СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом докладе я рассказываю о том как я учу детей младшего школьного возраста создавать проекты и о том какую работу веду сродителями по этой теме.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность младших школьников»

Проектная деятельность младших школьников

Неразрешимость  многих  проблем  российского  общества  учёные  объясняют  низким  уровнем  цивилизованности.   Основная  причина  заключается  в  уровне   низкой  культуры  принятия  решений. Российскому  обществу  нужны  образованные,  нравственные,  предприимчивые  люди,  которые  могут  самостоятельно  принимать  ответственные  решения  в  ситуации  выбора. 

Слайд 2. Современное  общество  ставит  перед  школой  задачу  подготовки  школьника  мыслящего,  умеющего  самостоятельно  добывать  и  применять  знания. Введение  ФГОС  предусматривает  саморазвитие,  самореализацию,  самообразование  учащихся.

Исследования  учёных  убедительно  свидетельствуют,  что  глубина  и  прочность  знаний  учащегося  зависит  от  способа  усвоения. 

Известно, что до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимо определенные навыки мышления и качества личности. Умения анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, уметь дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.

Какие из педагогических технологий целесообразно применять в начальной школе, чтобы помочь ребёнку овладеть этими умениями? Каждый учитель подходил к этому вопросу индивидуально.

«Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. А это и есть врождённые исследовательские качества!
В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс  качеств  личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни. Важно на раннем этапе обучения создать необходимые психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности.
    Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта.
 Проект в начальной школе это не доклад, не сухой отчёт - это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Это метод ориентирован  на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Как  же  грамотно  организовать  проектную  деятельность?  В  любой  проектной  работе  важно  сотрудничество  учителя,  ученика  и  родителя.

Слайд 3.   Учитель  является  корректором,  консультантом,  вдохновителем  и  стратегом.  Ученик-исполнитель.  А  родитель  помогает  ребёнку  найти  нужную  информацию.  Такая  организация  хороша  и  тем,  что  родители  активно  участвуют  в  жизни  своего  ребёнка,  их  общие  творческие  интересы  выходят  за  круг  привычного  домашнего  общения.

Но чтобы родители были настоящими помощниками в реализации проекта их надо подготовить к этому виду работы. Работу с родителями начинаю с первого родительского собрания. На котором я знакомлю их с проектом. ( Что такое проект? Из каких частей состоит проект? Зачем ребёнку надо уметь делать проект? Какая ваша роль при создании проекта?) Привожу примеры готовых проектов.

Затем начинаю работать с детьми над структурой проекта. Эту работу я провожу на внеурочной деятельности «Учусь создавать проект». В этом мне помогает печатная тетрадь Сизовой Раисы Ивановной, которая так и называется «Учусь создавать проект». Слайд 4.

На  страницах  новых  учебников  для  начальной  школы  представлено  много  проектов.  Любая  проектная  работа  (индивидуальная,  парная,  групповая)  выполняется  в  течение  определенного  промежутка  времени.

Проектная  деятельность  начинается  с  периода  обучения  грамоте  в  первом  классе.  По  завершении  темы  «Алфавит»  предлагают  учащимся  несложные,  но  очень  интересные  творческие  проекты:   «Составь  «фруктовую»  азбуку»,  «Составь  буквы  из  природных и других подручных материалов».  Решению  интеллектуально-нравственных  задач  периода  обучения  грамоте  способствует  проектная  работа  «Азбука  вежливости».  На  каждую  букву  алфавита  ребенок  должен  придумать  вежливые  слова.  Причём  все  участники  решают  самостоятельно,  как  будет  выглядеть  оформление  его  собственной  «Азбуки  вежливости».  В  конце  организовывают  выставку  работ,  а  итогом  (продуктом)  представляют  коллективную  книгу  вежливых  слов  с  детскими  иллюстрациями.  Вот,  например,  некоторые  детские  высказывания: Слайд 5.

А  —  аккуратность

Б  —  благородный,  благодарю,  будь  здоров,  браво

В  —  вежливость,  воспитанный,  внимательный,  всего  хорошего

Г  —  гордость,  грамотный,  галантность,  гостеприимный

Д  —  доброта,  доброе  утро,  деликатность,  дружба,  до  свидания

Е  —  единодушие,  естественность,  если  вас  не  затруднит  и  т. д.

Другие  варианты  проектов  в  период  обучения  грамоте  —  это  придумывание  сказок,  загадок,  стихотворений.

Проекты  в  начальных  классах  встречаются  по  всем  предметам. 

Слайд 6. Логическим  итогом  любого  проекта  должно  быть  представление  некоего  продукта.  Формы продуктов проектной деятельности могут  быть  самыми  разнообразными:  рисунки, газета,  поделки,  коллекции,  фотоальбом и другие.

Проектные  работы  могут  быть  длительными  по  времени  (летние  проекты).  Они  направлены  на  изучение  экологического  состояния  своей  местности,  проблем  родного  края,  развитие  экологической  культуры.

В  проектной  деятельности  возможно  установление  межпредметных  связей:  литературное  чтение  и  русский  язык,  окружающий  мир  и  экология,  математика  и  технология,  литературное  чтение  и  окружающий  мир  и  т.  д.  Это  вызывает  наибольший  интерес  со  стороны  учеников,  так  как  в  одной  работе  они  могут  соединить  разные  предметы.  Ценность  участия  школьников  в  проекте  заключается  в  том,  что  он  позволяет  включать  их  в  разнообразные  активные  формы  обучения.  А  в  целом  происходит  постепенное,  успешное,  гармоничное  развитие  личности  и  потенциальных  возможностей  ребёнка.  Задача  метода  проектов  —  заинтересовать  ребёнка,  вовлечь  в  атмосферу  деятельности,  дать  возможность  публично  показать  достигнутый  результат. Защита проектов может проходить на родительском собрании, на уроке, на классном часе, во внеурочное время.

Слайд 7-9.

Учащиеся моего класса не раз выступали с защитой своего проекта на школьном и районном конкурсах исследовательских проектов и занимали призовые места.

Первый проект, с которым мой ученик вышел на район назывался «Снег кружится, снег ложиться, снег, снег, снег …» Автор этого проекта ученик 1 класса, а сейчас он уже ученик 10 класса, Дубровин Даниил занял 1 место. Это было в 2010 году. В 2013 году Яцевич Яна с Серёгиным Александром выступили с проектом «Бобры», где заняли 1 место. В 2014 году Дубровин Даниил учащийся 4 А занял 1 место в районном конкурсе проектно-исследовательских работ, тема проекта: «Михайлов вчера и сегодня»

Буянкин Даниил в 2015 году защитил свой проект на районном уровне под названием «Мир пчёл» и занял 1 место.

В 2016 году с проектом «Скорая помощь» выступил Харитонов Виталий, который занял 2 место. Захарова Любовь в 2017 году подготовила и защитила проект по теме: «Старость в радость» и заняла 2 место.

Много проектов было одобрено на школьном уровне, например, такие проекты как: Слайд 10 .

«Что такое идиома? Или случай в раздевалке…», «Люблю тебя моя родная школа…»(проект был сделан ко дню рождения школы), «Что такое хорошо и что такое плохо?» (о пользе и вреде компьютерных игр), « Почему болят зубы?» и другие.

И  пусть  дети  не  сделают  новых  открытий,  но  они  повторяют  путь  учёного:  от  выдвижения  гипотезы  до  её  доказательства  или  опровержения.

Выполняя проект, младший школьник  обучается самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, у него развивается способность прогнозировать результаты, возможные последствия разных вариантов решения, формируются умения устанавливать причинно-следственные связи.

Закончить своё выступление я хочу такими словами:

Слайд 11.

«Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!