СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность как способ развития личности ребенка на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление по теме: "Проектная деятельность как способ развития личности ребенка на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО".

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как способ развития личности ребенка на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО»

Выступление учителя русского языка и литературы

Соболевой Елизаветы Федоровны по теме самообразования

«Проектная деятельность как способ развития личности ребенка на уроках русского

языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО» за учебный год.



Основными целями современной системы образования являются:

  • интеллектуальное и нравственное развитие личности,

  • формирование критического и творческого мышления,

  • умения работать с информацией.

Конечная же цель современной школы - формирование функционально грамотной личности.

Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

 •  анализировать свои действия;

 •  самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

 •  отличаться мобильностью;

 •  быть способными к сотрудничеству;

 • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования  к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Проектная деятельность становится сегодня неотъемлемой частью учебного процесса, так как она является личностно- и практико-ориентированной, что соответствует современной Концепции  образования.

Проектная деятельность - способ познания мира через исследование, решение проблемных задач, который способствует развитию и становлению личности ребенка, его социализации, готовности на выходе из школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Эту технологию относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни современного человека, направленным на применение и приобретение новых знаний путем активного включения учащегося в создание тех или иных проектов, что позволяет ему осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Цель моей работы :  создать условия для вовлечения обучающихся в активную проектно-исследовательскую деятельность

Задачи:

  • Активизировать познавательную деятельность через исследовательскую и проектную деятельность.

  • Изучить литературу по теме самообразования.

  • Развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, применяя информационные технологии.

  • Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.

  • Проводить целенаправленную работу с одарёнными детьми.



Проектная деятельность - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Проектная деятельность включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. Она всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного промежутка времени. Проектная деятельность предполагает решение какой-то проблемы, требующее интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, творческих областей.

Существуют разные виды проектов на уроках русского языка и литературы

(классификация В.Соколовой):

  1. по доминирующей деятельности учащихся

- информационный (направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории);

- ролевой (учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев);

- практико-ориентированный (нацелен на интересы самих участников проекта; продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса и школы.);

- творческий проект (предполагает максимально свободный и нетрадиционный подходк оформлению результатов);

- исследовательский проект (по структуре научное исследование: включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т. д.)

  1. по продолжительности

- мини-проекты (укладываются в один урок);

- краткосрочные проекты (занимают 4-6 уроков);

- недельные проекты (работа выполняется в группах, под руководством учителя, на их выполнение требуется 30-40- учебных часов);

- годичные проекты (выполняются как в группах, так и индивидуально, проводится в рамках ученических научных обществ. Это серьезное исследование, защита которого чаще всего проводится на районных, городских, республиканских научно-практических конференциях)

 Ход осуществления учебного проекта от момента объявления его темы до завершения учащимися самоанализа над проделанной исследовательской работой можно представить в виде таблицы (классификация В. Соколовой)

Учитель

Ученик

Первый этап – погружение в проект

Постановка проблемы, целей и задач исследования

Выбор проблемы. Вживание в ситуацию

Второй этап – организация деятельности

Организация групп, распределение ролей, планирование деятельности

Разбивка на группы, распределение ролей,

планирование работы

Третий этап – осуществление деятельности

Консультирование и контроль

Самостоятельная и активная работа в

соответствии с намеченным планом (поиск

информации, консультации с учителем, подготовка

презентации)

Четвертый этап – презентация проекта

Обобщение и резюмирование результатов

Демонстрация результатов исследования

Пятый этап- оценка работы

Подведение итогов обучения, оценка умений исследователей

Взаимооценка

        

Проектная деятельность - это самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности. Этот вид деятельности существует в культуре как принципиальный способ планирования и осуществления изменения реальности.

Проектная деятельность на уроках русского языка имеет целый ряд достоинств. Эта работа способствует:

  • развитию умения работать в коллективе

  • расширению кругозора учащихся

  • повышению учебной, познавательной мотивации учащихся

  • поощрению творчества

  • воспитанию самостоятельности

  • интеграции всех видов речевой деятельности

  • развитию общеучебных умений и навыков

      Русский язык как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.

В процессе работы по организации проектной деятельности на уроках русского языка отмечены следующие положительные результаты:

  • обучающиеся самостоятельно осваивают изученный материал по учебной программе, расширяя тем самым словарный запас и кругозор, закрепляя имеющиеся грамматические навыки;

  • повышается уровень коммуникативных навыков, приобретается опыт работы в группах;

  • повышается уровень автономности обучающихся посредством самоорганизации в проведении исследовательских, творческих работ.

  • формируется умение ориентироваться в информационном пространстве, умение интегрировать знания из различных областей наук.

  • приобретаются навыки работы с компьютером.

  • повышается учебная, познавательная мотивация учащихся

  • поощрению творчества

      Особенностью организации проектной деятельности на уроках русского языка является то, что самостоятельная деятельность учащихся доходит до 80-90%.

        Ограниченное использование проектной деятельности связано с трудностями, которые возникают при введении метода проектов в учебный процесс. В ходе проекта должна решаться проблема, которая интересна ученикам и сформулирована ими. Для этого учащийся должен ясно осознавать цель проекта. Но как тогда связать проект с учебной темой? Ведь самим школьникам трудно определить тематику проекта, тем более связать ее с учебной темой. В данном случае роль учителя заключается в том, чтобы подвести ученика к осознанию проблемы в учебной теме, помочь сформулировать эту проблему. Сама тема проекта может не совпадать с учебной темой, она может быть уже или шире ее. Главное, чтобы решение проблемы вызвало необходимость получения новых знаний.

      Создание системы уроков с использованием данной технологии отнимает у учителя много времени на сбор и обработку данных, и создание презентаций. Появляется риск перегрузки информацией.

     Проектная деятельность может быть использована как начинающими, так и опытными учителями русского языка.

    Эту технологию можно применять как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях, например, при проведении предметных недель, тематических вечеров.

    Нельзя ограничиваться только проектной деятельностью. Использование учителем разнообразных форм и методов организации работы учащихся позволяет создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, активизирует мыслительную деятельность: учит ребят самостоятельно вычленять главное, делать выводы.

    Именно в совокупности всех методов можно добиться важнейшей задачи – обучить гимназистов литературной речи, подготовить выпускников в широком смысле слова.