Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, поэтому чаще всего проекты использую на уроках обобщения изученного материала, а также для контроля знаний, умений и навыков учащихся.
Классификация учебных проектов
По содержанию | По организационной форме | По времени, затраченному на создание |
1. Монопредметный: проект по одному из учебных предметов 2. Межпредметный: проект, объединяющий несколько предметных областей и требующий глубокой интеграции | 1. Индивидуальный (персональный): проект одного учащегося – ученик обретает чувство ответственности, так как на всех этапах все зависит только от него самого. 2. Групповой: проект осуществляется группой учащихся – формируются навыки сотрудничества | 1. Долговременный: в рамках от недели и до одного года. 2. Кратковременный: несколько уроков. 3. Мини-проект: один урок. |
3. Надпредметный: проект, затрагивающий не только предметные области, но и социальные вопросы | | |
Этапы проектной деятельности
Этапы | Содержание работы |
Подготовительный | Определение темы и целей проекта, организационной формы выполнения |
Планирование | Определение источников информации, способов сбора и анализа, формы отчета, установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение обязанностей между членами команды |
Исследование | Сбор информации, решение промежуточных задач. Оформление проекта |
Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. Самооценка проекта по выделенным критериям. Оценка проекта экспертными группами |
Защита проектов | Обоснование процесса проекта. Объяснение полученным результатов |
Классификация учебных процессов по виду деятельности
Вид деятельности | Содержательная специфика |
Исследовательский | Научное исследование через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов |
Информационный | Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории |
Практико-ориентированный | Нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика |
Ролевой | Разрабатывается и реализуется как разыгрывание роли литературного или реально существующего героя |
Творческий | Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов |
Телекоммуникационный | Выполнен с помощью компьютерных средств (электронная почта, интернет-сайты, мультимедийные тематические презентации, контрольные тесты, информационные ресурсы в форме WEB-сайтов) |
В своей педагогической практике планирую и разрабатываю обычно по 2-3 проекта в учебном году, исходя из интересов и особенностей класса, мотивации, познавательной и практической значимости того или иного проекта.
Обучение проектированию начинаю с учащимися в 5 классе. Ребята с огромным желанием учатся использовать свои знания и умения на практике, «учатся учиться», активно включаются в познавательную деятельность.
Любые темы проектов по русскому языку для по ФГОС можно рассмотреть в качестве потенциальной темы для проведения исследования, как индивидуального, так и группой учащихся. Главное - выбрать тему интересную для ребенка и соответствующую его уровню знаний и предпочтениям.
Темы проектов по русскому языку
5 класс.
Диалектизмы в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Из истории этикетных слов
У меня зазвонил телефон (Этика телефонного общения)
Ударение в художественной литературе.
Этикетные слова
История падежей
Звукопись в лирике русских поэтов
6 класс
Наши друзья - словари.
Историзмы и архаизмы в сказках А.С. Пушкина.
Интересная фразеология.
Происхождение имен собственных.
Правила составления и разгадывание ребусов.
7 класс.
Аббревиатуры в математике и других школьных предметах.
Есть ли в английском языке пунктуационные знаки, которые употребляются по тем же правилам, что и в русском языке?
Имеют ли значения предлоги?
Фразеологизмы в нашей речи.
Синтаксические средства выразительности.
Словарь одного слова.
Кроссворд на лингвистическую тему.
Лексика газетных заголовков.
Речевые ошибки в современных российских песнях.
8 класс.
В течение нескольких дней понаблюдайте за речью женщин и мужчин и проверьте правильность выводов о существовании некоторых различий в их речи. Как вам кажется, нужно ли учитывать эти особенности в общении? Обоснуйте свою точку зрения.
«Язык всем знаниям и всей природе ключ». (Г. Державин)
«Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа». (И. Срезневский)
«Синонимика – сфера бесконечных возможностей речевого творчества». (А. Ефимов)
«Языки каких народов оставили след на карте нашего края?»
Давайте говорить друг другу комплименты!
Практическая стилистика
Удивительные омонимы
Невербальные средства общения
9 класс.
Синтаксическая синонимия сложноподчиненных и простых осложненных предложений.
Нужна ли запятая? В каких случаях не ставится запятая между частями ССП, между главной и придаточной частями СПП? Наличие/отсутствие запятой на стыке союзов (союзных слов) в сложном предложении.
История знаков препинания в русском языке.
Темы проектов по литературе
5 класс
Пушкин и книги.
Литературное путешествие по лермонтовским местам.
Гоголь и Пушкин.
Рассказ «Муму» в изобразительном искусстве.
Сельская школа в XIX веке.
«По чеховским местам (Мелихово)».
Экранизация произведений Носова в отечественной анимации.
6 класс.
Национальные особенности, отраженные в сказках " Снегурочка" братьев Гримм и "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина.
Отражение античной мифологии в произведениях живописи и (или) скульптуры.
Мифологический эпос нашего края.
Лицей во времена А. Пушкина и в наши дни.
Буклет "Русская усадьба 19 века".
" Тарас Бульба " Н. Гоголя и русский героический эпос.
Книги о героическом прошлом Отчизны.
7 класс.
Картины художников, посвящённые русским богатырям.
Комедия Фонвизина «Недоросль» и комедия Мольера «Мещанин во дворянстве».
Правила и порядки проведения судного поединка в XVI веке. ( По роману А.К. Толстого «Князь Серебряный» и М. Ю. Лермонтова «Песне про …купца Калашникова»)
«Сказ Н.С.Лескова на театральной сцене».
Народные характеры в творчестве русских писателей XIX века.
Изображение природы у Пришвина «Москва-река» и Паустовского «Мещёрская сторона».
«Поэты XX века о России». Стихотворения, положенные на музыку.
Афоризмы в повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Образ Луны в произведениях И. Бунина.
Образ Солнца в лирике К. Бальмонта.
Поэтика цвета в духовном романе И.С. Шмелёва «Лето Господне».
Слово о Солженицыне. Испытание судьбой «Архипелага…», изгнанием, возвращением
Притягательная сила русского народного костюма.
Богатыри земли Русской.
Читая лирику С.Есенина…
8 класс.
Русская сентиментальная повесть «Бедная Лиза» - европейская новелла второй половины XIX века.
В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.
Нравы и быт дворян XVIII века в изображении А.С. Пушкина.
Крылатые выражения и афоризмы на страницах «Капитанской дочки".
Купечество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
«Снегурочка» А.Н. Островского и устное народное творчество.
Герои ранних рассказов М. Горького (на примере одного из произведений).
Маяковский и футуризм.
Н. Тэффи и А. Аверченко.
Подготовьте выставку «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Роман Сервантеса в изобразительном искусстве.
9 класс.
Компьютерные презентации с привлечением исторического материала и произведений других видов искусства.
Создание словаря реалий крестьянского быта («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева).
Анализ-исследование одного стихотворения.
Литературно-критический обзор раннего творчества А.С. Грибоедова.
Анализ исследование одного стихотворения.
Создание литературно-философс кого эссе, теста-викторины, видеогида, сценария литературно-музыкальной композиции по произведениям М.Ю. Лермонтова (по выбору).
Компьютерные презентации с использованием историко-краеведческого, литературного, искусствоведческого и кинематографического материала.
Создание литературно-философского эссе, теста-викторины, аудиоспектакля, словаря крылатых выражений, киносценария по поэме «Мертвые души» (по выбору).