СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока открытия нового знания «От доброго слова к доброму делу»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для облегчения подготовки к урокам открытия нового знания, планирования заданий, предлагаем общий алгоритм, который поможет учителям конструировать уроки подобного типа.

Выделяем и формулируем новое знание. По сути, мы должны выделить квинтэссенцию того нового, что каждый ученик должен освоить за урок. Формулировка важна, так как по сути это будет темой вашего урока.

Нюанс: мы не просто формулируем новую тему, но и обозначаем круг вопросов, которые будут затронуты. На этом этапе можно выделить два уровня: тот минимум, который должен усвоить каждый ученик, и максимум, который можно предложить сильным ученикам.

Моделируем способ открытия нового знания. Вычленяем мыслительные операции, которые будут задействованы в ходе урока. Фиксируем те образовательные результаты, которые будут развиваться в ходе этого урока. В соответствии с планируемыми образовательными результатами, подбираем упражнения, которые включаем в проект построения нового знания.

 

Название предмета 

ОРКСЭ

Модуль «Основы православной культуры». Тема  №10

«Милосердие и сострадание»

Класс

4

 Технологии

Технология деятельностного метода. Основными элементами технологии являются:

  • Введение социально и личностно-значимой нормы на основе базовых ценностей;
  • Проектирование работы по усвоению нормы, в т.ч. самостоятельной;
  • Рефлексивная деятельность.

Форма организации

Индивидуальная,  групповая, фронтальная.

Цель и задачи урока

Цель: осмысление обучающими понятий «добро», «благотворительность» и «милосердие», как основополагающих  в  жизни человека и общества, которые облагораживают и улучшают жизнь людей;  формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, сострадания, заботы о слабых.

Задачи урока:

  • познакомить  обучающихся со смыслом слов «добро», «благотворительность» и «милосердие»;
  • показать на примере представителей династии Демидовых  суть  христианского отношения к ближнему;
  • усвоить, что дела милосердия и благотворительности  богатых людей в большей степени изменяют к лучшему  жизнь многих людей и всей страны.

Основные термины, понятия

Милосердие – важнейшая христианская добродетель. Милосердие и сострадание – проявления доброты человеческого сердца. Благотворительность — оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания (целевой) помощи. Добро - всё положительное, хорошее, полезное. Второе значение - имущество, вещи.

Планируемые результаты: предметные, метапредметные, личностные.

Предметные:

 

научатся: 

– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции ;

–– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры

в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

 

получат возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями.

Метапредметные:

научатся:

познавательные УУД  –

  •  способам решения проблем творческого и поискового характера;
  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),
  • использовать различные способы сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
  • извлекать начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • давать определение базовым предметным и межпредметным понятиям, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

пользоваться словарями на начальном уровне читательской культуры.

коммуникативные УУД –

  • слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определять общее цели и пути их достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

регулятивные –  

  • понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • соблюдать нормы  этики и этикета;

начальным формам познавательной и личностной рефлексии.

получат возможность научиться: 

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Личностные:

будут сформированы

  • гуманистические  ценностные ориентации;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии  культур и религий;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре;
  • самостоятельность и личная ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

получат возможность для формирования

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока открытия нового знания «От доброго слова к доброму делу»»

Технологическая карта урока открытия нового знания «От доброго слова к доброму делу»

Урок открытия нового знания

Для облегчения подготовки к урокам открытия нового знания, планирования заданий, предлагаем общий алгоритм, который поможет учителям конструировать уроки подобного типа.

Выделяем и формулируем новое знание. По сути, мы должны выделить квинтэссенцию того нового, что каждый ученик должен освоить за урок. Формулировка важна, так как по сути это будет темой вашего урока.

Нюанс: мы не просто формулируем новую тему, но и обозначаем круг вопросов, которые будут затронуты. На этом этапе можно выделить два уровня: тот минимум, который должен усвоить каждый ученик, и максимум, который можно предложить сильным ученикам.

Моделируем способ открытия нового знания. Вычленяем мыслительные операции, которые будут задействованы в ходе урока. Фиксируем те образовательные результаты, которые будут развиваться в ходе этого урока. В соответствии с планируемыми образовательными результатами, подбираем упражнения, которые включаем в проект построения нового знания.


Название предмета

ОРКСЭ

Модуль «Основы православной культуры». Тема №10

«Милосердие и сострадание»

Класс

4

Технологии

Технология деятельностного метода. Основными элементами технологии являются:

  • Введение социально и личностно-значимой нормы на основе базовых ценностей;

  • Проектирование работы по усвоению нормы, в т.ч. самостоятельной;

  • Рефлексивная деятельность.

Форма организации

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Цель и задачи урока

Цель: осмысление обучающими понятий «добро», «благотворительность» и «милосердие», как основополагающих  в жизни человека и общества, которые облагораживают и улучшают жизнь людей;  формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, сострадания, заботы о слабых.

Задачи урока:

  • познакомить обучающихся со смыслом слов «добро», «благотворительность» и «милосердие»;

  • показать на примере представителей династии Демидовых суть христианского отношения к ближнему;

  • усвоить, что дела милосердия и благотворительности богатых людей в большей степени изменяют к лучшему жизнь многих людей и всей страны.

Основные термины, понятия

Милосердие – важнейшая христианская добродетель. Милосердие и сострадание – проявления доброты человеческого сердца. Благотворительность — оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания (целевой) помощи. Добро - всё положительное, хорошее, полезное. Второе значение - имущество, вещи.

Планируемые результаты: предметные, метапредметные, личностные.

Предметные:


научатся:

– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции ;

–– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры

в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.


получат возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями.

Метапредметные:

научатся:

познавательные УУД –

  • способам решения проблем творческого и поискового характера;

  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),

  • использовать различные способы сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета

  • извлекать начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  • давать определение базовым предметным и межпредметным понятиям, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

пользоваться словарями на начальном уровне читательской культуры.

коммуникативные УУД –

  • слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определять общее цели и пути их достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

регулятивные –

  • понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • соблюдать нормы этики и этикета;

начальным формам познавательной и личностной рефлексии.

получат возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Личностные:

будут сформированы

  • гуманистические ценностные ориентации;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии культур и религий;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре;

  • самостоятельность и личная ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

получат возможность для формирования

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Время урока

45 минут

Оборудование

Экран, ноутбук, проектор, магнитная доска, магнитики, белая бумага,





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приложение

1.Мотивация к решению проблемы.


Добрый день, дорогие дети!

- Посмотрите фотографии и послушайте стихотворение, попробуйте поразмышлять о каком человеческом качестве пойдёт речь на нашем занятии.

Чтение стихотворения вслух на фоне презентации


Его нельзя поймать за хвост, 

Веревкой привязать!

Его характер так непрост, 

Что трудно описать.

 

Но ты почувствуешь его

Как нежное тепло внутри,

Когда у дома твоего

Тебя встречают у двери.

 Его ты можешь увидать

В прекрасных любящих глазах, 

Какими смотрит только мать,

И в друга преданных слезах.

 

Оно всегда с тобой в дороге

Тебе поможет на пути,

Прогнать сомненья и тревоги, 

Покой и счастье обрести.

 

Но если в сердце нет любви,

И злоба на душе скребется,

Но как его ты не зови,

Оно тебе не улыбнется.


2. Актуализация и фиксация затруднения.


- А как вы понимаете слово добро?

- Добро - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление заботится о ближних, помогать слабым.

- Какое ещё значение имеет слово добро?

- Добро - имущество или достаток, стяжание, добришко, особ. движимость. Все добро или доброе мое пропало. У них пропасть добра по сундукам. Всякое добро прах.


Ответ: Добро

 Рассуждения детей.




Рассуждения детей.



3. Постановка проблемы.


- В этом году исполняется 300 лет династии Демидовых .

- Что интересного вы узнали об этих людях в краеведческом музее.

- Познакомившись с историей этого рода в краеведческом музее и поработав в группах, вам легко будет ответить на вопрос –КАК правильно сказать «Они наживали добро или творили добро»?




Ответы детей


4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Сейчас мы разобьёмся на группы, каждая из которых подробно исследует определённое направление деятельности Демидовых и сделает вывод, что доброго они сделали для людей и своей страны.



5. Реализация построенного проекта.


1 группа. Промышленное наследие

2 группа. Строительство и материальная поддержка больниц и приютов

3 группа. Строительство и материальная поддержка учебных заведений

4 группа. Поддержка российской науки

5 группа. Создание музеев, пожертвования им произведений искусства и культуры

Самостоятельная работа в группах.

Дети распределяются по группам и получают раздаточный материал по истории династии Демидовых.

Изучают и обсуждают тему. Готовят выступление от группы.

1

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Мы видим, что вряд ли найдётся в России ещё одна династия предпринимателей, как Демидовы, которая бы принесла столько пользы своей стране.

Выступление представителей каждой группы по своей теме.

На доске оформляется краткая важная информация по каждой теме в виде опорных слов. Самые главные достижения рода Демидовых, приносящих большую пользу людям и стране.


7. Закрепление материала с использованием краеведческого материала.

-Наш город также не остался без внимания Демидовых. Наши одноклассники под руководством Елены Валерьевны Товстокорой создали мультфильм «Были о Демидовском Тагиле», который расскажет нам, что сделали Демидовы на благо нашего города.


Представление и просмотр творческого проекта детей - мультфильма «Были о Демидовском Тагиле»


2

8. Включение в систему знаний и повторение.


Организация эвристической беседы

- Изучив исторический материал, посмотрев мультфильм, вам будет легко ответить на вопрос

КАК правильно сказать «Демидовы наживали добро или творили добро»?

-«Демидовы и наживали добро, и творили добро»

Они развивали промышленность и занимались благотворительностью.

- А что такое благотворительность ?

- БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ -оказание материальной помощи нуждающимся.

- Интересно, вы не богатые люди и не взрослые, по силам ли вам творить добро, заниматься благотворительностью?

- Сообщение-презентация ученика

о благотворительной деятельности детей и родителей гимназии 18.

- У истоков детской благотворительности стояла великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова. О ней нам расскажет наша одноклассница.


Рассуждения детей







Рассуждения детей





Рассуждения детей






Сообщение-презентация ученика.





Сообщение-презентация ученика.



9. Рефлексия.


-Сейчас попробуем изготовить символ детской благотворительности ЛИЛИЮ. А вы передадите этот символ благородства и взаимопомощи своим знакомым, близким и родным, которая будет напоминать им и вам:

Не стой в стороне равнодушно, 
Когда у кого-то беда. 
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.



Мастер-класс «Изготовление лилии из бумаги».

Подготовленные ученики в каждой группе показывают и рассказывают, как изготовить лилию.

Дети читают стихи.

У нас задача так проста:

Дарить добро от сердца к сердцу

И в ваше сердце поскорей

Вы- доброте откройте дверцу!

Она как чудо, что дано нам свыше.

Она, как Ангел, шествует с тобой,

Она стучится в твое сердце, слышишь?

 Идет по миру чудо-Доброта.

Из сердца в сердце мы ее несем.

Они ведь сестры: Доброта и Красота.

Давайте вместе этот мир спасем!


Материал для работы в группах


1 группа. Промышленное наследие Демидовых

История Демидовских заводов – это победное шествие первой волны индустриализации в России. Обустраивая собственные предприятия, Демидовы основывали города, развивали инфраструктуру, строили дороги, заселяли глухие уральские чащи людьми, разведывали полезные ископаемые не только в Уральских горах, но и в Сибири, Крыму. Первый завод из рук царя был получен в 1702 году, к 1727 году промышленных предприятий, построенных Демидовыми, было уже шесть, все они были ориентированы на железоплавильное производство.

Ш уралинский. Быньговский. Выйский. Нижнетагильский. Нижнелайский. Верхнетагильский заводы. После смерти Никиты Демидова его сын Акинфий с большим рвением стал расширять семейное дело, и к 1745 году Демидовские заводы были построены в разных регионах Урала и Сибири. Всего за свою историю династия Демидовых владела 50-ю предприятиями. В активе были заводы железо- и медноплавильные, основное направление производства – оружейное. Для обеспечения работы предприятий активно развивалось горнорудное дело. Но, как все предприниматели, Демидовы занимались и сопутствующими промыслами. Это добыча и обработка полудрагоценных и драгоценных камней из уральских рудников, добыча золота и серебра. В России талантливыми механиками Черепановыми созданы первые паровозы.


2 группа. Строительство и материальная поддержка больниц и приютов

Н а демидовских заводах уже полвека существовала сеть лазаретов, фельдшерских пунктов, аптек. Помимо подготовки медиков из числа своих крепостных в казенных госпиталях, губернских, столичных и зарубежных училищах и вузах, Демидовы приглашали на работу и ведущих ученых в области медицины. Уровень обеспечения демидовских врачей был значительно выше, чем в казенных округах, где оклады устанавливало правительство.

В Нижнем Тагиле на средства Демидовых была построена городская больница. Она носит их имя.

На строительство детской больницы в Петербурге Павел Николаевич внес 100 тысяч рублей (151 миллион).

Помощь жителям Курска во время эпидемии холеры, забота о нуждах сибирских ссыльнопоселенцев, среди которых находились декабристы. Учредил специальный капитал для вдов и сирот воинов русско-турецкой войны (1828-1829 гг.), который выплачивался долгие годы. Сумма капитала составила 625 тысяч рублей (947 миллионов). Пожертвовали средства на основание Дома для подкидышей в Петербурге и больницы для бедных рожениц.

В Киеве построили на свои средства детскую больницу.


3 группа. Строительство и материальная поддержка учебных заведений

В 1765 году в Нижнем Тагиле открывают училище.
В 1833 году открылась высшая заводская школа, готовившая кадры местной технической крепостной интеллигенции, на заводах и рудниках внедрялись передовые технологии.

Неустанно жертвовали в благотворительные фонды и общества, обеспечивал содержание воспитанниц институтов и пансионов, которые не могли оплачивать свое обучение.

Ассигновали и открыли первое в России коммерческое училище для купеческих детей.

Пожертвовали на учреждение и содержание «Высших наук училище» в Ярославле, на открытие университетов в Киеве и Томске.

В наше время Ярославский университет стал носить имя своего основателя П.Г.Демидова.

Поддерживали Московский университет и Воспитательный дом.


4 группа. Поддержка российской науки

Учреждение в 1831 году Демидовских премий. Их присуждение продолжалось до 1865 года, что значительно повлияло на развитие отечественной науки. Эти премии были самыми крупными как по сумме - 25 тысяч рублей ежегодно (36 миллионов на наши деньги), так и по значению. Если бы Демидовы и потом сохранили награду, то, очевидно, в России ее престиж был бы сопоставим только с Нобелевской премией. За 34 года существования Демидовских премий ими было отмечено 275 сочинений ( 10 миллиардов).

С реди лауреатов - выдающиеся ученые России: врач Николай Иванович Пирогов, историки Борис Николаевич Чичерин и Николай Иванович Костомаров, химик Дмитрий Иванович Менделеев, металлург Павел Петрович Аносов, филолог Александр Христофорович Востоков, физиолог Иван Михайлович Сеченов, математик Пафнутий Львович Чебышев, электротехник Борис Семенович Якоби и многие другие. Знаменитый русский мореплаватель И.Ф. Крузенштерн, астроном Ф. В. Аргеландер и военный историк Н.И. Ушаков.
В 1731 году был заложен первый в России научный ботанический сад в Соликамске.

З начительную сумму выделили на развитие Московского университета и подарили университету вместе с собственными и купленными за границей редчайшими естественнонаучными коллекциями и коллекции картин, античных скульптур и монет, занимавших два зала, а также большую уникальную библиотеку, полностью занимавшую целый зал. В этой библиотеке были книги практически по всем наукам, а также китайские, арабские, европейские рукописи 8-12 веков и рукописи собственных трудов по нескольким наукам.


5 группа. Создание музеев, пожертвования им произведений искусства и культуры

В Московском университете были созданы первые в России кафедра и кабинет натуральной истории (ныне Зоологический музей МГУ), а также Императорский музей естественной истории (ныне Государственный геологический музей им. В.И.Вернадского).

В 1806 году по его воле в Нижнем Тагиле была основана первая на Урале школа живописи (вторая в России).

В Фрайберге была приобретена "минералогическая коллекция" Генкеля (на которой в свое время М.В. Ломоносов обучался минералогии и основам горного дела). Эта коллекция постоянно дополнялась в Тагиле уральскими и сибирскими минералами. Эта коллекция содержит более 6000 образцов. 

Материал для сообщения «Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова»

Не имея собственных детей, Елизавета Федоровна, создала вне стен обители кружок «Детская лепта» с целью приобщения детей и молодежи к делам милосердия. И она, и её младшая сестра Аликс, ставшая впоследствии русской императрицей Александрой Федоровной, как и другие дети принцессы Алисы, с детства приучались матерью откликаться на чужое горе.

В се пятеро детей Николая II и Александры Федоровны принимали самое активное участие в многочисленных благотворительных ярмарках и базарах. Одним из самых красивых праздников был, конечно, семейный праздник благотворительности и милосердия «Белый цветок», проходивший в России по инициативе царской семьи.В 1912 и 1914 годы семья Николая II принимала непосредственное участие в организации праздника в Ливадии. Государыня императрица и ее дочери сами делали поделки, рисовали открытки, расписывали вазы. Кинохроника запечатлела Александру Федоровну, раздающую свои изделия за пожертвования людям на благотворительной ярмарке, на которой у царской семьи был свой стол.

Д о революции, начиная с 1911 года, необычайно популярные «Дни цветков» проходили по всей России несколько раз в год. Люди всех сословий жертвовали деньги, получая взамен символ праздника: белый цветок – за помощь больным туберкулезом, розовый цветок – за помощь многодетным, колосок ржи – за помощь голодающим. Цену за цветы назначал сам покупатель.

Символична связь возрождаемого в наши дни праздника «Белый цветок» с именем Елизаветы Федоровны, которая предпочитала всем остальным цветам именно белые цветы. Ими были украшены все вагоны поезда, в котором она впервые ехала из Дармштадта в Петербург. Архиепископ Анастасий писал о ней: «Она отовсюду вносила с собой чистое благоухание лилии; быть может, поэтому она так любила белый цвет: это был отблеск ее сердца». Великая княгиня организовывала грандиозные благотворительные базары с оркестрами, хорами и танцами.

Практическая работа

Схема изготовления лилии из бумаги