Просмотр содержимого документа
«Проектирование активных методов обучения на уроках литературы»
Итоговая работа
«Проектирование активных методов обучения на уроках литературы»
1.Тема урока: «Слово о полку Игореве» в русской культуре и искусстве.
2. Темы работ в малых группах:
1 группа: «Слово о полку Игореве» в истории.
2 группа: «Слово о полку Игореве» в живописи.
3 группа: «Слово о полку Игореве» музыке.
4 группа: «Слово о полку Игореве» в литературе.
3. За основу была взята методика «Мозговой штурм».
4. Урок проводился в 9 «Б» классе (участвовало 25 человек).
5. Данная форма работы выбрана по нескольким причинам:
1.Охватить как можно больше искусствоведческого материала по данной теме.
2.Сопоставить свои мысли и идеи по прочитанному с восприятием «Слова…» в русской культуре и искусстве.
3.Чувственно-эмоциональное восприятие идеи «Слова…» посредством музыки и живописи.
6.Планировалось развивать следующие интеллектуальные и коммуникативные навыки:
1. Расширение культурологического кругозора.
2. Умение слушать друг друга.
3. Умение задавать друг другу вопросы.
4. Умение давать «обратную связь».
5. Умение учить друг друга.
6. Умение приходить к согласию.
7. Умение работать в команде.
7.Предварительные задания: сравнение текстов летописи и «Слова»; сравнение иллюстраций разных художников; сравнение текста «Слова…» и либретто оперы А.Бородина «Князь Игорь»; сравнение различных переводов «Слова…»; посещение музеев и театров г. Саратова.
8.Учащиеся рассаживались по группам, каждая группа сидела вокруг отдельного стола, рядом с которым была оформлена выставка по теме выступления данной группы.
9.Способ деления класса на малые группы - «Разведчики».
10.Так как была проведена подготовительная работа, каждая группа под руководством лидера из числа членов группы самостоятельно продумала и представила выступление по своей теме. В выступлении принимал участие каждый член группы. Другие группы составляли конспект «по следам», после чего задавали вопросы одноклассникам.
11. Так как тема была для ребят очень интересной, они проявили активность при подготовке, выступлении и обсуждении заданий. С принципом работы в группах обучающиеся знакомы давно, поэтому проблем с дисциплиной не возникало.
12. Дети пришли к выводу, что гениальность «Слова…» привлекает к нему интерес со стороны деятелей культуры и по сей день. В свою очередь, знакомство с произведениями культуры и искусства помогает глубже понять произведение литературы Древней Руси. Интересными оказались впечатления ребят от просмотра оперы А. Бородина и посещения отдела Древнерусского искусства музея им. А.Н. Радищева, а также музея редких книг СГУ.
13. Безусловно, цель урока – показать роль произведения в культуре и искусстве и взаимообогащение – достигнута. Проведена большая исследовательская работа, с которой впоследствии дети выступали перед обучающимися других классов и на конференциях.
14. Используйте активные методы работы, и вы получите огромное наслаждение!