СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Животные Севера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

тема «Животные севера» в подготовительной группе в основном проходит лишь через НОД и чтение художественной литературы, представления дошкольников остаются частичными, неполными. В ходе изучения данной темы у детей стало возникать много вопросов «А почему белый медведь не ложится в спячку?», «Зачем моржу бивни?», «Чем отличается Арктика от Антарктиды?» и т. д.

Поэтому необходимо уточнить и расширить представления детей о животных севера, развивать интерес к их образу жизни.

Организация НОД, бесед, чтение рассказов, просмотр мультфильмов, слайдовых презентаций о них, разучивание стихотворений, игр, загадок рассматривание и чтение энциклопедий, журналов о жизни животных позволит привлечь внимание дошкольников к данной теме, расширить и систематизировать их знания. Дети откроют для себя много нового и интересного.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Проект "Животные Севера"»

Структурное подразделение «Детский сад №11 «Радуга»

МБОУ «СШ № 1 г.Вельска»














«Животные Севера»

Проектная деятельность воспитателей с детьми



                                                                     






  Воспитатели: Карпова О.Ю, Пазенко Н,В

Учитель- логопед Антропова М.А


                                                                   












г. Вельск 2025 г.




Актуальность темы:

Становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры происходит в период дошкольного детства. Очень важно формировать у детей интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

По «Программе «От рождения до школы» тема «Животные севера» в подготовительной группе в основном проходит лишь через НОД и чтение художественной литературы, представления дошкольников остаются частичными, неполными. В ходе изучения данной темы у детей стало возникать много вопросов «А почему белый медведь не ложится в спячку?», «Зачем моржу бивни?», «Чем отличается Арктика от Антарктиды?» и т. д.

Поэтому необходимо уточнить и расширить представления детей о животных севера, развивать интерес к их образу жизни.

Организация НОД, бесед, чтение рассказов, просмотр мультфильмов, слайдовых презентаций о них, разучивание стихотворений, игр, загадок рассматривание и чтение энциклопедий, журналов о жизни животных позволит привлечь внимание дошкольников к данной теме, расширить и систематизировать их знания. Дети откроют для себя много нового и интересного.

Новизна проекта:

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители, учитель логопед.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя.

Цель: расширение знаний детей о животных севера. Знакомство детей с характерными особенностями животных севера.

Задачи: Обучающие:

  • Формировать представления о том, что человек-часть природы;

  • Обобщать знания детей о животных севера;

  • Дать представление о жизни народов севера, о его быте, обычаях.

Развивающие:

  • Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран;

  • Развивать речь детей, обогащать их словарь;

  • Расширять и уточнять представления детей о разнообразии природы.

Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность, сочувствие, любовь к стихам, сказкам.

  • Воспитывать бережное отношение к природе.  

Предполагаемый результат:

  • Познакомить детей с животными Севера, особенностями их внешнего вида; местом обитания, питания, пользу в природе;

  • Изучить с детьми художественную литературу, загадки, стихотворения о животных севера

Предполагаемый результат: познакомить детей с животными Севера, особенностями их внешнего вида; местом обитания, питания, пользу в природе;

Изучить с детьми художественную литературу, загадки, стихотворения о животных севера;

Этапы реализации проекта:



Формы работы


Срок реализации


Место и способ проведения


Подготовительный этап

Анализ предметно - развивающей среды группы. Беседа с детьми и родителями по теме проекта. Формирование целей и задач проекта. Подбор и изучение литературы по теме проекта. Подбор дидактического материала и иллюстраций. Подготовка материалов детского художественного творчества (алгоритмы выполнения задания, индивидуальные карточки, картонные подставки, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей, природный и бросовый материалы.

С 03.2 – 03.2.

Беседа. Группа «Цветик -семицветик».

Основной этап

Планирование деятельности. Совместная и самостоятельная деятельность детей. Чтение познавательной литературы. - Оформление в природном уголке макета «Арктика»; Изготовление дидактических игр; - Совместная деятельность по плану НОД, ОД; - Беседы, чтение художественной литературы; - Выставка рисунков «Белый медведь».

С 3.2 -7.2.

НОД беседы, загадывание загадок.

Заключительный этап

Опрос детей по теме на знания, полученные в ходе проекта. Изготовление оригами по итогам проекта «Животные Севера». «Пингвин»

7.2.



Достигнутый результат: Реализация данного проекта поспособствовала формированию у детей представлений о диких животных холодных стран, о их многообразии, условиях и местах их обитания.

Дети осознанно подходят к пониманию защиты диких животных и природы.

Через знакомство с произведениями художественной литературы, наблюдения дети почувствовали очарование родной природы, у них появилось желание бережно относится к диким животным и природе.

Список использованной литературы:

1. С. Н. Николаева «Юный эколог» Система работы в подготовительной группе детского сада»

2.Снегирев. « Пингвины» и другие рассказы.

3. интернет ресурсы maam.ru, ns portal























Приложение 1:

Викторина «Животные Севера».

Цель: Систематизировать знания детей о животных Крайнего Севера, их приспособленности к трудным условиям жизни.

Взаимосвязь образовательных областей в работе над проектом:

Занятия с детьми подготовительной к школе группы по познавательному направлению.

Тема: «Животные Севера».

Цель: закрепление представлений о диких животных Севера.

Задачи:

Обучающие

- формирование представлений детей о внешнем виде, образе жизни, повадках диких животных  Севера;

- формирование умения классифицировать животных;

- познакомить с особенностями арктического холодного климата: северное сияние, ледяной покров земли, айсберги.

Развивающие

- Развитие внимания, слухового и зрительного восприятия.

- Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания.

- Расширение словарного запаса, уточнение и активизация словаря по теме "Животные    Севера":

Воспитательные

- Воспитание любви и бережного отношения к природе.

  Воспитание любознательности, интереса к разнообразию природного мира.

Беседы

Беседа с детьми на тему:

«Северный олень».

Цель: показать, какую пользу приносят одомашненные виды северных оленей.

Беседа с детьми «Животные Севера».

 Цель: Расширять знания детей о животных севера. Дать представление о видах питания животных Севера. Формировать желание заботиться о животных.

отношение к друзьям нашим меньшим, к животным Севера.

Беседа с детьми на тему: «Тюлень».

Цель: Продолжать знакомство с животными Севера.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа на тему «Как выживают животные? Что им помогает?»

Цель: формировать представления о приспособленности хищников к добыванию пищи.

Беседа: «Что едят жители Севера».

Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу?».

Цель:  познакомить детей с белым медведем и его образом жизни. Воспитывать любовь к животным.

Презентации:

 «Полярные исследователи».

Цель: закрепить названия профессий людей, работающих за Полярным кругом; объяснить значимость и важность их работы; уточнить цели, ради которых проводятся эти исследования.

«Два полюса земли».

Рассказы о животных Севера (белый, медведь, тюлень, морж, северный олень и т.д.)

Решение проблемной ситуации: «Почему животные севера не мёрзнут после купания в морской воде?»

Художественная литература

1. Г. Снегирев «Про оленей».

2. Г.Снегирев К морю. Отважный пингвиненок. Белек.

3. Сказка Отчего у белого медведя нос черный.

4. Н.Радченко. Белый медведь. Морж. Северный олень.

5. М.Пляцковский. Умка хочет летать.

Заучивание потешек о животных севера

Цель: развивать память, упражнять в выразительном рассказывании потешек, прививать  интерес к устному народному творчеству.

Чистоговорки

Ина – ина – ина – вот большая льдина

Эни-эни-эни – на Севере олени

Ин –ин – ин – рыбу ест пингвин

Эни –эни –эни – на льдине спят тюлени 

Загадки

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежные луга. (Северный олень)

Эта птица тоже хищник,

В тундре северной живет.

Любит зайцем подкрепиться,

Не шумлив ее полет.

Чисто белым опереньем

Сплошь покрыта с головой.

А в учебниках зовется

Она… (Полярная сова)

Головка и хвост,

Вместо лап – плавники,

Ленив он на льду

И проворен в водице,

Детишек его называют

«Бельки».

Скажи, что за зверь

Возле льдины резвится? (Тюлень).

Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец -

И заботливый отец.

Трёхметровый великан,

Весит тысячу кило (белый медведь)

Толстый в складку богатырь -

В ластах и безухий.

Ковыряет со дна морского

Раковин покушать.

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой.

Угадайте – ка ребятки,

Что за богатырь такой. (Морж).

Что за хищник за такой,

С шерстью бело – голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны -

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного,

Тоже псовая порода. (Песец).

В Антарктиде кто не знает

Птицу ту, что не летает,

Что ныряет в море с льдин!

Ах, да это же...

Ответ: Пингвин

Хоть и ест он только мох

В тундре каменистой,

Этот зверь собой неплох

И рога ветвисты. (Северный олень)

Стихотворения

****

Бродят в толстых шубах белые медведи,

Самые большие хищники на свете.

На моржей порою нападать решаются.

Впрочем, и рыбёшкой тоже не гнушаются.

Кроме человека, нет врагов практически

У красавцев этих из пустынь арктических.

****

В Антарктиде среди льдин

Ходит важный господин,

В чёрный он одет сюртук,

Крылья машут вместо рук.

Хоть на шее белый галстук,

На ногах надеты ласты.

Вы узнали господина,

Птицу важную — пингвина.

****

Песец, полярная лисица,

Жить в Заполярье не боится.

Песцов от вечной мерзлоты

Спасают шубы и хвосты:

Зверьки под хвостик прячут спины

И спят – без пледа и перины.

****

Уважаемый тюлень,

Люди в тундре выжить не смогли бы

Вам не страшно

Без оленей северных, карибу.

Каждый день

На оленей в тундре вся надежда:

Прыгать с этой

Всё от них – и транспорт, и жильё,

Скользкой глыбы,

И еда, и обувь, и одежда…

Без оленей в тундре не житьё.

Глубоко нырять за рыбой?

- Для меня страшнее лень!

Художественно-эстетическое развитие.

Лепка:  Морж

Аппликация:  «Белый медведь и северное сияние». 

Конструирование: «Пингвины».

Физическое развитие.

Подвижные игры:  «Раз, два, три, к животному беги», «Кто быстрее соберёт… », «Птицы», «Совушка».

Пальчиковая гимнастика: 

« Животные севера».
Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет?
(Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно)
 Звери необычные, к холоду привычные.
 («Замок» меняя положение пальцев)
Вот песец из норки смотрит,
(Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»).
Белый мишка важно ходит,
(Пальчики «шагают»).
Ну, а морж, как капитан,
Покоряет океан.
(Ладони «лодочкой» двигаются вперед)
Гордый северный олень
(Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты)
Грузы возит целый день.
(Растирание ладоней движениями вверх, вниз)

Физкультминутки:

Дует ветер северный (качают руками над головой),

Поднялась метель (кружатся).

Засыпает улицу, засыпает ель (приседают).

Все равно на улицу мы пойдем гулять (шагают на месте),

А ты, ветер. Северный. Попробуй нас догнать (бегут по кругу).

Мы идем, идем вперед, - 2 раза (шагают по кругу).

Очень удивляемся (поворачиваются друг к другу, пожимают плечами).

Справа лед и слева лед (повороты головы),

Перед нами тоже лед (руки в стороны).

Где же он кончается? (пожимают плечами).

Дуют ветры ледяные (машут руками).

Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).

Там о лете не слыхали (ладонь приставляют к уху).

Там согреешься едва ли…(обнимают себя).

Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).

Этот снежный материк (хлопают в ладоши).

Дыхательная гимнастика:  «Сдуй снежинку с ладошки», «Вьюга», «Погреем пальчики».

Коммуникация и социализация:

Рассматривание  и составление рассказа по картине "Белая медведица с медвежатами", Северное сияние» И.Харченко. Рассказывание по картине "Северные олени".

Составление описательного рассказа  по набору игрушек (животные севера).

Рассматривание фото, репродукций, иллюстраций: «Полярники»…

Д/и: «Назови ласково» (образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами, «Чего не стало?», «Подскажи словечко», «Скажи наоборот», «Четвертый лишний», «Один – много» (образование множественного числа сущ. в родительном падеже, (игра с мячом, «Назови, какая погода» (образование качественных прилагательных, «Послушай, запомни, повтори», «Собери картинку», «Составь предложение», «Назови детеныша», «Узнай животное по описанию», «Какой, какая?».

Игра «Назови со словом много».

Педагог говорит о том, что будет называть одно животное, а дети должны назвать много животных  (с опорой на картинки). И наоборот.

Один морж, а много…

Один медведь, а много…

Один тюлень, а много…

Одна сова, а много…

Игра «Подбери признак к каждому животному».

У моржа длинные усы. Морж какой? – Длинноусый.

У оленя длинные рога.

У медведя толстые лапы.

У совы большие глаза, поэтому ее называют…

У песца хвост длинный, поэтому его называют…

Игра «1, 2, 5, 7». Сосчитай  животных, птиц.

1 песец – 2 …….. – 5 …………….
• 1 морж – 2 …….. – 5 …………….
• 1 медведь – 2 …….. – 5 …………….
• 1 сова – 2 …….. – 5 …………….

 Игра «Чья, чей, чьи?»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных севера и просит назвать признаки животных.

Например:

У медведя уши  (чьи? какие?)  медвежьи,  хвост  (чей? какой?) медвежий.

У тюленя голова (чья? какая?) ... У песца лапы (чьи? какие?) ... У моржа

бивни (чьи? какие?) ... У оленя рога (чьи? какие?) ... У пингвина клюв (чей? какой?) ...

Игра «Скажи какой».

Морж (какой?)- большой, неповоротливый, толстый, неуклюжий.

Северный олень (какой?) - красивый, быстрый, грациозный.

Тюлень (какой?) - черный, блестящий, большой, мокрый.

Белый медведь (какой?) – огромный, сильный, толстолапый.

Игра «Сравни животных».

Кит большой, а заяц?

Песец пушистый, а тюлень?

У волка лапы, а у оленя?

Игра «Кто у кого?»

 У оленя – олененок – оленята
У моржа -
У медведя -
У совы –

Игра «Составь предложение».

 Из данных слов составьте предложения:

На, водятся, Севере, медведи, белые.

Холодно, там, зимой, очень.

Люди, оленей, разводят, там, северных.

Медведи, хищники, белые, это.

Из, делают, шубы, теплые, песца, меха.

Упражнение «Кто лишний и почему?»
Морж, тюлень, оленёнок, медведь.
Соболь, песец, белая сова, морж.
Тюлень, олень, пингвин, соболь.
Морж, моржиха, морс, моржонок.
Тюмень, тюлень, тюлениха, тюленёнок.
Медведь, Север, песец, соболь.


Приложения 2


СКАЗКИ, РАССКАЗЫ

Отчего у белого медведя нос чёрный». (сказка)

Белый медведь по зимней тундре идёт – его не заметишь.

Со льдины на льдину перескакивает – будто ветер снегом кидается.

На берегу станет – как кочка, снегом прикрытая.

Но всё это только тогда, когда медвежьего носа не видно.

Потому что нос у него – чёрный.

Кругом всё бело, а чёрный мячик по льдине скачет – медведь бежит. Из-за носа своего остаётся очень часто ни с чем – все от него удрать успели!

В давние времена, однако, медведь весь белым был. И нос у него был белый.

Тогда он не только к моржу или нерпе легко подкрадывался, но и к человеку не боялся близко подходить.

Охотники в тундру уйдут, а он к стойбищу подходит, женщин и детей пугает, еду крадёт.

Надоело это людям, решили они медведя проучить.

Охотники уехали из стойбища – медведь это видел.

А вот как они тихо назад вернулись - он не заметил и вздумал, как всегда, сушёной рыбы у людей взять, детей напугать.

Пришёл.

Тут-то охотники и выбежали ему навстречу. У каждого в руке головешка от костра.

Медведь бросился в одну сторону, в другую – всюду охотники, собаки, огонь.

Вся шкура у него стала в чёрных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников горящей головешкой его по носу ударил. И нос стал чёрным.

Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна чёрные сводил. Шерсть новая отросла, белой стала.

А нос так навсегда и остался чёрным.

Сперва медведь не понял, в чём дело: никого поймать не может! Все от него убегают!

Потом сообразил: звери его чёрный нос видят!

Теперь, когда медведь к тюленям или нерпам крадётся, он нос лапой закрывает.

Вот какой хитрый!

А с людьми с той поры он встречаться не любит. Лучше от них прочь да подальше!

«Почему олень быстро бегает» (сказка).

В давние времена это было, когда Хэвэки заселил, Землю и много разных птиц в небе летало, зверей в тундре и в тайге бегало. Одни только Олени бегать не умели — туда-сюда ходили по земле и мох-ягель из-под снега добывали. Зимы тогда были теплыми, и Олени не мерзли...

Но вот на Землю пришли сильные Морозы с быстрыми Ветрами, начались большие холода. Олени стали мерзнуть и погибать, а что им делать, как спастись — они не знали.

Однажды стадо Оленей паслось возле одной высокой горы и к ним подошли такие большие Мороз и Ветер, каких они еще никогда не видели. Мороз говорит им:— Я вас заморожу. Других зверей и птиц не могу заморозить. Они бегают и летают. Их на одном месте поймать не могу. А вы только ходите.

И начали Мороз с Ветром вокруг Оленей кружить и свистеть. Олени замерзли и очень испугались, что все погибнут.

И вот один самый большой и умный Олень решил их спасти от Мороза и увел на другое место. Но Мороз с Ветром и туда пришли. Олени ушли еще дальше — Мороз с Ветром опять по следу пришли. Долго так уходили Олени от Мороза и Ветра и научились быстро ходить. На новых местах было много ягеля. Олени зажили весело и сытно. А Мороз и Ветер очень рассердились, что они играют с ними уходят от них и уходят.

И тогда к Оленям пришел самый большой Мороз. Олени замерзли и начали от него быстро уходить. Он — за ними следом идет. Олени видят: не отстает Мороз. Они быстро шли-шли — и побежали. Бегут — тепло им. Остановятся — холодно. Бегут — нет Мороза, отстал Мороз. Остановятся — Мороз с Ветром догоняют. Олени еще быстрее побежали, и Мороз с Ветром надолго от них отстали. От бега Олени согрелись и решили от Мороза с Ветром каждый раз убегать очень быстро и далеко-далеко...

Так Олени научились быстрее всех в тундре бегать, так быстро и далеко, что ни Мороз, ни быстрый Ветер не могут их догнать.

Старые эвенки говорят: «Быстрее Оленя в тундре никто не бегает, никакая птица не летает. Птица летит, летит — на землю садится: отдых ей нужен. А Олень день бежит, два бежит, три бежит, потом еще бежит... Никому за Оленем не угнаться. С Ветром наперегонки бегает и обгоняет его. Олень бежит — тундра под копытами гудит, как бубен...»


Г. Снегирев « Пингвиний пляж».

Около Антарктиды со стороны Африки есть маленький островок. Он скалистый, покрыт льдами. И вокруг в холодном океане плавают льдины. Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий — это пингвиний пляж. С корабля мы выгрузили свои вещи на этот пляж.

Пингвины вылезли из воды, столпились у ящиков. Бегают по мешкам, клюют их и громко кричат, переговариваются: никогда они не видели таких удивительных вещей!

Один пингвин клюнул мешок, голову склонил набок, постоял, подумал и громко что-то сказал другому пингвину. Другой пингвин тоже клюнул мешок; вместе постояли, подумали, поглядели друг на друга и громко закричали: «Карр!.. Каррр!..»

Тут ещё пингвины с гор прибежали на нас смотреть. Много их собралось; задние на передних напирают и кричат, как на базаре. Ещё бы: ведь они первый раз увидели людей, и каждому хочется вперёд пролезть, посмотреть на нас, клюнуть мешок.

Вдруг слышу, сзади кто-то танцует.

У нас был большой лист фанеры. Он лежал на камнях, и пингвины на нём устроили танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернётся, ещё раз пробежит, да ещё лапкой притопнет!

Очередь выстроилась — всем хочется потанцевать.

Один пингвин поскользнулся на гладкой фанере и на брюхе проехал, другие тоже стали падать и кататься.

Весь день они танцевали на фанере. Я её не убирал. «Пускай,— думаю,— повеселятся; они, наверное, радуются, что мы приехали».

Вечером пингвины построились в одну шеренгу и ушли. Один пингвин на меня загляделся и отстал. Потом он догнал остальных пингвинов, но никак не мог идти в ногу, потому что всё на меня оглядывался.


Логопедическое занятие по лексической теме «Животные Севера» в подготовительной группе с детьми с ТНР. 

Цель: 

  • Обобщать знания детей о животных Севера.

  • Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран.

Программное содержание (задачи):

– обучающие: 

  • Формировать у детей представление о животных Севера (северный олень, белый медведь, морж), их внешнем виде, образе жизни и повадках.

– развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к жизни животных севера; 

  • развивать зрительное внимание, мыслительные и психические процессы;

  • развивать связную речь, активизировать словарь детей;

  • развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мышление, память.

– воспитательные: 

  • Воспитывать эмоциональное и бережное отношение к животным, любовь к родной природе;

  • воспитывать любознательность, инициативность,

Методы и приёмы: игровой, словесный, наглядный.

Средства ИКТ: презентация, проектор, экран.

Материалы к образовательной деятельности: глобус, мультимедийное оборудование, презентация к занятию, доска, магниты, макет теремка, фотографии животных, фонарик.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с картинками животных севера, просмотр видеоролика о жизни животных, чтение художественной литературы и стихов, разгадывание загадок. 

Ход образовательной деятельности:

  1. Организационный момент:

Воспитатель (с конвертом в руках): Сегодня нам пришло письмо. Оно пришло с севера.

Север — это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. Логопед показывает глобус. Показывает, где находится Север. Вокруг Северного полюса находится океан, поэтому добраться до него можно на самолете или на корабле (ледоколе). Люди на полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климатические условия, жизнь животных. Около Северного Ледовитого океана есть часть земли, которую называют тундрой. В тундре тоже очень холодно. Большую часть года земля там покрыта снегом и только в течение 1—2 месяцев тает снег. Там живут: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы,

Чтение письма :

«Здравствуйте, ребята. Я живу на Севере, здесь очень интересно, все кругом белое, красивое, блестящее, холодное. Я очень хочу подружиться с вами. Слышал, что вы очень любите играть в игры. Приезжайте ко мне, я тоже знаю много игр, а моё имя вы узнаете, если возьмёте от каждого слова по первому звуку. До встречи»(слайд 1)

Воспитатель: Кто же написал это письмо?

Дети определяют первые звуки в словах по картинкам: утюг, мышь, ключ, арбуз. Получается – «УМКА»

  1. Основная часть.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята вы хотите отправиться в гости к медвежонку Умке? Дети: Да. ….

Воспитатель: У меня есть необычный предмет, он может нас перенести в любое место на нашей планете. Что это такое? Ребята, а кто из вас знает, что такое глобус?

Дети: Глобус – это уменьшенная модель нашей планеты.

Воспитатель: Да, в космосе ее можно увидеть, как огромный шар голубого цвета. Умка живет на крайнем севере. Там очень холодно, чтобы не замёрзнуть наденем тёплые шапки, шубы, варежки, шарфы, валенки. (Дети имитируют движения). Вот теперь мы готовы, давайте все вместе скажем волшебные слова:

«Как глобус покрутились, на севере очутились».

На экране появляются слайд (слайд 2)

Воспитатель: Ребята мы оказались с вами на крайнем севере. Ой, нас встречает Умка, но он ни один! Посмотрите, это какие-то животные. Кто знает какие это животные? И они нас ждали, и приготовили для нас разные игры, чтобы мы узнали о них получше.

 

1 стол (Белый медведь). Для того чтобы узнать кто приготовил нам задание, мы отгадаем загадку:

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на Севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад. (Белый медведь).

 

Воспитатель: Самое крупное животное Севера – это белый медведь. Тело его покрыто белой длинной шерстью. На снегу его совсем не видно, только нос черный. Когда он охотится, то прикрывает нос лапой. Толстый слой жира и густая шерсть спасает его от холода и он может долго находиться в воде. Большие расстояния проходит он по льдам в поисках пищи. Питается медведь рыбой, тюленями, моржами. В декабре у медведя рождается медвежонок.

 

Воспитатель: Что любит больше всего медведь? 

Дети: Рыбалку. (На столе лежат удочки и рыбки, на них с обратной стороны нарисованы картинки животных, каждый ребенок придумывает предложение с этим животным).

 

2 стол. (Морж). Игра с фонариком, что у моржа в ведре.

 

Толстый в складку богатырь

В ластах и безухий.

Ковыряет с дна морского

Раковин покушать.

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой

Угадайте –ка ребятки,

Что за богатырь такой. (Морж).

 

Воспитатель: Морж – это прежде всего массивное тело с ластами, маленькая голова и огромные клыки. Ученые долго думали, зачем этим мирным увальням такие устрашающие клыки. Оказалось, ими мор- моржи перекапывают морское дно в поисках пищи или прорубают во льду проруби.
У моржей толстая кожа с большим количеством запасов жира (до 200 кг), чтобы не замерзнуть на воздухе при минусовой температуре 25-30 °С. У малышей до двух лет есть теплая шерстяная шубка, но она со временем изнашивается и исчезает.
Малыши рождаются раз в 1-2 года. Ростом они 80-100 см и весят 40-50 кг. До двух лет мать кормит их молоком, учит добывать пищу, при опасности защищает и сталкивает в воду.
Моржи могут менять окраску не хуже хамелеонов. Когда морж находится в воде, его кожа становится светло-коричневой (и даже белой), это связано с тем, что кровь отливает от кожи, не давая терять драгоценное тепло. На суше кровь опять приливает к коже, морж становится красновато-бурым.
Морж охотится на морском дне на различных моллюсков, он обнаруживает их своими чувствительными усами, а выкапывает бивнями.

А сейчас мы немного отдохнем и разомнемся.

 

Динамическая пауза «Кто на Севере живёт

По ледяной пустыне

Медведица идёт (Идут по кругу вперевалочку медленно)

За нею медвежата

Торопятся вперёд (Убыстряют шаг)

Трещит мороз жестокий (Обнимают себя руками)

Повсюду снег и лёд (Повороты с вытянутой рукой вправо-влево).

По полынье холодной

За нерпой морж плывёт (Идут, делают гребни руками).

Бегут, спешат олени (Бегут, высоко поднимая колени).

Сугробы – не трава.

Над ними тихо кружит

Полярная сова. (Бегут маленькими шажками,

руки в стороны)

 

3 стол. (Северный олень).

Этот житель круглый год,

Лишь на Севере живет.

Он с ветвистыми рогами

И со стройными ногами.

А на ножках тех копыта,

Зверь хороший, не сердитый.

Мох жует он целый день.

Это северный … (олень).

 

Воспитатель: Северный олень – крупное, тяжелое, но грациозное и необыкновенно красивое животное. Его высота достигает двух метров, это больше среднего роста человека. Вес – около 200 кг.

Он покрыт густой коричневой, слегка сероватой шерстью. Летом она короткая и однотонная, зимой становится пестрой и длинной, на шее образуется грива. Такая шерсть хорошо защищает оленя от холода.

Несмотря на размеры тела, ноги у оленя не очень длинные. У него вытянутая голова, достаточно короткие уши, выразительные темные глаза и маленький хвостик.

Северный олень известен своими прекрасными рогами, у него они больше, чем у оленей других видов, их размах достигает целых 120 сантиметров. Внешний вид рогов очень разнообразен по длине, изгибам и количеству отростков. Раз в год олень сбрасывает свои рога, и на их месте вырастают новые. Отличительной особенностью является то, что рога есть и у самцов, и у самок.

 

Ребята, наш олень так сильно бил копытом, что из слов потерялись буквы, давайте найдем буквы, чтобы мы могли прочитать слова.

Воспитатель: А кто же следующий нам приготовил задание?

4 стол. (Полярная сова).

Ночью ухает: «Ух – ух!»

Съем любого, кто лопух.

Догоню, когтями цап –

Утащу и съем во льдах.

У меня желты глаза –

Перья тонки, белы,

Клюв короткий и кривой –

Я охотник смелый.

(Полярная сова).

 

Воспитатель: Полярная сова Белая полярная сова – удивительно выразительная птица, мощный и красивый хищник. Говорят, за год одна сова съедает более полутора тысяч леммингов, то есть по четыре штуки за день. Не будь сов, тундру бы захватили грызуны, а некоторые виды птиц и вовсе исчезли. Утки, гуси, казарки, кулики – все они селятся рядом с совиными гнездами, поскольку совы не трогают других птиц, зато успешно прогоняют со своей территории песцов, разоряющих гнёзда

 

Ребята, кто-то разбросал слова по лесу, сова их собрала, но она не умеет читать, нам надо расставить слова в правильном порядке прочитать предложение.

 

Игра «Составь предложение».

 

На, водятся, Севере, медведи, белые.

Холодно, там, зимой, очень.

Люди, оленей, разводят, там, северных.

Медведи, хищники, белые, это.

Из, делают, шубы, теплые, песца, меха.

 

5 стол. (Пингвин).

Он король полярных льдин,

Черно-белый господин.

Ух, для птички он велик,

Ходит очень важно.

Самый южный материк

Заселил отважно. (Пингвин).

Воспитатель: А пингвин хочет проверить наши знания про детенышей северных животных.

У оленя – олененок – оленята
• У моржа – моржонок – моржата.
• У медведя – медвежонок – медвежата
• У совы – совенок-совята.

У песца – щенок – щенята

У пингвина- пингвиненок(птенец) – пингвинята (птенцы).

 

А сейчас мы с вами придумаем сказку для Умки и всех животных севера. Назывется она «Теремок».

ТРИЗ игра «Теремок».

Воспитатель: Стоит на льдине теремок, он ни низок, ни высок. Ползет по льдине Морж, видит, стоит теремок, поселился в нем. Подплывает к льдине Тюлень, стучит. Тюлень: Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Это я – Морж. А ты кто? А я Тюлень, пусти меня к себе жить. Пущу, если ты скажешь, чем я на тебя похож. У меня как у тебя есть ласты. Стали они жить вдвоем. Подплывает медведь: : Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Это я – Морж. и я Тюлень, А ты кто? , а я медведь, пустите меня к себе жить. Пустим, если ты скажешь, чем ты на нас похож. А я как и вы люблю рыбу. Стали они жить втроем. Пробегает рядом песец (теплая шубка как у медведя), дальше сова (любит мелких грызунов, как и песец), дальше пингвин (тоже птица и есть клюв). 

 

Воспитатель: Ну вот и все. Нам порка собираться домой в группу. Попрощаемся с Умкой, возьмем наш волшебный глобус и скажем заветные слова «Как глобус покрутились и в группе очутились».

Воспитатель: Молодцы, ребята. Умке интересно, понравилось ли вам у него в гостях?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы увидели много животных, какие животные вам больше всего понравились, что нового вы узнали?  А какие игры вам понравились? И в знак благодарности за то, что вы прошли все задания, Умка приготовил вам сладкие сюрпризы.



Взаимодействие с родителями.

Мероприятия по работе с родителями:

  1. Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы по теме.

  2. Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок.

  3. Консультации по теме «Животные Севера». 

  4. Выставка совместных творческих работ с родителями.

Конструирование (техника оригами) «Пингвины».
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!