«Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время»
Лейфрид Евгения Викторовна, учитель английского языка
БОУ г. Омска «Гимназия № 9»
Проектная деятельность учащихся прописана в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) общего образования. Следовательно, каждый учащийся должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная деятельность обучающихся, становится все более актуальной в современной педагогике. Повсеместная компьютеризация позволяет каждому педагогу более творчески подходить к разработке своих занятий, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. В своей работе я большое внимание уделяю учебным проектам как средству развития навыков исследовательской деятельности школьников.
Целью проектной деятельности является применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, определенные в ФГОС.
Более 10 лет я работаю в школе учителем английского языка. Оглядываюсь назад. Сколько реформ, нововведений, методических приемов, технологий! И, конечно же, поиск… Творческий поиск именно своего пути! Ведь у каждого свой подход к детям, своя методика. Особо близки мне в настоящее время проектно-исследовательские технологии в процессе обучения английскому языку. Необходимость внедрения этих технологий, на мой взгляд, заключается в том, что они обеспечивают достижение планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является основным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как и для ученика и для учителя эта задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам ученик.
Поэтому, в свой работе практикую проекты в конце каждой изученной темы как форму обобщения и контроля освоения обучающимися учебного материала. Учащиеся выполняют проекты на различные темы в конце каждого модуля. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, книжка-малышка, альбом, коллаж, видео и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль.
Работу во внеурочное время по организации проектной деятельности учащихся строю по следующим направлениям:
– индивидуальная работа. Она предусматривает работу с учащимися по отдельной программе: помощь в подборе темы проекта, постановке цели и задач, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будет проводить ученик.
– групповая работа. Включает в себя работу по организации исследования по созданию совместных проектов.
Внеурочная деятельность по английскому языку раскрывает широкие возможности внедрения исследовательской деятельности учащихся. Мной разработана программа курса в рамках внеурочной деятельности «Занимательный английский» для учащихся 9 классов. Эта программа в гимназии реализуется второй год. А в этом году двое моих учащихся успешно выступили на городской конференция обучающихся для 5 – 11-х классов «Шаги в науку» со своими индивидуальными проектами на тему «Школы Великобритании» и «Удивительные изобретения британцев».
Работа над проектом требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль педагога заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.
Таким образом, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая их к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом. Представленные формы занятий и методы обучения поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию к учению, способствуют развитию социокультурной компетенции учащихся. У школьников возникает практическая потребность в применении иностранного языка в своей жизни таким образом, чтобы владение языком стало совершенно естественным умением для всех учащихся вне зависимости от того, чем они планируют заниматься в будущем.
Использование на уроках и во внеурочной деятельности метода проектов и исследований повышает познавательную активность учащихся, способствует формированию навыков исследовательской деятельности. У моих учеников повышается мотивация к изучению иностранного языка, они с большим удовольствием участвуют в различных конкурсах и мероприятиях на разных уровнях.
http://base.garant.ru/
http://perspektivs.ru/
“Project activities as a mean for realization of the NFES in English lessons and in extracurricular time”
National (Federal) Educational Standards, project work, creativity, research, individual work