СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов поможет обогатить классно-урочную систему и стать одним из способов организации самостоятельной работы учащихся

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, поэтому чаще всего проекты использую на уроках обобщения изученного материала, а также для контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Классификация учебных проектов

По содержанию

По организационной форме

По времени, затраченному на создание

1. Монопредметный: проект по одному из учебных предметов

2. Межпредметный: проект, объединяющий несколько предметных областей и требующий глубокой интеграции

1. Индивидуальный (персональный): проект одного учащегося – ученик обретает чувство ответственности, так как на всех этапах все зависит только от него самого.

2. Групповой: проект осуществляется группой учащихся – формируются навыки сотрудничества

1. Долговременный: в рамках от недели и до одного года.

2. Кратковременный: несколько уроков.

3. Мини-проект: один урок.



3. Надпредметный: проект, затрагивающий не только предметные области, но и социальные вопросы




Этапы проектной деятельности

Этапы

Содержание работы

Подготовительный

Определение темы и целей проекта, организационной формы выполнения

Планирование

Определение источников информации, способов сбора и анализа, формы отчета, установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение обязанностей между членами команды

Исследование

Сбор информации, решение промежуточных задач. Оформление проекта

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. Самооценка проекта по выделенным критериям. Оценка проекта экспертными группами

Защита проектов

Обоснование процесса проекта. Объяснение полученным результатов


Классификация учебных процессов по виду деятельности

Вид деятельности

Содержательная специфика

Исследовательский

Научное исследование через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов

Информационный

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории

Практико-ориентированный

Нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика

Ролевой

Разрабатывается и реализуется как разыгрывание роли литературного или реально существующего героя

Творческий

Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов

Телекоммуникационный

Выполнен с помощью компьютерных средств (электронная почта, интернет-сайты, мультимедийные тематические презентации, контрольные тесты, информационные ресурсы в форме WEB-сайтов)


В своей педагогической практике планирую и разрабатываю обычно по 2-3 проекта в учебном году, исходя из интересов и особенностей класса, мотивации, познавательной и практической значимости того или иного проекта.

Обучение проектированию начинаю с учащимися в 5 классе. Ребята с огромным желанием учатся использовать свои знания и умения на практике, «учатся учиться», активно включаются в познавательную деятельность.

Любые темы проектов по русскому языку для по ФГОС можно рассмотреть в качестве потенциальной темы для проведения исследования, как индивидуального, так и группой учащихся. Главное - выбрать тему интересную для ребенка и соответствующую его уровню знаний и предпочтениям.

Темы проектов по русскому языку

5 класс.

Диалектизмы в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Из истории этикетных слов

У меня зазвонил телефон (Этика телефонного общения)

Ударение в художественной литературе.

Этикетные слова

История падежей

Звукопись в лирике русских поэтов

6 класс

Наши друзья - словари.

Историзмы и архаизмы в сказках А.С. Пушкина.

Интересная фразеология.

Происхождение имен собственных.

Правила составления и разгадывание ребусов.

7 класс.

Аббревиатуры в математике и других школьных предметах.

Есть ли в английском языке пунктуационные знаки, которые употребляются по тем же правилам, что и в русском языке?

Имеют ли значения предлоги?

Фразеологизмы в нашей речи.

Синтаксические средства выразительности.

Словарь одного слова.

Кроссворд на лингвистическую тему.

Лексика газетных заголовков.

Речевые ошибки в современных российских песнях.

8 класс.

В течение нескольких дней понаблюдайте за речью женщин и мужчин и проверьте правильность выводов о существовании некоторых различий в их речи. Как вам кажется, нужно ли учитывать эти особенности в общении? Обоснуйте свою точку зрения.

«Язык всем знаниям и всей природе ключ». (Г. Державин)

«Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа». (И. Срезневский)

«Синонимика – сфера бесконечных возможностей речевого творчества». (А. Ефимов)

«Языки каких народов оставили след на карте нашего края?»

Давайте говорить друг другу комплименты!

Практическая стилистика

Удивительные омонимы

Невербальные средства общения

9 класс.

Синтаксическая синонимия сложноподчиненных и простых осложненных предложений.

Нужна ли запятая? В каких случаях не ставится запятая между частями ССП, между главной и придаточной частями СПП? Наличие/отсутствие запятой на стыке союзов (союзных слов) в сложном предложении.

История знаков препинания в русском языке.

Темы проектов по литературе

5 класс

Пушкин и книги.

Литературное путешествие по лермонтовским местам.

Гоголь и Пушкин.

Рассказ «Муму» в изобразительном искусстве.

Сельская школа в XIX веке.

«По чеховским местам (Мелихово)».

Экранизация произведений Носова в отечественной анимации.

6 класс.

Национальные особенности, отраженные в сказках " Снегурочка" братьев Гримм и "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина.

Отражение античной мифологии в произведениях живописи и (или) скульптуры.

Мифологический эпос нашего края.

Лицей во времена А. Пушкина и в наши дни.

Буклет "Русская усадьба 19 века".

" Тарас Бульба " Н. Гоголя и русский героический эпос.

Книги о героическом прошлом Отчизны.

7 класс.

Картины художников, посвящённые русским богатырям.

Комедия Фонвизина «Недоросль» и комедия Мольера «Мещанин во дворянстве».

Правила и порядки проведения судного поединка в XVI веке. ( По роману А.К. Толстого «Князь Серебряный» и М. Ю. Лермонтова «Песне про …купца Калашникова»)

«Сказ Н.С.Лескова на театральной сцене».

Народные характеры в творчестве русских писателей XIX века.

Изображение природы у Пришвина «Москва-река» и Паустовского «Мещёрская сторона».

«Поэты XX века о России». Стихотворения, положенные на музыку.

Афоризмы в повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Образ Луны в произведениях И. Бунина.

Образ Солнца в лирике К. Бальмонта.

Поэтика цвета в духовном романе И.С. Шмелёва «Лето Господне».

Слово о Солженицыне. Испытание судьбой «Архипелага…», изгнанием, возвращением

Притягательная сила русского народного костюма.

Богатыри земли Русской.

Читая лирику С.Есенина…

8 класс.

Русская сентиментальная повесть «Бедная Лиза» - европейская новелла второй половины XIX века.

В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.

Нравы и быт дворян XVIII века в изображении А.С. Пушкина.

Крылатые выражения и афоризмы на страницах «Капитанской дочки".

Купечество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

«Снегурочка» А.Н. Островского и устное народное творчество.

Герои ранних рассказов М. Горького (на примере одного из произведений).

Маяковский и футуризм.

Н. Тэффи и А. Аверченко.

Подготовьте выставку «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Роман Сервантеса в изобразительном искусстве.

9 класс.

Компьютерные презентации с привлечением исторического материала и произведений других видов искусства.

Создание словаря реалий крестьянского быта («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева).

Анализ-исследование одного стихотворения.

Литературно-критический обзор раннего творчества А.С. Грибоедова.

Анализ исследование одного стихотворения.

Создание литературно-философс кого эссе, теста-викторины, видеогида, сценария литературно-музыкальной композиции по произведениям М.Ю. Лермонтова (по выбору).

Компьютерные презентации с использованием историко-краеведческого, литературного, искусствоведческого и кинематографического материала.

Создание литературно-философского эссе, теста-викторины, аудиоспектакля, словаря крылатых выражений, киносценария по поэме «Мертвые души» (по выбору).