СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "ЖАВОРОНОЧКИ"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Идея проекта заключается в том, чтобы создать театрально-игровую площадку (клуб), где молодые семьи с детьми смогут обучиться совместно традициям Курской области, народным играм без использования гаджетов, научатся устанавливать игровой контакт друг с другом, познакомятся с песенными и танцевальными традициями своего региона.

Просмотр содержимого документа
«Проект "ЖАВОРОНОЧКИ"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Свободинский районный Дом детского творчества»

Золотухинского района Курской области













ПРОЕКТ



Семейный фолк-клуб «Жавороночки»













Руководитель проекта:

Бобринева Анастасия

Владимировна









2022 год

Аннотация проекта

Проектом предусмотрено создание фольклорного клуба «Жавороночки» на базе МБУДО «Свободинский районный Дом детского творчества», участниками которой станут дети дошкольного возраста с 3 до 8 лет с родителями и (или) бабушками, дедушками.

Идея проекта заключается в том, чтобы создать театрально-игровую площадку (клуб), где молодые семьи с детьми смогут обучиться совместно традициям курской области, народным играм без использования гаджетов, научатся устанавливать игровой контакт друг с другом, познакомятся с песенными и танцевальными традициями своего региона. Материалом для программы клуба станет музыкальный фольклор Курской области, русские народные сказки, потешки, хороводные игры, игры с перчаточными куклами и пр. Планируется провести 50 встреч для 1000 человек (молодых семей с детьми) на территории Золотухинского района. К реализации проекта планируется привлечь фолк-музыканта, специалистов в области народного художественного творчества, профессиональных актеров, хореографа, музыканта владеющего русскими народными инструментами, режиссера и художника, мастера- ремесленника.

Проект «Жавороночки» – это комплекс обучающих и развивающих мероприятий, направленных на приобщение детей, проживающих в Золотухинском районе Курской области к истокам курского фольклора, сохранение традиционных народных ценностей. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Дошкольникам необходимо знать и изучать культуру своих предков, а совместное сотворчество во время подготовки и участия в народных праздниках сплачивает семьи, способствует укреплению и развитию лучших семейных традиций русского народа. Система знаний, заложенная в исторической памяти народа, поможет нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры.

Благополучатели – до 1500 человек: дети - дошкольники, семьи участников студии, жители Золотухинского района.

В рамках проекта запланированы: занятия по народному художественному творчеству, занятия по народной хореографии, народному вокалу (в южно-русской традиции) устному народному творчеству, народно-прикладному искусству (традиционный костюм, народная игрушка), с акцентом на местный и региональный фольклор.

Итогом проекта станет участие студии фольклорного семейного творчества «Жавороночки» в районном фестивале народной песни «Песни наших бабушек» и праздниках зимнего народного календаря, проводимых на территории Золотухинского района.

Для реализации проекта разработано теоритическое наполнение проекта (музыкальный репертуар, программы устного-народного и декоративно-прикладного творчества, цикл народных игр), существует договоренность с необходимыми специалистами (имеющими опыт работы с данной целевой группой, профильными специалистами: балетмейстер, хормейстер, аккомпаниатор, режиссер театрализованных представлений, художник), частичные материально-технические ресурсы: досуговой помещение, мебель, баян…..

Но для завершения реализации проекта необходимо материально-техническое дооснащение студии: оформление и наполнение пространства кабинета досуговой деятельности этно-стилистическими компонентами (мебель, в т.ч. детские стульчики, лавки, столы), приобретение народных музыкальных инструментов: балалайка, гармошка, свирели; изготовление этнографических костюмов.

Партнерами проекта являются историко-культурный центр «Коренная пустынь» - филиал ОБУК «Курский областной краеведческий музей»;

Музей «Усадьба А.А. Фета» - филиал ОБУК «Курский областной краеведческий музей»;

МКУК «Межпоселенческая библиотека» Золотухинского района Курской области;

МКУК «Золотухинский центр досуга и кино «Заря».

ОБОУ ДО «Золотухинская детская школа искусств»;

ОБУК «Курский Дом народного творчества»

На реализацию проекта предполагается использование 475 000 рублей:
- из них 50 рублей - собственные средства и средства партнеров в виде материально-технических и кадровых ресурсов.

Постановка проблемы

Значимость приобщения личности к национальным культурным традициям и ценностям мировой культуры отражена в международных и государственных документах, регламентирующих образовательную деятельность. Такой международный документ, как «Конвенция о правах ребенка», содержит положение о том, что образование ребенка должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной».

В соответствии с «Национальной доктриной образования в Российской Федерации», система образования призвана обеспечить: «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России».

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, традиционными источниками нравственности являются базовые национальные ценности: «патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество».

Последние десятилетия характеризуются возрастающим интересом к фольклору как выразителю и воспитателю национального самосознания, национальных духовных ценностей. Активно развивается этнопедагогика – наука, изучающая эмпирический опыт этнических групп в воспитании и образовании детей, морально-этические и эстетические воззрения на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.

Важнейшим методологическим принципом художественного образования на современном этапе определена «опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства». Этим обусловлена незаменимая роль фольклора в воспитании национальной идентичности, приобщении к базовым национальным ценностям. Придание воспитательному процессу этнопедагогической направленности позволяет с одной стороны сохранять и развивать этнокультурную самобытность, формировать этническое самосознание; с другой, — воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, понимать и принимать инаковость, укреплять российское общество.

Есть особая область народного творчества, называемая детский фольклор, которая, по мнению крупнейшего его исследователя Г.С. Виноградова, вызвана к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». Это те же «надобности», которые являются главными и в современной педагогике, – забота о физическом, умственном, нравственном воспитании ребенка, т. е. забота о том, чтобы вырастить человека, здорового телом и душой.

С этой целью нами разработан проект «Жавороночки» по созданию семейного фольклорного клуба на базе муниципального казённого учреждения культуры «Золотухинский Районный Дом культуры». Золотухинский район имеет богатое историческое и культурное наследие. Важное место в проекте отводится игровым методам, народным фольклорным праздникам, театральным постановкам, которые позволяют ребенку испытывать чувство сопричастности к событиям родного края; в процессе непосредственного участия, усваивать культурные ценности, народные традиции родного региона.

В заключении хотелось бы сказать, что формирование любви к своей Родине, чувства патриотизма, невозможно без обращения к народной культуре, истории Отечества и национальным истокам. Только так мы можем воспитать здоровое подрастающее поколение с правильными духовными ценностями и уважительным отношением к другим народам и национальностям.

Цель проекта

Приобщение детей к историческому и культурному наследию Курской области в условиях семейного фолк – клуба «Жавороночки»; укрепление института семьи, традиционных семейных ценностей.


Задачи проекта

  1. Инфрмационно- рекламная кампания с целью информирования жителей и проведения набора детей

  2. Проведение собрания с родителями и воспитанниками. Составление графика занятий

  3. Провести 2 фольклорных семейных праздника под открытым небом: Масленица, Троица.

  4. Провести 4 фольклорных семейных праздника в помещении: Святки, Сороки, Осенины, Кузьминки.

  5. Организовать репетиционный процесс для освоения песенного, хореографического, драматического, инструментального фольклорного материала. Провести не менее 40 двух-часовых занятий по фольклорному танцу, обряду, игре, песне, игре на музыкальных инструментах и др.

  6. Изготовить, приобрести необходимый для праздников реквизит, костюмы, расходные материалы для мастер-классов по ремеслам и промыслам.

  7. Создать интернет ресурсы для коммуникации участников клуба, для информирования общественности о деятельности по проекту, а так же для продвижения идей проекта в сообществе фольклористов, педагогов и широкой аудитории.

  8. Разработка сценариев для праздников, спектаклей и концертов

  9. Пошив сценических костюмов для выступления детей с родителями

  10. Запись фонограмм для мероприятий

  11. Подготовка декораций для спектаклей

  12. Создание макета афиш, печать афиш и их распространение

  13. Подготовка публикаций для СМИ

  14. Подготовка опросных листов и бланков для анкетирования; проведение опросов, анкетирований

  15. Подготовка фоторепортажа о работе фолк-клуба, создание видеоролика о фолк-клубе

  16. Участие в фестивалях-конкурсах

  17. Приобретение необходимого оборудования

  18. Заключение договоров на предоставление услуг по проекту

  19. Подготовка отчёта по проекту (содержательного и финансового)

  20. Анализ результатов реализации проекта. Планирование дальнейшей работы фолк-клуба.

Формы и методы реализации проекта

Календарный план

№ занятия

Русский народный костюм

Дать представление о женском и мужском костюме

Фотографии курского народного костюма, бутафорские принадлежности (корзина, коромысло, ведра, прялка)

Рассматривание аутентичных костюмов, иллюстраций.

Использование игры: «Тра-та-та» (по К. Орфу); «Пройди девушка, пройди парень». Домашнее задание: совместно с родителями изготовить «сороку» и пояс.

Сентябрь





1 - 2

Осенние календарные песни, потешки

Познакомить детей с осенними календарными песнями, приметами, поговорками родного края.

Репродукции картин: Л. Попов «Поздняя осень», «За хворостом»; Левитан «Осень золотая»; Н. Иванова «Боярская усадьба». Шумовые инструменты.

Рассматривание иллюстраций. Слушание свадебных песен Курской области. Разучивание потешек, закличек с включением шумовых эффектов. Игра «Капуста». Разучивание потешек, закличек.

3-4

Частушка.

Познакомить детей с частушкой, учить выразительно пропевать фразы.

Аудиозапись частушек. Курские частушки, «Тимоня», «Чебатуха» и др.

Слушание частушек, пение. Закрепление осенних потешек, поговорок, загадывание загадок, игра с богородскими игрушками. Игра «Горшки». Домашнее задание: совместно с родителями выучить дома частушки, сшить сумочку для деревянных ложек, украсить сумочку.

5 – 6

Деревянные ложки – матрешки.

Знакомить детей игре на русском народном инструменте – ложках. Развивать чувство ритма. Закрепить пение частушек, потешек об осени. Учить правильно интонировать, петь открыто, задорно

По 2 деревянные ложки каждому ребенку. Фонограмма «Чебатуха»

Мини-концерт «Частушка – хохотушка. Слушание аудиозаписи игры на деревянных ложках на мелодию «Тимоня». Игра «Я на стульчике сижу».


















7-8

Русские народные инструменты

Дать детям представление о русских народных инструментах. Учить элементарному музицированию. Знакомить детей звучащим жестам по методике К. Орфа.

Набор музыкальных инструментов: гусли, ложки, балалайка, гармонь, дудочка, трещотка. Фотографии, иллюстрации музыкальных инструментов. Аудиозаписи звучания народных инструментов («Барыня», «цвели, цвели», «Ах ты, выхода», этническая музыка).

Слушание звучания инструментов в записи, в «живую». Игра на развитие музыкальной памяти. Внимание «Угадай-ка», «Дирижер». В фольклорной разминке игры в звучащие жесты «Тра-та-та»


Октябрь





9-10

Осенние посиделки

«Капустник»

Познакомить детей с осенним праздником «Капустник». Создать праздничное настроение

Мультимедиа, фильм «Сергей Радонежский», шумовые инструменты, подбор русских – народных песен, народные костюмы (взрослые и детские), пироги.

Просмотр мультимедиа «Сергей Радонежский»; пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим», самомассаж «В капусту»; проговаривание пословиц, поговорок о капусте, осени; рассказывание потешек, докучных сказок; пение взрослыми частушек, использование р. н. игр: «Поцелуйная», «Бояре»; чаепитие.

11-12

Колыбельные песни

Знакомство с колыбельной песней, потешками «На сон»; развитие ладового чувства; учить петь нежно, протяжно, чувственно.

Фонограммы колыбельных песен, иллюстрации.

Слушание песни «Сидит Дрема». Разучивание песни «Заинька», потешек «Баю – баю», «Ходит сон по дому». Игра «Тук - тук - на» по К. Орфу на развитие чувства ритма, коммуникативных навыков.

13-14

Посиделки

Дать детям представления о посиделках, о народных южно -русских промыслах. Познакомить с поговорками о труде.

Иллюстрации с промыслами Сибири: прялка, не расписанные деревянные ложки. Игрушки из дерева, глины; корзины. Рушники, спицы, клубки, сети.

Слушание и пение песни «Во кузнице». Знакомство с пляской «Тимоня». Игра «Баяре» Рузучивание поговорок о труде, потешек. Домашнее задание: с родителями на выбор сделать изделие народного промысла из соленного теста, расписать ложки, связать кружки, вышить рушник.

15-16

Во деревне то было

Закрепить знания о посиделках, приобщить родителей к совместной деятельности. Создать веселое настроение.

Бутафорская корова, русские – народные костюмы (детские и взрослые), лапти, коромысла, ведра бутафорские, куклы би-ба-бо «гуси», аудиозаписи со звуками деревенского двора (гуси, свиньи, петуха, коровы).

Разучивание песен : «Коровушка», «Петушок», «Купим тебе, бабушка».

Использование игр: «Подои корову», «Горшки», «Пройдись, девица!», «Лапти», «Петушки»; инсценирование песни «Жили у бабуси»; пение песен «Коровушка», «Купим тебе, бабушка!»

Ноябрь





17-18

Ореховый урок

Эмоционально-психически раскрепостить детей, развивать навыки образной и двигательной импровизации, развивать терпимость, ровное отношение друг к другу, развивать чувство ритма, привлекать родителей, педагогов к совместной деятельности

Орехи: грецкие, фундук, кедровые. Орехокол, оформленный в виде «Щелкунчика», картон, ножницы, клей, фломастеры, музыка любая ритмичная. Заранее приготовленные родителями кастаньеты из орехов.

Исследование немузыкальных звуков, ритмодекламация стихов «По орехи», игры «На рынок за орехами», изготовление кастаньет из орехов.

19 - 20

Ярмарка в чайной избе

Познакомить детей с бытом предков, народно-прикладным искусством, промысловой деятельностью курян. Проведение ярмарки в чайной избе.

Набор инструментов: ложки, трещотки, бубны, шумовые самодельные инструменты. Народные костюмы взрослым и детям; бутафорская корова.

Чаепитие, пропевание частушек, хоровод «Прялица»; «игра на щумовых инструментах; р. н. игры: «Перетягивалки», «Дарики»,

21-22

«На Кузьму – Демьяну»

Познакомить детей с осенним праздником «Кузьминки». Закрепить знание потешек, дразнилок, развивать артикуляционный аппарат, пение а-капеллой.

Все к театру «В гости к бабушке Варварушке» (куклы, ширма, бутафорские принадлежности русской избы). Фонограммы записи русских народных инструментов.

Показ кукольного спектакля «В гости к бабушке к Варварушке» с участием детей. Слушание и пение а-капеллой песни «На Кузьму – Демьяну». Игра «тра-та-та» Тютюнникова. Проговаривание дразнилок, потешек.

22-23

От Рождества до Крещения


Дать детям знания о том, что многое в жизни имеет свое начало. Год тоже имеет начало – это своеобразный день рождения, который люди отмечают все вместе; это общая радость, веселье. Познакомить детей с содержанием праздника Рождество, его значением, обрядом колядования. Познакомить детей, что такое Святки, гадания. Приобщить к последнему зимнему празднику Масленица – одним из самых веселых, шумных, озорных народных праздников. Он посвящен Солнцу и завершает зимний период праздников

Просмотр иллюстраций, фоторепродукций о зимних праздниках; слушание в записи песени: «Как на тоненький ледок», разучивание и инсценирование; знакомство с русскими народными сказками «Морозко», «Два Мороза»; разучивание приговорок, Колядок, закличек, прибауток, частушек. Знакомство с р. н.играми: «Два Мороза», «Морозят – Снегурят», «Карусель»; изготовление родителями, совместно с детьми костюмов для ряжения.

Январь





24-25

От Рождества до Крещения

Познакомить детей с традициями, обычаями, обрядами зимних народных праздников. Разучивание колядок. Учить эмоционально раскрепощаться,

Иллюстрации Трутовский «Колядки», Каверзнев «Ряжанные», «Катание на ледянках», самодельные шумовые инструменты, фонограммы русских народных песен с зимней тематикой.

Разучивание рождественских колядок, повторение танца «Восьмерка». Игра «Мельница» по К. Орфу, музицирование на самодельных шумовых инструментах, игра «Тра-та-та» Тютюникова. Домашнее задание: совместно с родителями сделать шумовые инструменты из бросового материала, украсить их.

26-27

Белый праздник.

Развивать творческое воображение. Учить интонационно и выразительно пропевать рождественские колядки.

Колокольчики, снежинки из салфеток, металлофоны, «Снежная музыка» Тютюнникова, султанчики из новогоднего дождя.

Пропевание колядок, игра на колокольчиках, металлофонах, танец-импровизазия со снежинками и султанчиками.

28-29

Колядки.

Продолжать знакомить ребят с зимними и обрядовыми праздниками, развивать артикуляционный аппарат, вокальные данные.

Фонограмма «Кадриль», «Контрасты», иллюстрации о зиме, Новогоднем празднике.

Разучивание и пропевание колядок, частушек. Показ и разучивание движений к «Кадрили». Разучивание песенки – приветствия «Здрасте, здрасте…» слушание песни «Как на тоненький ледок» игра «Мышки» Тютюнниковой.

30-31

Коляда, коляда, открывай ворота

Создать праздничное настроение, эмоционально раскрепостить детей. Учить фантазировать, знакомить с местным диалектом, а так же приобщать к совместной деятельности со взрослыми.

Костюмы ряженных, колядовщиков, шумовые инструменты.

Домашнее задание: изготовление рождественских открыток, подарков, угощение вместе с родителями.

Пение колядок, песни «Как на тоненький ледок», частушек. Игра на шумовых инструментах. Гадание. Чаепитие.

Февраль





32-33

В гости к бабушке Варварушке

Продолжать учить звучащим жестам, чувству ритма, развивать эмоциональную сферу.

Палочки деревянные по 2 шт каждому ребенку. Театр ширма, кукла бабушки Варварушки.

Пение «эхом» песни «Как на тоненький ледок». Использование театрализованного действия «Бабушка Варварушка». Игра «Это что у нас такое» с деревянными палочками по Тютюнниковой.

34-35

Колыбельные песни

Продолжать знакомить с колыбельными песнями: помочь детям овладеть певческими навыками (правильное дыхание, чистота интонирования, четкая дикция), приучать исполнять эмоционально, чувствовать характер мелодии, динамику.

Фонограмма колыбельных «Как у нашего кота» «Баю-баю баюшок», иллюстрации.

Заготовки для изготовления кукол-заверток: ткань, ленточки.

Слушание и исполнение «эхом» песни «Дрема». Повторение песни «Баю-Баю баюшок». Игра «Передавалки». Изготовление куклы-завертки.

36-37

Творческая мастерская

Закрепить знания о зимних народных праздниках. Знакомство с хороводом, хороводным шагом, «Рисунком хоровода». Приобщение родителей и педагогов к совместной деятельности.

Цветная бумага, клей. Ватман, ножницы, краски, кисти. Фонограмма «Прялица». Игра на русских народных инструментах.

Исполнение хоровода «Прялица», игра «Купи уголок» с использованием шумовых инструментов. Изготовление совместного коллажа по замыслу «Эх, Зимушка – зима»

38-39

Масленица

Познакомить ребят с праздником «Масленица», с традициями этого праздника, обрядовыми действиями. Учить эмоционально раскрепощаться. Импровизировать, вызывать желание к драматизации песен.

Иллюстрации: Рябушкин «Катание на колесе на Масленицу», Поленов «Серый день. Масленица». Фонограммы «Масленичных песен»

Заготовки для чучела Масленицы: синтепон, ткань.

Слушание и разучивание песни «Выходила наша масленица». Слушание песни «К нам гости пришли». Игра «Горшки», «Уголки». Разучивание приговорок «Подай тетенька блин», «Блин – блиночек», «Блины».

Изготовление чучела Масленицы.

Март





40

Масленица

Продолжить знакомство с праздником «Масленица». Знакомство с новыми элементами сибирской одежды (душегрея, безрукавка, шаль, платки). Знакомство с понятием «Русская тройка»

Иллюстрации с зимними костюмами. Элементы сибирского костюма. Репродукция Кустудиева «Масленица». Колокольчики, бубенчики, свистульки. Фонограммы: «Валенки», «Еду к бабушке к своей».

Домашние задание: с родителями украсить колокольчик.

Изготовление дуги, пение песен: «Блины», «Подай, тетенька, блин», закличек на масленицу.

Игра на колокольчиках, свистульках.

41

«Масленичное гулянье» (на улице)

Пополнить духовно-нравственное воспитание детей, эмоциональную сферу. Приобщить родителей и педагогов.

Чучело Масленицы, блины, чай. Фонограммы русских народных песен.

Пение масленичных закличек, частушек, песни «Блины».

Игры на свежем воздухе: «Горелки», «Взятие снежного городка», «Метание блинов». Катание с горы, сжигание чучела Масленицы, чаепитие с блинами.

42-43

«Весенний календарь»

Познакомить детей с весенним аграрным периодом русского народа.

Познакомить ребят с первым весенним праздником «сороки» (прилет птиц). Дать представление о весенних праздниках– Вербное воскресенье, Пасха. Познакомить с традициями и обрядами весеннего периода.


44-45

«Сороки»

Дать представление о весенних народных праздниках. Познакомить детей с весенними закличками, поговорками, хороводами. Приобщить родителей к совместной работе.

Куклы: Весна, Вьюговей, медведь, заяц, волк, грач. Фонограммы: голоса птиц, колокольчики, бубенчики, свистульки, палочки.

Показ кукольного театра «Весна – красна». Знакомство с хороводом «Заплетайся плетень». Вокальное упражнение «Что увидели в лесу» по К. Орфа. Домашнее задание: с родителя сделать кормушку для птиц.

46-47

Вербное воскресенье

Знакомство детей с бытом сибиряков, трудом, связанном с приходом весны. Учить пению весенних закличек, хороводных песен, игре на колокольчиках. Развивать чувство ритма, темповое восприятие.

Фонограммы: колокольный перезвон. Веточка вербы. Иллюстрации: Соколов «Пахари», Клод «На пашне»

Беседа. Просмотр иллюстраций, слушание фонограмм. Слушание и пение «эхом» песни «А мы просо сеяли». Разучивание дразнилки «Митяй – лентяй»

Апрель





48-49

Праздник «Пасха»

Знакомство с пасхальными обрядами, играми, пасхальным столом. Узнать что такое «писанка»

Иллюстрации Кустодиева «На ПАСХУ», БУТАФОРСКИЕ ЯЙЦА, КРАСКИ, КИСТИ.

Беседа. Разучивание пасхальных приговорок. Игра «Ручеек», «Проталинки» по методике К. Орфа. Изготовление писанок.

50-51

Ярмарка на Пасху

Создать радостное, яркое настроение праздника Пасха. Приобщить родителей к совместной деятельности.

Фонограммы народных песен, пасхальных записей, «писанки», куличи, поделки, угощения. Костюмы, инструменты, оформление зала.

Пропевание приговорок, закличек на весну. Игры: «Катание яиц», «Заря заряница», «Ручеек». Игра на народных инструментах: ложках, свистульках, трещетках. Чаепитие.

52-53

Обманный день

Развивать вокальные, коммуникативные навыки детей. Закрепить знания о русских народных, уметь определять звучание инструментов.

Оформление зала. Фонограммы «Выхода», «Барыня». Инструменты: трещотка, балалайка, румбы, баян, гусли, колокольчики, бубен.

Пение частушек, игры на музыкальном инструменте, проговаривание потешек. Слушание в записи звучание народных инструментов.

54-55

Длинная коса – девичья краса.

Познакомить детей с поговорками, пословицами о «золотых руках», «Девичьей красе». Знакомить с сибирским промыслом, рукоделием. Продожать учить исполнять частушки с озорством, задаром. Петь открыто.

Фонограмма плясовой. Предметы быта: корзины, лапти, горшки глиняные, рушники, кушаки, коврики.

Пение частушек, знакомство с хороводом «А я по лугу». Игра «Я на стульчике сижу», «Ходит Ванечка – дружок»

Рассматривание предметов домашнего обихода.

Май





55-56


Познакомить детей с летними обрядовыми праздниками

Познакомить детей с обрядом и атрибутами украшения летней березки. Формировать у детей бережное отношение к природе. Знакомство с праздниками – Троица, Семик.


57-58

Сказ о Енисее

Дать представление о празднике «Георгий Победоносец». На основе «Сказа о Енисее», рассказать о храбрости мужчин, охоте, земельных работах. Учить детей различать тембровое звучание инструмента. Развивать чувство ритма. Познакомить с нарядом воина – мужчины, охотника – мужчины.

Иллюстрации воинов – мужчин, охотников – мужчин, «Три богатыря». Инструменты: бубны, барабаны.

Беседа. Показ иллюстраций. Предварительное чтение «Сказ о Енисее». Пение заговоров от Зыря Лихого. Заслушивание фонограмм сибирских песен «По диким степям Забакалья». Игры «В смолу», «В бега». Игра на инструментах.

59

Семик.

Продолжить знакомить с летним праздником «Семик», гаданием, обрядами. Разучивание приговорок.

Венки из березы. Русские народные костюмы. Фонограммы русских народных наигрышей. Хороводы.

Исполнение песен на улице «Во-поле береза», игры: «Поцелуйная», «Вышел Ваня погулять», «Дрозд», пропевание приговорок «Солнышко», «Дождик».

60-61

Троица

Знакомить со старинными обычаями летнего праздника «Троица» («Березка»): украшать березку, плести венки «березовые косы», под березой совершать праздничную трапезу. Учить пению хороводных песен.

Иллюстрации Куинджи «Березовая роща», Левитан «Вечерний звон», «Деревня»

Беседа. Показ иллюстраций. Слушание, исполнение а-капеллой песни «Ой ты роща», «Зелёный дубок». Разучивание поговорок, пословиц о лете. Игра «Ручеек» по Тютюнниковой.

62


Гулянье «Троицы»

Создать праздничное настроение, эмоционально раскрепостить детей, учить импровизировать. Приобщение родителей и педагогов к совместной деятельности

«Писанки», венки из березы, костюмы русские народные. Фонограммы русских народных песен.

Исполнение хоровода «Во поле береза стояла», курской песни «Ой ты роща» Игра «Пчелы и лягушки», «Ручеёк», плетение венков.

Вождение танков и карагодов под Курские песни.










Ожидаемый результат

  • Формирование этнопедагогической культуры у детей младшего возраста и их родителей, по средствам изучения фольклора Курской области;

  • Формирование гражданско-патриотического сознания, любовь к малой родине;

  • Убежденность членов семьи в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко – культурное духовное наследие;

  • Получение участниками клуба удовлетворения от результатов и процесса деятельности, ощущение собственной необходимости и полезности;

  • Приобретение и развитие новых навыков в области художественного творчества;

  • Желание продолжить укреплять семейные ценности и устои в рамках традиций родного региона;

  • Приобретение и использование полученных знаний в жизни своей семьи, приобщение родственников к традициям и культуре родного региона.

  • Желание членов семьи - участников проекта не останавливаться на достигнутом уровне, развиваться в области народного художественного творчества.

  • - Появление детского фольклорного ансамбля в Районом Доме культуры

  • - Возрождение местных элементов песенного народного творчества Золотухинского района Курской области.

  • - Организация вне учебной занятости детей.

  • - Получение дополнительного образования несовершеннолетних;

  • - Укрепление взаимодействия с учреждениями образования и культуры Золотухинского района.

  • - Укрепление социализирующего потенциала учреждения.

  • - Организация дополнительного образования детей, в том числе детей с ограниченными возможностями.

  • - Воспитание у школьников коммуникативных и личностных качеств, толерантности.