МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГОРОД УСТЬ-КАМЕНОГОРСК
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №18»
Тема проекта: «Зеленая аптека нашего края»
Направление: краеведение
Секция: здоровье человека
Выполнила:
ученица 3 «А» класса
Юска Ксения
Руководитель:
Бычкова Людмила Владимировна
учитель начальных классов
г. Усть-Каменогорск, 2012г
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
1. Растительный мир Восточного Казахстана.
2. Применение лекарственных растений в лечении человека.
3. Правила сбора и сушки лекарственных растений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Аннотация
Проект "Зелёная аптека нашего края" реализуется в рамках интегрированного учебного предмета К.Ж.Жунусова «Познание мира», формирующего у обучающихся систему знаний о человеке, природе и обществе, их взаимосвязях и взаимозависимостях. К числу важнейших задач курса относится воспитание любви к своему родному краю.
Проект «Зелёная аптека нашего края» ориентирован на изучение темы: «Растения».
В процессе выполнения данного проекта учащиеся под руководством педагога проводят самостоятельное исследование на предмет наличия в регионе лекарственных растений, их лекарственных свойств, делают подборку рецептов народной медицины с использованием лекарственных растений региона, формируют выводы относительно полезности использования лекарственных растений при лечении и необходимости охраны редких лекарственных растений региона.
В процессе выполнения проекта ученики приобретают общие учебные умения, навыки, способы деятельности, предусмотренные ГОСО, к числу которых относятся наблюдение объектов окружающего мира, их описание, соотнесение, навыки поиска информации, навыки самостоятельной работы, умения построения логических цепочек и формирования выводов.
Работа должна закончиться показом презентации. Ученикам предстоит сделать вывод о том, насколько им это необходимо в жизни. Возникнет желание применить на практике, рассказать другим, беречь природу.
Проект является исследовательским, информационным, творческим, среднесрочным. Внешним продуктом проекта станут созданные материалы: буклеты, сборник статей "Лекарственные растения Восточного Казахстана", презентация.
Введение
Актуальность
В настоящее время в связи с ухудшением экологической обстановки в стране и во всем мире, малоподвижном образом жизни, неправильным питанием резко ухудшилось состояние здоровья людей, снизился иммунитет, участились случаи заболевания простудными заболеваниями. Эта же проблема стоит и перед нашим классом.
Когда в нашей семье кто-нибудь заболеет, мама часто лечит нас травами, и мы быстро выздоравливаем. На уроках познания мира я познакомилась с лекарственными травами, которые произрастают в Восточном Казахстане.
Я решила провести исследование и узнать: можно ли детям нашего класса помочь бороться с болезнями без применения таблеток, которые оказывают вредное воздействие на желудочно-кишечный тракт.
Тема моего исследования: «Зеленая аптека нашего края».
Объектом моего исследования стал растительный мир нашего края.
Предмет исследования: лекарственные растения.
Цель: Ознакомиться с лекарственными растениями Восточного Казахстана.
Решение поставленной цели я буду осуществлять через ряд задач:
1. Изучить литературу о многообразии растительного мира Восточного Казахстана.
2. Раскрыть понятие «лекарственные растения».
3. Познакомиться с миром лекарственных растений Восточного Казахстана.
4. Выявить основные лекарственные растения нашего края.
5. Определить их влияние на здоровье человека.
Гипотеза: Предположим, что умение правильно использовать, лекарственные растения приведет к тому, что ученики нашего класса укрепят иммунитет, научатся бороться с болезными народными средствами и способами, а не лекарствами из аптеки. Это поможет сохранить их здоровье и близких им людей.
Методы, которые применялись в ходе исследования: поиск и сбор информации по выявленной проблеме, анкетирование, сбор данных, наблюдение, анализ, синтез.
Выделила учебные предметы, которые помогут мне при работе над проектом: познание мира, литературное чтение, изобразительное искусство, русский язык.
На первом этапе работы над проектом я попыталась найти ответы на следующие вопросы:
1. Где можно найти и изучить литературу по данному вопросу?
2. Что такое лекарственные травы?
3. Как правильно собирать и хранить целебные травы?
4. Какие из них растут в Восточном Казахстане?
5. Какие рецепты по применению лечебных трав можно найти?
6. Где собранная информация может пригодиться в дальнейшем?
7. Что будет главным результатом?
На следующем этапе работы над проектом я составила «Маршрутный лист движения к поставленной цели»:
1. Изучить литературу по данной проблеме.
2. Обратиться за советом и помощью к взрослым: родителям, школьному врачу, библиотекарю, учителям.
3. Вести черновые заметки.
В процессе работы над темой я обращалась к литературе:
1. Кожабекова М.Д. «Твои зелёные друзья», изд.«Мектеп», г.Алма-Ата,1983;
2. Гаммерман А.Ф. «Лекарственные растения (растения-целители), изд.Москва, 1990;
3. Егорина А.В. и др. «Физическая география Восточного Казахстана», изд. Альфа-ПРЕСС, г.Усть-Каменогорск, 2003г. и др.
Перед началом исследования мы с моим руководителем выделили экспериментальную группу учащихся из 2-3 классов в количестве 28 человек, которые часто болеют простудными заболеваниями. В 2010-2011учебном году эти ребята пропустили 750 уроков по болезни.
С этими ребятами в начале работы и по ее итогам был проведен социологический опрос.
1.Знаешь ли ты, что лекарственные растения повышают иммунитет?
А. Да Б. нет. В. Затрудняюсь ответить.
Ответ учащихся | Число учащихся | % всех учащихся класса |
Да | 8 | 29% |
Нет | 14 | 50% |
Затрудняюсь ответить | 6 | 21% |
| | |

2.Использовал ли ты в лечении лекарственные растения?
А. Да Б. нет. В. Затрудняюсь ответить.
Ответ учащихся | Число учащихся | % учащихся класса |
Медикаментами | 15 | 54% |
Народными средствами и травами | 3 | 10.7% |
Оба способа | 9 | 32% |
Затрудняюсь ответить | 1 | 4,5% |

3.В лечении ты больше доверяешь…
А. Лекарственным растениям Б. Медицинским препаратам.
Ответ учащихся | Число учащихся | % всех учащихся класса |
Медицинским препаратам | 21 | 75% |
Лекарственным растениям | 7 | 25% |

4.Твоя семья преимущественно лечится…
Ответ учащихся | Число учащихся | % всех учащихся класса |
Лекарственным растениям | 8 | 28,5% |
Медицинскими препаратами | 19 | 67,8% |
Затрудняюсь ответить | 1 | 4,5% |

5.Как ты считаешь, на территории нашей области, произрастают лечебные растения?
Ответ учащихся | Число учащихся | % всех учащихся класса |
Да | 16 | 57% |
Нет | 9 | 32% |
Затрудняюсь ответить | 3 | 11% |
| | |
6. Если я собираю цветы весной и летом, я рву только те цветы, которых очень много и которые не охраняются законом?
Ответ учащихся | Число учащихся | % всех учащихся класса |
Да | 11 | 39% |
Нет | 5 | 17,8% |
Затрудняюсь ответить | 12 | 42,8% |
| | |
Анализ проведенного опроса показал, что 14 опрошенных учащихся не знают, что лекарственные растения способны повысить иммунитет. 15 человек лечат простудные заболевания медицинскими препаратами, которым больше доверяют. И только 3 человека – народными средствами и лекарственными травами. 57% учащихся знают, что в Восточном Казахстане произрастают лекарственные травы. Но весной и летом рвут красивые цветы, не задумываясь о их пользе.
Основная часть.
1.Растительный мир Восточного Казахстана.
Лирическому герою стихотворения «Алтай» (1974 год) открывается необозримая страна, увиденная, словно с высоты птичьего полета:
Все мое –
От прозрачной озерной кувшинки,
От рябиновой ветки
До дальней звезды.
М.И.Чистяков
Острый взгляд поэта с любовью охватывает огромные просторы родного края: лесной покой, безмолвие озер, небесный простор.
Флора Казахстана насчитывает 68 видов древесных пород, 266 видов кустарников, 433 видов полукустарников и полутрав, 2598 видов многолетних трав, 849 видов однолетних трав. Всего в Казахстане свыше шести тысяч видов растений.
Удивителен, многообразен растительный и животный мир Восточного Казахстана. В области сосредоточено около 90% лесных богатств республики. Значительная часть гор покрыта тайгой. В основном преобладают хвойные породы: ель и пихта. Есть лиственница, тополь, береза, осина, кедр; встречаются сосновые боры. В горных лесах, осиновых рощах много грибов.
Огромными массивами раскинулись заросли черемухи, рябины, жимолости, калины, шиповника, малины, смородины, карагача, боярышника, можжевельника. Для грибников здесь тоже есть чем заняться - список грибов Восточного Казахстана набирает 150 видов.
Представителями степной растительности являются ветреницы, ирисы, горицвет сибирский, люцерна, а также злаки — ковыль, типчак, мятлик степной и другие.
Многие растения Восточного Казахстана занесены в красную книгу Казахстана. Приложение.
Мир растений – величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство. С глубокой древности человек использовал естественные блага растительного мира и как источник своего пропитания, и для облегчения своих недугов. Растения служат не только для приготовления лекарств, они ещё очищают воздух, задерживают пыль, являются фабрикой кислорода.
Ощущая свою близость к природе, наш земляк М.И.Чистяков верит:
Если будет мне тяжко,
Если острая боль мое сердце пронзит,
Мне ржаной колосок
Упадет на рубашку.
Подорожник мне раны мои заживит.
2. Применение лекарственных растений в лечении человека.
Среди многочисленных видов растений Восточного Казахстана большое место занимают лекарственные.
Лечение целебными травами сопровождало человечество с его колыбели. Лес был первой аптекой, в которой наши деды обращались за помощью. Богат набор лекарств в природной аптеке, но здесь нет этикеток. Ядовитые растения могут выглядеть привлекательно. Возможно, первые люди руководствовались в выборе лекарств инстинктами, как это делают сейчас больные животные. Мне очень важно во всём этом разобраться.
Прочитав литературу, которая имелась у нас дома, предложенную в школьной и центральной детской библиотеке, поискав материал в Интернете, я узнала следующее. Более 40% лечебных препаратов изготавливаются из лекарственных растений.
Лекарственные растения — это способ естественного оздоровления организма и профилактики самых разных заболеваний. Лекарственные растения используются в народной, медицинской или ветеринарной практике.
Лечение растениями – это древнейший способ лечения, которым пользовалось много поколений до нас. Почему? – спросите вы. Да потому что это, во-первых, безвредно, а, во-вторых, просто. С незапамятных времён человек использовал растения для лечения самых различных заболеваний.
Лекарей-травников называли целителями. Живёт в народе легенда об ученике целителя, отправившемся в лес с заданием найти там хотя бы одну «ненужную травинку». Долго-долго искал ученик истинно сорняковую траву в огромном лесу, но вернулся к учителю с пустыми руками – ибо невозможно, ответил он, найти, ни одного бесполезного, пустячного растения, которое не приносило при рассмотрении пользы человеку. Из лекарственных растений делают обычно специфические чаи или своеобразные настои. Сегодня, в 21 веке учёные уже могут досконально изучать древнейшие рецепты и убедиться в правильности и необходимости применения тех или иных лекарственных растений.
Первое упоминание о целебных свойствах растений принадлежит врачу Древней Греции Гиппократу. Он описал более двухсот лекарственных растений.
Сейчас большинство людей не знают, как называются и какими свойствами обладают растения, а когда заболевают, то покупают в аптеках, как правило, не лечебные травы, а таблетки, настойки, значительная часть которых приготовлена из наших же растений.
Лекарственное растение проходит долгий путь, прежде чем его начинают использовать. Изучают химический состав, устанавливают главное лечебное действие растения. И только после многих опытов и исследований растение разрешают применять для лечения.
Очень интересно прошли и мои опыты с растениями, которыми пользуются в нашей семье. При сухом кашле осенью, в течение трёх дней я пила траву багульника - болотного (ядовитый). Заваривали 1 столовую ложку сырья 1 стаканом горячей воды, настаивала 15 мин и пила по 1 столовой ложке 3-4 раза в день в тёплом виде. Настой багульника обладает очень мощным отхаркивающим действием, уже на второй день стало легче откашливаться. Но на четвёртый день лечения стала пить отвар из фиалки с подорожником, которые также обладают отхаркивающим свойством, но не являются ядовитыми.
Очень хорошо при насморке помогает сок свёклы.
При порезах, ранах пользуются подорожником и листьями сирени. Листья подорожника обладают быстрым кровоостанавливающим и ранозаживляющим действием.
У меня очень выпадали волосы весной, и мы с мамой использовали такой рецепт: зелёные листья крапивы и берёзы запаривают кипятком, остужают и ополаскивают волосы 1-2 раза в неделю. Волосы становятся густыми и блестящими.
Применение лекарственного растения, как и любого другого лекарства, возможно только по назначению врача. Кстати, врач, который лечит с помощью растений, называется – гомеопат
Изучив материал по проблемной теме, я узнала много интересного о растениях, которые растут в нашем крае. Приложение
Хорошо известно, что каждое растение может быть ядом! Необходимо знать свойства лекарственных растений. Нужно знать и способы приготовления, так как в зелёных аптеках нет этикеток. Для того чтобы узнать всё это, я ходила в детскую библиотеку, а также пользовалась книгами и газетами которые есть у нас дома. Нельзя забывать и о мерах предосторожности при сборе ядовитых лекарственных растений. Я сделала подборку ядовитых трав и познакомила с ними учащихся своего класса. Приложение.
3. Правила сбора и сушки лекарственных растений.
Я помню, был обычай у людей-
Лесные травы собирали в этот день.
И были эти травы не простые,
В ночь на Купалу травы колдовские!
Ведь верил в волшебство тогда народ.
А нынче кто за травами придет?
А травы всё такие же растут,
И папоротники по ночам цветут.
Когда цветки по воздуху летят,
Они показывают, где закопан клад.
С каждым годом увеличивается сбор лекарственных растений. Надо точно знать, в каких частях растений – цветах, листьях, корнях – содержатся ценные вещества, чтобы правильно произвести сбор.
Существуют особые правила сбора лекарственных растений. Эти правила достаточно точны и требуют неуклонного соблюдения. В качестве лекарственного сырья используют только те части растения, которые содержат наибольшее количество действующих веществ.
Сбор листьев, цветков, плодов надо производить в ясную погоду. Корни можно выкапывать в любую погоду. Нужно следить, чтобы в сбор не попадали ненужные части растений или другие растения.
Листья, цветки траву, ягоды собирать надо в корзины, прокладывая слои растений веточками.
Плоды, семена, корни и кору можно собирать в мешки.
Кору надо снимать весной, до начала появления листьев (делается это по разрешению лесничества). Листья собирают во время цветения. Цветки во время цветения, обрывая их с небольшим остатком цветоножки. Плоды надо собирать, когда они созрели, обрывать вручную. Корни собирают осенью или весной.
Перед сушкой собранное сырье сортируют. Сушить собранный материал надо медленно. Сушить можно на солнце, на воздухе, в тени и в сушилках.
Запасы лекарственных растений в природе ограничены, они могут очень скоро иссякнуть. Поэтому целесообразно лекарственные растения выращивать как культурные растения. Большие возможности для этого располагают пришкольные учебно-опытные участки.
Заключение.
Таким образом, мною были исследованы лекарственные растения Восточного Казахстана, изучена литература о многообразии растительного мира Восточного Казахстана. Раскрыто понятие «лекарственные растения». Выявлены основные лекарственные растения нашего края. Определено их влияние на здоровье человека.
Я пришла к выводу, что лечиться можно не только таблетками, но и лечебными растениями такими как: боярышник, душица, зверобой, малина, черная смородина, шиповник и др. Применение лекарственного растения, как и любого другого лекарства, возможно только по назначению врача. Для укрепления здоровья нужно употреблять в пищу ягоды, фрукты, овощи, потому что в них содержится много полезных веществ.
Растения действительно могут быть лекарством. Их можно применять по назначению врача, приобретая в аптечной сети. Покупать растения по объявлениям, у знахарей, на рынке – крайне рискованно. Применять самостоятельно собранные лекарственные растения имеет смысл только при наличии абсолютной уверенности в определении, при наличии внятных показаний и только неядовитые. Но все, же за лекарствами ходите в аптеку.
В ходе уроков природоведения, часов общения мы знакомили ребят с ходом моего исследования о лекарственных растениях. По окончании работы с детьми вновь был проведен вопрос по некоторым вопросам. Результаты опроса показали, что учащиеся и их родители стали больше доверять лекарственным травам. 26% опрошенных стали меньше доверять медикаментам, а больше лекарственным травам.

Мы сопоставили данные о пропусках по болезни за 1 полугодие 2010-2011 учебный год с данными 1 полугодие 2011-2012 учебного года. Результаты представлены в таблице и диаграмме.
Учебный год сентябрь-декабрь | Число пропусков по болезни |
2010 – 2011 | 750 |
2011 - 2012 | 200 |

По итогам данной работы мы можем видеть, что пропуски по причине простудных заболеваний снизились почти в 3 раз. Дети укрепили свой иммунитет. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза в начале исследовательской работы полностью нашла своё подтверждение.
Результативность работы:
сделала вывод, что лечиться можно не только таблетками, но и лекарственными растениями;
для укрепления здоровья нужно употреблять в пищу ягоды, фрукты, овощи;
познакомила с выводами учащихся класса;
способствовала укреплению иммунитета своих товарищей;
помогла снизить количество пропусков учащимися учебных занятий по причине простудных заболеваний;
прочитала дополнительную литературу о лекарственных растениях;
расширила кругозор.
Хочу пожелать, себе и своим ученикам, чтобы
Дорога в школу – была радостной
Встреча друг с другом – удовольствием
Жизнь в школе – теплой,
А вся наша жизнь - счастьем!
УСПЕХОВ!
Список литературы:
1. Кожабекова М.Д. «Твои зелёные друзья», изд.«Мектеп», г.Алма-Ата,1983;
2. Гаммерман А.Ф. «Лекарственные растения (растения-целители), изд.Москва, 1990;
3. Егорина А.В. и др. «Физическая география Восточного Казахстана», изд. Альфа-ПРЕСС, г.Усть-Каменогорск, 2003г. И др.
4. Кортиков В. Н., Кортиков А. В. «Полная энциклопедия лекарственных растений», Ростов – на – Дону, Издательский Дом «Проф – Пресс», 2002 г.
5. Куренной П. «100 рецептов народной медицины», Алма-Ата, 1990.
6. «Зеленая аптека», изд. Малое Госпредприятие ПКЦ «Вектор», 1991г.
7. http://www.medunica.info/
8. http://www.belena.biz/
9. http://medherbal.ru/
10.http://www.greenrussia.ru/apteka.php