Глазкова Илона Вячеславовна![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/09/s_5cacdd6a8d235/1135737_1.jpeg)
Воспитатель высшей категории
МБОУ ЦО № 18 г. Тула
Творческо-познавательный проект
"Знакомство с народной глиняной игрушкой"
Паспорт проекта
Тип проекта: познавательный, творческий, краткосрочный (2 недели), групповой.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Цель проекта:
1.Учить видеть детей красоту в народных игрушках.
2. Познакомить детей с забытым народным промыслом – Богородицкой и Белевской глиняной игрушкой.
3. Развивать эстетическое восприятие через приобщение к народной культуре, декоративно – прикладному искусству через изобразительную деятельность.
4.Развивать интерес у детей к занятиям изобразительной деятельностью.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Развитие гармоничной самодостаточной творческой личности сложно представить без участия искусства.
Народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с истоками народных игрушек.
- Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составления дымковского ,филимоновского, богородицкого, белевского , тульского городского узора.
- Вызвать у детей желание самим создавать узоры по мотивам народных мастеров.
- Воспитывать положительный эмоциональный отклик на красоту народной игрушки, радость от созданныхсвоими руками.
Ожидаемые результаты:
- Расширение представлений детей о народной глиняной игрушке, забытых промыслах.
-Обогащение детей знаниями и умениями по теме проекта.
-Формирование умения выделять характерные средства выразительности элементы узора, колорит, сочетание цветов.
-Закрепление умения детей использовать при росписи игрушки знания об узорах, последовательно вести работу.
- Воспитание художественного вкуса, трудолюбия.
Этапы проекта
I этап Подготовительный
- Создание условий для реализации проекта: подбор материала, игр, игрушек, пособий, иллюстративного материала, художественной литературы, презентаций.
- Подготовка материала для продуктивной деятельности.
- Составить тематический план.
- Вхождение в тему через внесение дымковских, филимоновских, тульской городской, белевской и богородицкой игрушек.
II этап основной Реализация
Познавательное развитие :
Беседа «Глиняные народные игрушки», « Забытые промыслы Тульского края».
НОД «Разноцветная дымка», « В гостях у деда Филимона», « Тульская городская игрушка». Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением народной глиняной игрушки.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/09/s_5cacdd6a8d235/1135737_2.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/09/s_5cacdd6a8d235/1135737_3.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/09/s_5cacdd6a8d235/1135737_4.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/09/s_5cacdd6a8d235/1135737_5.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/09/s_5cacdd6a8d235/1135737_6.jpeg)
Презентация « Музей Филимоновской игрушки».
Презентация «Веселая Дымка»
«Взаимодействие с семьей»
Папка – передвижка для родителей «История народной глиняной игрушки»
Альбом «Веселая игрушка»
Консультация «Филимоновская игрушка – жемчужина Тульского края»
Художественно-эстетическое развитие :
Рисование «Дымковские птицы» , «Филимоновские мотивы», «Дымковская барыня»,«Роспись дымковской лошадки»,«Филимоновская свистулька».
«Художественная литература и фольклор»
А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»,
«Самостоятельная деятельность»
Дидактические игры «Дымковская игрушка», « Филимоновские игрушки», «Составь узор», «Наряди барыню», «Третий лишний», «Народные промыслы», Раскраски «Дымковские игрушки», «Филимоновские игрушки.»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/09/s_5cacdd6a8d235/1135737_7.jpeg)
«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»
Экскурсия в мини - музей « Народные промыслы».
«Художественно-эстетическое развитие»
Аппликация«Дымковский петушок», « Филимоновский баран», «Дымковская барыня», «Филимоновские петушки».
Художественно-эстетическое развитие:
Лепка «Дымковская лошадка», «Тульская барыня», «Филимоновская свистулька», «Белевская барыня», богородицкая игрушка «Утица».
III этап заключительный
Выставка детских работ «Разноцветная игрушка»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/09/s_5cacdd6a8d235/1135737_9.jpeg)
.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/09/s_5cacdd6a8d235/1135737_10.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/09/s_5cacdd6a8d235/1135737_11.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/09/s_5cacdd6a8d235/1135737_12.png)
Список литературы
Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством – 2-е изд. испр. и доп. – М. : Мозаика - Синтез,2005(ГУП Чехов. полиг. комб.) – 168 с
Павлова Т.В. Народные промыслы Тульского края. Их культурно – историческая ценность. Автореферат Свердловская область межнациональная библиотека – Somb.ru
Сидоркина О. Знакомство с чудесной дымкой/ Сидоркина О. Дошкольное воспитание № 4 – с. 34 – 37
Белевская барышня - игрушка или колокольчик [электронный источник] – (UPL:http: // www.Showbell.ru)
Сам смастерил [электронный источник] – (UPL:http.// www.samsmasteril.ru)