Выступление учителя русского языка и литературы
Соболевой Елизаветы Федоровны по теме самообразования
«Проектная деятельность как способ развития личности ребенка на уроках русского
языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО» за учебный год.
Основными целями современной системы образования являются:
интеллектуальное и нравственное развитие личности,
формирование критического и творческого мышления,
умения работать с информацией.
Конечная же цель современной школы - формирование функционально грамотной личности.
Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способными к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
Проектная деятельность становится сегодня неотъемлемой частью учебного процесса, так как она является личностно- и практико-ориентированной, что соответствует современной Концепции образования.
Проектная деятельность - способ познания мира через исследование, решение проблемных задач, который способствует развитию и становлению личности ребенка, его социализации, готовности на выходе из школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Эту технологию относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни современного человека, направленным на применение и приобретение новых знаний путем активного включения учащегося в создание тех или иных проектов, что позволяет ему осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Цель моей работы : создать условия для вовлечения обучающихся в активную проектно-исследовательскую деятельность
Задачи:
Активизировать познавательную деятельность через исследовательскую и проектную деятельность.
Изучить литературу по теме самообразования.
Развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, применяя информационные технологии.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.
Проводить целенаправленную работу с одарёнными детьми.
Проектная деятельность - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Проектная деятельность включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. Она всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного промежутка времени. Проектная деятельность предполагает решение какой-то проблемы, требующее интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, творческих областей.
Существуют разные виды проектов на уроках русского языка и литературы
(классификация В.Соколовой):
по доминирующей деятельности учащихся
- информационный (направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории);
- ролевой (учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев);
- практико-ориентированный (нацелен на интересы самих участников проекта; продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса и школы.);
- творческий проект (предполагает максимально свободный и нетрадиционный подходк оформлению результатов);
- исследовательский проект (по структуре научное исследование: включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т. д.)
по продолжительности
- мини-проекты (укладываются в один урок);
- краткосрочные проекты (занимают 4-6 уроков);
- недельные проекты (работа выполняется в группах, под руководством учителя, на их выполнение требуется 30-40- учебных часов);
- годичные проекты (выполняются как в группах, так и индивидуально, проводится в рамках ученических научных обществ. Это серьезное исследование, защита которого чаще всего проводится на районных, городских, республиканских научно-практических конференциях)
Ход осуществления учебного проекта от момента объявления его темы до завершения учащимися самоанализа над проделанной исследовательской работой можно представить в виде таблицы (классификация В. Соколовой)
Учитель | Ученик |
Первый этап – погружение в проект |
Постановка проблемы, целей и задач исследования | Выбор проблемы. Вживание в ситуацию |
Второй этап – организация деятельности |
Организация групп, распределение ролей, планирование деятельности | Разбивка на группы, распределение ролей, планирование работы |
Третий этап – осуществление деятельности |
Консультирование и контроль | Самостоятельная и активная работа в соответствии с намеченным планом (поиск информации, консультации с учителем, подготовка презентации) |
Четвертый этап – презентация проекта |
Обобщение и резюмирование результатов | Демонстрация результатов исследования |
Пятый этап- оценка работы |
Подведение итогов обучения, оценка умений исследователей | Взаимооценка |
Проектная деятельность - это самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности. Этот вид деятельности существует в культуре как принципиальный способ планирования и осуществления изменения реальности.
Проектная деятельность на уроках русского языка имеет целый ряд достоинств. Эта работа способствует:
развитию умения работать в коллективе
расширению кругозора учащихся
повышению учебной, познавательной мотивации учащихся
поощрению творчества
воспитанию самостоятельности
интеграции всех видов речевой деятельности
развитию общеучебных умений и навыков
Русский язык как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.
В процессе работы по организации проектной деятельности на уроках русского языка отмечены следующие положительные результаты:
обучающиеся самостоятельно осваивают изученный материал по учебной программе, расширяя тем самым словарный запас и кругозор, закрепляя имеющиеся грамматические навыки;
повышается уровень коммуникативных навыков, приобретается опыт работы в группах;
повышается уровень автономности обучающихся посредством самоорганизации в проведении исследовательских, творческих работ.
формируется умение ориентироваться в информационном пространстве, умение интегрировать знания из различных областей наук.
приобретаются навыки работы с компьютером.
повышается учебная, познавательная мотивация учащихся
поощрению творчества
Особенностью организации проектной деятельности на уроках русского языка является то, что самостоятельная деятельность учащихся доходит до 80-90%.
Ограниченное использование проектной деятельности связано с трудностями, которые возникают при введении метода проектов в учебный процесс. В ходе проекта должна решаться проблема, которая интересна ученикам и сформулирована ими. Для этого учащийся должен ясно осознавать цель проекта. Но как тогда связать проект с учебной темой? Ведь самим школьникам трудно определить тематику проекта, тем более связать ее с учебной темой. В данном случае роль учителя заключается в том, чтобы подвести ученика к осознанию проблемы в учебной теме, помочь сформулировать эту проблему. Сама тема проекта может не совпадать с учебной темой, она может быть уже или шире ее. Главное, чтобы решение проблемы вызвало необходимость получения новых знаний.
Создание системы уроков с использованием данной технологии отнимает у учителя много времени на сбор и обработку данных, и создание презентаций. Появляется риск перегрузки информацией.
Проектная деятельность может быть использована как начинающими, так и опытными учителями русского языка.
Эту технологию можно применять как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях, например, при проведении предметных недель, тематических вечеров.
Нельзя ограничиваться только проектной деятельностью. Использование учителем разнообразных форм и методов организации работы учащихся позволяет создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, активизирует мыслительную деятельность: учит ребят самостоятельно вычленять главное, делать выводы.
Именно в совокупности всех методов можно добиться важнейшей задачи – обучить гимназистов литературной речи, подготовить выпускников в широком смысле слова.