СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование урока на основе технологии деятельностного метода.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация раскрывает структуру современного урока на примере урока математики. Тема урока "Письменные вычисления".

Просмотр содержимого документа
«Проектирование урока на основе технологии деятельностного метода.»

УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ (ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ) 1) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ И ПРИМЕНЯТЬ НОВОЕ ЗНАНИЕ 2)

УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:

РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ

(ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ)

1)

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ И ПРИМЕНЯТЬ НОВОЕ ЗНАНИЕ

2)

Образовательные цели урока математики: представления и ЗУНы Формирование представлений о понятии числа …..  Знание определения понятия, его существенных свойств. Формирование умений …Умения – освоенные человеком способности выполнения действий, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формирование вычислительных навыков на основе знания табличных случаев …

Образовательные цели урока математики: представления и ЗУНы

  • Формирование представлений о понятии числа …..
  • Знание определения понятия, его существенных свойств.
  • Формирование умений …Умения – освоенные человеком способности выполнения действий, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков.
  • Формирование вычислительных навыков на основе знания табличных случаев …
Образовательные цели урока математики: Навыки – сформировавшиеся при многократных повторениях (упражнениях) автоматизированные (т.е. осуществляемые без непосредственного участия сознания) компоненты деятельности. Навык и умения соотносятся как часть и целое: навыки – это специфические (автоматизированные) компоненты умения.

Образовательные цели урока математики:

  • Навыки – сформировавшиеся при многократных повторениях (упражнениях) автоматизированные (т.е. осуществляемые без непосредственного участия сознания) компоненты деятельности.
  • Навык и умения соотносятся как часть и целое: навыки – это специфические (автоматизированные) компоненты умения.
Развивающие цели урока математики

Развивающие цели урока математики

Последовательность развития мыслительных операций

Последовательность развития мыслительных операций

Сайт академика РАО Новикова А.М.   РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ: ЧТО ЖЕ У НЕГО РАЗВИВАЕТСЯ?  http://www.anovikov.ru/artikle/razv_ob.htm

Сайт академика РАО Новикова А.М.

  • РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ: ЧТО ЖЕ У НЕГО РАЗВИВАЕТСЯ?

http://www.anovikov.ru/artikle/razv_ob.htm

Воспитательные цели урока математики формирование чувства ответственности за результат учебного труда; воспитание самостоятельности обучающихся; увеличение степени дисциплинированности, организованности; соответствие этическим нормам общения и совместной деятельности; воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания; формирование личностных позитивных качеств обучающихся; воспитание трудолюбия, чувства коллективизма;  использование положительных жизненных примеров; воспитание продуманности своих действий и поведения; формирование ответственного отношения к природе во всех видах деятельности.

Воспитательные цели урока математики

  • формирование чувства ответственности за результат учебного труда;
  • воспитание самостоятельности обучающихся;
  • увеличение степени дисциплинированности, организованности;
  • соответствие этическим нормам общения и совместной деятельности;
  • воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания;
  • формирование личностных позитивных качеств обучающихся;
  • воспитание трудолюбия, чувства коллективизма;
  • использование положительных жизненных примеров;
  • воспитание продуманности своих действий и поведения;
  • формирование ответственного отношения к природе во всех видах деятельности.
Проектирование урока на основе технологии деятельностного метода

Проектирование урока на основе технологии деятельностного метода

 Мотивация к учебной деятельности  (1–2 мин )  Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность н а личностно значимом уровне. 1. Знаю что значит уметь учиться  2. могу надо хочу

  • Мотивация к учебной деятельности (1–2 мин )

Цель этапа:

включение учащихся в учебную деятельность н а личностно значимом уровне.

1. Знаю что значит уметь учиться

2.

могу

надо

хочу

 Мотивация к учебной деятельности  (1–2 мин )  Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность н а личностно значимом уровне. смыслообразование -установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать; 1.  Знаю что значит уметь учиться  2.  Хочу учиться 3.  Могу учиться 4. Зачем мне надо учиться ( надо )

  • Мотивация к учебной деятельности (1–2 мин )

Цель этапа:

включение учащихся в учебную деятельность н а личностно значимом уровне.

смыслообразование -установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

1. Знаю что значит уметь учиться

2. Хочу учиться

3. Могу учиться

4. Зачем мне надо учиться ( надо )

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (4–5 мин )  Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.   самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; целеполагание как постановка  учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; 1. Актуализация необходимых ЗУН 2. Пробное учебное действие 3. Фиксация затруднения

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (4–5 мин )

Цель этапа:

готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

  • самостоятельное выделение

и формулирование

познавательной цели;

  • целеполагание как постановка

учебной задачи на основе

соотнесения того, что уже

известно и усвоено учащимся,

и того, что еще неизвестно;

1. Актуализация необходимых ЗУН

2. Пробное учебное действие

3. Фиксация затруднения

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

3. Открытие нового знания (10-15 мин) 1. Перестаю действовать – начинаю думать: что делал, какие знания применял? Где возникло затруднение? Почему оно возникло?  Какое знание строю, чему учусь? Как строю и с помощью чего? План построения нового знания. 3. Реализация  построенного проекта, фиксация нового знания в речи и знаково  ( эталон ). Решение  задачи, вызвавшей затруднение.

3. Открытие нового знания (10-15 мин)

1. Перестаю действовать – начинаю думать: что делал, какие знания применял? Где возникло затруднение? Почему оно возникло?

  • Какое знание строю, чему учусь? Как строю и с помощью чего? План построения нового знания.

3. Реализация построенного проекта, фиксация нового знания в речи и знаково ( эталон ). Решение задачи, вызвавшей затруднение.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Формирование умения планировать , контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Формирование умения планировать , контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

4. Первично е закрепление с комментированием во  внешней речи (4–5 мин) Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях . 1. Решение базовых заданий  на новое знание 2. Проговаривание во внешней речи ( всеми учащимися )

4. Первично е закрепление с комментированием во внешней речи (4–5 мин)

Цель этапа:

применение нового знания в типовых заданиях .

1. Решение базовых заданий

на новое знание

2. Проговаривание во внешней речи

( всеми учащимися )

УУД Задания Регулятивные Познавательные Коммуникативные

УУД

Задания

  • Регулятивные
  • Познавательные
  • Коммуникативные
5. Самостоятельная работа с  самопроверкой по эталону  (3–5 мин)  Цель этапа: Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. 1. Выполнение самостоятельной работы   ( решение типовых заданий ) 2. Самопроверка  ( по эталону для самопроверки ) 3.  Коррекция ошибок 4 . Ситуация успеха

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3–5 мин)

Цель этапа:

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

1. Выполнение самостоятельной работы

( решение типовых заданий )

2. Самопроверка

( по эталону для самопроверки )

3. Коррекция ошибок

4 . Ситуация успеха

64 + 35 = 99 26 + 13 = 39 32 + 47 = 79
  • 64 + 35 = 99
  • 26 + 13 = 39
  • 32 + 47 = 79
5. Самостоятельная работа с  самопроверкой по эталону

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

6. Включение в систему знаний и повторение (5–8 мин) Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. 1. Границы применимости нового знания 2. Задания, в которых новое  знание связывается с ранее изученными 3. Задания на повторение 4. Задания на пропедевтику изучения  последующих тем

6. Включение в систему знаний и повторение (5–8 мин)

Цель этапа:

включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

1. Границы применимости нового знания

2. Задания, в которых новое

знание связывается с ранее изученными

3. Задания на повторение

4. Задания на пропедевтику изучения

последующих тем

УУД Задания использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

УУД

Задания

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2–3 мин) Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. 1. Фиксация нового содержания 2. Рефлексия учебной деятельности  ( затруднение, цель, результат,  как достигнут результат ) 3. Самооценка деятельности на уроке 4. Домашнее задание

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2–3 мин)

Цель этапа:

соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

1. Фиксация нового содержания

2. Рефлексия учебной деятельности

( затруднение, цель, результат,

как достигнут результат )

3. Самооценка деятельности на уроке

4. Домашнее задание

УРОК РЕФЛЕКСИИ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: 1) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ИЗУЧЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, АЛГОРИТМЫ И Т.Д. 2) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИКСИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЯТЬ ИХ ПРИЧИНУ, СТРОИТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРОЕКТ ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ

УРОК РЕФЛЕКСИИ

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:

1)

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ИЗУЧЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, АЛГОРИТМЫ И Т.Д.

2)

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИКСИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЯТЬ ИХ ПРИЧИНУ, СТРОИТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРОЕКТ ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ

Логика построения урока рефлексии   на основе ТДМ Что я не знаю или не умею? Сам преодолеваю возникшее затруднение

Логика построения урока рефлексии на основе ТДМ

Что я не знаю

или не умею?

Сам преодолеваю возникшее затруднение

 Мотивация к коррекционной деятельности  (1–2 мин )  Цель этапа: включение в учебную (коррекционную) деятельность н а личностно значимом уровне. 1. Знаю, как находить и исправлять свои ошибки  ( норма коррекционной деятельности ) 2. Хочу … 3. Могу … ( содержательные рамки ) 4.  Зачем мне надо …

  • Мотивация к коррекционной деятельности (1–2 мин )

Цель этапа:

включение в учебную (коррекционную) деятельность н а личностно значимом уровне.

1. Знаю, как находить и исправлять свои ошибки ( норма коррекционной деятельности )

2. Хочу …

3. Могу … ( содержательные рамки )

4. Зачем мне надо …

2.  Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности (8–12 мин )  Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.    1. Актуализация необходимых ЗУН 2. Обобщение ЗУН 3. Пробное учебное действие 4. Фиксация затруднения

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности (8–12 мин )

Цель этапа:

готовность мышления и осознание потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

1. Актуализация необходимых ЗУН

2. Обобщение ЗУН

3. Пробное учебное действие

4. Фиксация затруднения

2 группы 1 группа 2 группа Учащиеся, которые выявили затруднения Учащиеся, которые не выявили затруднений Самопроверка по эталону для самопроверки ? + Решение задач более высокого уровня сложности Самопроверка

2 группы

1 группа

2 группа

Учащиеся, которые выявили

затруднения

Учащиеся, которые не выявили

затруднений

Самопроверка по эталону для самопроверки

?

+

Решение задач

более высокого уровня сложности

Самопроверка

3. Локализация индивидуальных затруднений (6–7 мин) Цель этапа: осознание места и причины собственных затруднений при выполнении заданий. 1. Указываю номера заданий, вызвавшие затруднения 2. Определяю место затруднения 3. Определяю причину затруднения  ( эталон )

3. Локализация индивидуальных затруднений (6–7 мин)

Цель этапа:

осознание места и причины собственных затруднений при выполнении заданий.

1. Указываю номера заданий, вызвавшие затруднения

2. Определяю место затруднения

3. Определяю причину затруднения

( эталон )

Построение проекта коррекции выявленных  затруднений (2 – 3 мин) Цель этапа: Постановка цели коррекционной деятельности, выбор способа  и средств ее реализации. 1. Какие знания уточняю и учусь правильно применять – цель проекта   2. Выбор способа и средств коррекции:  - алгоритм исправления ошибок;  - учебник, эталоны и др. 3.  Построение плана действий
  • Построение проекта коррекции выявленных затруднений (2 – 3 мин)

Цель этапа:

Постановка цели коррекционной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

1. Какие знания уточняю и учусь правильно применять – цель проекта

2. Выбор способа и средств коррекции:

- алгоритм исправления ошибок;

- учебник, эталоны и др.

3. Построение плана действий

5. Реализация построенного проекта (4 – 5 мин) Цель этапа: коррекция ошибок и формирование умения правильно применять соответствующие знания.  1. Исправление ошибок:  а) самостоятельное – на основе алгоритма  исправления ошибок;  б) с помощью эталона для самопроверки. 2. Выбор заданий на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки 3. Решение этих заданий

5. Реализация построенного проекта (4 – 5 мин)

Цель этапа:

коррекция ошибок и формирование умения правильно применять соответствующие знания.

1. Исправление ошибок:

а) самостоятельное – на основе алгоритма

исправления ошибок;

б) с помощью эталона для самопроверки.

2. Выбор заданий на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки

3. Решение этих заданий

6. Обобщение затруднений во внешней речи (2 – 3 мин) Цель этапа: закрепление способов действий ( правил, алгоритмов и т.д.), вызвавших затруднение . 1. Обсуждение типовых затруднений 2. Фиксация учебного содержания,  в котором были допущены ошибки,  во внешней речи и эталонах

6. Обобщение затруднений во внешней речи (2 – 3 мин)

Цель этапа:

закрепление способов действий ( правил, алгоритмов и т.д.), вызвавших затруднение .

1. Обсуждение типовых затруднений

2. Фиксация учебного содержания,

в котором были допущены ошибки,

во внешней речи и эталонах

7. Самостоятельная работа с  самопроверкой по эталону  (4 – 5 мин)  Цель этапа: самопроверка ЗУН, вызвавших затруднения, индивидуальная рефлексия достижения цели. 1. Самостоятельная работа № 2  ( аналогичная С.р. № 1 )  выбираются только те задания,  в которых были допущены ошибки 2. Самопроверка  ( по эталону для самопроверки ) 3. Фиксация результата 4 . Ситуация успеха

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4 – 5 мин)

Цель этапа:

самопроверка ЗУН, вызвавших затруднения,

индивидуальная рефлексия достижения цели.

1. Самостоятельная работа № 2

( аналогичная С.р. № 1 )

выбираются только те задания,

в которых были допущены ошибки

2. Самопроверка

( по эталону для самопроверки )

3. Фиксация результата

4 . Ситуация успеха

7. Самостоятельная работа с  самопроверкой по эталону 2 группы 2 группа Самопроверка самостоятельной работы № 2 1 группа Самопроверка заданий более высокого уровня сложности ! Фиксация результатов Ситуация успеха Вариативное домашнее задание

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

2 группы

2 группа

Самопроверка самостоятельной работы № 2

1 группа

Самопроверка заданий более высокого уровня сложности

!

Фиксация результатов

Ситуация успеха

Вариативное домашнее задание

8. Включение в систему знаний и повторение  (5 – 6 мин) Цель этапа: применение понятий и способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. 1. Задания, в которых требуется применить изученные знания при решении задач  более высокого уровня сложности 2. Задания на повторение 3. Задания на пропедевтику изучения последующих тем

8. Включение в систему знаний и повторение (5 – 6 мин)

Цель этапа:

применение понятий и способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

1. Задания, в которых требуется применить изученные знания при решении задач

более высокого уровня сложности

2. Задания на повторение

3. Задания на пропедевтику изучения последующих тем

9. Рефлексия деятельности на уроке (2–3 мин) Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода преодоления затруднений. 1. Фиксация содержания, которое было  уточнено и закреплено 2. Рефлексия коррекционной деятельности  (затруднения, цель, шаги достижения  результата, степень соответствия цели и  результата) 3. Самооценка деятельности на уроке 4. Домашнее задание  (в соответствии с результатами  деятельности на уроке)

9. Рефлексия деятельности на уроке (2–3 мин)

Цель этапа:

соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода преодоления затруднений.

1. Фиксация содержания, которое было

уточнено и закреплено

2. Рефлексия коррекционной деятельности

(затруднения, цель, шаги достижения

результата, степень соответствия цели и

результата)

3. Самооценка деятельности на уроке

4. Домашнее задание

(в соответствии с результатами

деятельности на уроке)