Проект
«Животные севера»
в логопедической
группе №8
Воспитатель:
Маганова Елена Сергеевна
Участники проекта:
- дети логопедической группы, воспитатели, логопед, родители, музыкальный руководитель .
Сроки: с21по28ноября .
Актуальность проекта:
- Дети недостаточно дифференцируют понятия животных Севера.
- Дети неуверенно используют обобщающие понятия.
Цель:
Обобщать знания детей о животных Севера.
Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран.
Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации экологического проекта «Животные севера»
Задачи:
- Формировать у детей представления о животных севера, закрепить имеющиеся знания о внешнем виде,
жизни, повадках этих животных;
- Познакомить детей с народами, живущими на крайнем Севере.
- Обобщать знания детей о животных и птицах севера.
- Учить понимать образный смысл загадок.
- Воспитывать любознательность, бережное отношение к животным севера.
- Развивать интерес к жизни животных и птиц севера,
слуховое и зрительное внимание, мышление и речь детей; обогащать их словарь словами: север, льдина, нырять, морж, ласты, косатик, северная акула, северный волк. олень лиса, белый медведь. песец, тюлень, пингвины, тундра.
Литература
- Н. Сладков: Во льдах. Птичий базар. Полярной ночью.
Разговоры во льдах. Кто что умеет. В тундре. Молодой волк. Под снегом.Разговор в тундре. Загадочные истории.
- Г. Снегирёв: Пингвиний пляж. К морю. Отважный пингвиненок . Охотничьи истории (След оленя).
- А. Членов. Как Алёша жил на Севере.
- Н. Емельянова, В. Челинцова: Окся – труженица.
- В. Катаев: Цветик - семицветик .
- Энциклопедии про животный мир.
- Энциклопедии про животный мир.
- Нанайская сказка: Айога .
- Ненецкая сказка : Кукушка.
54
- этап : Подготовительный В совместной беседе с детьми о зиме и ее приметах спросила у детей: «А где же почти круглый год зима и все время холодно?» Так и завязалась наша беседа о жителях и обитателях холодного севера. Пришли к решению как можно больше узнать об этом. Начав изучать эту тему воспользовались методом трех вопросов:
Они едят рыбу и мясо.
Олени едят мох.
У них теплый мех и толстая шкура.
Что мы знаем о животных севера?
Белые медведи плавают на льдинах.
Пингвины долго дышат под водой.
Киты ростом с девятиэтажный дом.
Что хотим узнать?
Илья: все о китах.
Соня: зачем нарвалу длинный нос?
Егор: о северных акулах.
Кирилл: сосут ли лапу северные медведи?
Лера: как плавают дельфины?
Ксюша: живет ли белая сова там, где лето?
Никита: делает ли гагара гнездо?
Арсений: о касатке.
Лиля: почему белые медведи живут на севере?
Рита: почему пингвины ходят неуклюже?
Артем: чем питаются киты?
Тая: почему пингвины не умеют летать?
Алиса: плавает ли морской котик под водой ?
Откуда можно это узнать?
- Сходить в музей.
- Из компьютера.
- Сходить в зоопарк.
- Из интернета.
- Съездить на северный полюс.
- Сходить в цирк.
- Посмотреть телевизор.
- Почитать книги.
- Спросить у старших, у родителей.
- Посмотреть худ. фильм, мультфильм.
- Купить игрушки и рассмотреть.
- Сходить в океанарий.
- Посмотреть журналы, энциклопедии.
- Купить раскраски.
/Сказка-драматизация.
II этап: практический.
- НОД-все виды образовательных областей:
Рассматривание картин, составление описательных рассказов, составление и отгадывание загадок; составление сказки про путешествие медвежонка Умки, разучивание стихов, беседы.
- Коллективная работа – аппликация «Северные животные», аппликация с элементами нетрадиционной техники «Белый медведь», «Пингвиненок Матвей на льдине».
Рисование северных животных; использование раскрасок, штриховок, трафаретов.
Слушание музыкальных произведений, игры на физкультуре.
2. Игры- настольно- печатные,(домино, лото); дидактические «Кто чем питается?», «Найди свою маму», «Найди свое жилище», «Собери из частей целое»; подвижные- «Олени и каюр», «Умка ищет своего друга».
- Сказка-драматизация.
- Утренняя гимнастика, артикуляционная, пальчиковая, гимнастика после сна, логоритмика.
III этап: реализация проекта.
Стихи.
1.Может плавать целый день в ледяной воде тюлень!
На холодном льду лежит, и не мерзнет, не дрожит.
2.Этот мишка снежно-белый- самый крупный, самый смелый!
Он всю жизнь живет в снегу. На холодном берегу.
Мы- ваши добрые соседи, мы- белые медведи!
3.Гордится морж усами и острыми клыками.
Он в Арктике живет, где снег вокруг и лед.
Загадки о животных севера.
1.Живет он там, где холода. И ловит рыбу из-под льда.
Он в шубе белой щеголяет. Умеет плавать и ныряет.(Белый медведь)
2. Словно царскую корону, носит он в свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый. Любит снежные луга. (Олень)
3.У него большие бивни, ходит ластами во льдах.
Этот зверь довольно сильный, в северных живет морях.
Пальчиковая гимнастика «Животные севера».
Кто там ест, и кто там пьет? - Удары кулачками.
Кто на севере живет? - Попеременно хлопки ладоши-
Звери необычные, - «Замок»-меняя положение пальцев.
К холоду привычные. - Подушечки пальцев соприкасаются с
Вот песец из норки смотрит,- большим пальцем.
Белый мишка важно ходит. - Пальчики «шагают».
Ну а морж, как капитан, - Ладони «лодочкой», двигаются
Покоряет океан. - вперед.
Грозный северный олень - Кисти рук скрещены, пальцы разд
Грузы возит целый день. - винуты.
Речевые игры
- «Что общего и чем отличаются»
- «Что не так»
- «Назови детёнышей
- «Доскажи словечко»
- «Скажи наоборот»
- «Вставь пропущенное слово»
- «Вставь пропущенное слово»
- «Вставь пропущенное слово»
- «Вставь пропущенное слово»
- «Вставь пропущенное слово»
- «Исправь предложение»
- «Сосчитай до пяти»
- «Назови ласково»
- «Измени по образцу»
- «Закончипредложение»
- «Измени по образцу»
- «Какое слово не подходит?»
- «Исправь ошибку»
- «Исправь ошибку»
- «Какое слово от других?»
- «Какое слово от других?»
- «Какое слово от других?»
СКАЗКА, СОЧИНЕННАЯ ДЕТЬМИ 14 ГРУППЫ
« ПРИКЛЮЧЕНИЯ УМКИ ИЛИ УМКА ИЩЕТ ДРУГА ».
Однажды медвежонок Умка пошёл гулять и встретил мальчика. Его звали Тёма.
Умка его понюхал и они стали играть. А потом подружились.
Наступила ночь и началось северное сияние. Умка с Тёмой любовались им.
А на утро мальчик уехал в деревню. Умка начал скучать и решил найти Тёму.
Умка подошёл к морю. Он захотел поплыть и встретить там своего друга.
И тут Умка увидел моржа и попросил его, чтобы тот подкатил ему льдину и сделал нужное направление к другому берегу.
До берега Умка добрался хорошо и только чуть-чуть промочил лапы.
Медвежонок пошёл по снегу и тут ему встретился песец.
Умка сказал: «Здравствуй! А ты не знаешь где деревня? Там живёт мой друг Тёма!». Песец ответил: «Вон там за горой!». «Спасибо!», -ответил Умка. «Удачно добраться!», - ответил песец.
Потом Умка встретил Оленей: маму и оленёнка. Медвежонок попросил подвезти его до горы, а то он очень устал. И олени сказали: «С радостью»
Умка сел на спину Оленю они поскакали до горы. Когда они прискакали, Умка сказал: «Спасибо! Встретимся на обратном пути!».
Медвежонок стоял возле горы. Гора была большая и высокая. Когда Умка пытался забраться, то соскальзывал обратно. Мишутка расстроился и заплакал.
И тут пришли пингвины. Они спросили: «Почему ты плачешь?». «Потому что я не могу забраться на эту гору, а за ней живёт мой друг Тёма». Тогда пингвины сказали: «Не плачь, мы тебя подтолкнём и у тебя получится». Пингвины подтолкнули Умку, и он забрался на гору.
Внизу он увидел деревню. Умка решил скатиться с горы вниз. Ему было очень весело и понравилось.
Умка не испугался и пошёл в деревню искать своего друга Тёму.
И когда Умка, наконец-то, встретил Тёму, то от радости закричал: «Ура! Я тебя нашёл!». И они стали веселиться, бегать, играть.
Друзья долго играли, а потом Умку отвезли домой родители Тёмы на упряжке с собаками.
Умка с Тёмой попрощались и договорились встретиться ещё. И жили они долго и хорошо.
Совместная работа родителей и детей :
- Энциклопедия «Животные севера».
- Кроссворд о животных севера.
- Дидактические игры «Найди свою маму», «Кто чем питается», «Найди свое жилище».
- Иллюстрации к сказке «Приключения Умки», придуманные детьми.
- Изготовление атрибутов для драматизации сказки (персонажей сказки).
Итог проекта:
- У детей сформирован познавательный интерес к жизни людей и животных севера.
Результаты:
Коллективной творческой деятельности детей, воспитателей, логопеда, родителей в ходе реализации экологического проекта «Животные севера»:
- Драматизация сказки «Путешествие Умки».
- Создание книги-сказки «Путешествие Умки».
- Игра-ходилка «Умка ищет своего друга».
- Кроссворд о северных животных .
- Книга- энциклопедия «Животные севера».
Презентация проекта «Животные севера»
Для проведения проекта было подобрано много материала
Дети подготовительного возраста приготовили сообщения о животных крайнего севера и составили из них энциклопедию
Дети старшей группы вместе с родителями изготовили дидактические игры и предложили в них поиграть всем.
Были предложены дидактические игры
« Кого не стало?», «Назови семью», «Один-много», «Найди маму», «Кто что ест?», «Чьи следы?»…
Дети создали коллективный коллаж
С увлечением создавали медвежонка Умку на льдине, любующегося северным сиянием.
Много интересного и увлекательного узнали дети из книг и энциклопедий
Вместе с пингвиненком ребята путешествовали на льдине по Северному Ледовитому океану
Наши любимые раскраски…
Наши
Киты,нарвалы, касатки, акулы…… Нам это все интересно!!!,
На логоритмике отправились в путешествие на север , перепрыгивали с льдины на льдину , рассказали , что бывает белым , сделали дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику….
Поиграли с пингвинами в футбол , покатались с каюрами на нартах
С УВЛЕЧЕНИЕМ ДЕТИ ИЗГОТОВИЛИ СВОИМИ РУКАМИ НАСТОЛЬНУЮ ИГРУ-ХОДИЛКУ «УМКА ИЩЕТ СВОИХ ДРУЗЕЙ»
Совместно с логопедом дети сочинили сказку «Как Умка искал своего друга». Родители помогли сделать иллюстрации к сказке. Получилась увлекательная и интересная книга.
Дети вместе с родителями изготовили шапочки к придуманой сказке и с боьшим удовольствием поиграли.