Министерство образования Ставропольского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Ставропольский государственный педагогический институт»
Педагогический факультет
Кафедра литературы и методики ее преподавания
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Методика обучения литературы»
ТЕМА: «Особенности организации проектной деятельности школьников на уроках литературы».
Выполнил:
студент 4 курса
группы ИФ4Р
Педагогического факультета
Пешин И.В.
Научный руководитель:
ассистент кафедры литературы и
методики ее преподавания
Трембикова А.А.
Работа допущена к защите Дата защиты «___ » ________ 2019г.
«___» ______________ 2019 г.
Зав.кафедрой ____________ Оценка «____________________»
Ставрополь, 2019 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Проектная деятельность как педагогический инструмент
развития исследовательских качеств школьника
1.1. Предпосылки, сущность и задачи проектной деятельности
1.2. Формы организации проектной деятельности
1.3. Особенности и возможности использования ИКТ в проектной деятельности
Глава 2. Практическое применение проектной деятельности в средней школе
2.1. Специфика применения проектной деятельности на уроках русского
языка и литературы
2.2. Опытно-экспериментальная работа по реализации творческого
проекта «Оставить след...» (по творчеству Виктора Болгова)
Заключение
Список литературы
Введение
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе
требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В
современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний,
умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь
применять их в реальной жизни, реальной ситуации.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание
необходимых полноценных условий для личностного развития каждого
ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в
образовательном процессе.
Сегодня объемы учебного материала, высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению проектов.
Стандартом предусматривается обеспечение исследовательской проектной деятельности обучающихся, направленной на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами, практическими действиям для решения личностно - и социально значимых задач.
Становление учебно-познавательной деятельности один из основных
факторов обучения, стимулирующих развитие школьников. Метод проектов это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск
решения возникшей проблемы, ситуации.
Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.
Ученическое проектирование это процесс работы над учебным
проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного
«продукта» (проекта).
Ученическое проектирование становится популярной формой
организации творческой активности учащихся в образовательных
учреждениях различного уровня.
Включая школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:
определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и
операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои
действия;
выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной
деятельности;
проводить наблюдения, ставить простые эксперименты, строить
модели объектов и явлений окружающего мира.
В качестве основных достоинств проектного метода можно выделить
следующие его особенности:
высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и
их познавательной мотивированности;
• развитие социальных навыков школьников в процессе групповых
взаимодействий;
• приобретение детьми опыта исследовательско-творческой
деятельности
• межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что Стандарт
второго поколения направлен на обеспечение перехода в образовании к
стратегии социального проектирования и конструирования; от простой
ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся,
раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.
Цель: включение учащихся в проектную деятельность, формирование
первоначальной системы исследовательских теоретико-методологических,
методических и практических знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей.
Задачи:
организация работы с классом по данной теме;
формирование опыта сотрудничества;
развитие творческих способностей, исследовательских навыков
учащихся;
развитие навыков самопрезентации и публичных выступлений;
воспитание коммуникативных качеств;
повышение самооценки обучающихся благодаря достижению поставленной цели и полученным результатам.
Предмет исследования: проектная деятельность на уроках русского
языка и литературы.
Методы и приёмы исследования:
дедукция (метод исследования, при котором по множеству частных признаков делается заключение об общей совокупности исследуемых признаков),
индукция (способ рассуждения, обратный дедукции, то есть от общего к частному),
синтез (данный метод состоит в соединении некоторых исследуемых признаков или свойств объекта в единое целое),
системный подход (исследует объекты и представляет их в виде определённых систем),
структурно-функциональный метод (выделяет из целостных систем структуры);
А так же такие научные методы:
историко-генетический;
историко-функциональный (описательность, фактографизм и эмпиризм),
сравнительно-исторический (сопоставление и сравнение развития периодов одной или нескольких культур, сменяющие друг друга),
типологический (взаимосвязь единичного, особенного, общего и всеобщего).
Апробация практической части курсовой работы была проведена в рамках производственной практики по русскому языку на базе МБОУ СОШ № 42 г.Ставрополя в 8 «В» классе.
Структура курсовой работы: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Библиографического списка.
Глава 1. Проектная деятельность как педагогический инструмент
развития исследовательских качеств школьника
1.1. Предпосылки, сущность и задачи проектной деятельности
Ещё в XX веке американские педагоги Дж. Дьюи и Килпатрик обратились к исследованию активной познавательной и творческой совместной деятельности, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, для того чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике. Они учли то, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения[10; 26].
С начала XX в. метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе. Он как нельзя лучше соответствует духу и укладу жизни предприимчивых и жизнелюбивых жителей Соединенных Штатов.
Американцы назвали метод проектов — «наш метод школьной работы».
В 1910-е гг. профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов:
1) «проекты игр» - детские занятия, непосредственной целью которых
является участие в разного рода групповой деятельности
(различные игры, народные танцы, драматизации, разного рода раз
влечения и т. д.);
2) «экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное
изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной
жизнью;
3) «повествовательные проекты», разрабатывая их, дети имели целью
«получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»: в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле);
4) «конструктивные проекты» нацелены на создание конкретного,
полезного продукта.
В экспериментальной школе, работавшей под руководством Коллингса
исключительно по методу проектов, за один первый год работы было
задумано, проработано и доведено до конца самими детьми 58 «экскурсионных проектов»; 54 «проекта игр»; 92 «конструктивных проекта»; 396 «повествовательных проектов». Руководила всеми шестьюстами проектами единственная учительница этой школы[11;43-48].
Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог, также считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач.
Всё, что ребёнок познаёт теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применять свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания[5;245].
Но массовое внедрение в отечественные школы уже при советской власти данного метода не оправдало себя. Несмотря на высокую мотивацию учеников при таком обучении, школа не обеспечивала учащихся необходимым объёмом систематических знаний, группируя учебный материал различных предметов вокруг проектов, носящих в основном практический характер. Постановлением ЦК ВКПб в 1931 году метод проектов был осужден и до недавнего времени в России больше не предпринимались попытки возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников[11;52-57]. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Метод проектов способы организации самостоятельной деятельности
обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на
интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей,
волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по
решению какой-либо интересующей его проблемы.
В современной педагогике проектное обучение используется не вместо
систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент
образовательных систем. «Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях» [14;34].
Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы
над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления
трудностей; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов.
Работа по методу проектов, как замечает И.С. Сергеев, это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика (или
группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то
требования к учебному проекту - совершенно особые [10;38]:
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) -
исследовательской, информационной, практической.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по
разрешению проблемы, иными словами - с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка
проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы
учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск
информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом
проекта, является продукт.
То есть проект – это "пять П": Проблема – Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация. Шестое "П" проекта - его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
1.2. Формы организации проектной деятельности
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются различные виды классификаций [10;114-121].
По доминирующей в проекте деятельности:
• практико-ориентированные;
• исследовательские;
• информационные;
• творческие;
• ролевые.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы
самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт проекта заранее
определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и др.
Исследовательские проекты по структуре приближены к подлинному
научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение
проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов,
источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов,
выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.
Информационные проекты направлен на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарии фильма или праздника, макет газеты).
Ролевые проекты проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет
ли заключен договор и разрешен конфликт?
По характеру контактов между участниками:
По характеру координации проекта:
непосредственный (жесткий, гибкий);
скрытый (неявный, имитирующий участника проекта,
характерно для телекоммуникационных проектов).
По характеру контактов между участниками:
внутриклассные;
внутришколъные;
межрегиональные;
международные.
По количеству участников проекта:
индивидуальные;
групповые.
По продолжительности:
Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру.
Остановимся на общих подходах к структурированию проекта [6; 16]:
1.Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества
участников.
2.Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным
обсуждением.
3.Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов
исследования, поиска информации, творческих решений.
4.Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5.Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки,
выводы.
Таким образом, Н.Ю.Пахомова даёт следующие определения учебного проекта [6; 18]: Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально
используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя,
попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать
публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности
по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Итак, учебный проект это и задание для учащихся, сформулированное
в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации
взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат
деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим "видам прямого или косвенного обучения» [7; 10].
1.3. Особенности и возможности использования ИКТ
в проектной деятельности
В основе метода проектов заложена идея, являющаяся сутью самого
проекта, задачей которого является получение результата, решение проблемы.
Основными задачами проектного образования школьников являются:
формирование наглядно - образного представления об окружающем мире;
развитие рефлексии, внутреннего плана действий, произвольности, коммуникативных навыков, обобщенных способов учебной деятельности [5;33].
В условиях современного общества информационно-коммуникационная
компетентность педагога, его способность решать профессиональные
педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становится важной составляющей его профессионализма. «Важно представлять себе преимущества информационных технологий в образовании. Школа не может остаться в
стороне от процесса информатизации. Уже на начальном этапе обучения необходимо формировать и развивать умения получать и обрабатывать информацию с помощью компьютерной техники и ИКТ для решения учебных и практических задач» [2;5].
Использование ИКТ дает возможность оперативно вносить изменения,
дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Учитель,
использующий в своей работе ИКТ, перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнером ребенка в процессе обучения. Использование компьютера в учебном процессе (внедрение новых информационных технологий) это попытка предложить один из путей, способных интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы, способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру [2; 14].
Компьютер — оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в
творческих работах учащихся. Разнообразные компьютерные программы
могут взять на себя рутинную работу преподавателя по выявлению ошибок
учащихся, анализируя действия каждого из них индивидуально на каждом
шаге (например, проверка орфографии), предоставляя тем самым учителю
больше свободного времени для творческой работы с детьми. В результате
«роль учителя на уроке с использованием ПК — организатор всего урока и
консультант.
Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным
образом изменит характер педагогической деятельности» [8]. Введение ПК в
учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его
такими средствами, которые позволяют решать не решаемые ранее проблемы, например:
компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться» (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков);
повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной
динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и
объективной.
«С использованием методики проектных занятий учащиеся осваивают
базовые технические навыки и конкретные модели деятельности с
применением средств информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ).
Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным,
интересным и важным лично для него, и при этом:
осваивает модели учебной деятельности,
приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ,
получает представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов),
получает наиболее существенные базовые знания из области
информационных технологий,
Такой организации работы в классе, наглядно проявляющей интегрированный характер обучения русскому языку и литературе, наиболее
полно отвечает проектная деятельность: групповая или индивидуальная творческая работа, результатом которой является то, что можно использовать
в школьной жизни или в учебной деятельности.
Использование ИКТ учитывает преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства учащихся. Дети быстро устают, внимание ослабевает, процент усваивания материала снижается. Частичному решению
данной проблемы способствует применение в процессе обучения ИКТ, которые обладают тотальной мультимедийностью.
«Данное направление облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, помогает «погрузить» ученика в предмет изучения, создать на уроке иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений» [5; 102].
Компьютер с проектором позволяет поднять уровень наглядности в
учебном процессе, когда учитель или ученик могут участвовать в происходящем на экране. «Качественный демонстрационный материал
значительно обогащает уроки об окружающем мире, наглядные интерактивные модели упрощают понимание материала, а использование
текстового редактора помогает организовать коллективную работу над
текстом».
Дети активно участвуют в учебном процессе, если рассказ учителя сопровождается мультимедийной демонстрацией. При активном использовании ГОСТ успешнее достигаются общие цели образования, легче
формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Сегодня
появилось огромное множество обучающих программ и электронных библиотек, насыщенных иллюстративным материалом, что существенно расширяет полиграфические учебника. Используя ИКТ в своей деятельности,
ребенок охотно ищет более яркое представление своих решений, активно обменивается опытом с одноклассниками в поисках новых возможностей.
Глава 2. Практическое применение проектной деятельности в
средней школе
2.1. Специфика применения проектной деятельности на уроках
русского языка и литературы
Русский язык и литература как учебные предметы - плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная проектная работа дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.
Организовать проектную деятельность можно по следующему плану:
1. Выбор темы проекта (исследования).
2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени,
которое определили для каждого шага).
6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).
7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Современный образовательный проект это дидактическое средство активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности, формирование личностных качеств обучаемого. Использование метода проектов, в частности, на уроках русского языка и литературы, позволяет учащимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать. Учащиеся овладевают умением не только понимать цель своего обучения, но и самостоятельно ее ставить, определять конкретные задачи, программировать собственную деятельность, отбирать адекватные средства достижения цели, определять последовательность действий, определять последовательность действий.
Необходимым этапом в работе над проектом является объективная оценка конечных и промежуточных результатов своих действий [13].
Таким образом, в основе проектного обучения лежит рефлексивнодеятельностная парадигма, которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию.
В основе проектной деятельности лежит коллективная работа над решением жизненных, самими учащимися поставленных практических задач. Поэтому в настоящее время особенно актуальным может стать изучение отдельных тем русской орфографии или морфологии в старшей школе при
подготовке к тестированию через проекты. Эти задачи неизбежно ведут к
комплексной проработке всего необходимого для их решения материала.
При изучении русской литературы проектная деятельность приобретает
особенно жизненный характер, так как влечет за собой объединение многих
тем и предметов гуманитарного цикла. Значительная часть проектной деятельности - собирание материалов, применение на практике добытых результатов, главнейшие моменты, на которых ученики познают жизнь и учатся применять к ней свои знания, - происходит вне стен школы.
Лабораторией для проектного метода является вся окружающая жизнь, а учебным пособием - все окружающие предметы и явления, подлежащие изучению в связи с намеченным заданием. Навыки в работе, в том числе и
учебные, приобретаются в самом процессе работы и тем быстрее и прочнее,
чем больше заинтересованы учащиеся в достижении намеченной цели.
2.2. Опытно-экспериментальная работа по реализации творческого
проекта «Оставить след...» (по творчеству Виктора Болгова)
Опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов:
Подготовительный этап включал разработку творческого комплексного проекта, знакомство с проектной технологией; Основной этап предусматривал реализацию проекта и выявление уровня сформированности коммуникативной, информационной компетентностей и компетенций решения проблем в проектной деятельности; Контрольный этап предполагал определение динамики продвижения проекта, анализ результатов работы.
Данная работа велась ученицей 7Б класса МБОУ СОШ №42 с. Ермолаево MP Куюргазинский район РБ, Шабановой Анастасией, под руководством учителя русского языка и литературы, Селищевой Ирины Владимировны.
Паспорт проекта
Тема: «Оставить след...» (по творчеству Виктора Болгова).
Цели:
в создании творческого продукта проектной деятельности;
вовлечь обучающегося в активный творческий процесс;
учить представлять свой труд в виде презентации;
воспитывать интерес к художественной литературе.
Задачи проекта:
развитие творчества, способностей к изобретательству,
эстетического вкуса обучающегося;
формирование умений взаимодействия и взаимопомощи;
разработка и изготовление предполагаемого продукта проекта.
Тип проекта:
Предполагаемый продукт проекта: сборник стихотворений В.Г.Болгова
Этап 1. Предпроектная подготовка (работа над темой).
Сбор информации о жизни поэта (беседа с родственниками);
Собранные материалы были детально проработаны и систематизированы.
В ходе работы шло обсуждение вопросов: что такое проект и как он
выполняется, этапы проекта и его возможные продукты, что значит
презентация проекта и его самоанализ. Поскольку ранее ученица не
участвовала в проектной деятельности, структуру проекта помог разработать
научный руководитель.
Этап 2. Планирование (выбор проектов).
Этап 3. Практическая реализация проекта.
Этап 4. Презентация.
Работа имела положительный эмоционально-познавательный отклик со стороны учащихся.
Этап 5. Самооценка результатов и собственной деятельности.
Результаты исследования показали, что ученица поняла суть и методику
выполнения проекта.
По результатам педагогического наблюдения определился хороший
уровень сформированности ключевых компетентностей. К таковым
относятся: решение проблемы (постановка проблемы, целеполагание,
планирование и оценка результатов), информационная (поиск и обработка
информации) и коммуникативная (письменная коммуникация, устная презентация, работа в группе). Преобладал хороший уровень решения проблемы и работы с информацией, хороший уровень коммуникации.
После завершения наметилась тенденция роста уровня компетенции решения проблем и работы с информацией. Данный проект был разработан, внедрён в практику и в настоящее время завершён.
Апробация проекта проходила на Российской научно-практической конференции «Ломоносовские чтения» в г. Стерлитамак 4 марта 2016 года, где Шабанова Анастасия была награждена Дипломом I степени «За лучшую
исследовательскую работу». (Приложение 1)
Таким образом, данные свидетельствуют о том, что использование
проектного метода в школе эффективно, а в процессе реализации проекта у
учащихся совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной деятельности.
Заключение
Итак, как показало исследование, проектная деятельность в школе
особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие творческой активности
детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.
В ходе исследования доказано, что проектная деятельность в рамках школы учит детей: распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности; ставить цель и разбивать её на тактические шаги; оценивать собственные силы и время, правильно распределять их; добывать информацию из различных источников, критически оценивать её, распределять по значимости и ограничивать по объёму; планировать свою работу; оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы; выявлять и анализировать допущенные ошибки.
Метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться средней школе. При этом учебный процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации, которая должна способствовать формированию опыты сотрудничества.
Учитель должен не столько учить, сколько подавать мысль, и не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать, сколько отвечать на призыв к руководству.
Внимание учащихся все время держится напряженным, от них требуется постоянная активная работа, они должны сами намечать себе программу занятий и интенсивно выполнять ее для того, чтобы, успешно проработав одно задание, приниматься за другое.
Таким образом, использование проектной деятельности позволяет сблизить развитие творческих способностей с навыками самопрезентации.
Выдвинутая гипотеза доказана: при правильной организации проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала.
Библиографический список
Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. М., 1964.
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной
технологии обучения // Директор школы. М/.1995, №6.
Доманский В.А. Факультативные занятия по русской литературе в 11 классе. Киев, 1990.
Женина Л.В., Маткин А.А. История // Методические рекомендации
по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И Г Семакина. Пермь: издательство ПРИЛИТ, 2004.
Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. М., 1982.
Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988.
Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М., 1981.
Леонов С.А. Развитие речи учащихся на уроках литературы. М., 1988.
Леонов С.А. Развитие устной речи учащихся старших классов на уроках литературы. М., 1988.
Михальская А.К. Педагогическая риторика. М., 1998.
Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под ред. Е.Н.Колокольцева. М., 1990.
Маранцман В.Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников. Л., 1965.
Методика выразительного чтения / Под общей ред. Т.В.Завадской. М., 1985.
Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л., 1974.
Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М., 1977.
Михайлова Т. Проектная деятельность учащихся: Специальное приложение к журналу «Лицейское образование». М.: 2002.
Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М., 1976.
Молдавская Н.Д. Самостоятельная работа учащихся над языком художественного произведения. М., 1964.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном
учреждении. М., 2005.
Полат Е.С. Как рождается проект. М.: 1995. 87 с.
Поэтика художественного текста на уроках литературы / Под ред. О.Ю.Богдановой. М., 1997.
Подругина И.А.Обзорны й анализ художественного текста в старших классах. М., 1994.
Проблемы преподавания литературы в средней школе / Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. М., 1985.
Современное состояние и проблемы. // Начальная школа. М.:2006. №1
Совершенствование преподавания литературы в школе. М., 1986.
Семанова М.Н. Творческая история произведений русских писателей. М., 1990.