СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование учебного занятия по формированию финансовой грамотности.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа № 1. Проектирование учебного занятия по формированию финансовой грамотности. Проектирование этапов учебного занятия по финансовой грамотности осуществляется в соответствии с технологической картой урока.

Просмотр содержимого документа
«Проектирование учебного занятия по формированию финансовой грамотности.»

Практическая работа № 1. Проектирование учебного занятия по формированию финансовой грамотности.

Проектирование этапов учебного занятия по финансовой грамотности осуществляется в соответствии с технологической картой урока.



Инструкция по выполнению практической работы:

  1. выберите класс, тему урока в соответствии с ФРП по предмету «Обществознание» с элементами финансовой грамотности и заполните представленную ниже таблицу;

  2. для 2-3-х учебных заданий, включенных в урок, укажите планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные), на достижение которых это задание направлено.




1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Ткаченко Дмитрий Леонидович

Место работы

МБОУ «Лицей №37 г. Донецка»

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок)

8

Место урока (по тематическому планированию ФРП)

Человек в экономических отношениях.

Тема урока

Источники доходов и расходов семьи

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок)

Базовый, углубленный.

Тип урока (укажите тип урока)

☐ урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты (по ФРП):

Личностные понимание своей роли в семье, видеть сильные и слабые стороны поведения в отношении бюджета семьи. Научиться анализировать, сравнивать, обобщать,  определять затруднения и находить пути решения,

Метапредметные

Познавательные: сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, поиск информации по составлению семейного бюджета.

Регулятивные: определять цель и составлять план выполнения задания, развивать практические навыки и умения решения повседневных задач, связанных с планированием расходов на питание.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Предметные Знания о источниках семейного дохода и бюджета семьи. Умения: планировать семейный бюджет, находить статьи экономии семейного бюджета.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): семья, бюджет, доход, расход.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Семейный бюджет – это соотношение доходов и расходов семьи. Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать бюджет. Для этого составляется план доходов и расходов. Основные задачи состоят в следующем:

ознакомление учащихся со статьями  семейного бюджета, планированием семейного бюджета.

развитие самостоятельности мышления, интеллектуальных способностей;

- воспитание экономии, бережливости, ответственности ведения домашнего хозяйства.

Источники информации:

- методическая литература;

- интернет ресурсы;

- учебник Обществознание:. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – 4-е изд., стер..; под ред. Л.Н.Боголбюова. – М.: Просвещение, 2022.

ЭОР1 (укажите используемый ЭОР, опишите возможности использования данного ЭОР)

https://m.edsoo.ru/f5ec2046


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что…)

Проверка готовности учащихся к уроку.

- приветствие учащихся, проверка готовности к уроку;

- объяснение темы урока «Бюджет семьи»

- показ видеоролика о молодой семье

- вопросы после просмотра:

- что такое семья?

- что такое семейный бюджет?

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Формируем группы учеников и даём задание для выполнения исследовательской работы –ответить на вопросы;

- Что такое доход?

- расход?

- баланс?

- виды бюджета?

- предлагаем выбрать вопрос по желанию для поиска ответа.

Ученики ищут информацию в учебнике и интернете, выявляют свои затруднения и разрешают проблемную ситуацию.


Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


Ты знаешь: что такое семья, расходы в семье, желания и возможности для семейных приобретений.

Ты научишься: экономии, бережливости, планированию и ответственности ведения домашнего хозяйства.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/ открываем новое). Приведите учебные задания формирования планируемых результатов обучения. Это могут быть задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали); задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Организовываем самостоятельную деятельность обучающихся, направленную на открытие новых знаний, приобретение нового опыта.

- разбиваем класс на группы-«семьи»

- даём задание для выполнения практической работы – разработать план экономии коммунальных услуг в быту,

-осуществляем сопровождение, контроль, коррекцию.

Предлагаем каждой группе озвучить свой план, записать его на доске, вовлечь обучающихся в обсуждение результатов. Ученики озвучивают и комментируют результаты практической работы – предлагают пути экономии семейного бюджета.

Также вариант рассмотрения и решения ситуативной задачи:

Галине исполнилось 16 лет, она учится в 10 классе. Школьница решила начать трудовую деятельность, чтобы зарабатывать деньги на карманные расходы. Свое намерение Галина обсудила с остальными членами семьи – родителями и старшим братом. Семья доверила девочке самостоятельно принять окончательное решение. Галина обратилась в специализированное агентство и вместе с менеджером выбрала несколько вакансий с подходящими условиями труда.

Какой уровень общего образования освоила Галина? Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод, что у Галины семья демократического типа? Каким фактором производства владеет Галина как работник? Какие особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет предусмотрены Трудовым кодексом РФ? (Укажите две любых особенности.)

Ученики рассматривают ситуацию и дают свои комментарии. Учитель дополнительными комментариями направляет русло обсуждения и помогает акцентировать нужные направления дискуссии.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. Приведите учебные задания, проверяющие формирование планируемых результатов обучения. (Сформулируй/Изложи факты/Проверь себя/Дай определение понятию/Установи, что (где, когда)/Сформулируй главное (тезис, мысль, правило, закон)

Задание. Согласно с пирамидой потребностей по А. Маслоу, разместите нижеприведённые потребности человека по степени значимости: обучение, одежда, победа в конкурсе скрипачей, бытовое обслуживание, медицинские услуги, еда, телевизор, жилье, работа, компьютер, спорт, семья, сочинение песен, защита от преступников, обувь, лыжи, деловой костюм, словарь иностранных слов, услуги нотариуса, современная мебель, газета.

Какие потребности можно отнести к сфере жизни и деятельности семьи?

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Приведите учебные задания, проверяющие формирование планируемых результатов обучения, предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/ формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажи истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируй собственное мнение; выполни задание; реши задачу и т.д.)

Организация оценки знаний и достижений.

Задание: У пятиклассника Ивана родители работают на заводе, где получают зарплату в размере 35 тысяч рублей каждый. С Иваном проживают также его бабушка и дедушка. Пенсия бабушки составляет 17 тысяч рублей, а у дедушки 16 тысяч рублей. 16-летняя сестра Ивана учится в колледже и получает стипендию в размере 3 тысяч рублей. Посчитай совокупный доход семьи Ивана. Сколько денег приходится на каждого члена семьи в среднем? Будет ли эта семья считаться малоимущей и претендовать на получение пособия? Для расчета используй формулу: Семейный доход за 3 месяца : 3 : количество членов семьи (предметные результаты).

Объемное дискуссионное задание:

Семья Лебедевых состоит из пяти человек: Ирины, Александра, их дочери и двоих сыновей. Супруги работают, дети учатся в школе. Средства расходуются в первую очередь на приобретение еды, одежды, лекарств, оплату транспортных и коммунальных расходов. Оставшиеся средства вкладываются на депозит в банке.

К какому типу (в зависимости от численности) можно отнести эту семью? Каковы два типа источников дохода семейного бюджета семьи Лебедевых? Какая дополнительная информация Вам необходима для того, чтобы сделать вывод о том, что семья Лебедевых является партнёрской? (Сформулируйте любые два вопроса, необходимые для получения такой информации.) Какую функцию семьи иллюстрирует приведённый в задании пример деятельности семьи Лебедевых? (метапредметные результаты).

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Задача 1. Стоимость проездного билета на месяц составляет 700 рублей. А стоимость билета на одну поездку 17 рублей. Аня купила проездной билет и сделала за месяц 45 поездок. Сколько рублей она сэкономила?

Задача 2.

В таблице указаны средние цены (в рублях) на некоторые  основные продукты питания в трех городах России (по данным 2010 года).

Наименование продукта

Белгород

Липецк

Новгород

Пшеничный хлеб (батон)

11

14

11

Молоко (1 литр)

23

23

26

Картофель (1 кг)

10

13

11

Сыр (1 кг)

205

215

230

Мясо (говядина 1 кг)

240

240

245

Подсолнечное масло (1 литр)

44

44

38

 Определите, в каком из этих городов окажется самым дешевым  следующий набор продуктов:

- 2 батона пшеничного хлеба,

- 3 кг говядины,

- 1 л подсолнечного масла.

В ответе укажите стоимость данного набора продуктов в этом городе в рублях.

Задача 3.

Пользуясь таблицей, предложите, что могут купить родители Ирине на оставшиеся деньги, учитывая то, что в семье договорились каждый месяц откладывать по 7 000 рублей на летний отдых.

Наименование товара

Цена

Игровой набор «Модница»

1470 р

Медведь плюшевый

700 р

Кукла

1000 р

Мяч

500 р

Набор для творчества

800 р

Велосипед

8 000 р

Магнитный конструктор

900 р

Набор детской косметики

500 р

Предложите 3 варианта.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Задание 1.

Найдите в списке проявления хозяйственно-экономической функции семьи и запишите цифры, под которыми они указаны:

1.  составление семейного бюджета;

2.  обработка огорода на дачном участке;

3.  организация семейного отдыха;

4.  содействие членам семьи в продвижении по службе;

5.  распределение домашнего труда;

6.  первичный социальный контроль.

Задание 2.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семейный бюджет». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.


Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Задача 1. Подсчитайте доходы и расходы данной семьи. Назовите вид бюджета.

Доходы

Сумма, р.

Расходы

Сумма, р.

Заработная плата

34001

Питание

8502

Пенсии и стипендии

3002

Товары длительного пользования

15003

Выплаты и льготы из общественных доходов

-

Услуги: транспорт, ремонт одежды и обуви

-

Доходы от приусадебного участка

1504

Коммунальные услуги

2205

Доходы от ценных бумаг

-

Культурно-бытовые нужды

1706

Доходы от индивидуальной трудовой деятельности

7006

На медицинские расходы

2007

Доходы от других источников

1807

Дополнительные расходы (машина)

9808



Уплата налогов

622

Задача 2.

Задание для семьи с низким уровнем доходов. Выберите наиболее приемлемый для вашей семьи вариант проживания с учетом размера оплаты коммунальных услуг.

1. Вы имеете личную квартиру, но стоимость коммунальных услуг с каждым месяцем возрастает на 10 % (1000руб. + 100 руб.).

2. Вы арендуете квартиру; коммунальные услуги составляют 800 руб., но нет гарантии, что вас не попросят ее освободить в ближайшие дни.

3. Вы имеете дом в 8км от райцентра с оплатой услуг 200 руб. в месяц: но каждый день вам приходится добираться до райцентра на автобусе (стоимость билета —10 руб. в одну сторону).

Задача 3.

Семья состоит из:

- папы (зарплата 45000 р.)

- мамы (зарплата 15000 р.)

- бабушки (пенсия 9000 р.)

- сына-студента (стипендия 3750 р.).

У семьи есть вклад –100000 р., банк выплачивает по вкладам 12 % годовых. Еще в семье есть облигации –10 шт. по 12000 р. Процентная ставка по облигациям равна 10 %. Определите годовой доход каждого члена семьи. Определите совокупный доход семьи.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания, проверяющие формирование планируемых результатов обучения (на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами)

Задание.

Какую функцию семьи иллюстрирует планирование семейного бюджета?

1)  социально-статусную

2)  репродуктивную

3)  социального контроля

4)  хозяйственно-экономическую

Задание 4.

В стране Z в ходе социологических опросов (2002 и 2012 гг.) респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Позволяет ли Вам Ваш семейный бюджет при необходимости воспользоваться платными медицинскими услугами?». Полученные результаты представлены в таблице.

Варианты ответа

% от числа опрошенных

2002 г.

2012 г.

Да / скорее да

25

23

Нет / скорее нет

73

75

Затрудняюсь ответить

2

2

В средствах массовой информации были представлены различные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые мнения. Какая из журналистских оценок реально (фактически) соответствует информации, содержащейся в диаграмме?

1)  Большинство опрошенных можно отнести к малообеспеченным слоям населения.

2)  В стране Z серьёзное внимание уделяется развитию социальной сферы.

3)  В стране Z хорошо развита сеть медицинских учреждений.

4)  Большинство опрошенных предпочитает обращаться в медицинские учреждения.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности обучающегося, критерии оценивания

Ученики анализируют свою деятельность, осуществляют самооценку, соотносят цели и результаты, степень их соответствия:

- устанавливать последовательное действие по выполнению задания;

- построение логической цепи рассуждений;

- осознавать успешность своей деятельности.

Учитель подводит итоги обсуждения в составлении бюджета семьи, обращая внимание на сумму доходов и расходов на месяц.

1. Если баланс доходов и расходов отрицательный, значит, данная семья живёт в долг и должна объяснить, где взяла недостающие деньги и на каких условиях.

2. Положительный баланс означает, что месяц закончен с определённой экономией. Как семья распорядится оставшимися деньгами.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Организуем рефлексивную деятельность на уроке. Обучающиеся анализируют свою деятельность, осуществляют самооценку, соотносят цели и результаты, степень их соответствия.

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию, направленному на формирование планируемых результатов обучения

Составьте бюджет семьи, определить его тип учитывайте приведенные рекомендации.

Проработайте §24 учебника.


1 ЭОР – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.

(по материалам ГОСТ Р 52653-2006, статья 12, подраздел 3.2)

5