Проект
Тема: «Жесты помогают считать и решать». Слайд 1
Автор проекта: Лукьянскова Лариса Юрьевна, воспитатель
Состав проектной группы:
Дети подготовительной группы «Колобок», воспитатель, родители.
Тип проекта : познавательно-творческий, групповой, краткосрочный.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
По продолжительности выполнения: 2 недели (29.01.24 -09.02.24)
Возраст детей: 6-7 лет.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. Слайд 2
На занятиях по формированию элементарных математических представлений некоторые дети затруднялись в прямом и обратном счёте в пределах 20, не дифференцировали действия, путали математические знаки (символы), плохо понимали арифметические задачи на сложение и вычитание, существовали затруднения и с вниманием. Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, систематизировать и уточнить их знания, я решила начать подготовку и реализацию данного проекта.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Слайд 3
Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Движение рукой может играть роль опорного образа или подсказки при изучении математического материала.
Жест не только не мешает воспринимать и заучивать материал, но и помогает процессу. Интересно, что наш телесный опыт глубоко скрыт в нашем подсознании. Секрет данного приема заключается в том, что при вспоминании сначала всплывает движение рукой, и в процессе выполнения этого движения уже память выдает нужную информацию. То есть движение запоминается проще, и служит при вспоминании подсказкой. Если ребенок пытается что-то запомнить и при этом применяет жесты или движения, то он дополнительно к зрительной и слуховой информации подключает восприятие частей тела, тактильные ощущения. Таким образом он вовлекает в процесс запоминания больше компонентов, что в свою очередь способствует лучшему запоминанию и усвоению информации.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Слайд 4
Систематизировать и уточнить математические представления у дошкольников с помощью использования жестов, как опорного образа. Обеспечить успешное развитие математических способностей, мышления и активности детей через данный приём.
Задачи:
1. Обучающие:
- Совершенствовать навыки счета в пределах двадцати.
- Закреплять умения составлять и решать арифметические задачи на наглядной основе.
- Учить детей дифференцировать математические действия и знаки/ символы.
- Закреплять умения сравнивать числа и множества в пределах 20.
2. Развивающие: Слайд 5
- Развивать познавательную активность, логическое мышление, внимание, память, умение излагать результаты и выводы;
- Развивать речь, самостоятельность, наблюдательность, сообразительность.
- Развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста;
- Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развернутые игры.
3. Воспитывающие:
- Содействовать поддержанию интереса к математике;
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в ходе совместной деятельности.
- Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
Основные формы реализации проекта: Слайд 6
Беседы;
Познавательные сведения для детей из истории математики;
Загадки, пословицы, поговорки;
Задачи в стихах;
Игровые ситуации на образовательной основе;
Чтение художественной литературы;
Пересказ сказок;
Заучивание наизусть считалок, физминуток;
Игры: подвижные, творческие, дидактические;
Развлечения;
Слушание песен;
Рисование и штриховка;
Изготовление поделок из различных материалов.
Самостоятельная деятельность: Слайд 7
Предполагаемые результаты: Слайд 8
Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Повышение интереса к самому процессу познания математики.
Дети самостоятельно научатся находить способы решения познавательных задач, будут стремиться к достижению поставленной цели, преодолению трудностей, научатся переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
Активизация интереса родителей к использованию приёмов, повышающих познавательную активность детей.
Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью нестандартных приёмов.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: Слайд 9
1 этап подготовительный:
1. Составление плана работы по проекту.
2. Постановка цели, задач проекта, определение актуальности.
3. Подбор литературы, загадок, стихов, песен, сказок, физминуток, информации с интернет-ресурсов.
4. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
2 этап основной:
Дидактические игры по «Числовым лесенкам».
Арифметический диктант «Не ошибись с символом!»
Составляем и решаем неравенства с помощью жеста.
Практическое домашнее задание для детей с помощью родителей:
«Нарисуй по точкам» или «Раскрась по цифрам».
Дидактическая игра «Выбери и раскрась нужное количество предметов».
Игра на внимание «В поисках цифр 1-9».
Индивидуальная работа детей «Цветные примеры» из пластилина.
Дидактическая игра «Найди соседей числа». Слайд 10
Слушание песен: «Где живут цифры», «Десять лунатиков», «Пять маленьких утят», «Весёлый счёт», «Дважды два – четыре», «Вместе весело шагать».
Интересные сведения из истории математики: «Как люди научились считать», «Как люди научились записывать цифры».
Конкурс «Самая внимательная и быстрая пара».
Работа над сказками: «Двенадцать месяцев» С. Маршак, «Волк и семеро козлят», «Три котёнка» В. Сутеев, «Сказка про нуль» В. Волина, «Спор цифр» В. Волина, «Три медведя».
Дидактическая игра «Продолжи числовой ряд прямой или обратный в пределах 20».
Творческая игра «Мозаика цифр».
Дидактическая игра «Шершавые цифры наощупь» и «Выбери одинаковые цифры наощупь».
Подвижная игра «Паровозик», «Стройся по порядку!».
Учим наизусть считалки.
Учим наизусть физкультминутки со счётом и проводим их.
Пословицы с числом.
Поговорки и крылатые выражениями с числом.
Пособие «Условие задачи» (совместное творческое задание с родителями).
Консультация для родителей «Занимательная математика дома».
Памятки «Занимайтесь с детьми дома».
3 этап заключительный: Слайд 11
Анализ, обобщение, оценка результатов, полученных в процессе совместной творческой деятельности ребёнка и взрослых.
Оформление:
Выставка детских работ «Рисование и раскрашивание по цифрам».
Выставка работ из пластилина «Цветные примеры».
Папка – передвижка для родителей «Игры дома»;
Итоговое мероприятие: смотр – конкурс «Лучшая задача».
Фотоотчёт о проведённом проекте в презентации, представление её на педчасе коллегам.
Результаты реализации проекта: Слайд 12
В результате проектной деятельности дети создали различные продукты деятельности: папку с совместными творческими и конкурсными работами, оформили выставку, нарисовали рисунки; сделали поделки, подготовили демонстрационный материал для занятий по ФЭМП.
Участвуя в играх, конкурсах и развлечениях, расширили свои знания, совершенствовали навыки счёта в пределах 20, уточнили математические понятия, научились дифференцировать действия и символы, сравнивать числа, составлять и решать простые арифметические задачи.
Дети смогли осуществить поиск информации (самостоятельно и совместно со взрослыми) из разных источников.
Осуществили подбор различных материалов, создавать продукты деятельности (самостоятельно и совместно со взрослыми.
7