Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Сухиновская средняя общеобразовательная школа»
Глушковского района Курской области
ПРОЕКТ
«ЖИВОЕ ПРЕДАНИЕ СТАРИНЫ»
Разработчики проекта:
Масолыгина Людмила Викторовна,
Курская область, Глушковский район,
с.Сухиновка, ул. Зеленая, д.26
№ телефона: 89207139654
[email protected]
Бондаренко Светлана Владимировна,
Курская область, Глушковский район,
с.Сухиновка, ул. Пролетарская, д. 17
№ телефона: 89207251853
[email protected]
.
В настоящее время назрела острая необходимость возрождения и развития уникальных духовных национальных традиций и начал русской жизни в духовно-нравственном, культурном, патриотическом воспитании подрастающего поколения. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, именуемых святками, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Из бесед с детьми было выявлено, что они очень мало знают о народных традициях празднования «Рождества Христова» и святочной недели, они не знакомы с обрядом колядования на Руси. У детей недостаточно сформирован интерес к народным играм, песням, развлечениям, поэтому данный проект поможет школьникам в усвоении и сохранении русских национальных традиций празднования Рождества и Святок.
Проект «Живое предание старины» может быть реализован на территории Глушковского района Курской области.
Участники проекта: обучающиеся школы, учителя, родители.
Цель проекта: воспитание творчески развитой личности средствами приобщения обучающихся к истокам русской народной культуры, приобщение детей к народным традициям празднования Рождества Христова и Святок в России
Задачи:
формировать знания и представления обучающихся о культуре русского народа;
прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма;
создать условия для ознакомления детей с историей возникновения праздников Рождества Христова и Рождественские Святки, с традициями празднования их на Руси;
продолжать расширять знания о народных традициях, формировать интерес к народным играм, песням, развлечениям;
вызвать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (стихи, колядки, потешки); формировать у детей знания и представления об образе жизни людей, их традициях, обычаях;
развивать познавательный интерес, творческие способности, память, внимание, речь;
Тип проекта: познавательно-творческий, поисковый.
Методы реализации проекта: изучение литературы и других источников, исторический, краеведческий, беседа, работа с источниками Интернета, анализ, систематизация.
Доминирующий метод: игровой, информационно-творческий.
Срок реализации: краткосрочный с 23 декабря 2019г. по 19 января 2020г.
Работа над проектом осуществляется в 3 этапа:
I этап – организационно-подготовительный (с 23 по 28 декабря)
На данном этапе происходит побуждение и мотивация обучающихся к проектной деятельности, обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, осуществляется формулировка проблемы проекта, изучение литературы, методических пособий, сбор материала (фотографии, иллюстрации), проводится работа с интернетресурсами, разрабатывается план работы с детьми, связанной с реализацией проекта.
№ n/n | Вид деятельности | Цель деятельности | Сроки выполнения |
1 | Анализ работы по данной проблеме | Выявить методы, приемы ознакомления обучающихся с культурой и традициями русского народа. | 23 декабря |
2 | Изучение методических разработок | 24 декабря |
3 | Изучение литературы по данной проблеме | 25 декабря |
4 | Сбор материала для изготовления тематических буклетов | 26 декабря |
5 | Работа с интернетресурсами | 27 декабря |
6 | Разработка плана работы с детьми по работе над проектом | 28 декабря |
II этап – поисковый (с 30 декабря по 5 января)
На основе выбранной темы проекта, участники разбиваются на микро-группы, определяют направление деятельности в рамках проекта, задачи и планируют свою деятельность.
№ n/n | Вид деятельности | Цель деятельности | Сроки выполнения |
1 | Прослушивание и разучивание народных рождественских песен, стихов | Формировать представления детей о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках | 30 декабря |
2 | Разучивание пословиц, поговорок, потешек, загадок | Развивать познавательную активность | 31 декабря |
3 | Разучивание и инсценировка попевок, закличек | Формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен | 1 января |
4 | Разучивание рождественских колядок и игр | Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания | 2 января |
5 | Изготовление святочных костюмов | Развитие инициативы, самостоятельности и творчества | 3 января |
6 | Творческая мастерская (вырезание трафаретов для украшения помещений и окон) | Развитие детского художественного творчества | 4 января |
III этап – итоговый (с 6 по 19 января)
На данном этапе завершается работа над проектом развлечениями с детьми «Рождественские Святки», заключительным мероприятием «Зимние Святки», изготовлением тематических буклетов «История и традиции Святок и колядок» и составлением презентации.
№ n/n | Вид деятельности | Цель деятельности | Сроки выполнения |
1 | Театрализованное развлечение «Рождественские Святки» | Формировать представления детей о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках | 6 января |
2 | Представление рождественских стихов и миниатюр в храме Сретения Господня с. Сухиновка | Воспитание детей в духе христианских традиций, развитие творческих способностей | 7 января |
3 | Изготовление тематических буклетов «История и традиции Святок и колядок» | Приобщение детей к народному искусству | 8-9 января |
4 | Подготовка к проведению театрализованного развлечения «Щедрый вечер» | Приобщение детей к народному искусству | 10-11 января |
5 | Театрализованное развлечение «Щедрый вечер» | Формировать представления детей о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках | 13 января |
6 | Подготовка к театрализованному мероприятия «Зимние Святки» | Развитие детского художественного творчества | 14-17 января |
7 | Проведение театрализованного мероприятия «Зимние Святки» с использованием презентации. | Формировать представления детей о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках. | 18 января |
Результатом проекта «Живое предание старины» являются развлечения с детьми «Рождественские Святки», театрализованное мероприятие «Зимние Святки», которое, надеемся, станет традиционным в нашей школе, изготовление тематических буклетов «История и традиции Святок и колядок» и презентации.
Этот проект может быть реализован в партнерстве с коллективами детских садов, домов культуры, сельских библиотек и других образовательных организаций. Так же его можно провести для прихожан православных церквей. Проект «Живое предание старины» размещён на сайте школы с целью обмена опытом.
Заключение: проект «Живое предание старины» должен стать мощным импульсом развития всего педагогического коллектива в вопросах приобщения обучающихся к русской традиционной культуре. И главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. В целом, проект в своём развитии, имеет прогресс, так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученных знаний в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же противостоять негативным явлениям. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально-нравственного воспитания обучающихся, решать коммуникативные и речевые проблемы. Мы стараемся создавать у учащихся радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру. Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, класса. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
Приложение 1
Пришла коляда накануне Рождества!
Настали Святки. То-то радость!
Приложение 2
Творческая мастерская
Приложение 3
Изготовление буклетов