Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Свободинский районный Дом детского творчества»
Золотухинского района Курской области
ПРОЕКТ
Семейный фолк-клуб «Жавороночки»
Руководитель проекта:
Бобринева Анастасия
Владимировна
2022 год
Аннотация проекта
Проектом предусмотрено создание фольклорного клуба «Жавороночки» на базе МБУДО «Свободинский районный Дом детского творчества», участниками которой станут дети дошкольного возраста с 3 до 8 лет с родителями и (или) бабушками, дедушками.
Идея проекта заключается в том, чтобы создать театрально-игровую площадку (клуб), где молодые семьи с детьми смогут обучиться совместно традициям курской области, народным играм без использования гаджетов, научатся устанавливать игровой контакт друг с другом, познакомятся с песенными и танцевальными традициями своего региона. Материалом для программы клуба станет музыкальный фольклор Курской области, русские народные сказки, потешки, хороводные игры, игры с перчаточными куклами и пр. Планируется провести 50 встреч для 1000 человек (молодых семей с детьми) на территории Золотухинского района. К реализации проекта планируется привлечь фолк-музыканта, специалистов в области народного художественного творчества, профессиональных актеров, хореографа, музыканта владеющего русскими народными инструментами, режиссера и художника, мастера- ремесленника.
Проект «Жавороночки» – это комплекс обучающих и развивающих мероприятий, направленных на приобщение детей, проживающих в Золотухинском районе Курской области к истокам курского фольклора, сохранение традиционных народных ценностей. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Дошкольникам необходимо знать и изучать культуру своих предков, а совместное сотворчество во время подготовки и участия в народных праздниках сплачивает семьи, способствует укреплению и развитию лучших семейных традиций русского народа. Система знаний, заложенная в исторической памяти народа, поможет нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры.
Благополучатели – до 1500 человек: дети - дошкольники, семьи участников студии, жители Золотухинского района.
В рамках проекта запланированы: занятия по народному художественному творчеству, занятия по народной хореографии, народному вокалу (в южно-русской традиции) устному народному творчеству, народно-прикладному искусству (традиционный костюм, народная игрушка), с акцентом на местный и региональный фольклор.
Итогом проекта станет участие студии фольклорного семейного творчества «Жавороночки» в районном фестивале народной песни «Песни наших бабушек» и праздниках зимнего народного календаря, проводимых на территории Золотухинского района.
Для реализации проекта разработано теоритическое наполнение проекта (музыкальный репертуар, программы устного-народного и декоративно-прикладного творчества, цикл народных игр), существует договоренность с необходимыми специалистами (имеющими опыт работы с данной целевой группой, профильными специалистами: балетмейстер, хормейстер, аккомпаниатор, режиссер театрализованных представлений, художник), частичные материально-технические ресурсы: досуговой помещение, мебель, баян…..
Но для завершения реализации проекта необходимо материально-техническое дооснащение студии: оформление и наполнение пространства кабинета досуговой деятельности этно-стилистическими компонентами (мебель, в т.ч. детские стульчики, лавки, столы), приобретение народных музыкальных инструментов: балалайка, гармошка, свирели; изготовление этнографических костюмов.
Партнерами проекта являются историко-культурный центр «Коренная пустынь» - филиал ОБУК «Курский областной краеведческий музей»;
Музей «Усадьба А.А. Фета» - филиал ОБУК «Курский областной краеведческий музей»;
МКУК «Межпоселенческая библиотека» Золотухинского района Курской области;
МКУК «Золотухинский центр досуга и кино «Заря».
ОБОУ ДО «Золотухинская детская школа искусств»;
ОБУК «Курский Дом народного творчества»
На реализацию проекта предполагается использование 475 000 рублей:
- из них 50 рублей - собственные средства и средства партнеров в виде материально-технических и кадровых ресурсов.
Постановка проблемы
Значимость приобщения личности к национальным культурным традициям и ценностям мировой культуры отражена в международных и государственных документах, регламентирующих образовательную деятельность. Такой международный документ, как «Конвенция о правах ребенка», содержит положение о том, что образование ребенка должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной».
В соответствии с «Национальной доктриной образования в Российской Федерации», система образования призвана обеспечить: «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России».
Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, традиционными источниками нравственности являются базовые национальные ценности: «патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество».
Последние десятилетия характеризуются возрастающим интересом к фольклору как выразителю и воспитателю национального самосознания, национальных духовных ценностей. Активно развивается этнопедагогика – наука, изучающая эмпирический опыт этнических групп в воспитании и образовании детей, морально-этические и эстетические воззрения на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.
Важнейшим методологическим принципом художественного образования на современном этапе определена «опора на национально-культурные особенности при составлении учебных программ по предметам искусства». Этим обусловлена незаменимая роль фольклора в воспитании национальной идентичности, приобщении к базовым национальным ценностям. Придание воспитательному процессу этнопедагогической направленности позволяет с одной стороны сохранять и развивать этнокультурную самобытность, формировать этническое самосознание; с другой, — воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, понимать и принимать инаковость, укреплять российское общество.
Есть особая область народного творчества, называемая детский фольклор, которая, по мнению крупнейшего его исследователя Г.С. Виноградова, вызвана к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». Это те же «надобности», которые являются главными и в современной педагогике, – забота о физическом, умственном, нравственном воспитании ребенка, т. е. забота о том, чтобы вырастить человека, здорового телом и душой.
С этой целью нами разработан проект «Жавороночки» по созданию семейного фольклорного клуба на базе муниципального казённого учреждения культуры «Золотухинский Районный Дом культуры». Золотухинский район имеет богатое историческое и культурное наследие. Важное место в проекте отводится игровым методам, народным фольклорным праздникам, театральным постановкам, которые позволяют ребенку испытывать чувство сопричастности к событиям родного края; в процессе непосредственного участия, усваивать культурные ценности, народные традиции родного региона.
В заключении хотелось бы сказать, что формирование любви к своей Родине, чувства патриотизма, невозможно без обращения к народной культуре, истории Отечества и национальным истокам. Только так мы можем воспитать здоровое подрастающее поколение с правильными духовными ценностями и уважительным отношением к другим народам и национальностям.
Цель проекта
Приобщение детей к историческому и культурному наследию Курской области в условиях семейного фолк – клуба «Жавороночки»; укрепление института семьи, традиционных семейных ценностей.
Задачи проекта
Инфрмационно- рекламная кампания с целью информирования жителей и проведения набора детей
Проведение собрания с родителями и воспитанниками. Составление графика занятий
Провести 2 фольклорных семейных праздника под открытым небом: Масленица, Троица.
Провести 4 фольклорных семейных праздника в помещении: Святки, Сороки, Осенины, Кузьминки.
Организовать репетиционный процесс для освоения песенного, хореографического, драматического, инструментального фольклорного материала. Провести не менее 40 двух-часовых занятий по фольклорному танцу, обряду, игре, песне, игре на музыкальных инструментах и др.
Изготовить, приобрести необходимый для праздников реквизит, костюмы, расходные материалы для мастер-классов по ремеслам и промыслам.
Создать интернет ресурсы для коммуникации участников клуба, для информирования общественности о деятельности по проекту, а так же для продвижения идей проекта в сообществе фольклористов, педагогов и широкой аудитории.
Разработка сценариев для праздников, спектаклей и концертов
Пошив сценических костюмов для выступления детей с родителями
Запись фонограмм для мероприятий
Подготовка декораций для спектаклей
Создание макета афиш, печать афиш и их распространение
Подготовка публикаций для СМИ
Подготовка опросных листов и бланков для анкетирования; проведение опросов, анкетирований
Подготовка фоторепортажа о работе фолк-клуба, создание видеоролика о фолк-клубе
Участие в фестивалях-конкурсах
Приобретение необходимого оборудования
Заключение договоров на предоставление услуг по проекту
Подготовка отчёта по проекту (содержательного и финансового)
Анализ результатов реализации проекта. Планирование дальнейшей работы фолк-клуба.
Формы и методы реализации проекта
Календарный план
№ занятия | Русский народный костюм | Дать представление о женском и мужском костюме | Фотографии курского народного костюма, бутафорские принадлежности (корзина, коромысло, ведра, прялка) | Рассматривание аутентичных костюмов, иллюстраций. Использование игры: «Тра-та-та» (по К. Орфу); «Пройди девушка, пройди парень». Домашнее задание: совместно с родителями изготовить «сороку» и пояс. |
Сентябрь | | | | |
1 - 2 | Осенние календарные песни, потешки | Познакомить детей с осенними календарными песнями, приметами, поговорками родного края. | Репродукции картин: Л. Попов «Поздняя осень», «За хворостом»; Левитан «Осень золотая»; Н. Иванова «Боярская усадьба». Шумовые инструменты. | Рассматривание иллюстраций. Слушание свадебных песен Курской области. Разучивание потешек, закличек с включением шумовых эффектов. Игра «Капуста». Разучивание потешек, закличек. |
3-4 | Частушка. | Познакомить детей с частушкой, учить выразительно пропевать фразы. | Аудиозапись частушек. Курские частушки, «Тимоня», «Чебатуха» и др. | Слушание частушек, пение. Закрепление осенних потешек, поговорок, загадывание загадок, игра с богородскими игрушками. Игра «Горшки». Домашнее задание: совместно с родителями выучить дома частушки, сшить сумочку для деревянных ложек, украсить сумочку. |
5 – 6 | Деревянные ложки – матрешки. | Знакомить детей игре на русском народном инструменте – ложках. Развивать чувство ритма. Закрепить пение частушек, потешек об осени. Учить правильно интонировать, петь открыто, задорно | По 2 деревянные ложки каждому ребенку. Фонограмма «Чебатуха» | Мини-концерт «Частушка – хохотушка. Слушание аудиозаписи игры на деревянных ложках на мелодию «Тимоня». Игра «Я на стульчике сижу». |
| | | | | | |
| | | | | | | | | |
7-8 | Русские народные инструменты | Дать детям представление о русских народных инструментах. Учить элементарному музицированию. Знакомить детей звучащим жестам по методике К. Орфа. | Набор музыкальных инструментов: гусли, ложки, балалайка, гармонь, дудочка, трещотка. Фотографии, иллюстрации музыкальных инструментов. Аудиозаписи звучания народных инструментов («Барыня», «цвели, цвели», «Ах ты, выхода», этническая музыка). | Слушание звучания инструментов в записи, в «живую». Игра на развитие музыкальной памяти. Внимание «Угадай-ка», «Дирижер». В фольклорной разминке игры в звучащие жесты «Тра-та-та» |
|
Октябрь | | | | |
9-10 | Осенние посиделки «Капустник» | Познакомить детей с осенним праздником «Капустник». Создать праздничное настроение | Мультимедиа, фильм «Сергей Радонежский», шумовые инструменты, подбор русских – народных песен, народные костюмы (взрослые и детские), пироги. | Просмотр мультимедиа «Сергей Радонежский»; пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим», самомассаж «В капусту»; проговаривание пословиц, поговорок о капусте, осени; рассказывание потешек, докучных сказок; пение взрослыми частушек, использование р. н. игр: «Поцелуйная», «Бояре»; чаепитие. |
11-12 | Колыбельные песни | Знакомство с колыбельной песней, потешками «На сон»; развитие ладового чувства; учить петь нежно, протяжно, чувственно. | Фонограммы колыбельных песен, иллюстрации. | Слушание песни «Сидит Дрема». Разучивание песни «Заинька», потешек «Баю – баю», «Ходит сон по дому». Игра «Тук - тук - на» по К. Орфу на развитие чувства ритма, коммуникативных навыков. |
13-14 | Посиделки | Дать детям представления о посиделках, о народных южно -русских промыслах. Познакомить с поговорками о труде. | Иллюстрации с промыслами Сибири: прялка, не расписанные деревянные ложки. Игрушки из дерева, глины; корзины. Рушники, спицы, клубки, сети. | Слушание и пение песни «Во кузнице». Знакомство с пляской «Тимоня». Игра «Баяре» Рузучивание поговорок о труде, потешек. Домашнее задание: с родителями на выбор сделать изделие народного промысла из соленного теста, расписать ложки, связать кружки, вышить рушник. |
15-16 | Во деревне то было | Закрепить знания о посиделках, приобщить родителей к совместной деятельности. Создать веселое настроение. | Бутафорская корова, русские – народные костюмы (детские и взрослые), лапти, коромысла, ведра бутафорские, куклы би-ба-бо «гуси», аудиозаписи со звуками деревенского двора (гуси, свиньи, петуха, коровы). Разучивание песен : «Коровушка», «Петушок», «Купим тебе, бабушка». | Использование игр: «Подои корову», «Горшки», «Пройдись, девица!», «Лапти», «Петушки»; инсценирование песни «Жили у бабуси»; пение песен «Коровушка», «Купим тебе, бабушка!» |
Ноябрь | | | | |
17-18 | Ореховый урок | Эмоционально-психически раскрепостить детей, развивать навыки образной и двигательной импровизации, развивать терпимость, ровное отношение друг к другу, развивать чувство ритма, привлекать родителей, педагогов к совместной деятельности | Орехи: грецкие, фундук, кедровые. Орехокол, оформленный в виде «Щелкунчика», картон, ножницы, клей, фломастеры, музыка любая ритмичная. Заранее приготовленные родителями кастаньеты из орехов. | Исследование немузыкальных звуков, ритмодекламация стихов «По орехи», игры «На рынок за орехами», изготовление кастаньет из орехов. |
19 - 20 | Ярмарка в чайной избе | Познакомить детей с бытом предков, народно-прикладным искусством, промысловой деятельностью курян. Проведение ярмарки в чайной избе. | Набор инструментов: ложки, трещотки, бубны, шумовые самодельные инструменты. Народные костюмы взрослым и детям; бутафорская корова. | Чаепитие, пропевание частушек, хоровод «Прялица»; «игра на щумовых инструментах; р. н. игры: «Перетягивалки», «Дарики», |
21-22 | «На Кузьму – Демьяну» | Познакомить детей с осенним праздником «Кузьминки». Закрепить знание потешек, дразнилок, развивать артикуляционный аппарат, пение а-капеллой. | Все к театру «В гости к бабушке Варварушке» (куклы, ширма, бутафорские принадлежности русской избы). Фонограммы записи русских народных инструментов. | Показ кукольного спектакля «В гости к бабушке к Варварушке» с участием детей. Слушание и пение а-капеллой песни «На Кузьму – Демьяну». Игра «тра-та-та» Тютюнникова. Проговаривание дразнилок, потешек. |
22-23 | От Рождества до Крещения | | Дать детям знания о том, что многое в жизни имеет свое начало. Год тоже имеет начало – это своеобразный день рождения, который люди отмечают все вместе; это общая радость, веселье. Познакомить детей с содержанием праздника Рождество, его значением, обрядом колядования. Познакомить детей, что такое Святки, гадания. Приобщить к последнему зимнему празднику Масленица – одним из самых веселых, шумных, озорных народных праздников. Он посвящен Солнцу и завершает зимний период праздников | Просмотр иллюстраций, фоторепродукций о зимних праздниках; слушание в записи песени: «Как на тоненький ледок», разучивание и инсценирование; знакомство с русскими народными сказками «Морозко», «Два Мороза»; разучивание приговорок, Колядок, закличек, прибауток, частушек. Знакомство с р. н.играми: «Два Мороза», «Морозят – Снегурят», «Карусель»; изготовление родителями, совместно с детьми костюмов для ряжения. |
Январь | | | | |
24-25 | От Рождества до Крещения | Познакомить детей с традициями, обычаями, обрядами зимних народных праздников. Разучивание колядок. Учить эмоционально раскрепощаться, | Иллюстрации Трутовский «Колядки», Каверзнев «Ряжанные», «Катание на ледянках», самодельные шумовые инструменты, фонограммы русских народных песен с зимней тематикой. | Разучивание рождественских колядок, повторение танца «Восьмерка». Игра «Мельница» по К. Орфу, музицирование на самодельных шумовых инструментах, игра «Тра-та-та» Тютюникова. Домашнее задание: совместно с родителями сделать шумовые инструменты из бросового материала, украсить их. |
26-27 | Белый праздник. | Развивать творческое воображение. Учить интонационно и выразительно пропевать рождественские колядки. | Колокольчики, снежинки из салфеток, металлофоны, «Снежная музыка» Тютюнникова, султанчики из новогоднего дождя. | Пропевание колядок, игра на колокольчиках, металлофонах, танец-импровизазия со снежинками и султанчиками. |
28-29 | Колядки. | Продолжать знакомить ребят с зимними и обрядовыми праздниками, развивать артикуляционный аппарат, вокальные данные. | Фонограмма «Кадриль», «Контрасты», иллюстрации о зиме, Новогоднем празднике. | Разучивание и пропевание колядок, частушек. Показ и разучивание движений к «Кадрили». Разучивание песенки – приветствия «Здрасте, здрасте…» слушание песни «Как на тоненький ледок» игра «Мышки» Тютюнниковой. |
30-31 | Коляда, коляда, открывай ворота | Создать праздничное настроение, эмоционально раскрепостить детей. Учить фантазировать, знакомить с местным диалектом, а так же приобщать к совместной деятельности со взрослыми. | Костюмы ряженных, колядовщиков, шумовые инструменты. | Домашнее задание: изготовление рождественских открыток, подарков, угощение вместе с родителями. Пение колядок, песни «Как на тоненький ледок», частушек. Игра на шумовых инструментах. Гадание. Чаепитие. |
Февраль | | | | |
32-33 | В гости к бабушке Варварушке | Продолжать учить звучащим жестам, чувству ритма, развивать эмоциональную сферу. | Палочки деревянные по 2 шт каждому ребенку. Театр ширма, кукла бабушки Варварушки. | Пение «эхом» песни «Как на тоненький ледок». Использование театрализованного действия «Бабушка Варварушка». Игра «Это что у нас такое» с деревянными палочками по Тютюнниковой. |
34-35 | Колыбельные песни | Продолжать знакомить с колыбельными песнями: помочь детям овладеть певческими навыками (правильное дыхание, чистота интонирования, четкая дикция), приучать исполнять эмоционально, чувствовать характер мелодии, динамику. | Фонограмма колыбельных «Как у нашего кота» «Баю-баю баюшок», иллюстрации. Заготовки для изготовления кукол-заверток: ткань, ленточки. | Слушание и исполнение «эхом» песни «Дрема». Повторение песни «Баю-Баю баюшок». Игра «Передавалки». Изготовление куклы-завертки. |
36-37 | Творческая мастерская | Закрепить знания о зимних народных праздниках. Знакомство с хороводом, хороводным шагом, «Рисунком хоровода». Приобщение родителей и педагогов к совместной деятельности. | Цветная бумага, клей. Ватман, ножницы, краски, кисти. Фонограмма «Прялица». Игра на русских народных инструментах. | Исполнение хоровода «Прялица», игра «Купи уголок» с использованием шумовых инструментов. Изготовление совместного коллажа по замыслу «Эх, Зимушка – зима» |
38-39 | Масленица | Познакомить ребят с праздником «Масленица», с традициями этого праздника, обрядовыми действиями. Учить эмоционально раскрепощаться. Импровизировать, вызывать желание к драматизации песен. | Иллюстрации: Рябушкин «Катание на колесе на Масленицу», Поленов «Серый день. Масленица». Фонограммы «Масленичных песен» Заготовки для чучела Масленицы: синтепон, ткань. | Слушание и разучивание песни «Выходила наша масленица». Слушание песни «К нам гости пришли». Игра «Горшки», «Уголки». Разучивание приговорок «Подай тетенька блин», «Блин – блиночек», «Блины». Изготовление чучела Масленицы. |
Март | | | | |
40 | Масленица | Продолжить знакомство с праздником «Масленица». Знакомство с новыми элементами сибирской одежды (душегрея, безрукавка, шаль, платки). Знакомство с понятием «Русская тройка» | Иллюстрации с зимними костюмами. Элементы сибирского костюма. Репродукция Кустудиева «Масленица». Колокольчики, бубенчики, свистульки. Фонограммы: «Валенки», «Еду к бабушке к своей». | Домашние задание: с родителями украсить колокольчик. Изготовление дуги, пение песен: «Блины», «Подай, тетенька, блин», закличек на масленицу. Игра на колокольчиках, свистульках. |
41 | «Масленичное гулянье» (на улице) | Пополнить духовно-нравственное воспитание детей, эмоциональную сферу. Приобщить родителей и педагогов. | Чучело Масленицы, блины, чай. Фонограммы русских народных песен. | Пение масленичных закличек, частушек, песни «Блины». Игры на свежем воздухе: «Горелки», «Взятие снежного городка», «Метание блинов». Катание с горы, сжигание чучела Масленицы, чаепитие с блинами. |
42-43 | «Весенний календарь» | Познакомить детей с весенним аграрным периодом русского народа. | Познакомить ребят с первым весенним праздником «сороки» (прилет птиц). Дать представление о весенних праздниках– Вербное воскресенье, Пасха. Познакомить с традициями и обрядами весеннего периода. | |
44-45 | «Сороки» | Дать представление о весенних народных праздниках. Познакомить детей с весенними закличками, поговорками, хороводами. Приобщить родителей к совместной работе. | Куклы: Весна, Вьюговей, медведь, заяц, волк, грач. Фонограммы: голоса птиц, колокольчики, бубенчики, свистульки, палочки. | Показ кукольного театра «Весна – красна». Знакомство с хороводом «Заплетайся плетень». Вокальное упражнение «Что увидели в лесу» по К. Орфа. Домашнее задание: с родителя сделать кормушку для птиц. |
46-47 | Вербное воскресенье | Знакомство детей с бытом сибиряков, трудом, связанном с приходом весны. Учить пению весенних закличек, хороводных песен, игре на колокольчиках. Развивать чувство ритма, темповое восприятие. | Фонограммы: колокольный перезвон. Веточка вербы. Иллюстрации: Соколов «Пахари», Клод «На пашне» | Беседа. Просмотр иллюстраций, слушание фонограмм. Слушание и пение «эхом» песни «А мы просо сеяли». Разучивание дразнилки «Митяй – лентяй» |
Апрель | | | | |
48-49 | Праздник «Пасха» | Знакомство с пасхальными обрядами, играми, пасхальным столом. Узнать что такое «писанка» | Иллюстрации Кустодиева «На ПАСХУ», БУТАФОРСКИЕ ЯЙЦА, КРАСКИ, КИСТИ. | Беседа. Разучивание пасхальных приговорок. Игра «Ручеек», «Проталинки» по методике К. Орфа. Изготовление писанок. |
50-51 | Ярмарка на Пасху | Создать радостное, яркое настроение праздника Пасха. Приобщить родителей к совместной деятельности. | Фонограммы народных песен, пасхальных записей, «писанки», куличи, поделки, угощения. Костюмы, инструменты, оформление зала. | Пропевание приговорок, закличек на весну. Игры: «Катание яиц», «Заря заряница», «Ручеек». Игра на народных инструментах: ложках, свистульках, трещетках. Чаепитие. |
52-53 | Обманный день | Развивать вокальные, коммуникативные навыки детей. Закрепить знания о русских народных, уметь определять звучание инструментов. | Оформление зала. Фонограммы «Выхода», «Барыня». Инструменты: трещотка, балалайка, румбы, баян, гусли, колокольчики, бубен. | Пение частушек, игры на музыкальном инструменте, проговаривание потешек. Слушание в записи звучание народных инструментов. |
54-55 | Длинная коса – девичья краса. | Познакомить детей с поговорками, пословицами о «золотых руках», «Девичьей красе». Знакомить с сибирским промыслом, рукоделием. Продожать учить исполнять частушки с озорством, задаром. Петь открыто. | Фонограмма плясовой. Предметы быта: корзины, лапти, горшки глиняные, рушники, кушаки, коврики. | Пение частушек, знакомство с хороводом «А я по лугу». Игра «Я на стульчике сижу», «Ходит Ванечка – дружок» Рассматривание предметов домашнего обихода. |
Май | | | | |
55-56 | | Познакомить детей с летними обрядовыми праздниками | Познакомить детей с обрядом и атрибутами украшения летней березки. Формировать у детей бережное отношение к природе. Знакомство с праздниками – Троица, Семик. | |
57-58 | Сказ о Енисее | Дать представление о празднике «Георгий Победоносец». На основе «Сказа о Енисее», рассказать о храбрости мужчин, охоте, земельных работах. Учить детей различать тембровое звучание инструмента. Развивать чувство ритма. Познакомить с нарядом воина – мужчины, охотника – мужчины. | Иллюстрации воинов – мужчин, охотников – мужчин, «Три богатыря». Инструменты: бубны, барабаны. | Беседа. Показ иллюстраций. Предварительное чтение «Сказ о Енисее». Пение заговоров от Зыря Лихого. Заслушивание фонограмм сибирских песен «По диким степям Забакалья». Игры «В смолу», «В бега». Игра на инструментах. |
59 | Семик. | Продолжить знакомить с летним праздником «Семик», гаданием, обрядами. Разучивание приговорок. | Венки из березы. Русские народные костюмы. Фонограммы русских народных наигрышей. Хороводы. | Исполнение песен на улице «Во-поле береза», игры: «Поцелуйная», «Вышел Ваня погулять», «Дрозд», пропевание приговорок «Солнышко», «Дождик». |
60-61 | Троица | Знакомить со старинными обычаями летнего праздника «Троица» («Березка»): украшать березку, плести венки «березовые косы», под березой совершать праздничную трапезу. Учить пению хороводных песен. | Иллюстрации Куинджи «Березовая роща», Левитан «Вечерний звон», «Деревня» | Беседа. Показ иллюстраций. Слушание, исполнение а-капеллой песни «Ой ты роща», «Зелёный дубок». Разучивание поговорок, пословиц о лете. Игра «Ручеек» по Тютюнниковой. |
62 | Гулянье «Троицы» | Создать праздничное настроение, эмоционально раскрепостить детей, учить импровизировать. Приобщение родителей и педагогов к совместной деятельности | «Писанки», венки из березы, костюмы русские народные. Фонограммы русских народных песен. | Исполнение хоровода «Во поле береза стояла», курской песни «Ой ты роща» Игра «Пчелы и лягушки», «Ручеёк», плетение венков. Вождение танков и карагодов под Курские песни. |
| | | | |
Ожидаемый результат
Формирование этнопедагогической культуры у детей младшего возраста и их родителей, по средствам изучения фольклора Курской области;
Формирование гражданско-патриотического сознания, любовь к малой родине;
Убежденность членов семьи в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко – культурное духовное наследие;
Получение участниками клуба удовлетворения от результатов и процесса деятельности, ощущение собственной необходимости и полезности;
Приобретение и развитие новых навыков в области художественного творчества;
Желание продолжить укреплять семейные ценности и устои в рамках традиций родного региона;
Приобретение и использование полученных знаний в жизни своей семьи, приобщение родственников к традициям и культуре родного региона.
Желание членов семьи - участников проекта не останавливаться на достигнутом уровне, развиваться в области народного художественного творчества.
- Появление детского фольклорного ансамбля в Районом Доме культуры
- Возрождение местных элементов песенного народного творчества Золотухинского района Курской области.
- Организация вне учебной занятости детей.
- Получение дополнительного образования несовершеннолетних;
- Укрепление взаимодействия с учреждениями образования и культуры Золотухинского района.
- Укрепление социализирующего потенциала учреждения.
- Организация дополнительного образования детей, в том числе детей с ограниченными возможностями.
- Воспитание у школьников коммуникативных и личностных качеств, толерантности.