СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проектная деятельность на уроках литературы как одно из средств достижения метапредметных результатов" (из опыта работы)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обощение опыта работы: педагогический проект на тему "Проектная деятельность на уроках литературы как одно из средств достижения метапредметных результатов". 

Просмотр содержимого документа
«"Проектная деятельность на уроках литературы как одно из средств достижения метапредметных результатов" (из опыта работы)»

 Проектная деятельность на уроках литературы как одно из средств достижения метапредметных результатов Ильина Галина Геннадьевна,   учитель русского языка и литературы МБОУ кадетская школа-интернат «Уваровский кадетский корпус имени Святого Георгия Победоносца» Уварово 2016-2018

Проектная деятельность на уроках литературы как одно из средств достижения метапредметных результатов

Ильина Галина Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ кадетская школа-интернат

«Уваровский кадетский корпус имени Святого Георгия Победоносца»

Уварово 2016-2018

Актуальность

Образованный человек в современном обществе - это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность среди педагогов.

Метапредметность – самое лучшее средство интеграции, она помогает создать целостную картину мира в сознании ребенка, объединив учебные предметы из различных областей. Изучая художественные произведения на уроках литературы, ученик должен познавать их и через музыку, и кино, и живопись, театр и т.д. Т.е., он должен выходить за рамки предмета.

Проблематика Недостаточная мотивация обучающихся ФГОС второго поколения Требования ФГОС к метапредметным результатам Содержание программного материала  Таким образом, возникла необходимость применения метода проектов для повышения результативности обучения.

Проблематика

Недостаточная мотивация

обучающихся

ФГОС второго поколения

Требования ФГОС

к метапредметным

результатам

Содержание программного

материала

Таким образом, возникла необходимость применения метода проектов для повышения результативности обучения.

Цель  Формирование метапредметных результатов посредством метода проектов. Задачи : изучение методологических подходов к проектной деятельности; разработка системы (программы) применения проектного метода; апробация, внедрение программы применения метода проектов; формулировка выводов; анализ результативности.

Цель

Формирование метапредметных результатов посредством метода проектов.

Задачи :

  • изучение методологических подходов к проектной деятельности;
  • разработка системы (программы) применения проектного метода;
  • апробация, внедрение программы применения метода проектов;
  • формулировка выводов;
  • анализ результативности.
Новизна проекта:  Изучение методического опыта работы учителей выявило отсутствие системного подхода в этом вопросе, поэтому возникла необходимость создания новой модели применения проектного метода.  Сроки реализации проекта: 1 этап подготовительный: сентябрь 2013 – февраль 2014 г. 2 этап основной: март 2015 - май 2016 г. 3 этап обобщающий: июнь - сентябрь 2017 г.

Новизна проекта:

Изучение методического опыта работы учителей выявило отсутствие системного подхода в этом вопросе, поэтому возникла необходимость создания новой модели применения проектного метода.

Сроки реализации проекта:

  • 1 этап подготовительный: сентябрь 2013 – февраль 2014 г.
  • 2 этап основной: март 2015 - май 2016 г.
  • 3 этап обобщающий: июнь - сентябрь 2017 г.
Диагностика Анкетирование педагогов (моей школы и через Интернет-сообщества) Анализ педагогической, психологической и методической литературы. Тестирование учащихся  в форме ГИА   Изучение и анализ документов, продуктов деятельности.

Диагностика

Анкетирование

педагогов (моей школы и

через Интернет-сообщества)

Анализ

педагогической,

психологической

и методической

литературы.

Тестирование учащихся

в форме ГИА

Изучение

и анализ

документов,

продуктов

деятельности.

 Анализ диагностики  не сформированы устойчивые метапредметные связи у учащихся; низкие баллы ГИА по литературе; недостаточно активное участие учащихся в творческой и исследовательской работе. Выводы: Для повышения эффективности преподавания литературы необходимо использовать межпредметные связи . Особенно важно применение метода проектов, т.к. он сможет помочь лучше подготовить обучающихся к конкурсам, олимпиадам и итоговой государственной аттестации.

Анализ диагностики

  • не сформированы устойчивые метапредметные связи у учащихся;
  • низкие баллы ГИА по литературе;
  • недостаточно активное участие учащихся в творческой и исследовательской работе.

Выводы:

  • Для повышения эффективности преподавания литературы необходимо использовать межпредметные связи . Особенно важно применение метода проектов, т.к. он сможет помочь лучше подготовить обучающихся к конкурсам, олимпиадам и итоговой государственной аттестации.
Исполнители проекта Учитель русского языка и литературы (Ильина Г.Г.) Ученики кадетских классов Педагог - психолог Уваровского кадетского корпуса (Горелова Л.В.)

Исполнители проекта

  • Учитель русского языка и литературы (Ильина Г.Г.)
  • Ученики кадетских классов
  • Педагог - психолог Уваровского кадетского корпуса (Горелова Л.В.)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Повышение качества знаний учащихся. Повышение мотивации к изучению литературы. Формирование познавательной компетентности обучающихся. Овладение методами групповой и индивидуальной  исследовательской деятельности . Создание и представление творческих работ обучающимися.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Повышение качества

знаний учащихся.

Повышение мотивации к

изучению литературы.

Формирование познавательной

компетентности обучающихся.

Овладение методами

групповой и индивидуальной

исследовательской деятельности .

Создание и представление

творческих работ обучающимися.

Реализация  проекта. Основная часть. Апробация курса «За страницами учебника литературы». Консультации учащихся (создание мини-проектов):  к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников;  к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников; к ГИА по литературе; к другим конкурсам и олимпиадам (в том числе дистанционным). 3. Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах. 4. Мастер-классы.

Реализация проекта.

Основная часть.

  • Апробация курса «За страницами учебника литературы».
  • Консультации учащихся (создание мини-проектов):
  • к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников;
  • к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников;
  • к ГИА по литературе;
  • к другим конкурсам и олимпиадам (в том числе дистанционным).

3. Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах.

4. Мастер-классы.

Обобщающий этап

Обобщающий этап

Результативность участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников

Результативность участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников

Участие учащихся в конкурсах, олимпиадах, конференциях

Участие учащихся в конкурсах, олимпиадах, конференциях

  Результат  продукты реализации проекта: - создана рабочая программа «За страницами учебника литературы» собран методический пакет;  систематизирована работа по созданию мини-проектов

Результат

продукты реализации проекта:

- создана рабочая программа «За страницами учебника литературы»

  • собран методический пакет;
  • систематизирована работа по созданию мини-проектов
Результат Систематизирована работа с цифровыми и электронными образовательными ресурсами . Созданы ЭОРы в системе Learning Apps.

Результат

  • Систематизирована работа с цифровыми и электронными образовательными ресурсами .
  • Созданы ЭОРы в системе Learning Apps.
Результат Проведены мастер-классы с перзентацией мини-проектов;

Результат

  • Проведены мастер-классы с перзентацией мини-проектов;

Результат Участники проекта стали призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников; Увеличилось результативность участия учащихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах различного уровня.

Результат

  • Участники проекта стали призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников;
  • Увеличилось результативность участия учащихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах различного уровня.
Результат Опубликованы материалы результативного педагогического опыта; материалы проекта представлены в Интернет-сообществах.

Результат

  • Опубликованы материалы результативного педагогического опыта;
  • материалы проекта представлены в

Интернет-сообществах.

Анализ результатов: качество знаний по литературе в течение изучаемого периода увеличилось в среднем на 30%;  результативность участия во Всероссийской олимпиаде школьников по литературе возросла в среднем на 40%;  Количество участников предметных олимпиад и конкурсов увеличилось на 35%.  Таким образом, эффективность данного проекта доказана результативностью.  Цели и задачи в целом достигнуты. Работа над темой будет продолжена.

Анализ результатов:

  • качество знаний по литературе в течение изучаемого периода увеличилось в среднем на 30%;
  • результативность участия во Всероссийской олимпиаде школьников по литературе возросла в среднем на 40%;
  • Количество участников предметных олимпиад и конкурсов увеличилось на 35%.

Таким образом, эффективность данного проекта доказана результативностью.

Цели и задачи в целом достигнуты.

Работа над темой будет продолжена.

Использованные источники и литература

  • Башмаков М.И. Индивидуальная образовательная программа средней школы// Школьные технологии.- 2000.- №4.
  • Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования//Педагогика. -1997.-№4
  • Левитес Д.Г. Современные образовательные технологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998.
  • Рягин С.Н. Проектирование содержания профильного обучения в современной школе: Монография. Омск: ООИПКРО, 2003.
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Москва «Народное образование», 1998, № 3.
  • Способности и склонности: Комплексные исследования \ Под ред. Э.А. Голубевой; НИИ общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1989.
  • Чередов И.М. Методика конструирования форм организации обучения: Методические рекомендации учителю, «Руководитель школы». – Омск: ОмГПУ, 1985.
  • Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе./М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
  • Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических. вузов.-М.: Издательский центр «академия», 1999.
  • Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся //Вопросы психологии. -1999.-№3.