Практическая работа № 4
«Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, русский язык, 6 класс».
Тема урока: «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»
Цель урока:
сформировать умение правильно писать сложные прилагательные.
Задачи урока:
- анализировать особенности словообразования имён прилагательных;
- проводить орфографический анализ сложных имён прилагательных;
- обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных и отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных;
- создать условия для развития умений производить классификацию прилагательных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы;
- формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
- проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета;
- готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
- овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;
- потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
- потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых
знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития.
Предметные:
- соблюдать нормы словообразования имён прилагательных;
- соблюдать нормы правописания сложных имён прилагательных;
- распознавать изученную орфограмму; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания.
Метапредметные:
Регулятивные:
- выбирать способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
- владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
- оценивать соответствие результата цели и условиям общения. регулировать способ выражения собственных эмоций. принимать себя и других, не осуждая.
Познавательные:
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений
и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения;
владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
Работа с информацией:
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные:
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции
в соответствии с условиями и целями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные).
Тип урока: изучение нового материала.
Виды организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Мотивационный этап Мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке | - Люди встречаются по разным причинам, мы сегодня встретились, чтобы открыть для себя что-то новое. Как это сделать? В процессе живого общения и совместной работы на уроке. Желаю вам и себе удачи! | Дети настраиваются на рабочую атмосферу на уроке. |
2.Актуализация знаний. Систематизация полученных ранее знаний | Открываем рабочие тетради, записываем число, классная работа. Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою: Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. - Каждому из вас на парту выдан маршрутный лист сегодняшнего урока. В нем вы будете оценивать свою работу и планировать дальнейшие действия - В начале урока предлагаю вам подготовить ответы на вопросы. Итак, начнем. - «Что такое имя существительное?» - «Вспомните понятие сложных существительных?» - «Каким способом образуются сложные существительные и какие правила написания мы знаем?» - «Когда сложные существительные пишутся слитно?» - «Когда сложные существительные пишутся через дефис?» - «От какой части речи образовано имя прилагательное?» - «Можем ли мы предположить, что понятие сложных прилагательных и правила их написания совпадают с понятием сложного существительного и правилами написания сложного существительного?» - Молодцы! В своих маршрутных листах оцените себя…. | Записывают число и классная работа. Индивидуальная работа Знакомятся с маршрутным листом Фронтальная работа. Предварительно делают записи в маршрутных листах, обдумывают ответы. - Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что? и т. д. Самооценка». - Сложные существительные – это такие слова, которые имеют два (редко больше) корня. (Самооценка) - Они могут образовываться разными способами: сложением основ и сложением слов, и писаться не только слитно, но и через дефис.(Самооценка) -Слитно пишутся такие существительные, между основами которых стоит соединительная гласная о или е:пешЕход, ледОход(Самооценка) - Если сложное существительное состоит из двух равноправных слов, между которыми не стоит соединительная гласная, то соединяться такие существительные будут с помощью дефиса: диван-кровать, жар-птица. (Самооценка) - Имя прилагательное образовано от имени существительного. (Самооценка) Учащиеся выдвигают свои предположения… Индивидуальная работа. Самооценка. |
3. Целевой этап | - Сегодня на уроке, как вы уже догадались, пойдёт речь о ….. - Какую цель мы поставим перед собой на уроке? | Фронтальная работа Ученики продолжают, что речь пойдёт о сложных прилагательных и правилах правописания сложных прилагательных. Записывают тему. Выдвигают цель: - На уроке мы должны выяснить, когда сложные прилагательные пишутся через дефис, а когда слитно. |
ІV. Содержательный этап (Первичное усвоение новых знаний) | Дальнейшую работу построим в группах. 1 группа решает проблему: - Как вы думаете, почему прилагательные быстрый-быстрый, долгий-долгий, тихий-тихий, пишутся через дефис? Сформулируем 1-е правило. 2 группа решает проблему: - Как обозначить цвет российского флага? - А как уточнить оттенок, например, зеленого цвета, если он тёмный? Как будут писаться подобные сложные прилагательные? - Если вы в сладкий чай положили кусочек лимона, какой вкус получится? Сформулируйте правило. Воспользуйтесь материалом учебника. 3 группа: - Как вы напишете названия промежуточных сторон света? - Как вы напишете географические названия – сложные существительные: Орехово-Зуево, Тянь-Шань? А прилагательные, образованные от них? 4 группа: - Вспомните, как пишутся названия двуязычных словарей? - Какие признаки обозначают при этом прилагательные, входящие в состав сложных? Можно ли между ними поставить союз И? - Такие прилагательные называются равноправными или равносильными. Как пишутся такие прилагательные? 5 группа: - Образуйте сложные прилагательные из словосочетаний ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА и ПРАВЫЙ БЕРЕГ. Выясните, как правильно записать данные прилагательные. - Переходим к ответам на вопросы, поставленные перед группами - Давайте вместе подведём итог и сформулируем правило написания сложных прилагательных Для подтверждения всего сказанного прочитаем материал на страницах 35-36 - Итак, мы обозначили 5 условий слитного и дефисного написания прилагательных. Есть ли у вас вопросы? - Молодцы! Вы хорошо поработали. Выставьте в маршрутном листе баллы за работу в группе Теперь посмотрим, сможете ли вы пользоваться данным правилом. - Посмотрите в маршрутный лист и скажите, что предстоит сделать дальше? Правильно, переходим к закреплению нового правила. | Каждая группа получает свою задачу Групповая работа Делятся на группы в зависимости от жеребьёвки Ученики первой группы ищут в материале параграфа 66 (стр.35-36) ответ на данный вопрос, готовятся к сообщению материала классу. Формулируют первое правило: «Через дефис пишутся прилагательные с повторяющимися основами» 2 группа ищет подсказки в материале параграфа. Готовит свой ответ. Формулируют второе правило: «Через дефис пишутся прилагательные, обозначающие цвета, вкусовые качества, а также их оттенки» Готовят сообщение по данной проблеме Формулируют третье правило: «Через дефис пишутся прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-западный, северо-восточный, орехово-зуевский и т.д.» 4 группа выясняет ответ на вопрос с помощью параграфа 66. Готовят сообщение. Называют прилагательные: англо-русский, русско-английский. Формулируют четвертое правило: «Сложное прилагательное, между частями которого можно вставить союз И, пишется через дефис» Готовится сообщение по данной проблеме Образовывают прилагательные железнодорожный, правобережный Формулируют пятое правило: «Слитно пишутся сложные прилагательные, образованные на основе словосочетания» Каждая группа излагает материал по своей проблеме. Учащиеся формулируют с помощью учителя правило и проговаривают алгоритм действий при написании сложных прилагательных. Подтверждают сказанное дублированием материала в учебнике В каждой группе краткое обсуждение выставления баллов за работу каждому |
V. Работа по теме урока. Первичная проверка понимания | - Какое следующее задание нам нужно выполнить, следуя маршрутному листу? - Выполняем упр.379 - Проверяем. -Выполняем упр.380 - Молодцы, ребята! Оцените себя за выполнение данного задания. | Индивидуальная работа. Группируют сложные прилагательные в зависимости от способа образования с помощью учителя, который направляет их деятельность Идёт проверка и выставление баллов в маршрутном листе Фронтальная работа. По цепочке комментируют написание слов, используя изучаемое правило Продолжают выполнять самооценку в маршрутном листе |
Пауза отдыха | Физминутка А теперь проведём физминутку, не обычную, а филологическую, по теме урока. Я буду называть прилагательные. Услышите сложное прилагательное, которое пишется слитно, поднимаете руки и хлопаете в ладоши, через дефис – руки в стороны прямые, а если прилагательное несложное, ходите на месте. Высокогорный, сильный-пресильный, бледнолицый, машинно-тракторный, белозубый, бледно-розовый, строительный, санкт-петербургский, красноватый. |
VІ. Практический этап Первичное закрепление. | Предлагаю поработать в группах (состав не меняем) Задание общее, обсуждаем, анализируем, выполняем: 1.Составьте опорную карточку по теме «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных». Это может быть таблица, схема в виде рисунка или кластер. Не забудьте привести примеры. 2. Распределительная работа - Распределите слова по столбикам слитно или через дефис: (громко)голосый, (весенне)летний, (золотисто)коричневый, (длинный)длинный, (каре)глазый, (физико)математический, (фруктово)ягодный, (бело)снежный, (приторно)сладкий, (северо)восточный, (Горно)Алтайская, (скоро)спелый. - Молодцы, ребята! Оцените выполненное вами задание в маршрутном листе с помощью взаимопроверки Показывает правильные ответы в презентации | Групповая работа Обсуждают в группах , составляют схему, презентуют классу. Не забывают про самооценку в маршрутном листе Индивидуальная работа. Анализируют, записывают. Проводим взаимопроверку с помощью учителя Выставляем баллы в маршрутном листе |
VІІ. Домашнее задание | Дифференцированное д/з - Выберите любой вариант домашнего задания: 1) Упр.381, 382 2) Написать характеристику (на себя или любого литературного героя), используя сложные имена прилагательные. | Записывают домашнее задание Кратко анализируем, что необходимо выполнить дома |
6. Рефлексия. | - Назовите тему сегодняшнего урока. - Какую цель мы ставили перед собой? - Подведите итог нашего урока, закончив фразу. - В последней графе маршрутного листа в целом оцените вашу работу на уроке. - Молодцы! Сдайте маршрутные листы - Вот и кончился урок. Прозвенел опять звонок, Отдыхать мы можем смело, А потом опять за дело. | Фронтальная работа. - «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных» - Мы должны были выяснить, когда сложные прилагательные пишутся через дефис, а когда слитно. Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Самооценка. Сдают маршрутные листы Подготовка к окончанию урока. |