СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «зеленая аптека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Экологический проект «Зеленая аптека» разработанный вместе с воспитанниками и их родителями

Просмотр содержимого документа
«Проект «зеленая аптека»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Башкирский детский сад № 15 «Гузель»

муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан





















ПРОЕКТ «ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА»










Подготовила воспитатель:

Пескова М.Н.











г. Мелеуз 2019 г.




ПРОЕКТ «ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА»



Подготовила воспитатель Пескова М.Н.





Актуальность темы:

Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы. В современной научной медицине большое значение имеют лекарственные растения. Несмотря на успехи химии в синтезе лекарств и на достижения в лечении антибиотиками, около 70% препаратов изготавливаются из растений. Для лечения некоторых тяжелых болезней – сердечных и сердечно-сосудистых, печени, почек и других – преимущественно прописывают растительные препараты. Растительное сырье используют в виде порошков и отваров, настоек и экстрактов или других извлечений. Большое количество лекарственных растений, входящих в рецепты врачей, используют в домашнем обиходе: например, шалфей для полоскания горла, липовый чай при простуде, ромашку при коликах, валериану при испуге, бессоннице, нервном возбуждении. Однако наиболее широко растения применяются в народной медицине. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы. Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, правильного сбора. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Зеленая аптека»

Участники проекта:

Воспитатель группы раннего возраста №4 «Радуга» Пескова Марина Николаевна, дети группы «Радуга», их родители



Проблема:

Здоровье ребенка всегда волновало каждого родителя, но не всегда хочется прибегать к медицинским препаратам и лекарствам. Природа нашего края разнообразна лекарственными растениями, но мы не всегда умеем правильно и распознавать их и применять в быту. А ведь народная медицина - это мощная сила в борьбе с разными болезнями. Не достаточно развит интерес детей к познанию лекарственных растений, произрастающих на нашем участке. мало разработана система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с миром целебных трав родного края.




Цель проекта:

Создание условий для ознакомления детей с миром целебных трав, правилами их сбора, применение для оздоровления организма.





Задачи проекта:

1. Сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

2. Формировать умения проявлять познавательную и продуктивную инициативу.

3. Развивать мышления,

4. Развивать все виды речи детей.

5. Развивать любознательность, наблюдательность,

6. Развивать навыки моделирования и экспериментирования.

  1. Расширить знания учащихся о лекарственных растениях.

  2. Развивать у дошкольников чувство прекрасного.

  3. Воспитывать бережное отношение к растениям.

10. Дать практические рекомендации детям по сбору лекарственных растений и их применению.




Ожидаемый результат:

1. Сформированные знания о лекарственных растениях и потребности в их применении при необходимости.

2. Навыки использования этих растений в лечебных целях,

3. Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.

4. Бережное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека

5. Выпустить с родителями совместный альбом « Зеленая аптека»

6. Узнать , как растет и развивается календула и лук.

7. Сделать совместные выводы, что если употреблять в зимний период лук, чеснок, пить чай с шиповника, то мы станем меньше болеть



I. Организационные формы работы над проектом.


Мероприятия

Ответственный

Сроки

1 Этап

апрель-май





Сбор литературы о лекарственных растениях: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки

Воспитатель группы, родители

апрель


Родительское собрание «Участвуем в проекте «Зеленая аптека».

Воспитатель группы,

апрель


Разбивка огорода лекарственных трав

Воспитатель группы, родители

апрель


Приобретение необходимого оборудования, семян

Родительский комитет группы

апрель


Трудовая деятельность — посадка семян календулы и мелиссы в группе, посадка луковиц лука в горшочки, полив

Воспитатель группы, дети

апрель

 

Посадка рассады календулы и мелиссы в грунт, полив, посадка семян петрушки, зверобоя в грунт

Воспитатель группы, дети, родители

май




Экскурсия по территории детского сада и рассматривание одуванчиков и подорожников

Воспитатель группы, дети

май


 Занятия с детьми:«Целебная сила ягод»,«Комнатные растения»,«Одуванчик». Тематическое занятие «Кто гуляет на полянке?»

2.Занятие - сказка «Старый подорожник».


 Воспитатель группы

апрель-май


Ведение дневника наблюдений.

Воспитатель группы, дети

апрель-май

2 Этап

июнь-август




 

Опытно-экспериментальная деятельность:«Строение растений» «Размножение, рост, развитие календулы, мелиссы». «Как заварить целебный чай»

Воспитатель, группы,

в течение всего проекта


Экскурсии по территории детского сада

Воспитатель группы

май

сентябрь


Оформление альбома «Зеленая аптека у нас в саду»


Родители

июль-август


Сочинение сказок, загадок, рассказов о лекарственных растениях

Воспитатель группы, родители

июль-август


Оформление гербария лекарственных трав

Родители

август


Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «узнай по запаху», «От какого растения часть?»

Воспитатель группы

август


Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях

Воспитатель группы, дети

июнь-август

3 Этап сентябрь





Сбор, сушка лекарственных растений с огорода

Воспитатель группы, дети, родители

август-сентябрь

 

Подведение итогов реализации проекта.

Совместное развлечение родителей и детей «В гостях у доктора Айболита».

 Воспитатель группы, дети и родители

 сентябрь

Дата,

месяц


Название

растения


16.04


17.04


18.04


19.04


22.04


23.04


25.04


26.04


29.04



Лук

Посадка

Луковиц,

полив



Полив

Лук начал давать ростки

Полив


Полив

Лук вырос на 7 см, полив



Календула




Посадка

семян,

полив


Полив


Полив

Семена начали всходить

Полив

Полив


Мелисса

лимонная




Посадка

семян, полив


Полив



Семена начали всходить

Полив

Полив


Петрушка



Посадка

семян, полив


Полив




Семена начали всходить, полив


Полив

Приложение

Дневник наблюдений и опытов

Дата, месяц

Название

растения



30.04



6.05



8.05



13.05



14.05



15.05



17.05



20.05



24.05

Лук

Рыхление земли

Лук срезали и добавили в обед в суп

Полив

Полив

Лук начал

расти заново

Полив

Рыхление

Полив

Лук растет, но перышки тонкие





Календула




Рыхление земли

Полив

Полив

Высадка рассады в грунт

Полив

Рыхление

Полив

Полив

Полив



Мелисса

лимонная


Рыхление земли

Полив

Полив

Полив

Высадка рассады в грунт

Полив

Рыхление

Полив

Полив



Петрушка

Рыхление земли

Полив

Полив

Полив


Высадка в грунт, полив

Полив

Полив


Полив



















Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности

Тема: «Одуванчик» (Рисование пальчиком)

Доминирующая образовательная деятельность: художественное творчество

Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество, познание, музыка

Интегрированные задачи:

Художественное творчество

- продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной

техникой рисования пальчиками;

- закрепить умение равномерно наносить точки пальчиками;

- воспитывать эстетичное отношение к природе через изображение образа цветка.

Познание:

- познакомить детей с первым весенним цветком, одуванчиком;

- дать элементарные представления о его строении;

- закрепление цветов: желтого, зеленого, белого;

Коммуникация:

- продолжать развивать речь детей;

- учить отвечать на вопросы предложениями из 3-4 слов.

Музыка:

- повторение и закрепление изученной песни про маму;

- закрепить танцевальные движения

Оснащение:

лист бумаги белого цвета, салфетки бумажные, гуашь желтая, мягкая игрушка зайка, мольберт.

Ход проведения НОД

  1. Орг. Момент (Дети сидят полукругом, звучит праздничная музыка)

- Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник у нас приближается?

(мамин праздник)

- Правильно. К празднику мамам дарят подарки и мы тоже с вами приготовим подарки: много песен, стихов, танцы.

Песня: «Очень любим маму» сл. И. Михайловой, муз. Ю. Слонова)



  1. Основная часть

(Появляется зайчонок Пушистик, грустный, плачет)

- Ребятки, здравствуйте.

- Здравствуй, Пушистик. Что случилось? Зачем грустишь, печалишься?

- Скоро праздник, а у меня нет подарка для мамы. Помогите мне сделать подарок-сюрприз.

- Пушистик, ты не грусти, мы тебе поможем.

Ребята, посмотрите, какой замечательный цветок. (Воспитатель обращает внимание детей на цветок) .

- Ребята, этот цветок – одуванчик. Давайте повторим вместе: ОДУВАНЧИК

Как этот цветок называется (одуванчик)

Какого он цвета? (Желтого)

А какого цвета у него листочки? (Зеленого)

А вы знаете, что когда одуванчик отцветет, то становиться белым и если на него сильно подуть, то его парашутики полетят в разные стороны. Я вам сейчас прочитаю про это стихотворение

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик,

Подрастет нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Ребята, посмотрите, как я буду делать наши желтые нарядные одуванчики. Вот мой пальчик, я опускаю пальчик в гуашь. Мой пальчик стал желтым. А сейчас я прикоснусь пальчиком к листу бумаги, прикасаюсь несколько раз и посмотрите, что у меня получилось – одуванчик. А теперь попробуйте сами нарисовать такой же одуванчик.

Пушистик: Ребятки, вы не устали? Давайте отдохнем немножко. Представьте, что вы зайчики, споем песенку о зайчике и попрыгаем.

Скачет между травками

Быстроногий зайчик,

Смял своими лапками

Белый одуванчик.

Полетели высоко

Белые пушинки.

Скачет зайчик далеко

По лесной тропинке.

Воспитатель: Ребята, вы закончили работы. Если закончили, давайте подарим их зайчонку, порадуем маму Пушистика.

Зайчонок: Ребятки, большое вам спасибо, что помогли мне с подарком для моей мамы и настроение у меня поднялось. Вы все очень-очень старались, все справились и нарисовали такие прекрасные цветочки. Теперь у меня много подарков. Они все красивые, аккуратные и солнечные. Друзья мои, дома меня ждет моя мама, мне пора домой. Всех вас и ваших мам поздравляю с праздником Весны. До свидания, ребятки.



З. Итог

Воспитатель: Спасибо, Пушистик. Нам было очень интересно и весело с тобой. Ребята, вот вы у меня какие добрые, хорошие и талантливые: порадовали Пушистика, подарком для мамы и научились рисовать пальчиками.



Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию

«Кто гуляет на полянке?»

,









Тема: Кто гуляет по полянке?

Доминирующая образовательная деятельность: коммуникация

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, безопасность, здоровье.

Интегрированные задачи:

Познание:

- дать детям первоначальное понятие по экологии

- учить детей сравнивать растения, находить сходство и различие;

- развивать пространственное ориентирование, логическое мышление, внимание, фантазию;

- закреплять цвет, название домашних животных;

Коммуникация:

- развивать речь детей;

- учить слушать, не перебивая товарищей;

- работать над произношением звука «ж»



Безопасность:

- продолжать закреплять правила поведения во время прогулки по лесу;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Здоровье:

- развивать познавательную активность, координацию слова и движения;

Словарная работа: природа-это деревья, цветы, животные, все вокруг нас.

Оснащение: групповые цветы ( фиалка, бегония, кактус), макеты деревьев, лесных цветов, игрушки домашних животных животных ( бык, лошадь, корова, барашек)

Ход проведения НОД

  1. Орг. момент

«Доброе утро солнцам и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!»

А сейчас улыбнитесь друг другу.

И скажите «Доброе утро!»

- Ребята, посмотрите вокруг и скажите, чего много в группе? (цветов)

- Правильно. В нашей группе много комнатных растений.

- Какого они цвета? (зеленого)

- А вы видели такие растения на улице? (нет)

- Правильно, ребята. Такие растения живут только в помещении, в детском саду или дома, поэтому их называют комнатные растения.

- Дети, а как вы думаете, для чего нам нужны комнатные растения? (для красоты)

- Комнатные растения очень полезны. С ними нам легче дышать. Они очищают воздух.

- А вы знаете, как называются эти растения? (фиалка, бегония, кактус)

- Дети, эти растения похожи друг на друга? ( Да, у них есть листья, они зеленые; у них есть корни, они держатся корнями в земле, есть стебель)

  • А чем же отличаются? (формой, размером листьев; одни цветы цветут, другие нет; у кактуса вместо листьев иголки)

  1. Основная часть

- А сейчас мы с вами отправимся на лесную полянку.

- Какая наша полянка? (красивая)

- Что на ней растет? (цветы, деревья, трава)

- Какого цвета трава, листья на деревьях, цветы?

- Кто вышел на полянку? (бычок)

- Что ест бычок? (травку)

- Дети, кто пришел к бычку? (лошадка, барашек, корова)

- Чем питаются эти животные? (травой)

Трава нужна животным , чтобы кушать и расти.

- А как вы думаете, траву, цветы, можно рвать? (нельзя)

- А деревья можно ломать? (нет)

Послушайте стихотворение:

Если я сорву цветок

Если ты сорвешь цветок,

Если все сорвем цветы-

Не останется цветов

И не будет красоты.

Конечно, нельзя рвать цветы. Цветами можно любоваться. А как? (смотреть на них, наблюдать за ними, вдыхать их запах)

Физкультминутка (включается музыка)

- Представьте себе, что вы семена цветов, которые посадили в землю.

Лежат семена в теплой земле

(дети легли или сели на ковер, закрыли глаза руками)

Сильнее пригрело солнышко,

Из семени пробился росток и потянулся вверх.

Полил дождь, и молодой росточек

Потянулся к солнышку.

И вот из почек появились листья,

Над цветами зажужжали пчелы

Пчелы полетели с цветка на цветок.

- Как жужжали пчелы? (ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж) Жу-жу-жу,жу-жу-жу

На цветочке я сижу

Весной и летом я жужжу.

- Дети, давайте будем беречь растения, чтобы сохранить красоту природы.

- А где живут животные, которые пришли на полянку? (дома, в стайке)

- Бык, лошадь, корова, барашек - домашние животные.

- Кто заботится о них? (люди)

  • А как разговаривают эти животные?



З. Итог

Подвижная игра «Лошадки и барашки вышли погулять»

- Дети, давайте улыбаться!

Как хорошо вокруг

Природа – наш хороший

Наш добрый, верный друг.

Бычок угощает детей сладким призом.



      1. Консультация для родителей «О чем говорят растения»

Отзвенели капели, отбурлили весенние ручьи, и открылась взору мокрая, черная земля. Вот тут-то и нужно начинать к ней приглядываться: что-то скажут нам просыпающиеся растения? Наверняка растет за оградой вашего дома или вдоль дорожки, ведущей к нему, крошечное золото «солнышко» - цветок мать-и-мачехи. Он и будет нашим «поводырем» потому что это «барометр, предсказывающий погоду».

Обратите внимание детей на этот цветок – широко раскрытый (лепестки как бы «таращатся» во все стороны), он говорит о том, что день будет сухим и ясным. На следующее утро цветки мать-и-мачехи могут выглядеть вялыми, взъерошенными, словно уже отцвели. Посмотрите вместе с детьми на небо – оно окажется, серым, затянутым облаками. Это мать-и-мачеха «говорит» нам о том, что вечером или ночью облака прольются дождем.

Так же ведет себя и всем знакомый одуванчик: вот только сияли золотые цветки в зеленой траве и вдруг все сникли, словно кто-то взял и смял их. Одуванчики уловили перемену погоды, почувствовали скорый дождь и сжали лепестки, пряча от влаги пыльцу. Намокнет он и не полетит по ветру, не опустится  с цветка на цветок. Мокрую пыльцу не сумеет перенести и пчела. Неопыленный цветок не дает семян. А когда семена уже завязались, обзавелись своей летучкой-парашютиком, растение еще больше следит за погодой.

В солнечный день все спелые одуванчики качаются на лугу легкими пушистыми шариками. Каждый парашютик ждет хорошего ветра, чтобы оторваться от материнского растения и улететь в новые края.

Но бывает и так: прямо на ваших глазах затягивает небо серая пелена плотных облаков, поднимается ветерок… Вспомните: качались ли поутру на лужайке пушистые шары одуванчиков? Нет, не качались. Хоть и светило еще вовсю солнышко, вместо шаров стояли грустно сжатые «зонтики». Одуванчик ведь знает: мокрые парашютики плохо летают, вои и спрятал их до хорошей поры.

Если у вас на участке растет папоротник-орляк, дети непременно обратят на него внимание. Цветок так и притягивает взор – этакий зеленый фонтан из ажурных больших листьев, широко раскинутых в стороны. Папоротник не просто так красуется перед нами, он «рассказывает», что ожидать в ближайшее время. Вольно раскинутые листья, касающиеся концами земли, говорят о приближении дождя. Он еще не капает, но уже близко, потому что воздух наполнен влагой. В сухую же погоду листья поднимаются над землей, и их кончики слегка подкручены, как бы поджаты.

В начале лета расцветает фиалка душистая. Растение маленькое, в траве не всегда заметишь его, но, увидев, не забудешь: над плотными темно-зелеными листьями чуть покачиваются довольно крупные (при таком малом росте) цветки в пять лепестков. Если погода хорошая, они сияют нежным фиолетовым цветом. Нахмурилось небо, упали первые капли дождя, и цветок спешно свернет лепестки, оберегая пыльцу от влаги.

На солнечной полянке можно увидеть полевой вьюнок. Его длинные ползучие стебли или «разбежались» по траве, или обвили попавшийся на пути куст и упорно ползут вверх, поднимая цветки все выше и выше к солнцу. Сияет оно, и граммофончик цветка раскрыт полностью. Затянуло небо тучи, и сросшиеся лепестки вьюнка упали на середину цветка, на тычинки с пестиком.

Очень интересно наблюдать за кислицей. Особенно там, где она густым ковром устилает землю. В зеленом полумраке старого ельника в тихий солнечный день белые цветы ее даже слегка светятся. Но стоит упасть первой капле дождя, как кислица тотчас скрутит и опустит вниз к земле цветки, сложит, словно бабочка крылья, трехлопастные листочки. И весь «ковер» как бы ощетинится навстречу дождю – одни ребра да стебли. Можно устроить для детей развлечение – стукнуть слегка по зеленому листу прутиком, растение не уловит подвоха и тотчас скрутит цветки и листья: а вдруг это капля дождя…

Если позволяет размер участка, непременно посадите и другие растения – «предсказатели» погоды.

Очень красива лиана – жимолость каприфоль. Если ее цветки издают особенно сильный аромат, можно быть уверенным: через 15-20 часов, т.е. на следующий день, пойдет дождь.

Клен начинает «плакать» даже за тое суток до дождя. Его «слезки» -  избыточная влага в древесине. Она выделяется каплями из трещин на коре или из ранки обломавшейся ветки и медленно стекает по стволу.

Вы и сами можете сделать забавный барометр, за которым дети будут наблюдать с удовольствием. Найдите в лесу еловую ветку, напоминающую рогатику. Один конец должен быть длиннее. Короткий конец прибейте или привяжите к столбу веранды так, чтобы на стене можно было делать метки. В сухую солнечную погоду подставьте черточку против конца длинной ветки. К дождю ее положение непременно изменится: ветка длиной в 30 см перед дождем способна отклониться от метки, которую вы поставили при хорошей погоде, на 10-11 см.!

Но растения не только предсказывают погоду, они еще могут указать и время: ведь многие открывают и закрывают свои цветки каждый день в один и тот же час, конечно, в сухую солнечную погоду. В дождь цветки таких растений чаще всего не раскрываются вовсе.

Большинство растений просыпаются очень рано, вместе с солнцем.  Чем выше оно поднимается по небосводу, тем больше навстречу ему раскрывается цветков. Медленно солнце начинает клониться к закату, и так же вслед за ним медленно закрываются цветок за цветком. Но как показать это явление в детском саду ? ведь всем известный шиповник раскрывается в 5 часов, а одуванчик – от 6 до 7. В это время не пойдешь на прогулку. Правда, можно показать, когда эти растения закрываются.

Но интереснее сделать цветочные часы из растений, которые будут просыпаться к 8 часам, когда ребята приходят в детский сад. Несколько примеров. В мае в это время расцветает горечавка бесстебельная (очень красивое растение с венчиком глубокого колодца ярко-синего цвета). В апреле в 9-10 часов раскрывают  лепестки лесная фиалка, кислица, в мае – лесная лилия, лилейник, в июне-июле – эшшольция, ноготки.

Если дошкольное учреждение с круглосуточным пребыванием детей, посадите на клумбе душистый табак и маттиолу.   Весь день цветки душистого табака будут полураскрыты, а к 20 часам вдруг проснутся, раскроются, засветятся белыми крупными звездами (есть и другие тона – розовый, темно-красный, но белые в сумраках выглядят эффективнее), и «поплывет» над клумбой терпкий аромат. Позднее, в 21 час, нежный и прямо запахнут мелкие лиловатые цветки маттиолы. Очень полезно понюхать на сон грядущий, чтобы сны снились приятнее.

При желании можно составить более подробный список растений, раскрывающих и закрывающих цветки в разное время в разные месяцы, и высадить их на клумбе. Есть еще в XVIII веке любители растений могли устроить такие часы, то у вас должно получиться еще лучше?

Но вернемся к нашему первому провожатому по весенней земле – к золотым цветкам мать-и-мачехи… она может служить не только барометром, это еще и прекрасное лекарственное растение.

Примечание.  Если захотите посадить мать-и-мачеху на своем участке, то сажайте ее в контейнер – она сильно разрастается. Корни этого растения дают мощные побеги даже на метровой глубине.

У мать-и-мачехи собирают и сушат цветки. Заваренные в чай, они хорошо смягчают горло при кашле. Таким чаем промывают раны. Свежие листья в виде компресса снимают боли в суставах.

В мае начинает цвести василек посевной. Мы знаем его как сорняк на полях пшеницы  ржи. Для лечебных целей используют краевые лепестки цветков. Детям можно рассказать о том, что отваром из этих сушеных цветков промывают глаза. О других свойствах препаратов из василька им пока объяснить сложно.

В июне-июле цветет тимьян ползучий, он же чабрец, он же  борогодская трава. Очень подходит и для альпийской горки (постом мал, но растет густой куртинкой, красивые мелкие цветки необычайно ароматны), и для аптечного огорода (хорошее отхаркивающее и болеутоляющее средство).

Около забора в аптечном огороде можно посадить алтей лекарственный -  ближайшего родственника садовой мальвы. Растет многолетник кустом, цветет крупными розовыми цветками почти все лето, с июня до сентября. Его используют при заболеваниях верхних дыхательных путей.

Лекарственных растений на земле очень много. Так же, как и растений – «предсказателей» погоды, времени. Можно устроить познавательный уголок в каждом детском саду. И если не позволяют размеры участка, посадить всего по несколько растений.

Главное – пробудить у детей интерес и уважение к окружающей природе!


Консультация для воспитателей «Когда инфекция в группе»

Осенью при резкой смене погоды увеличивается количество простудных заболеваний. Для того, чтобы инфекция не распространялась среди детей дошкольного учреждения, необходимо проводить профилактическую работу в двух направлениях: прекратить доступ инфекции и обеспечить её эвакуацию.

Для этого в первую очередь надо осмотреть всех детей детского сада, выявить очаги инфекции и санировать их. Если при осмотре были выявлены дети, у которых красные, увеличенные миндалины, насморк или кашель, то должен решаться вопрос об их изоляции. Если же катаральные проявления не острые и могут быть расценены как остаточные явления перенесенного острого респираторного заболевания, то такому ребенку следует без промедления назначить курс долечивания, будь то фитоингаляции или индивидуальная ароматерапия.

В группе следует проводить влажную уборку. Для дезинфекции мест общего пользования в воду добавляют хлорку, а для дезинфекции спальни и группового помещения можно добавлять в воду эфирное масло чайного дерева, или какое-либо другое, но тоже обладающее противовирусным и бактерицидным действием.

Если в помещении группы находится не очень много растений и их можно убрать, а также нет клеток с птицами и другими животными, то в этом случае можно использовать бактерицидную кварцевую лампу. Её обычно включают утром в раздевалке - после приема детей, в спальне - во время прогулки и в групповом помещении во время дневного сна. В разных детских садах может быть различный режим кварцевания в соответствии с условиями и традициями дошкольного учреждения.

Одной из эффективных профилактических процедур является полоскание горла настоем лечебных трав. Сильным антибактериальным действием обладают зверобой и ромашка, календула и эвкалипт.

Полоскание проводится три раза в день после приема пищи. Настои и отвары обычно готовят централизованно и разносят по группам в графинах, из расчета 30 г настоя на одного ребенка.

Родители должны хорошо знать, как правильно нужно одевать ребенка, чтобы он не перегрелся и не переохладился. Кроме этого, в информационной страничке следует напомнить им, что психологический комфорт является одним из основных условий поддержания защитных сил организма на высоком уровне. Также следует написать о симптомах начала заболеваний, на которые родители должны непременно обращать внимание.

При утреннем приеме воспитателю следует выспрашивать каждого родителя «с пристрастием» о том, как чувствовал себя их ребенок вчера вечером и сегодня утром. И делать это надо до тех пор, пока родители сами не научатся оценивать состояние ребенка и не привыкнут говорить об этом воспитателям в том случае, если их что-то насторожило.

Если ребенок, который обычно ведет себя нормально, вчера вечером после прихода из детского сада капризничал, если быстро заснул, отказавшись от ужина, ночью просыпался или плакал, если утром не хотел вставать и идти в детский сад, то воспитатель об этом обязательно должен знать. Или если были другие признаки недомогания, на которые родители обратили внимание. Во всех этих случаях ребенка следует показать медицинской сестре или врачу.

Да и самой воспитательнице не мешало бы посмотреть кожные покровы и заглянуть ребенку в горлышко. Ведь носоглотка является «входными воротами» для аденовирусной инфекции и она первая реагирует на её попадание. При этом возникают покраснение и отечность миндалин.

Если ребенок заболевает вирусной инфекцией, то у него могут болеть ручки и ножки (взрослые в этих случаях говорят, что их ломает), его может познабливать, а также может появиться головная боль и светобоязнь, когда ребенок начинает щуриться на яркий свет.

Как правило, в первый день болезни, еще до появления явных клинических признаков, ребенок уже чувствует недомогание, но не в состоянии это вербализировать, т. е. сказать об этом словами. Зато он будет отказываться от закаливающих процедур, от подвижных игр и т. п. Нужно внимательно следить за поведением ребенка в группе и за его состоянием, чтобы не навредить.

Хорошим диагностическим признаком является измерение температуры в подмышечных впадинах последовательно с двух сторон. Если в обоих случаях температура будет абсолютно одинаковой, то это свидетельствует о начале заболевания.

В раздевалке должна вывешиваться информация для родителей. Хорошо, если из этой информационной странички родители смогут узнать о тех мероприятиях, которые проводятся в группе детского сада по борьбе с инфекцией и о том, что необходимо делать им самим.

В информационном листке, на наш взгляд, должна непременно присутствовать информация о необходимости использования одноразовых носовых платков, которыми с успехом пользуются во всем мире. Такие одноразовые носовые платки дают возможность избежать повторного инфицирования. Ведь инфекция попадает к нам в организм, проходя через слизистые оболочки глаз, носа и рта.

Да и что греха таить, некоторые родители вообще забывают дать своим детям в сад носовые платки. В этом случае может помочь централизованная закупка одноразовых носовых платков на всю группу. Обычно это делает представитель родительского комитета. Платки стоят недорого, но пользы от них много. Задача воспитателя в этом случае заключается в том, чтобы научить детей правильно пользоваться одноразовыми платками, объяснить их назначение и пользу.

Возможно, что когда в группе инфекция, целесообразно пользоваться мылом Сейфгард. В любом случае, дети должны часто мыть руки с мылом, чтобы не занести инфекцию на слизистые оболочки через грязные руки.















































Развлечение для детей и родителей « В гостях у доктора Айболита»

Звучит музыка. Дети с родителями сидят полукругом в группе. Под музыку в группу входит доктор Айболит

Айболит: Здравствуйте, дети и взрослые!

Я – тот самый Айболит,

Что всех излечит, исцелит.

Но к вам приехал не за тем,

Чтоб ставить градусники всем.

Тани, Лены, Пети, Вовы,

Я надеюсь, вы здоровы?



Дети и родители: Здоровы!

Айболит: Зубы чистите всегда?

Дети и родители: Да!

Айболит: А мочалка и вода с вами тоже дружат?

Дети и родители: Да!

Айболит: Знать хочу еще ответ: а неряхи есть здесь?

Дети и родители: Нет!

Айболит: Молодцы! Сегодня мы с вами собрались на праздник День здоровья.

Мы будем веселиться, играть и танцевать. Но сначала нужно

сделать зарядку.

Нам лениться, не годиться.

Помните, ребятки,

Даже звери, даже птицы

Делают зарядку.

«Веселая зарядка»

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки вверх по команде: «Раз!»

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки вниз по команде: «Два!»

В стороны руки. Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Раз хлопок, два хлопок,

Повернись еще разок!

Раз, два, три, четыре

Руки, ноги шире!

Опускаешь руки вниз,

И на корточки садись!



Айболит: Ой, какие молодцы и ребята и их родители! Давайте еще раз. (зарядка повторяется).

А вы знаете, что для того чтобы быть здоровым нужно кушать витамины, а они живут в овощах и фруктах. У меня есть много разноцветных витаминчиков. Если вы их соберете, то станете здоровыми и сильными. Собрать их нужно в мою большую волшебную корзину. Вот мы сейчас и посмотрим, кто же самый ловкий ребята или родители.

Игра «Собери витамины»

(Айболит рассыпает мячики, а дети с родителями собирают их в корзины.)

Айболит: Вот как здорово! Нравится вам со мной играть? Тогда давайте еще веселиться! Я знаю интересную игру и сейчас научу вас в нее играть. Называется игра «Смотрим в окошко». Повторяйте за мной.

Игра «Смотрим в окошко».

У окошка мы сидим

И на улицу глядим. (дети сидят на корточках)

Были маленькие детки,

Словно птенчики на ветке.

Подрастали, подрастали

И совсем большими стали! (Дети медленно поднимаются, руки вверх)

(Игра повторяется 2-3 раза)

Айболит: Ой, и правда подросли! Ну, раз вы такие большие, расскажите мне, можно ли гулять по лужам? Конечно же нельзя! А то промочите ноги и будете чихать. Как вы будете чихать? (Дети вместе с родителями чихают).

Айболит: Нет, мне это не нравиться! Хватит болеть! Я вас сейчас научу правильно перешагивать лужи.

Игра «Перейди через лужу».

Мы гуляли по дорожке (Дети вместе с родителями шагают)

Посмотрите, в луже ножки!

Как же лужу перейти, (Останавливаются)

И по мостику пройти?

Вот так! (Дети и родители прыгают)

Айболит: Какие вы молодцы! Вы сегодня меня порадовали. Все здоровы, веселы, хорошо играли, а теперь давайте потанцуем.

Произвольный танец

Айболит: Спасибо вам ребята и уважаемые взрослые за праздник. Мне пора идти к другим детям, до свидания! А вам я хочу подарить зубные щетки, чтоб ваши зубка, как и вы сами всегда были здоровы!

(Айболит дарит зубные щетки родителям и детям, уходит.)





































Посадили лук Огород





Мы любим трудиться на нашей зеленой аптеке









Зеленая аптека летом





Собираем семена












Мы собрали гербарий





Дидактическая игра «ДУШИСТЫЕ МЕШОЧКИ»


Прямая цель: развивать обоняние у детей.


Косвенная цель: закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху.


Описание игры.

1 вариант. «Узнай по запаху»

Воспитатель знакомит детей с запахами лекарственных трав в 2 этапа.

Воспитатель предлагает понюхать травку в мешочке.

1 этап.

Так пахнет мелисса. (Показать картинку)

2 этап. Найди мешочек с запахом мелиссы.


2 вариант. «Найди такой же запах»

Ребенок берет один из мешочков, вдыхает запах и пытается найти такой же запах среди других мешочков, составляя пары с одинаковым запахом.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!