СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Участие обучающихся в проектной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках биологии»


Тема «Проектная деятельность учащихся на уроках биологии, как средство формирования познавательных компетенций».

Выступление на педагогическом совете учителя биологии Гугиной Л.С.


Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль учителя заключается в консультативной помощи.
С помощью метода проекта, возможно, обучить:

-выявлять и формулировать проблемы;

-проводить их анализ;

-находить пути их решения;

-выбрать необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;

- систематизировать полученную информацию для решения поставленных задач.

При выборе темы проекта, существуют правила: тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, соответствовать возрастным особенностям.

Проектная деятельность развивает познавательные, творческие навыки обучающихся.Развивая познавательный интерес учащихся, в конечном итоге, обеспечиваем разностороннее развитие ребенка. Кроме того, развитие интереса к биологии, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях, открытое общение обеспечивает формирование у школьников активной жизненной позиции. Развитие познавательного интереса в области биологии способствует формированию у обучающихся представление о жизни как абсолютной ценности, о единстве и необходимости гармоничного сосуществования общества и природы. Поэтому проектная деятельность обеспечивает решение задач естественнонаучного образования в целом и биологического в частности.

Начиная внедрять проектную методику на уроках биологии, я увидела, что ее использование повышает мотивацию детей к обучению. Учащиеся заинтересованы в результате исследовательской работы, проявляют активность, получая при этом знания и умения. В данной ситуации я выступаю консультантом, помощником, направляющим поиск решения проблемы.

Проект побуждает учащихся: проявить интеллектуальные способности; проявить коммуникативные качества; показать уровень владения знаниями и умениями; продемонстрировать способность к самообразованию.

В процессе разработки проекта: учащиеся получают знания в ходе их поиска, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом.

Совместная деятельность демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся: ставят цели; определяют пути их достижения; распределяют обязанности; всесторонне проявляют компетентность личности.

При этом функции учителя: создание мотивации участия в проекте. Формулирование цели проекта и задач, гипотезы (совместно с классом); организация учащихся на работу над проектом: помощь в обозначении и распределении обязанностей между исполнителями проекта; организация учащихся на всех этапах проекта; контроль по необходимости за ходом проекта; оценивание.

Наши проекты с 2010 года начались с Всероссийской акция «Летопись добрых дел по сохранению природы».Тематическое направление проектов: экологическое просвещение и распространение природоохранных идей.

Номинация:экологическое воспитание и просвещение.

Проекты: «Нам не жить друг без друга», на следующий год. «Наш общий друг природа»

Реализация Международного проекта «Экологическая культура. Мир и согласие».

Районная акция «Мир заповедной природы». Проект «Лес- наше богатство».

Региональный проект «Защити озоновый слой и климат Земли».

Районная акция «Летопись добрых дел по сохранению природы-2016».В рамках региональной экологической акции по сохранению природы родного края «Природа губернии - моя забота»

Направление: сохранение водных экосистем. Проект «Чистый берег»

Участие во Всероссийском детском форуме «Зелёная планета»

Номинация: «Природа - бесценный дар, один на всех»

Тема проекта «Охрана природы - долг каждого».

Муниципальный этап экологической акции «Украсим садами Пензенский край!»

Цель акции: поддержка общественно значимой деятельности учащихся, направленной на реконструкцию старых и закладку новых школьных садов, способствующей формированию у подростков активной гражданской ответственности за экологическую обстановку своей малой Родины, профессиональному самоопределению.

Проект «Село без свалок»в «Летописи добрых дел».

В школе создан отряд «Юные экологи». Важнейшим направлением работы отряда является: экологическое благополучие места проживания, экологическое просвещение и распространение природоохранных идей.

Чтобы осуществить на деле направления работы отряда обучающиеся первоначально приступили к обсуждению алгоритма проектирования.

Алгоритм проектирования:

–актуальность проекта, постановка цели, задач;
– анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;
– создание новой системы, свободной от проблем исходной системы;
– оценка проекта (практическая проверка);
– последствие – устранение недостатков в проекте, оформление.

Актуальность, постановка цели, задач.

Актуальность. На территории нашего села ежегодно появляются новые свалки, кучи мусора, состоящие из бытовых отходов, которые негативно влияют на окружающую среду. Мусор выбрасывают местные жители и в ближайший от села овраг, где когда-то на его склонах были прекрасные ягодные и грибные места, текли ручьи. Такие участки природы уже нельзя назвать естественной экосистемой. Бытовые отходы отрицательно влияют на состояние почв, воздуха, подземных и поверхностных вод, изменяются климатические условия (температура, влажность, что приводит к обострению экологической ситуации), животные все реже посещают такие участки природы. Привычные места отдыха превращаются в опасную зону и для человека. Человечество в процессе жизнедеятельности безусловно влияет на различные экологические системы. Этим самым человек разрушает сложившиеся связи в устойчивой системе, что может привести к её дестабилизации, то есть к экологической катастрофе.

Цель: изучение влияния бытовых отходов на окружающую природу и жизнь человека.

Задачи:Показать разнообразие бытового и строительного мусора, встречающегося на сельских свалках; его влияние на окружающую среду.

Объект: загрязнения окружающей среды бытовым мусором

Предмет: мусорные («партизанские») свалки в селе

Проблема: увеличение количества мусора в окрестностях села Свищёвки может привести к ухудшению здоровья и жизни населения и к отрицательному влиянию на окружающую природу.

Наша школа расположена в центре села. Недалеко от школы находится овраг, который мы посещаем во время экскурсий, ходим в походы на лыжах, летом - за грибами и ягодами. И очень печально видеть, как то там, то здесь появляются «партизанские» свалки, хотя действует сельская санкционированная свалка, оборудованные дороги к ней позволяют вывозить мусор на любом виде транспорта.Недалеко от школы находится овраг, он стал объектом №1.

Районный конкурс творческих работ обучающихся

«Победа далекая и близкая»,посвященный 70-й годовщине Победы советского народа

в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов.

Номинация: «Лучший проект»

Тема: «…У войны не женское лицо…»

С этим проектом два раза участвовали.Первый раз готовили с Гавриковой А.3-е место. А на следующий год доработали с Сериковой Д., учли все требования к оформлению и заняли 2-е место. К этому же проекту Диана подготовила презентацию.


Таким образом, работа над проектом демонстрирует возможности и перспективы сотрудничества группы ребят и учителя, самостоятельный поиск конкретных знаний, содействуют качественному усвоению темы учащимися, формированию учебных и коммуникативных умений, продвижению их научных идей.












4