстраций к произведениям
Инновационные формы работы с родителями. Родители совместно с детьми, своими руками, изготовили полезные книжки – малышки о вкусной и здоровой пище.
Задачи: Формирование представлений о правильном здоровом питании среди детей и родителей для нормальной жизнедеятельности организма в течении всей жизни, о культуре питания, о здоровом образе жизни.
«Книжка – это не игрушка, Это — лучшая подружка!
Родители воспитанников группы № 7 детского сада № 135 прошли онлайн - обучение по программам "Основы здорового питания" в рамках федерального проекта "Укрепление общественного здоровья".
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.
Участие родителей в конкурсе «Любимое, полезное, вкусное блюдо» (Приготовление дома любимого блюда семьи, совместно с ребенком).
«Вот получились у Алисы дивные котлетки, К ним варим кашу, макароны иль пюре».
Хороша у Киры - шарлотка! К чаю лучшая находка И не зря так знаменита. Всем приятного аппетита!
Как порадовать семью, угостить, создать уют?! Сегодня спозаранку Кира готовит творожную запеканку !
«Праздник яблочного пирога». Аромат корицы в воздухе кружился Над яблочным, вкусным, - Машиным пирогом.
Сердечный оладушек Арины.
Яблочный пирог от Маши. С тающими во рту кусочками сочных зимних яблок
Артуру нравятся блины. До чего блины вкусны! С пармезаном и шпинатом, С мясом, рыбой, творогом .
- А у нас нынче с мёдом блины! И к блинам - чай с лимоном и мятой . / Пекли их с любовь, и с душой – Кирилл и Елена Владимировна Шевченко/.
Если творог взять в ладошки И смешать его с мукой, А затем испечь лепёшку, Завтрак у Максима будет мировой!
Творожный торт «Аристократ» от Максима. Готовилось с любовью, способствует здоровью!
3 этап: Заключительный
- Анализ полученных результатов.
- Презентация проекта «Здоровый ребёнок».
Заключение.
• Воспитательная ценность: У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, ухаживать за собой. • Познавательная ценность: У детей и их родителей повысились знания о сохранении и укреплении здоровья, значимости здорового образа жизни. • Перспектива: С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через совместные мероприятия по формированию культуры здоровья у детей, сохранению и укреплению их здоровья.
Памятка для родителей
- Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан помогать и защищать.
- Здоровье - не только физическая сила, но и душевное равновесие.
- Здоровье - это физическая и гигиеническая культура нашего тела: нет ничего красивее человеческого тела.
- Здоровье - это душевная культура человека: доброта, надежда, вера и любовь к тем, кто тебя окружает.
- Здоровье - социальная культура человека, культура человеческих отношений.
- Здоровье - это стиль и образ твоей жизни. Источник здоровья и источник всех бедствий зависят от тебя и от твоего образа жизни.
- Хочешь быть здоровым - подружись с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей.
- Учись правильно дышать - спокойно, неглубоко и равномерно.
- Семья - наша опора и наше счастье: делай в семье так, чтобы каждый член семьи чувствовал свою нужность и зависимость друг от друга.