Проектная деятельность на уроках математики как часть метапредметных технологий в коррекционной школе VIII вида.
Учитель математики Мажаева Р.В.
МКОУ "Школа-интернат № 162"
Математика в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Задачи преподавания математики в специальной коррекционной школе в том, чтобы дать учащимся доступные, количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность, использовать процесс обучения для повышения уровня общего развития учащихся, коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
Существуют много особенностей усвоения математических знаний, умений и навыков, характерных для всех учащихся коррекционной школы VIII вида.
Одним из них является затруднение в использовании имеющихся знаний по математике в новой ситуации и практической деятельности.
Обучение в современной школе по новым образовательным стандартам становится более личностным, то есть школа теперь не просто будет давать знания, она становится ответственной за развитие личности ребенка, за то, каким человеком он выйдет из стен школы , готов ли будет выпускник использовать усвоенные знания и умения для решения практических задач в реальной жизни, в нашем современном обществе.
Если в прошлом в стандартах акцент делался на предметные результаты, то в новых стандартах выделяются три вида результатов освоения общеобразовательных программ: личностные, метапредметные и предметные.
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но органичен и целостен. Чтобы понимать его, недостаточно знаний, полученных в школе. Учащиеся изучают разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Проектная деятельность является составной частью метапредметных технологий.
Проектная деятельность в моём классе связана с математикой. Результаты проектной деятельности я использую на своих уроках.
Проект «Математика вокруг нас состоит из нескольких направлений. Первое направление – «Математика и экономика». Дети вырезали из журналов картинки с изображением продуктов и ценой. Затем они подсчитывали стоимость покупки и сдачи с той суммы, которую им дали. Дети активно подбирали материал, с удовольствием готовили карточки: «Сколько стоит покупка». Второе направление – «Математические игры». Дети в учебниках математики общеобразовательной школы, в книгах, находили понравившиеся им игры. Они сделали такие игры: «Считай правильно», математические цепочки, волшебные квадраты, «Цветик семицветик». Из спичечных коробок сделали две игры «Разлижи по цвету». Третье направление – «Математика и наш город». Учащиеся узнали о высоте колокольни Астраханского Кремля, сколько раз её перестраивали, в каком году была построена последняя колокольня. Были составлены задачи об Успенском соборе, крепостных башнях и стенах. В рамках проекта был проведён классный час «Клуб Весёлых Математиков», где были использованы все изготовленные детьми игры, рисунки и карточки. Четвёртое направление проекта – «Математика и экология». Ребята выполнили исследовательскую работу на пришкольном участке. Они сосчитали сколько деревьев растёт во дворе и измерили длину окружности каждого дерева. В энциклопедии они прочитали о породах наших деревьев. На уроках этот материал использовался при построении диаграмм и при вычислении диаметра по длине окружности. Дети узнали, что можно не спиливать деревья для измерения диаметра ствола, тем самым не наносить вред окружающей среде. Пятое направление – «Математика в сказках». Дети сочиняли математические сказки сами или скачивали их с интернета. Они увидели, как математика может присутствовать в сказках. Учащиеся поставили спектакль «Треугольник и квадрат». Шестое направление – «Чемпионы». Дети собрали материал и написали рефераты по темам: «Чемпионы в спорте», «Чемпионы растения», «Чемпионы животные». Они нарисовали серию картинок о чемпионах животных – самые быстрые, самые долгоживущие, самые крупные, самые маленькие. Изучая материалы о спортсменах, учащиеся заинтересовались олимпийскими играми, провели викторину «История олимпийских игр». На основе всех этих работ было создано методическое пособие, которое используется на уроках математики и во внеклассной работе. Седьмое направление –«Волшебница геометрия». Детьми были написаны работы по темам: «История возникновения геометрии», «Геометрия вокруг нас», «Симметрия», «Использование знаний геометрии при выполнении ремонтных работ в квартире», «Использование в творчестве знаний геометрии». Учащиеся с большим удовольствием подготовили выставку творческих работ: рисунки геометрических орнаментов, изготовили кусудамы, поделки из бумаги, фанеры, пластилина. Проект «Математика вокруг нас» позволил соединить знания из разных областей и применить на практике. Интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов. Она развивает самостоятельность каждого школьника, сплачивает классный коллектив. Добывание информации самостоятельно позволяет усваивать её гораздо лучше и прочнее, формируют представления о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
После внедрения данной технологии многие дети стали лучше учиться.
Это происходит за счет того, что ребятам необходимо, чтобы будоражили их мышление. Поэтому метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования.