СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Живем без конфликтов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект, направленный на работу с  конфликтными ситуациями в классе.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Живем без конфликтов"»

Проект «Живем без конфликтов»

Аннотация

Классным руководителем я стала совершенно случайно и неожиданно. В начале сентября на меня буквально-таки свалилось с неба, причем прошлом мой педагогический опыт состоял в основном в общении с младшими классами и дошкольниками. А здесь предо мной появились восьмиклассники в самом расцвете подросткового возраста.

В 8Б классе было 16 мальчиков и 14 девочек. Практически все ребята из полных семей, в которых родители уделяю достаточно времени ребенку, балуют его. Дети привыкли к выполнению их желаний, становлению их мнения превыше всего. Всем известно, что подростковый возраст – это самое сложное время, как для взрослых, так и для самих детей. К 14 годам подростки достигают половой зрелости, но до зрелости социальной, духовной и нравственной им еще далеко. внутренне они остаются все теми же подростками.

И вот я наблюдаю всю эту картину в ярких красках: ссоры с одноклассниками, недовольство школой, учителями, родителями, постоянные жалобы друг на друга, конфликты и неспособность понять и здраво оценить ситуацию. Подростки желают выделиться из группы, показать свою уникальность, индивидуальность, но этому мешает подростковый кризис – постоянный конфликт потребностей и возможностей ребенка.: хочу, но не могу или не умею, или не позволяют. И как следствие этого – заниженная самооценка и бунт против всех вокруг.

Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его решение снять назревшее в нем противоречие. Конфликт в подростковой среде заключается в том, что люди с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, и их взгляды и цели в корне различаются.

Оценив данную ситуацию, я пришла к выводу, что надо помочь ребятам решать проблемы, пытаться находить пути их решения. И для этого было принято решение о создании проекта «Живем без конфликтов».

Проект "Живем без конфликтов" направлен на изменение сложившейся ситуации. Участие педагогов, родителей и подростков в проекте по конструктивному общению и ненасильственному разрешению конфликтов позволит создать условия для совместного решения возникающих проблем, лучше понять интересы друг друга.

Цель проекта: разработать алгоритм работы с конфликтной ситуацией и пути выхода из него.

Задачи проекта:

  1. Изучить понятие «конфликт».

  2. Организовать индивидуальную и групповую работу.

  3. Найти и проанализировать факторы эффективного общения, направленные на достижение взаимопонимания.

  4. Активизировать родителей на содействие в разработке алгоритма работы с конфликтом.

  5. Показать альтернативные варианты поведения в конфликте;

  6. Создать условия для рефлексии учащимися собственных стилей поведения в конфликте;

  7. Содействовать снижению эмоциональной напряженности в классе.

Ожидаемые результаты:

  1. Научиться создавать климат взаимного сотрудничества и доверия в сотрудничестве

  2. Научиться выходить из конфликтных ситуаций с наименьшими потерями.

  3. Сокращение конфликтных ситуаций в классе

  4. Создание доверительных отношений между родителями и детьми.



Продукт проекта: информационный буклет

Участники проекта: ученики 8б класса, родители 8 б класса

Время проведения проекта: 3 месяца ( октябрь – декабрь 2018 )

Для проведения исследования использовался комплекс методов:

– теоретические методы – анализ, синтез и обобщение;

– эмпирические методы - опрос, тестирование.

Проект реализуется в три этапа:

1 этап - Подготовительный (анализ ситуации, проведение анкетирование на тему конфликтности в школе)

2 этап – исследовательский ( работа с понятиями «конфликт», «эмоциональное состояние»)

- проведение тренинга, разыгрывание ситуаций, направленных на решение конфликтов;

отслеживание результатов. Работа с родителями.

3 этап - Анализ и обобщение результатов; Создание буклета.











Этапы проекта

Действия

Методы

Участники

Сроки

реализации

1 Подготовительный

Анализ

ситуации

1.Анкетирование

по теме: ««Конфликты в школе», «Я и конфликты»

2. Классный час на тему «Отношения в нашем классе»


ученики

8б Б класса

октябрь

2. Исследовательский

Сбор материала

2. Анализ материала




1.Классный час – дискуссия «Что такое конфликт? »


2.Урок- тренинг «Пути решения конфликтов»


3. Родительское собрание «Как избежать конфликта с детьми?»


4.Сочинение-рассуждение «Почему люди ссорятся?»


5.Ведение дневника наблюдений «Как я избежал(а) конфликта?»




ученики 8б класса



родители 8б класса

ноябрь

3. Анализ и обобщение результатов


  1. Работа в группах: рефлексия деятельности

  2. Составление буклета.

  3. Защита проекта.

ученики 8Б класса

ноябрь


декабрь


декабрь





Работу над проектом мы начали с проведения анкетирования по теме «Конфликты в школе» по результатам анкетирования.

Считаешь ли ты себя защищенным в стенах школы – 50%, справиться с конфликтами сумеют, по их мнению 60%, о конфликте проще всего рассказать - друзьям – 75%, агрессия, по мнению подростков исходит со стороны учителей – 20%, одноклассников – 75%, от них самих – 5%.

На вопрос: «Кого больше всего ты боятся вовлекать в свои конфликты? - ребята ответили

- директора школы - 20%, - классного руководителя – 10%, родителей – 65%, никого – 5%

Ребятам чаще всего помогают разрешить конфликтную ситуацию другие люди – 78%, родители – 10%,

О конфликтах, окружающих в школе, обозначили 40% учащихся, дома – 10%. И во основном все 95% обучающихся сказали, что могут самостоятельно справиться с конфликтом.

Из причин конфликтов, происходящих в школе ребята выделили:



После анализа результатов был проведен классный час по теме «Отношения в нашем классе», на котором обсуждались основные проблемы и взаимоотношения внутри коллектива.

Выяснилось, что класс неформально можно поделить на три части: 1) дружные, общительные и на которых можно положиться, 2) «чужие» друг другу люди, 3) люди, нейтрально относящиеся к классу и своему месту в нем.

Основная проблема и конфликты возникали обычно между 1 и 2 группами. Поэтому особое внимание было сфокусировано на них.

2 этап: Исследовательская часть:

Чтобы работать с понятием «конфликт» ребятам было предложено познакомиться с определением. Для этого был организован и проведен интегрированный классный час, (с приглашением психолога) с работой по группам, где из нескольких определений «конфликта» ребятам надо было выделить по их мнению, главное. К исследованию были предложены определения:

1. « Психологический словарь» определяет конфликт как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

2. В. В. Дружинин (психолог) и его соавторы дают следующее определение конфликта: «Конфликт – способ разрешения коренных противоречий, неразрешимых другим (логическим) путем».

3. Н. В. Гришина (психолог) рассматривает конфликт как биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами).

4. А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов (психологи) предлагают следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями».

5. Конфли́кт (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. (Википедия)

В завершение работы каждая группа зачитала свое определение конфликта.

Следующим пунктом было знакомство с типами конфликтов: внутриличностные, межличностные, социальные. Каждой группе выдавался конверт с карточками, с обозначенными на них субъектами конфликта, которые обучающиеся должны были распределить по типам.

Например: учитель-ученик, советский народ – гитлеровская Германия, мама и дочь, «Стиляги» - Власти СССР, Онегин – Ленский и др.

И третьим этапом ребятам была выдана карточка с конфликтной ситуацией, которую предложено было проанализировать, назвать проблему, определить тип конфликта и обсудить, какие положительные и отрицательные моменты человек может из нее извлечь.

После выслушивания ответов всех групп ребята делают отметки в свои дневники наблюдения о том, что нового они узнали о конфликте.

Следующим этапом нашего проекта было родительское собрание с обсуждением темы :« «Как избежать конфликта с детьми?» Одновременно с эти событием проводится тренинг с ребятами на тему: «Пути решения конфликтов», где ребята обсуждают различные( положительные ) пути выхода из конфликта, обыгрывают их в социальных ситуациях. (Приложение 2) И резюмируя пройденный материал, родителям и детям было дано домашнее задание: проиграть предложенные ситуации, найти максимально положительное решение и записать его в дневник наблюдения.

Следующий классный час был посвящен тому, что ребята делились вариантами решения предложенных ситуаций, наиболее удачные были выделены и записаны в дневник наблюдений. Во второй части урока ребятам было предложено написать сочинение: «Почему люди ссорятся? И как избежать этого?»

В начале работы над исследовательской частью ребята также получили долговременное задание: «Опиши конфликт, который с тобой произошел и что ты сделал, чтобы выйти из него»

Заключительная часть проекта состояла из урока рефлексии, где ребята, работая по группам, вспоминали основные правила решения конфликтных ситуаций, пользуясь дневниками наблюдений и оформляли буклет.

На последнем уроке была защита проекта, которая оценивалась приглашенными членами жюри по определенным критериям. Защита проектов прошла хорошо. По результатам были выделены 3 победителя, которых наградили дипломами 1-й,2-й и 3-й степени.

И резюмируя работу над проектом, было проведено повторное тестирование детей и проведен опрос родителей. Родителям были заданы следующие вопросы:

1) Понравилось ли вам участие детей в проекте?

- 15% ответили, что ребенок не рассказывал о проекте.

- 75% - о том, что ребенку понравилось, они просили проводить побольше таких проектов, …"

- 5% - отметили, что не понравилось.





2) Заметили вы изменения в поведении детей?

- 85% ответили, что ребенок стал вести себя более уверенно

- 15% ответили, что никаких изменений не увидели.

У ребят повторное анкетирование показало следующие результаты:

Рассказать о конфликте проще всего друзьям – 50 % и родителям 35%, классному руководителю, на вопрос об агрессия, по мнению подростков исходит со стороны учителей – 20%, одноклассников – 75%, от них самих – 5%.

На вопрос: «Кого больше всего ты боятся вовлекать в свои конфликты? - ребята ответили 15%, родителей – 55%, никого – 5%

Ребятам чаще всего помогают разрешить конфликтную ситуацию другие люди – 78%, родители – 10%,

О конфликтах, окружающих в школе, обозначили 40% учащихся, дома – 10%. И во основном все 95% обучающихся сказали, что могут самостоятельно справиться с конфликтом.

Из причин конфликтов, происходящих в школе ребята выделили:



Приложение

Конфликты в школе


Считаешь ли ты себя защищенным в стенах школы? Обведи кружком один из ответов:

- да

- нет

2. Можно ли в жизни всегда избегать конфликтов?

- да

- нет

3. Умеешь ли ты справиться с конфликтами?

- да

- нет

4. Знаете ли вы, что в конфликтных ситуациях стоит обратиться к психологу?

- да

- нет

5. Кому тебе проще рассказать о конфликте?

- другу

- родителям

- другим родственникам

- классному руководителю

- другому человеку (напиши кому)____________________

6. От кого по твоему мнению больше всего идет агрессия?

- со стороны учителей

- со стороны одноклассников

- от других людей _____________________________

7. Кого больше всего ты боишься вовлекать в свои конфликты?

- директора школы

- завуча

- классного руководителя

- старшеклассников

- одноклассников

- родителей

- другого человека ____________________

8. Кто, как правило, чаще всего помогает тебе разрешить конфликтную ситуацию?

- директор школы

- завуч

- классный руководитель

- старшеклассники

- одноклассники

- родители

- другие люди


9. Каждое утро ты идешь в школу с хорошим настроением?

- да

- нет

10. Много ли конфликтов возникает вокруг тебя в школе?

- да

- нет

11. Много ли конфликтов возникает вокруг тебя дома?

- да

- нет

12. Считаешь ли ты себя способным самостоятельно справиться с конфликтной ситуацией?

- да

- нет

13. Напиши имя человека (должность или степень родства), кто часто помогает тебе в решении проблем и конфликтов?________________________________________

14. Напиши имя человека (должность или степень родства), из-за которого, по твоему мнению, чаще всего возникают конфликты и проблемы?_________________________



Опросник «Конфликты в школе»

Цель – выявление происходящих в школе конфликтов и поиск средств их преодоления.

Ваши ответы помогут найти выход из этой проблемы. Анкета заполняется просто: обведите номер выбранного Вами варианта ответа. Подписывать анкету не обязательно.

I. Какие из следующих суждений, по вашему мнению, точно характеризуют обстановку в Вашей школе.

Школа: 1. Спокойная, не рабочая 2. Спокойная, рабочая. 3. Напряженная, рабочая.

4. Напряженная, конфликтная 5. Другое.

Класс: 1. Спокойная, нерабочая. 2. Спокойная, рабочая. 3. Напряженная, рабочая.

4. Напряженная, конфликтная. 5. Другое.

II. Часто ли вам приходится участвовать в конфликтах в школе:

1. Несколько аз в год.

2. Не чаще 1 аза в год.

3. Никогда.

III. Назовите наиболее острый конфликт, пережитый вами за время обучения в

школе в отношениях с учителями по поводу: _________

IV. Что, по вашему мнению, явилось причиной этого конфликта?

1. Несправедливая оценка.

2. Неуважительное отношение учителя к ученику.

3. Вызывающее поведение ученика.

4. Учитель плохо знает свой предмет.

5. Незнание учеником учебного материала, нежелание учиться.

6. Забывчивость, невнимательность учителя.

7. Халатность, не исполнительность, необязательность ученика.

8. Учитель непонятно излагает учебный материал.

9. Нарушения учебной дисциплины учеником, опоздания, про пуски занятий.

10. Учитель предъявляет завышенные, необоснованные требования к знаниям ученика.

11. Требование учеником более высокой оценки.

12. Учитель перегружает заданиями для самостоятельной работы.

13. Другое __________________


V. Кто участвовал в конфликте? Если необходимо, укажите несколько позиций:

1. Ученик(ца)

2. Учитель

3. Группа учащихся (укажите число участников)

4. Группа учителей

5. Родители

6. Представители администрации

7. Кто еще? Укажите YI. В чем выражались требования конфликтующих сторон?

VI. Как долго длился конфликт?

1. Несколько дней

2. Несколько недель

3. Несколько месяцев

4. Другое

VIII. Если конфликт был преодолен, что этому способствовало?

1. Уступка одной из сторон

2. Вмешательство третьего лица (укажите кого)

3. Обсуждение проблемы и достижение сторонами взаимного согласия

4. Другое ____________________

IX. Если конфликт не был преодолен, что этому способствовало?

1. Непримиримость обеих сторон

2. Жесткость позиции одной из сторон

3. Обе стороны ушли от разделения конфликта

4. Другое ____________________

Х. Укажите положительные последствия конфликта:

1. Расширение информации о себе и других

2. Найдены новые пути решения проблемы

3. Улучшился психологический климат

4. Наладились отношения с другими людьми, появились новые друзья

5. Другое___________________

XI. Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?

1. Отстаиваю свои интересы любыми способами

2. Стремлюсь найти взаимоприемлемое решение

3. Сглаживаю «острые углы», если надо, могу уступить

4. Стремлюсь во что бы то ни стало уйти от конфликта

5. Ничего не предпринимаю, т.к. все устроится

6. Другое ___________________


ХII. Можно ли сказать, что в школе создаются условия для того, чтобы...

1. Научить тебя тому, как вести себя в конфликте

2. Убедить тебя не решать спорные вопросы силой

3. Всегда учитывать интересы других

ХIII. Ощущаешь ли ты необходимость получения знаний и навыков урегулирования

конфликтов?

Да 2. Не очень 3. Нет 4. Не знаю























Приложение 2


Классный час-тренинг "Пути решения конфликтов?"

Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети в этом возрасте просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.

Цели:

- познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;

- способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;

- побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Оформление: Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу",

Задачи:

Вспомнить, что такое «конфликт».

Рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны.

Познакомиться с методами выхода из конфликта.

Дать определение понятия «компромисс».

Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности;

Оборудование:

* презентация «Конфликты в нашей жизни»;

* карточки с описанием конфликтных ситуаций;

* карточки для групповой работы;

* квадратики черного, красного, зеленого цвета;

* Памятки.

Ход занятия:

I Введение в тему занятия.

В классной комнате, где проходит данное занятие, парты сдвинуты таким образом, чтобы дети могли образовывать группы сменного состава.

1. Чтение притчи «Коробочка».

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так? -Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.

2.Беседа.

-Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?

-Возникают ли у вас проблемы по поводу невымытой посуды, занятий с младшими братьями, сестрами, покупки необходимой вещи?

-Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.

Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Конфликты существовали всегда и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни…Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности и свободы…

3.Сообщение задач занятия.

-Сегодня мы поговорим о конфликтах, их причинах и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций, познакомимся с понятием компромисс.

II. Работа над темой занятия:

1. Давайте вспомним понятие «Конфликт», какие характеристики мы выеляли

-Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает?

Ученики: Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.

2. Ситуация «Перетягивание каната».

Представьте себе: мы разделились на две группы: одна – мальчики, другая – девочки. Кто победит в перетягивании каната?

Как выдумаете, в результате этой игры мог возникнуть конфликт?

-А из – за чего он мог возникнуть?

Ученики: Мальчики сильнее. Судья подсудил. Мешали зрители. Некоторые тянули с полной отдачей, а другие просто держались за канат.

-Да, эта ситуация похожа на конфликт. А что нужно для возникновения конфликта?

Ученики дают варианты ответа.

Для возникновения конфликта необходимо присутствие, как минимум, двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора.

В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются:

-участники конфликта (оппоненты);

-предмет конфликта.

Учащиеся садятся по группам.

– Прошу вас занять места в зависимости от того, как вы относитесь к такому явлению социальной жизни, как конфликт. (Можно ли жить без конфликтов?)

Положительно не знаю отрицательно

Классный руководитель:

Часто возникают конфликты среди ваших сверстников. В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы – создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе (школе) собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами.

Какие причины возникновения конфликтов в подростковой среде? - борьба за лидерство, психологическая несовместимость, неподтверждение ролевых ожиданий, примитивный тип общения, ущемление достоинства или амбиций одного из детей.

Разрешение конфликта.

конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)

деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений)

Правила предупреждения конфликтов:

Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком,

Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.

Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь “встать” на его место.

Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.

Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

4. Работа в группах.

- Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.

Давайте разделимся на четыре группы. Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.

Ситуация 1.

Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.

Ситуация 2.

На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.

Ситуация 3.

Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

Ситуация 4.

Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.

Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов.

Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства.

Компромисс – это выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок.

2) Работа в группах: обсуждение ситуаций (пока ребята обсуждают, звучит тихая классическая музыка).

· Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.

Ответьте на вопросы:

- Кто участвует в конфликте?

- Кто виноват в конфликте?

- Каковы позиции участников конфликта?

Как выйти из конфликтной ситуации? Как прийти к компромиссу?

· Два 9-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря 9 «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 9 «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 9 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора.

Ответьте на вопросы:

- Что такое конфликт?

- Почему возник конфликт?

- Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?

· Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Вдруг один из подростков, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело. Быстро договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп-музыку, затем «металл». Все остались очень довольны.

Ответьте на вопрос:

- Благодаря чему удалось избежать конфликта?

· Перед смертью шейх завещал 19 верблюдов своим трем сыновьям, оставив первому сыну половину верблюдов, второму – четверть, а третьему – одну пятую. Так как разрезать верблюдов на части было бы явно неэкономно, сыновья решили пригласить посредника, прибывшего на своем верблюде. Посредник взвесил ситуацию и прибавил своего верблюда к наследству. Из полученных таким образом двадцати верблюдов, первый сын шейха забрал половину (10 верблюдов), второй сын – четверть (5 верблюдов), третий сын – пятую часть (4 верблюда). Таким образом, общая сумма полученных верблюдов равнялась девятнадцати. Верблюд посредника остался лишним. Посредник взобрался на него и уехал.

Ответьте на вопрос:

1) Оцените действия посредника. Если бы вы были на месте посредника, согласились бы вы временно пожертвовать своим верблюдом?

2) Конфликт разрешен или нет?

7 Заключительное слово.

Рефлексия. Можно ли жить без конфликтов?

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

Пожелания

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья.

10. Будь обаятелен и добр.

11.Извинись, если ты не прав.

12. Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.

Итогом нашего классного часа будет Оформление стенгазеты "Внимание: Конфликт!". Сегодня вы получите домашнее задание: вы должны найти различную информацию о конфликтах, которую мы поместим в нашу стенгазету. Стенгазета будет содержать следующие рубрики:

- газетные и журнальные статьи о конфликтах,

- поэзия о конфликте, войне и мире,

- картинки,

- сообщения об улаженных конфликтах,

- придумайте сами и добавьте.

III. Итог.

- У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.

Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?

«Да» – красный квадратик

«Нет»– черный

«Сомневаюсь» – зелены

Звучит музыка. По преобладающему цвету квадратиков определяется отношение учащихся к данной теме.

-Преобладает …цвет. Конечно же, сегодняшний классный час прошел не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.

Кл. рук. Наш классный час мне хочется закончить такими словами:

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости;

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.

-Хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные так и негативные. Позитивные функции: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения, угроза здоровью, ощущение насилия, давления. Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.


Литература

1 Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко. Большой психологический словарь. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 632 с.

2. Пархомчук, Галина Общаться с подростком. Как? Книга для умных родителей (+ CD-ROM) / Галина Пархомчук. - М.: Вектор, 2009. - 208 c.

3. Психология конфликта (2-е изд.). Гришина Н. В. - СПб.: Питер, 2008. — 544 с

4. http://uchitelya.com/obschestvoznanie/19993-klassnyy-chas-konflikt-i-puti-ego-resheniya.html

5. https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2016/04/11/klassnyy-chas-konflikt-i-puti-ego-resheniya