ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В ПАРАДИГМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Развивающее
Традиционное обучение
- Знаниевая парадигма (цель - ЗУН)
обучение
1. Деятельностная
2. Репродуктивные способы и методы обучения (давать знания в готовом виде)
парадигма (цель –УД, умение учиться)
2. Деятельностная педагогика (организация детского самостоятельного и инициативного проблемно-поискового действия в образовательном процессе)
3. Ориентация
3. Ориентация
на результат обучения (усвоенные ЗУН)
на процесс получения результата (способность к самообучению)
4. Обучение мыслить (самостоятельность и креативность мышления)
4. Обучение мыслям (воспроизведение усвоенного)
Основы деятельностной педагогики
1. Ситуации поиска новых способов действия систематически присутствуют в учебном процессе и преобладают над ситуациями сообщения знаний в готовом виде.
2. Ученики под руководством учителя создают средства фиксации результатов поиска , позволяющие далее самостоятельно действовать в аналогичных ситуациях. Прежде всего речь идет о схемах, отражающих содержание и отношение изучаемых понятий.
3. Поиск новых способов действия и работа по созданию и применению средств действия в начальной школе организуется в совместно-распределенной форме .
4. С первых дней школьного обучения учитель приучает детей к контрольно-оценочной самостоятельности и вооружает средствами самооценки и самоконтроля. Готовые оценочные шкалы (например, пяти или десятибалльная оценка) затрудняют формирование установки на самооценку.
5. Информационный текст является универсальным средством поиска новых для ученика способов действия. Для младших школьников – это средство «на вырост». Однако работа по формированию умений, необходимых для понимания информационных текстов , должно начинаться с самого начала обучения грамоте.
Особенностью системы развивающего обучения
является формирование у ребенка способности к рефлексии (важнейшая составляющая умения учиться) как основы теоретического мышления, а также самостоятельности и высокого уровня инициативности
Умение учиться – способность к рефлексии и умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь разными источниками информации, экспериментируя.
Основы теоретического мышления – способность к содержательному анализу (умение выделить систему задач одного класса) и содержательному планированию (умение мысленно построить цепочку действий, а затем их выполнить).
ЧТО ТАКОЕ «УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ»?
НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОПОЗНАТЬ НОВУЮ ЗАДАЧУ, ДЛЯ РЕШЕНИЯ КОТОРОЙ ЧЕЛОВЕКУ НЕДОСТАЕТ ЕГО ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ И ОТВЕТИТЬ НА ПЕРВЫЙ ВОПРОС: ЧЕМУ УЧИТЬСЯ?
В НОШ ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ ОСНОВА НЕ ТОЛЬКО ПРЕДМЕТНОГО ЗНАНИЯ, НО И ЗНАНИЯ О СОБСТВЕННОМ НЕЗНАНИИ.
2. ПОИСКОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ НЕДОСТАЮЩИХ УМЕНИЙ, ЗНАНИЙ, СПОСОБНОСТЕЙ, ДЛЯ ОТВЕТА НА ВТОРОЙ ВОПРОС САМООБУЧЕНИЯ: КАК НАУЧИТЬСЯ ?
СУЩЕСТВУЕТ ТРИ СПОСОБА ВЫЙТИ ЗА ПРЕДЕЛЫ СОБСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ:
- САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЗОБРЕСТИ НЕДОСТАЮЩИЙ СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ (ПЕРЕВЕСТИ УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ В ТВОРЧЕСКУЮ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ);
- САМОСТОЯТЕЛЬНО НАЙТИ (В КНИГАХ, ИНТЕРНЕТЕ и др.);
- ЗАПРОСИТЬ НЕДОСТАЮЩИЕ ДАННЫЕ
В НОШ ФОРМИРУЕТСЯ УМЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОДСКАЗКОЙ КАК ИСХОДНЫМ УРОВНЕМ ПОИСКОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
Принципы организации учебной деятельности в развивающем обучении
Мои ученики будут узнавать новое не только от меня,
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи
И.Г. Песталоцци
- Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач.
- Освоение общего способа должно быть выстроено как учебная деятельность
- Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения учебной задачи
Особенность урока в системе развивающего обучения
- Включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов
- Знания не даются детям в готовом виде, а вырабатываются ими в ходе учебной деятельности
- Используется квазиисследовательский метод обучения
- Особое внимание уделяется формированию действий самоконтроля и самооценки
- Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта
- Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках
- Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями.
Типы уроков в развивающем обучении ( ПО А.К. ДУСАВИЦКОМУ )
- урок постановки учебной задачи,
- урок решения учебной задачи,
- урок моделирования и преобразования модели,
- урок решения частных задач с применением открытого способа,
- урок контроля и оценки.
Каждый тип урока является важным звеном в формировании
учебной деятельности учащихся
«Актом учебной деятельности можно назвать отрезок времени от постановки одной учебной задачи до следующей через систему промежуточных тактических задач»
(А.Б. Воронцов)
Тип урока
Структура урока
Урок
постановки
Создание ситуации успеха.
учебной задачи
Создание ситуации разрыва.
Фиксация места разрыва в знаково-символической форме.
Формулирование учебной задачи учащимися и учителем.
Рефлексия.
Тип урока
Структура урока
Урок
решения
Анализ условий решения задачи.
учебной задачи
Собственно решение задачи, конструирование нового способа действий.
Часто этот тип урока тесно переплетается с уроком моделирования в ситуации, когда уже в ходе анализа условий дети обращаются к модели (строят или преобразовывают ее)
Рефлексия.
Тип урока
Структура урока
Урок
моделирования и преобразования модели
Преобразование условия задачи.
Собственно моделирование.
Преобразование модели.
Рефлексия.
Тип урока
Структура урока
Урок
решения
Анализ условий решения задачи.
частных задач:
Собственно решение задачи, конструирование нового способа действий.
*уроки решения частных задач на конкретизацию общего способа действия, которые имеют структуру урока решения учебной задачи;
Рефлексия.
*уроки решения конкретно-практических задач, целью которых является формирование навыка, отработка способа действия.
Развивающее обучение
Традиционное обучение
В развивающем обучении переход от изучения от одной темы к другой мотивирован. Изучение новой темы предваряется заданием, при выполнении которого учащиеся сталкиваются с тем, что способ действия, который у них сформирован ранее, в данном конкретном случае не «работает». А это значит, что у всех учащихся возникает потребность в овладении новым знанием, новым способом. Возникшая задача (проблема) фиксируется в графической и словесной форме. В словесной форме она выносится в заголовок главы.
В традиционном обучении такой мотивации нет: новая тема задается в готовом виде, и ученики не понимают, почему они изучают ее сегодня, а не неделей раньше или позже, а, главное, зачем ее следует изучать.
Развивающее обучение
Традиционное обучение
Этот вывод фиксируется учащимися сначала в графической, а затем в словесной форме (общая часть в модели родственных слов сразу же обозначается значком корня слова)
Далее идет словесная формулировка:
Отличие в словесных формулировках налицо. В учебнике РО в словесной формулировке отражено понятие о родственных словах и корне слова.
Слова, значение которых можно объяснить с помощью слова, от которого все они произошли, называются родственными. У родственных слов есть общая часть, которая называется корнем слова. Поэтому родственные слова называются ещё однокоренными.
Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и общее значение, называются родственными: море – моряк, слово – словарь.
Словесная формулировка родственных слов и корня слова в традиционном учебнике понятие не отражает, и не может отражать, так как оно не формируется.
Общая часть родственных слов называется корнем слова. Поэтому родственные слова иначе называются однокоренными.
Развивающее образование – образование, развивающее рефлексивные способности. Это «особый» образ обучения , развивающего разумность, самостоятельность, критичность и независимость мышления и действия, умение и желание учиться, сотрудничать с другими людьми, понимая и учитывая их точки зрения.
Для формирования и диагностики рефлексивной составляющей умения учиться используется методика
«Недоопределенные задачи» (Е. Чудинова, Г. Цукерман)
Парусный корабль пересек океан за месяц. 17 дней было полное безветрие, и корабль почти не двигался. Но зато все остальное время дул сильный попутный ветер. Сколько дней парусник плыл быстро?
РЕШЕНИЕ: Эту задачу нельзя решить.
ОТВЕТ или СОВЕТ: Надо написать, сколько дней в этом месяце.
В этом году геолог Антонов был в экспедиции в горах 6 месяцев, отдыхал на море вдвое меньше, а остальное время жил дома. Сколько месяцев Антонов провел дома в этом году?
РЕШЕНИЕ: (1) 6:2=3 (2) 6+3=9 (3) 12-9 = 3
ОТВЕТ или СОВЕТ : 3 месяца
ПЕРВИЧНАЯ ОЦЕНКА: УЧИТЫВАЕТСЯ УМЕНИЕ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ, РЕШЕНИЕ ИЛИ ДООПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧИ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- не могут быть достигнуты без школьного обучения,
- не могут быть достигнуты средствами отдельных учебных предметов,
- являются, с одной стороны, итогом начального обучения, а с другой стороны, условием успешности дальнейшего обучения.
ЧТО ЖЕ РАЗВИВАЕТ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ?
УМЕНИЕ МЫСЛИТЬ ОБОБЩЕННО, СИСТЕМНО И КРИТИЧНО.
УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ, Т.Е. САМОСТОЯТЕЛЬНО СТАВИТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ, НАХОДИТЬ СРЕДСТВА ИХ РЕШЕНИЯ, ОЦЕНИВАТЬ ДОСТИГНУТЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
УМЕНИЕ ПОНИМАТЬ ОСНОВАНИЯ СОБСТВЕННОГО ДЕЙСТВИЯ И ДЕЙСТВИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА.
УМЕНИЕ ДЕЙСТВОВАТЬ СОВМЕСТНО С ДРУГИМИ ЛЮДБМИ И Т.Д.
В результате обучения на основе деятельностной педагогики
- дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.
- Обучение в школе по системе развивающего обучения доступно каждому ребенку. Оно развивает всех детей с различными исходными условиями их интеллекта и личности.
Школа, обучающая по системе развивающего обучения уже в младшем школьном возрасте:
1) формирует у ребенка новый тип мышления - теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;
2) воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации;
3) способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;
4) развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения.
В соответствии с методикой развивающего обучения
учебники рассчитаны:
- на разный уровень подготовки учащихся,
- разную динамику их продвижения в процессе обучения,
- носят активно-деятельностный диалогичный характер, что выгодно отличает их от других учебников, существующих на рынке учебной литературы.
УЧЕБНИКИ СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ФП
- Задачный принцип построения предметного содержания.
- Организация детского самостоятельного и инициативного проблемно-поискового действия в образовательном процессе.
- Широкое использование знаково-символических средств для решения учебных и учебно-практических задач.
- Ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов в учебной и внеучебной деятельности.
- Ритмичная организация образовательного процесса
ЧТО ДАЕТ ШКОЛЕ
(РЕБЕНКУ, УЧИТЕЛЮ И АДМИНИСТРАЦИИ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ФП
другой (задачный) способ обучения через формирование учебной деятельности
изменяет мотивацию обучения школьника и позицию учителя
Предлагаю взять слайд в таком варианте, иначе он будет выглядеть пустоватым. Более подробное представление МиДа обосновывается тем, что он является объединяющим курсом.
учебное сотрудничество как ведущая форма учебной деятельности
помогает выйти на более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса, повышает самооценку и коммуникативную компетентность
предметное содержание обучения через освоение общих способов действий (понятий)
позволяет сократить объем репродуктивных заданий и научить решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени
СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В. ЗАНКОВА ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ФП
* Цель обучения - достижение оптимального общего развития каждого школьника (целостное развитие ребенка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья) на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков.
* Процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно , а учитель помогал ему, направляя на нужный путь.
* Учитывая возрастные особенности обучаемых, в учебных курсах приоритет отдан эмоциональному фактору , который дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу.
* В классе создается развивающая образовательная среда:
- используется разнообразие форм обучения,
- устанавливаются уважительные, доверительные отношения между учителем и учениками и между самими учениками,
- урок ведется в форме дискуссии,
- учитывается другая особенность младших школьников – их возрастная склонность к исследованию, к открытию .
СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В. ЗАНКОВА ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ФП
* Содержание всех учебных предметов строится таким образом, чтобы ученики постепенно научились различать существенные и несущественные признаки объектов и явлений, научились рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения, устанавливать всевозможные связи.
* Многоаспектность заданий к одному содержанию обеспечивает многократность возвращения к изученному в постоянно меняющихся учебных ситуациях, что дает:
- прочность усвоения программного материала, расширение коммуникативных и творческих возможностей учеников;
- становление ученика,
- воспитание его волевых качеств личности (когда ребенок длительное время фиксирует свое внимание на одном содержании);
- осознание своей успешности (не ответил на один вопрос, ответил на другие в рамках одного задания, работая со всем классом).
- возможность реализации индивидуализации обучения.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ГАРМОНИЯ» ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРАКТИКЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ
* ЛОГИКОЙ ПОСТРОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
* СИСТЕМОЙ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
* ИНТЕГРАЦИЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ (НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННЫХ, НАГЛЯДНО-ОБРАЗНЫХ И АБСТРАКТНЫХ)
* ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАДАНИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ФОРМИРОВАТЬ ВСЕ ВИДЫ УУД ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ПРЕДМЕТНЫМИ УМЕНИЯМИ
* ВАРИАТИВНОСТЬЮ СОДЕРЖАНИЯ И СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ УЧАЩИХСЯ
Учебник
- Имеет коммуникативную направленность.
- Построен в задачной форме.
- Содержание заданий позволяет организовать поисковую работу и обеспечивает решение поставленных задач.
- Учебный материал задан в последовательности, понятной ребенку, когда добываемые им знания необходимы для решения поставленных задач.
- Добытое учащимися знание (понятие, способ действия), фиксируется в схемах, моделях, в виде словесных формулировок.
- Каждое новое знание вытекает из предыдущего.
- Содержит задания на контроль и оценку.
- Его элементы позволяют учителю конструировать учебные ситуации разного типа.
- Ориентирован на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
- Учитывает способности каждого учащегося, создает условия для индивидуального развития.
- Выполняет справочную функцию (толкование терминов, понятий, алгоритмы действий, орфографический и толковый словарики).
- Использует различные ресурсы для организации самостоятельной работы с информацией.