СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проектная деятельность как средство формирования УУД в рамках ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье обобщён опыт работы учителя по направлению "проектная деятельность2.

Просмотр содержимого документа
«"Проектная деятельность как средство формирования УУД в рамках ФГОС"»

Войнаровская Елена Ивановна

МБОУСОШ №38 с углубленным изучением отдельных предметов имени Е. Болховитинова города Воронежа

Проектная деятельность как средство формирования УУД в рамках ФГОС

« Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» М. Монтень.

При разработке Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий, способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост. Следовательно, более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умения учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть то, « что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно». ( Л. Выготский). Организация проектной деятельности позволяет решить эту задачу. Вспомним, что же такое «проект»?

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение.

Любой учебный проект имеет два аспекта: для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме; для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ученика в ходе познания.

В процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся происходит формирование универсальных учебных действий.

Формирование личностных УУД:

-формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;

-воспитание целеустремлённости и настойчивости.

Формирование коммуникативных УУД:

-умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,

-способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

-умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.

Формирование регулятивных УУД:

-умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;

-формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени.

Формирование познавательных УУД:

-сбор, систематизация, хранение, использование информации;

-умение структурировать знание, умение строить осознанно письменное или устное высказывание, выбор наиболее эффективных способов решения;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

-анализ объектов с целью выделения признаков, построения логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез и их обоснование.

Стадии работы над проектом - это «пять П»: Проблема — Проектирование (планирование) —Поиск информации — Продукт — Презентация. Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования, рекомендован стандартами второго поколения и успешно реализованный в учебно-методическом комплексе «Перспектива», по которому я работаю третий год.
В основе метода лежит развитие познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

В начальной школе можно выделить следующие виды учебных проектов:

-по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;

- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

-по месту проведения: урочные, внеурочные;

-по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.

- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные.

У учащихся младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.

Опыт педагогической работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
В большей степени на своих уроках я использую творческие проекты, которые предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Уже в 1-ом классе на уроках обучения грамоте дети с удовольствием выполняют проект «Моя азбука». При помощи родителей и учителя первоклассники планируют свою деятельность, отбирают информацию, оформляют и защищают свой проект. Это пример индивидуального проекта. Период обучения грамоте мы завершили творческим проектом «Прощание с Азбукой». Результатом проекта стал праздник, который надолго запомнился всем его участникам.

В первом полугодии 2-го класса мы работали над групповым творческим проектом «Новогодний спектакль». Работа велась в нескольких направлениях: оформление класса; развлекательная программа; составление меню.

В соответствии работы, ребята разделились на 3 группы: декораторы, режиссёры, шеф-повара.

Группой декораторов были разработаны эскизы, а впоследствии и изготовлены пригласительные билеты, настольные карточки, плакаты и гирлянды для украшения класса. Режиссёры подобрали интересные игры и конкурсы, составили сценарий праздника. Для выбора артистов был проведён кастинг, на котором ребята постарались объективно выбрать достойную кандидатуру. Шеф-повара провели блиц-опрос всех ребят с целью выяснения вкусовых пристрастий. После общения с некоторыми мамами попытались создать не только перечень блюд, но и определить необходимое количество напитков и закусок. На совете специалистов прошло обсуждение работы каждой группы, были внесены коррективы. Итогом проекта стал незабываемый праздник. Для итоговой рефлексии после праздника каждому гостю было предложено оставить своё мнение о празднике. Особо следует отметить, что ребята испытывали не только удовольствие от интересно проведённого праздника, но и гордость за то, что праздник состоялся их заслугами. Положительные отзывы проект получил и от родителей, которые увидели, на что способны их дети.

Очень полюбился детям проект «Что? Где? Когда?», который мы регулярно организуем в конце изучения темы по разным предметам.

Проекты «Моя семья» (1 класс) и «Моё родословное древо» ( 3 класс) построены на тематике, эмоционально близкой каждому ребёнку. Это повод для его содержательного общения с другими членами семьи, в ходе которого младший школьник учится задавать целенаправленные вопросы. Это опыт интервьюирования и подбора материала в виде семейных фотографий. Работа над проектами позволила решать следующие педагогические цели: развить творческие и коммуникативные способности ребёнка; привить навыки сотрудничества с другими людьми; активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи; привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта. Индивидуальные проекты получились очень разнообразными, так как кто-то более глубоко представил в проекте родословную, кто-то семейные увлечения, кто-то отдых и путешествия.

Следует отметить и экскурсионные проекты. Программа обучения в младшей школе насыщена разного рода экскурсиями. Этот факт является хорошим поводом превратить экскурсии в серию детских проектов. Целью таких проектов является определение интересов и склонностей каждого ребёнка. Создаётся структурная схема проектов, в основу которой положена программа экскурсий. Потом эта схема была наполнена конкретным содержанием. В результате реализации плана проекта даже самый отстающий ученик знает, зачем он идёт, что ему надо от экскурсии. Ведь прежде чем состоится каждая экскурсия-проект, она детально планируется. Перед детьми ставятся конкретные вопросы, ответы на которые они должны получить во время экскурсии. Итоги экскурсии обязательно обсуждаются. Дети рассказывают или пишут отзывы, вербализуя впечатления, наблюдения, полученные знания. Вот некоторые названия проектов – экскурсий, которые я проводила в своём классе. « Какие птицы водятся в нашем округе?», «Чем отличается сосна от берёзы?» Целый пласт проектов-наблюдений для самых маленьких – наблюдения за природой, сравнение времён года. Проект «Встречаем зиму или «Готовимся к зиме». Альтернативный проект – «Встречаем лето». Наблюдение за жизнью домашних животных, за растениями, за делами человека – всё это может вылиться в проекты в начальной школе.

Идея проекта-рассказа достаточно многогранна. Возможны рассказы как результат детского творчества и детской фантазии, а также как результат изучения ряда тем школьных предметов. Это устный рассказ ( придуманная фантастическая история на выбранную тему), патриотические, исторические, географические, природоведческие, рассказ-песня, рассказ-картина, музыкальный рассказ и другие. Работа над рассказами относится к самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и, несомненно, на уровне младших классов можно считать проектом.

Формирование метапредметных УУД особенно ярко прослеживаются на уроках технологии (автор УМК «Технология» Н. И. Роговцева ) в процессе работы над проектами. Каждая тема учебника начинается с характеристики изделия и особенности его конструкции, описания производственного процесса, моделирования его в учебной деятельности. В начале работы над проектом ученики всегда обращаются к рубрике «Вопросы юного технолога». В ходе поиска ответов на вопросы формулируется тема и цель работы, определяются материалы и инструменты, способы и приёмы изготовления изделия, заполняется технологическая карта (начиная с 3 класса), рассматривается последовательность работы и составляется план работы над изделием, в случае работы в группах распределяются роли, определяются вопросы к защите проекта и критерии для оценивания работы. Всё это помогает учащимся овладевать умениями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. Незабываемый групповой проект в 3 классе «Фруктовый завтрак» не оставил равнодушным ни одного третьеклассника!

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект победил в той или иной номинации. Например, «Красочный проект», «Памятный проект», «Весёлый проект», «Нужный проект» и другие.

В заключении хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод чётко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес, то есть происходит развитие всех видов универсальных учебных действий. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе и соответствует целям обучения младших школьников по ФГОС.

Список литературы.

1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

7.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

8.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов на Дону: Учитель, 2007.

9.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

10.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.

11.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.

12. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.