«Проектирование активных методов обучения на уроках литературы»
Тема урока: «Античная литература: мифы Древней Греции».
Урок литературы в 6 классе, учитель: Черных Е. А.
Один урок проходил как работа в группах с элементами исследования текста.
Выбор данной формы работы основан на уровне подготовки класса, возрастных особенностях детей.
Цель работы в группах: совершенствовать умение работать с текстом художественного произведения, анализировать эпизод романа; проследить за поведением героев во время; развитие навыков коллективной работы, чувства единства, взаимопомощи и ответственности; формирование самостоятельной исследовательской работы с текстом.
Второй урок проходил в форме творческих презентаций и инсценировки античных текстов.
Предварительная работа:
индивидуальное домашнее задание для учеников-исполнителей; словарная работа.
Всего в классе 28 учеников, класс был поделен на 3 группы (по 7 человек) с учетом способностей (чтобы в каждой группе были ученики и сильные, и слабые) и дружеских отношений.
В шестом классе у школьников есть опыт общения с античной культурой (курс истории Древнего мира в пятом классе), но мифы Древнего мира редко изучаются в рамках даже дополнительной программы.
В рамках литературы в шестом классе учащиеся должны познакомиться с мифологическими представлениями древних греков о сотворении мира, научиться различать олимпийских богов, героев, титанов и т. д. Именно в шестом классе ученикам предлагается познакомиться с мифами о Геракле, Ахилле, Амуре и Психее. А также предполагается знакомство с произведениями Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Изучение темы может начаться с игры в следопытов, которую любят дети данной возрастной группы. Задание состоит в том, чтобы разыскать следы античности в современной жизни – от античных терминов, которые сопровождают нас в современной речи (Атлантический океан, гигант, титан), крылатых устойчивых выражений («Авгиевы конюшни», «прокрустово ложе», «титанические усилия» и др.). Здесь стоит отметить, что следы античности присутствуют не только в языке и искусстве, но даже в психологии человека. Именно поэтому мы легко представляем себе сатиров, сирен, кентавров, сфинксов и грифонов. За каждым персонажем греческой мифологии стоит характер, яркий набор черт. Как же это использовать?
Мы можем вспомнить на уроке греческого бога, а потом предложить ученикам найти в характере своих друзей и знакомых античный архетип. Например, Гефест - это бог огня и кузнечного дела, трудолюбивый, сильный. Эта затея может увлечь школьников, так как позволит им научиться анализировать черты характера окружающих характера. Вспомнив о Прометее, мы можем попытаться найти среди своих знакомых человека, похожего на него, но вряд ли найдем столь самоотверженного. Прометей – пример исключительной судьбы и удивительной силы воли.
Далее можно рассмотреть, как выразились характеры греческих богов и героев в античных статуях (рассмотреть репродукцию статуй Зевса в городе Афигны, пятый век до н.э., «отдыхающего Гермеса» Лисиппа и др.), прочитать гимны древним богам, познакомиться со стихотворениями Сафо и подойти к изучению греческой мифологии не поверхностно или академично.
Задача учителя в этом разговоре с учениками – расширить представления школьников о культуре Античности, об интересе к ней в русском обществе, начиная с эпохи Петра Великого, о философских аспектах древней культуры.
Одним из самых эффективных методов изучения Античности на уроках литературы является творческий метод инсценировки мифов и их фрагментов. Класс был разделен на три группы. 1 группа готовилась представить спасение Орфеем Эвридики из царства Аида, 2 группа инсценировала спор богинь из мифа «Яблоко раздора», 3 группа - один из подвигов Геракла.
Таким образом, учащиеся получают широкий спектр знаний об античных текстах и Античности в целом. Нужно познать греческую мифологию как волшебный мир красоты тела, сочетаемого с могуществом духа, величия свободы и принятия трагического предназначения.