Проектная деятельность на уроках литературы как одно из средств достижения метапредметных результатов
Ильина Галина Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ кадетская школа-интернат
«Уваровский кадетский корпус имени Святого Георгия Победоносца»
Уварово 2016-2018
Актуальность
Образованный человек в современном обществе - это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность среди педагогов.
Метапредметность – самое лучшее средство интеграции, она помогает создать целостную картину мира в сознании ребенка, объединив учебные предметы из различных областей. Изучая художественные произведения на уроках литературы, ученик должен познавать их и через музыку, и кино, и живопись, театр и т.д. Т.е., он должен выходить за рамки предмета.
Проблематика
Недостаточная мотивация
обучающихся
ФГОС второго поколения
Требования ФГОС
к метапредметным
результатам
Содержание программного
материала
Таким образом, возникла необходимость применения метода проектов для повышения результативности обучения.
Цель
Формирование метапредметных результатов посредством метода проектов.
Задачи :
- изучение методологических подходов к проектной деятельности;
- разработка системы (программы) применения проектного метода;
- апробация, внедрение программы применения метода проектов;
Новизна проекта:
Изучение методического опыта работы учителей выявило отсутствие системного подхода в этом вопросе, поэтому возникла необходимость создания новой модели применения проектного метода.
Сроки реализации проекта:
- 1 этап подготовительный: сентябрь 2013 – февраль 2014 г.
- 2 этап основной: март 2015 - май 2016 г.
- 3 этап обобщающий: июнь - сентябрь 2017 г.
Диагностика
Анкетирование
педагогов (моей школы и
через Интернет-сообщества)
Анализ
педагогической,
психологической
и методической
литературы.
Тестирование учащихся
в форме ГИА
Изучение
и анализ
документов,
продуктов
деятельности.
Анализ диагностики
- не сформированы устойчивые метапредметные связи у учащихся;
- низкие баллы ГИА по литературе;
- недостаточно активное участие учащихся в творческой и исследовательской работе.
Выводы:
- Для повышения эффективности преподавания литературы необходимо использовать межпредметные связи . Особенно важно применение метода проектов, т.к. он сможет помочь лучше подготовить обучающихся к конкурсам, олимпиадам и итоговой государственной аттестации.
Исполнители проекта
- Учитель русского языка и литературы (Ильина Г.Г.)
- Ученики кадетских классов
- Педагог - психолог Уваровского кадетского корпуса (Горелова Л.В.)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Повышение качества
знаний учащихся.
Повышение мотивации к
изучению литературы.
Формирование познавательной
компетентности обучающихся.
Овладение методами
групповой и индивидуальной
исследовательской деятельности .
Создание и представление
творческих работ обучающимися.
Реализация проекта.
Основная часть.
- Апробация курса «За страницами учебника литературы».
- Консультации учащихся (создание мини-проектов):
- к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников;
- к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников;
- к ГИА по литературе;
- к другим конкурсам и олимпиадам (в том числе дистанционным).
3. Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах.
4. Мастер-классы.
Обобщающий этап
Результативность участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников
Участие учащихся в конкурсах, олимпиадах, конференциях
Результат
продукты реализации проекта:
- создана рабочая программа «За страницами учебника литературы»
- собран методический пакет;
- систематизирована работа по созданию мини-проектов
Результат
- Систематизирована работа с цифровыми и электронными образовательными ресурсами .
- Созданы ЭОРы в системе Learning Apps.
Результат
- Проведены мастер-классы с перзентацией мини-проектов;
Результат
- Участники проекта стали призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников;
- Увеличилось результативность участия учащихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах различного уровня.
Результат
- Опубликованы материалы результативного педагогического опыта;
- материалы проекта представлены в
Интернет-сообществах.
Анализ результатов:
- качество знаний по литературе в течение изучаемого периода увеличилось в среднем на 30%;
- результативность участия во Всероссийской олимпиаде школьников по литературе возросла в среднем на 40%;
- Количество участников предметных олимпиад и конкурсов увеличилось на 35%.
Таким образом, эффективность данного проекта доказана результативностью.
Цели и задачи в целом достигнуты.
Работа над темой будет продолжена.
Использованные источники и литература
- Башмаков М.И. Индивидуальная образовательная программа средней школы// Школьные технологии.- 2000.- №4.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования//Педагогика. -1997.-№4
- Левитес Д.Г. Современные образовательные технологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998.
- Рягин С.Н. Проектирование содержания профильного обучения в современной школе: Монография. Омск: ООИПКРО, 2003.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Москва «Народное образование», 1998, № 3.
- Способности и склонности: Комплексные исследования \ Под ред. Э.А. Голубевой; НИИ общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1989.
- Чередов И.М. Методика конструирования форм организации обучения: Методические рекомендации учителю, «Руководитель школы». – Омск: ОмГПУ, 1985.
- Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе./М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
- Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических. вузов.-М.: Издательский центр «академия», 1999.
- Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся //Вопросы психологии. -1999.-№3.