СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала младших школьников на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья" Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала младших школьников на уроках английского языка" будет полезна учителям для выступления на МО и педсоветах.

 

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала младших школьников на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Беляева Светлана Владимировна

учитель английского языка,

I квалификационной категории

МБОУ «Прогимназия №2».


Хотелось бы начать свою статью с небольшого вступления и немного поделиться с вами опытом своей работы в МБОУ «Прогимназия №2». Это общеобразовательное учреждение является островком, где у самых маленьких исполняются мечты и материализуются глобальные планы. Это непросто начальная школа, которая обеспечивает отменное усвоение программного материала и обширное развитие личности ученика с учетом его индивидуальных особенностей, но еще и замечательный детский сад, который с удовольствием посещают детки с 4.5 лет. Дошкольное отделение в Прогимназии №2- это не только подготовка к школе, изучение английского языка, развивающие игры и теплые отношения воспитателей и детей, но помимо познавательного процесса, это еще и просторное поле для расширения горизонтов подрастающего поколения. В начальной школе ребята проявляют огромный интерес ко всем школьным предметам, не исключением является и английский язык, о котором и пойдет речь в данной статье. В Прогимназии №2 работают три преподавателя английского языка Анищенкова О.И., Мыльникова О.М. и я, Беляева С.В. Предмет преподается два раза в неделю, начиная с первого класса (внеурочная деятельность)Также каждый учитель имеет по одному часу внеурочной деятельности. На протяжении многих лет, все учителя ставили спектакли на английском языке и по традиции, устраивали интересные театральные фестивали “ English fairy tales” во время открытой недели английского языка. В этом году мы решили немного изменить направление и весь учебный год мы пели с ребятами на английском языке. После чего, с 14-17 мая, мы также дали ряд открытых уроков и провели фестиваль, но уже не театральный, а фестиваль песен “ English songs.” Все ребята с успехом выступили и показали свои творческие таланты. Мне очень нравиться преподавать в этой школе, и я стараюсь найти индивидуальный подход к каждому ребенку и стать ему другом. А теперь давайте перейдем непосредственно к теме моей статьи «Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала младших школьников на уроках английского языка и во внеурочной деятельности».

На протяжении последних 3 лет работы я активно использую в своей педагогической деятельности проектную технологию. Мной накоплен определенный опыт, которым и хочу поделиться. Проектную технологию применяю в урочной и внеурочной деятельности. На мой взгляд, данную деятельность просто невозможно не использовать на уроках гуманитарного цикла, где существуют благоприятные условия для её реализации.

В настоящее время проектная деятельность широко применяется в современной мировой методике преподавания английского языка, так как она позволяет органично интегрировать знания учащихся из различных областей для решения заданной практической проблемы, стимулируя при этом развитие творческих способностей личности учащегося. Проект вытекает и развивается из конкретной ситуации. Такая ситуация возникает в процессе работы над какой-либо учебной темой. Моя основная задача в обучении английскому языку заключается в стимулировании творческого потенциала учащихся наряду с развитием навыков владения определенными языковыми средствами. Метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно преобразовать уроки английского языка в дискуссионное, исследовательское занятие, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы.

Что такое проект? Проект - это хорошая возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них форме, с использованием картинок или фотографий. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы. Ученик, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Многое в проектах идет от мечты, от фантазии, но основой фантастического развития мысли остается реальное осознание сегодняшней жизни. Обучение английскому языку протекает более успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельным, развивает у них интерес к английскому языку, воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.[1,2] Евгения Семеновна Полат – известный ученый, специалист в области методики обучения иностранным языкам, теории и методики использования информационных технологий в образовании, дистанционного обучения, много лет занималась разработкой теории и практики применения метода проектов в образовательном процессе школы, как в очной, так и в дистанционной формах. В ее работах впервые была разработана классификация типов проектов, подробно описана методика организации и проведения ученических проектов разных типов, доказана эффективность их проведения для формирования предметных и общеучебных умений.[5] Давайте остановимся и рассмотрим виды проектов, которые я использую в своей работе.

1. Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию. При выполнении заданий исследовательских проектов, участники проекта выдвигают различные гипотезы решения обозначенной проблемы, определяют пути ее решения. Итогом исследовательской работы является обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов. Творческие. Каждый в проекте выполняет ту часть творческого задания, которая соответствует его интересам. Результаты проекта могут быть представлены в написании газеты, сочинения, в видеофильме, в драматизации и т.д. Любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Ролево - игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Информационные. Этот тип проекта изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Метод проектов у многих ассоциируется с учащимися среднего и старшего звена, но мой опыт работы показал, что и в начальной школе метод проектов может успешно работать, с учетом особенностей младших школьников. Младшие дети не обладают большим лексическим запасом, не умеют работать со справочной литературой, не могут оформить и представить свои работы, не обладают большим опытом работы в паре и группе. Всему этому их надо научить, поэтому использование метода проектов в начальной школе требует значительной предварительной работы от учителя. На этапе знакомства с проектной деятельностью увеличивается также и время подготовки детей, что окупается впоследствии качеством формируемых знаний, умений и навыков.[3] Считаю, что использование метода проектов - это наиболее удачная форма контроля, стимулирующая речемыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес. Мои ученики с удовольствием принимают участие в подготовке каждого нового проекта, т.к. коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальных способностей, потребностей, интересов. Я начинаю учить ребят создавать первые проекты уже во втором классе. Я работаю по УМК под редакцией Быковой Н.И. “Spotlight” чему я очень рада, т.к. данный УМК предлагает ребятам широкую возможность создавать интересные проекты после каждого изученного модуля. Со 2 по 4 класс большинство тем повторяются и поэтому с такими темами как «Я и моя семья», «Мое любимое животное» «Мой дом» « Моя любимая еда» « Мои любимые игрушки» ребята работают неоднократно, добавляя информацию и фотографии в свой проект. Приведу подробный пример создания проекта по темам:“ My family” и “My dream house” Во втором классе, после подробной инструкции создания проекта по определенной теме, где ученики также узнают о правилах оформления проекта: наличие заголовка, автора проекта, класс, аккуратное оформление…Я предлагаю ученикам подобрать фотографии своей семьи и описать, кто живет в их семье, используя грамматическую конструкцию I have got a mother… Свои первые работы, учащиеся могут также выполнять не только методом проекта, но и на альбомных листах формата А4. Но на этом проект не заканчивается. В третьем классе после изучения такой же темы «My family»,мои ученики продолжают работать над созданием проекта об истории своей семьи. Учащиеся собирают сведения о своих близких родственниках, составляют свое семейное древо, подбирают фотографии, печатают информацию о своей семье и родственниках, оформляя все на слайдах с фотографиями. В четвертом классе, в этот же проект, ребята добавляют описание внешности членов семьи, место работы родителей, предпочтения и т.д., в соответствии с овладением изученных тем. Рассмотрим, любимую мною тему: “My dream house” Во 2 классе ученики подбирают фотографию мебели своей комнаты и или дома (это могут быть, как и настоящие фотографии, так и картинки, подобранные в интернете) описывая цвет мебели. В третьем классе, проект расширяется, добавляются описательные обороты There is/are и предлоги места. В четвертом классе ребята создают необыкновенные проекты по данной теме, подбирая в интернете шикарные фотографии домов с бассейнами, и добавляют подробное описание всех комнат и мебели в доме. Выполненные проекты, проверяются на специально отведенном уроке, после изучения модуля. Они вызывают море положительных эмоций у ребят. Также ребят не оставляют равнодушными проекты на тему: “ Town and Country Mouse” (2 класс), “My daily routine” (3 класс) и “Countries, capitals and nationalities” (4 класс) Четвероклассники уже без помощи родителей, с огромным интересом, составляют проект по данной теме, печатая ни только страны, столицы, национальности, но подбирая флаги, национальную одежду и традиционную еду к странам изучаемого языка. При подведении итогов проектной деятельности, я стараюсь оценить каждый проект. Для оценки можно выбрать следующие критерии: «Самый смелый проект», «Самый красивый проект», «Самый грамотный проект», «Самый юмористический» и т.д. Я стараюсь не исправлять ошибки в конечном варианте проекта. Проект представляет собой работу, в которую вложено много усилий, и, возможно, ученики захотят сохранить ее для себя. Не стоит делать исправления красным цветом. Это привлекает внимание к тому, что в проекте неправильно, и отвлекает внимание от положительных моментов. Как же лучше работать над ошибками? Я советую ученикам сделать черновой вариант проектной работы, затем проверяю его. В итоге, в конечном варианте ошибок не будет. Если все-таки есть ошибки в конечном варианте проекта, можно исправить их карандашом или записать замечания на отдельном листе. Тогда учащиеся сами решат, хотят ли они исправить конечный вариант работы. Но не стоит беспокоиться об ошибках. Обычно ученики вкладывают много труда в проект и стараются сделать все как можно лучше. Грамотность ученика учитель может оценить в других видах деятельности. А проектная работа дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя. Кроме тематических проектов, которые ребята выполняют после изучения большинства модулей, они также с удовольствием принимают участие в составлении других немаловажных проектах, в которых они используют новый лексический материал. В конце учебника “Spotlight” находится словарь (Word List) с лексическим материалом, который необходимо выучить ребятам в течение изучения модуля (месяц) Для того, чтобы ученикам было легче запомнить произношение и написание новых английских слов, я предлагаю ( по желанию) создать свой проект, для чего необходимо напечатать слова из словаря, подобрать к ним интересные картинки (одно слово и картинка на слайде) С готовым проектом мы работаем на каждом уроке, уделяя новой лексике по несколько минут. На первом этапе, я листаю слайды, произношу слова, а ребята повторяют хором и индивидуально за мной, соотнося перевод с картинкой. На втором этапе (через несколько уроков) ребята уже самостоятельно произносят слова. И уже на третьем этапе, я показываю ребятам только одни картинки, а они называют слова по-английски, а затем по очереди выходят писать их на доске. Так же учениками ведется активная работа над новой лексикой дома. Они записывают слова в свои словари, прописывают лексику по строчке в тетради и учат ее наизусть. В конце каждого модуля, ребята с успехом справляются с написанием данной лексики на проверочной работе и с выполнением контрольных работ в Testbooklet. С помощью таких лексический проектов, изучение новых слов превращается не в однообразный и скучный урок, а в интересный и продуктивный процесс, усвоения новых лексический единиц. Я же в свою очередь, также люблю готовить ребятам интересные уроки - викторины по каждому разделу, куда включаю фонетический, лексический и грамматический материал по изученным темам. Таким образом, проектная деятельность - это эффективное средство от однообразия и скуки, она способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе. №4, 2008, с.36
  2.  Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.
  3. Галиулина Т.Н. “Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий”. Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе “Школа - Вуз”, Новосибирск, 20 июня 2003 г.
  4. Душеина Т.В. “Проектная методика на уроках иностранного языка”. ИЯШ, № 5. 2003,
  5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.





2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!