СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность, используемая на уроках технологии один из немногих видов работы, позволяющий преобразовать академические знания в жизненный и даже житейский опыт учащихся в реальном времени, сохраняя знания и умения, полученные на этих уроках в копилку сформированных навыков, и в будущем помогая легко решеать подобные проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках технологии»



Тема моей работы показана на слайде

Приоритетным направлением ФГОС является формирование и развитие у обучающихся общеучебных умений и навыков, т.е. универсальных учебных действий (УУД).

Выпускник школы должен уметь пользоваться арсеналом различных учебных средств, в том числе, в незнакомой, нестандартной ситуации. Поэтому все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умения обучающихся самостоятельно добывать новые знания, находить нужную

информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Современная система образования должна вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться.

Проектная деятельность, используемая на уроках технологии один из немногих видов работы, позволяющий преобразовать академические знания в жизненный, и даже житейский опыт учащихся в реальном времени, сохраняя знания и умения, полученные на этих уроках в копилку сформированных навыков, и в будущем помогая легко решать подобные проблемы.



Условия формирования моего вклада в развитие образования включают:

1.научно-исследовательские условия, где отображена моя поисково-исследовательская деятельность в области научных исследований по психологии и педагогике, связанные с формированием коммуникативной компетенции обучающихся.

2. методические условия, которые демонстрируют мой поиск в области методики применения проектной деятельности нам уроках технологии

3.организационно-педагогические условия, связанные с участием в работе школьных и городских методических объединений, а также в сетевых профессиональных педагогических сообществах .



















Актуальность

В своей работе я опираюсь на основные требования ФГОС подразумевающие: овладение учащимися методами учебно–исследовательской и проектной деятельности; осознание роли техники и технологии для прогрессивного развития общества; развитие умений применять технологии на практике .

Главная цель школы на сегодня , в свете требований ФГОС,- подготовка каждого ученика к жизни в обществе , к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда , когда ее реализует человек не только осознающий свою роль в окружающем мире, но и умеющий сотрудничать в социуме.

Именно коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра.

























Теоретико-методологическим обоснованием формирования универсальны учебных действий может служить системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, а также в концепции совместных форм учебных действий и учебного сотрудничества В.В. Рубцова, Г.А. Цукермана и др.

Формирование коммуникативных УУД предлагаю рассмотреть на основе проектной деятельности обучающихся опирающейся на следующую теоретическую базу.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", а именно его направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.Метод проектов возник в середине 19 в. в сельскохозяйственных школах США и был, затем перенесён в общеобразовательную школу. В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие .В основе метод проектов - концепция педагогики, провозгласившей «обучение посредством делания» (Д. Дьюи). Подробное освещение метод проектов получил в работах .У  Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.Немецкие педагоги — основатели продуктивного обучения Ингрид Бём и Йене Шнайдер1987. В продуктивном обучении метод проектов используется для развития творчества, познавательной активности, самостоятельности, построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.Карл Фрей в своей книге «Проектный метод» (1997) под этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект .Е.С. Полат 2000г. предложила типологические признаки проектов. По характеру доминирующей в проекте деятельности.Немецкие педагоги И. Шнайдер и И. Бём [1999] предложили свою типологию как способ организации учебной работы в определённых временных рамках .

Теоретическое обоснование стало основой моей работы, цели и задачи которой вы видите на слайде.







Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом,это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.

Формирование коммуникативных учебных действий (УУД) на уроках технологии как нельзя лучше обеспечивает организация проектной деятельности учащихся.





















Теоретическое обоснование ,представленное выше, стало основой моего опыта, цели и задачи которого представлены на слайде

















































Ведущей педагогической идеей является обеспечение коммуникативной компетентностью учащихся путём развития их творческих способностей и склонностей, приобщения к созданию оригинальных и необходимых в жизни изделий, повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса через проектную деятельность.




































Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования включает в себя:

  • Структурирование системы проектов в соответствии с содержанием курса технологии.

  • Отбор оптимальных методов и форм проектной деятельности в рамках системно — деятельностного подхода в обучении.

  • Разработка уроков с использованием проектной деятельности.

  • Организация проектной деятельности учащихся с применением интеграции в различные учебные предметы

Структура системы строится по принципу усложнения, поэтому в основу курса «Технология» мною заложено:

  • постепенное увеличение объема знаний и навыков;

  • выполнение проектов в различных областях, начиная от более знакомых (дом, школа, места отдыха) и заканчивая более сложны­ми (общество, бизнес, индустрия);

  • постоянное усложнение требований, предъявляемых к реше­нию проблем (использование комплексного подхода, учет большо­го количества воздействующих факторов);

  • постепенно учащиеся осознают собственные способности и воз­можности для удовлетворения потребностей личности и общества;

  • возможность акцентировать внимание на местных условиях, так как проблемы для проектов выбираются в основном из окружающей жизни







Отбор методов и форм проектной деятельности.

В зависимости от метода, доминирующего в проекте, я использую следующие виды проектов:

Исследовательские проекты

Творческие проекты

Информационные проекты

Практико – ориентированные проекты.





































Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают актуальность темы, определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.

Мною был проведён исследовательский проект «Секреты мастерства работы с деревом»

Научный проект соответствует своему названию. Цели и задачи составлены правильно. Результаты соотвествуют целям и задачам. Учащиеся изучив научную литературу,пополнив свои знания, смогли правильно применить их в проекте. Работа соответствует стандартам научного проекта. Достижением научного проекта можно посчитать умение учащихся показать полезные свойства и особенности древесины.























Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотека, СМИ, Интернет и др.),ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами) и презентации (доклад, публикация, размещение в Интернет и др.)

Мною был проведён информационный проект «Пластмассы» , где учащиеся должны были

1)Узнать, что такое пластмассы, и какими свойствами они обладают.

2)Определить, где применяют пластмассы.

3)Изучить, как можно получить пластмассы.

В ходе этой работы они должны получить как можно полезной информации о пластмассах и узнать насколько эта отрасль важна в промышленности.




















Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике : определение потребности; исследование существующих объектов; обозначение требований к объекту проектирования; выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной; планирование; изготовление; оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, репортаж, видеофильм и др.)

Мною проведён творческий проект «Изготовление скалки».

Цель проекта: изготовить скалку из древесины.

Задачи проекта:


- спроектировать изделие и выполнить его эскиз;

- познакомиться с методами изготовления и видами отделки изделия;

- исследовать свойства древесины;

- закрепить основные операции по обработке дерева на токарном станке;

- подарить маме новую скалку, изготовленную своими руками.






Практико – ориентированные проекты. Это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Может быть ориентация на определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и четкая координационная работа по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта

Мною был проведён практико- ориентированный проект « Изготовление садово-огородного инвентаря».Отдельные фрагменты проекта показаны на слайде.





























При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Специфика нашего предмета такова, что ученики должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика. Мы касаемся этих предметов при изучении различных блоков. Так, при конструировании и моделировании очень важно уметь представить эскиз модели, выполнить еѐ чертѐж. А при построении чертежа изделия не обойтись без знаний по математике и черчению. Изучая раздел «Материаловедение» вплотную приближаемся к химии, «Машиноведение» - к физике. При подсчѐте предварительной и полной себестоимости изделия мы касаемся экономических знаний; делая экологическое обоснование, соприкасаемся с экологией; разрабатывая рекламу, проводим маркетинговые исследования. Таким образом, межпредметные связи играют важную роль в образовательной области «Технология» и, в частности, при выполнении творческого проекта.























Диапазон личного вклад включает анализ формирования коммуникативных УУД на уроках технологии в процессе работы над проектом.

Его можно представить в виде таблицы, ГДЕ ВЫ ВИДИТЕ, что каждому этапу проектной деятельности соответствуют формируемые УУД



































Внедрение метода проектов в учебный процесс по технологии позволило:

  • повысить познавательную активность учащихся;

  • поднять имидж не только учащихся (изготовление проектного изделия самостоятельно - от идеи до ее воплощения в реальность), но и учителя (обучение  школьников по самой передовой технологии);

  • включить в процесс обучения учащихся их родных и близких

  • (обсуждение проекта в домашней обстановке, помощь родителей в
    поиске материалов и инструментов и т.д.);

  • усилить полезность обучения (товар или услуга, создается для дома, школы, предприятия или реализации);

  • активно формировать у учащихся лучшие гражданские качества
    (трудолюбие,  целеустремленность, ответственность, экономичность,
    предприимчивость, стремление к созиданию и т.д.).

Новизна ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ:

Предлагаемый подход изучения технологии на основе проектной деятельности , обеспечивает создание уникальной образовательной среды, провоцирующей учащихся на сотрудничество, взаимодействие, что в полной мере соответствует идеологии системно – деятельностного подхода и в наибольшей степени способствует развитию коммуникативных учебных действий в процессе обучения технологии.











В результате деятельности имеет следующие показатели:

  • вырос интерес у учащихся к изучению технологии;

  • строится прочная база теоретических знаний и практических умений и навыков;

  • увеличивается число учащихся, которые выполняют различные проекты;

  • сформировано умение самостоятельно находить и обрабатывать необходимую информацию.

Благодаря применению новых педагогических технологий наблюдается позитивная динамика учебных достижений учащихся по технологии.

Одним из важных показателей качества знаний учащихся является система и уровень проектных работ, представленных учащимися на олимпиадах и конкурсах.

Главным механизмом подготовки учащимися различных проектов является мотивация к изучению технологии. При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике  Ч.Д.Спилбергера (модификация А. Д. Андреевой) в 5-11 классах.

Наглядно видно насколько выше уровень высокой и средней познавательной активности.

Анализ результатов показал, что при использовании на уроках технологии метода проектов у учащихся повышается интерес к урокам. Повысилась дисциплина, стали более трудолюбивы, отзывчивы по отношению к друг другу. Развиваются познавательные потребности, творческое мышление, художественный вкус.





Опыт моей работы за последнее время транслировался на различных уровнях:

ШМО, педсоветах, в сети Интернет.



На данном слайде представлена литература, которой я пользовался.













ПРИЛОЖЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа№ 70»








Проект по технологии на тему: «Изготовление скалки».





Выполнил:

обучающийся 6 «Б» класса

Гришкевич Иван

Руководитель проекта:

Рубцов А.А.,

учитель технологии,





г.Дзержинск

2020 год











Содержание.



Введение...................................................................................................................3

1. Историческая справка……………….………...……………………………..4-5

2. Вариативность ……………….………………………………...........................6

4. Подбор материала и инструментов …..…………………………………….6-7

5. Чертёж...………………………………………………………………………...7

6. Технологическая карта......……………………………………………………..8

7. Техника безопасности...………………………………………………………..9

8. Экономический расчёт...…………………………………………….…………9

9.Экологическая оценка...………………………………………………………...9

11 Фото изделия.....…………………………………………………....................10

12. Рекламный проспект..……………………………………………………11-12

Заключение.............................................................................................................13

Список литературы ...............................................................................................14


































Введение.


Каждый человек может стать художником

своей жизни и установить с миром

отношения взаимотворчества.

В.Д.Пришвина


Моя мама очень любит готовить, а особенно печь. Для раскатывания теста она всегда использует скалку, которая служит ей уже много лет.

Я давно хотел сделать маме подарок своими руками. А что подарить, не знал. После того, как на уроках технологии я овладел приемами обработки древесины на токарном станке, я решил подарить ей новую скалку.

Скалка - необходимая вещь в хозяйстве. Без нее ни пельменей не слепить, ни пирогов не испечь. Я считаю, что скалки прочно вошли в домашний обиход вместе с развитием цивилизации, когда женщина решила вкусно накормить своих домашних.

Я знаю, что скалки бывают разные: пластмассовые, деревянные и даже стеклянные. Вот только деревянные скалки гораздо практичнее: они надёжнее и не трескаются.

Из возможных материалов наиболее приемлемой оказалась древесина, т.к. стоимость её относительно невелика, она легко обрабатывается и хорошо поддаётся художественной отделке.

Изготовление скалки способствует закреплению знаний и умений, полученных на уроках технологии в ходе изучения тем по обработке дерева на токарном станке.


Цель проекта:изготовить скалку из древесины.


Задачи проекта:


- спроектировать изделие и выполнить его эскиз;

- познакомиться с методами изготовления и видами отделки изделия;

- исследовать свойства древесины;

- закрепить основные операции по обработке дерева на токарном станке;

- подарить маме новую скалку, изготовленную своими руками.














Историческая справка.


Ска́лка - цилиндрический предмет кухонной утвари. Если верить археологам, первыми, кто в IX веке до н. э. додумался использовать деревянный цилиндр для раскатки теста, были этруски.

Первые стеклянные скалки появились примерно в середине XVIII века и, как ни странно, были связаны с моряками и портовыми городами Бристоль, Лондон, Сандерленд и Ньюкасл.



Оказывается наряду с шинковкой картофеля, скалка была очень популярным свадебным подарком, поэтому многие моряки во время долгих странствий коротали дни за вырезанием красивых скалок из железного дерева для своих любимых.


Скалки конца XIX начала ХХ веков.


Время керамических скалок наступило только в конце XIX века, когда на смену стеклянным или фарфоровым сувенирам, пришел надежный инструмент для раскатывания теста. Правда, первые керамические скалки были литыми, как деревянные. К началу ХХ века появились стильные гигиеничные керамические роликовые скалки с двумя деревянными (реже керамическими) ручками, которые не крутились вместе с цилиндром, а оставались неподвижными в руках пекарей и кондитеров.
Именно такие скалки начали выпускать заводы Seastrand и Red Wing (сейчас их изделия - большая антикварная редкость).



Тяжелые роликовыескалки отлично подходят для тонкой раскатки теста для пельменей, хлеба, штруделей, хвороста и другой выпечки. А так же для дробления орехов, крекеров и панировочных сухарей. Несмотря на то, что подобные скалки удобны в работе и выглядят довольно винтажно, наши хозяйки по-прежнему пользуются ими довольно редко.

Основным назначением скалки является раскатка теста перед готовкой.

Как правило, материалом для изготовления скалки является древесина, иногда встречаются металлические или каменные скалки. Обычно скалка имеет две или реже одну ручку. Существуют скалки нестандартной конструкции: пластиковая полая скалка, в которую заливают теплую воду перед использованием.

В старину скалка была обязательным кухонным атрибутом любой хозяйки. Все знают детскую сказку «Лисичка со скалочкой». Ими пользовались не только в кулинарии, скалки (катки) также использовали вместо утюгов.



Вариативность.


При выборе конструкции и технологии изготовления скалки возможны различные варианты. Сначала я отобрал три варианта. Посоветовавшись с учителем технологии, выбрал для изготовления вариант № 1. Он безопасней и удобней в использовании, его дизайн мне нравится намного больше остальных.




1. Скалка с двумя ручками




2. Скалка с одной ручкой




3. Скалка без ручек



Подбор материала и инструментов.


При выполнении своего проекта я столкнулся с проблемой выбора материала для изготовления скалки.Я буду использовать липу, хотя подойдет и берёза, и дуб, и ольха, и даже сосна, но она выделяет смолу и её использовать не желательно.



Дуб

Сосна

Берёза






Скалка






Липа





Одной из важных характеристик древесины, влияющих на её обрабатываемость и на качество изделий, является влажность.

Виды древесины по влажности:


- мокрая (свыше 100%);

- воздушно-сухая (15-20 %);

- свежесрубленная (50-100 %);

- комнатно-сухая (8-12%);

- абсолютно-сухая (около 0%).


Для обработки древесины на станке по дереву мне необходима древесина комнатно-сухой влажности. В школьной мастерской мы заранее готовим древесину и храним её в древесных опилках, чтобы при высыхании она не потрескалась.

Я уже говорил, что буду делать скалку из липы, так как она хорошо брабатывается. Липа обладает прочной структурой, которая мало поддаётся гниению. Она очень мягкая, не коробится и не трескается, при усушке, очень хорошо поддаётся механической обработке, относительно не дорогая, есть в школьной мастерской.

Сначала я хотел изготовить своё изделие из дуба, но дуб - очень прочный материал и трудно поддаётся обработке, а сосна - выделяет смолу и её брать нежелательно.

Знания, полученные в процессе изучения технологии обработки древесины, оказались достаточными для того, чтобы выполнить эту работу. Все основные операции по обработке и отделке древесины мне уже знакомы.



Чертёж.


После выбора формы скалки я выполнил её эскиз.



Технологическая карта.




Техника безопасности.


  1. Работай в спецодежде.

  2. Не включай станок без разрешения учителя.

  3. Правильно закрепи изделие в станке.

  4. Соблюдай зазор между заготовкой и подручником.

  5. При измерении зазора между заготовкой и подручником выключи станок.

  6. Используй только специальные токарные инструменты.

  7. В конце работы убери станок щеткой и сметкой и вымой руки.



Экономический расчёт.


БрусокV=400*50*50
V=0,4*0,05*0,05
V=0,001 куб.м

Цена куб.м=11.000р

Стоимость бруска=0,001*11000=11р

Наждачная бумага - 6 руб.

Затраты на электроэнергию: 

1 кВт энергии=4р 63 коп.

A=W*t, где

А=количество энергии
W=мощность прибора =1кВт/час
t=время работы
Я изготовил cкалку за 30минут
Количество затраченой электроэнергии - 500Вт=0,5кВт
Стоимость= 0.5*4.63=2,31 руб.

3атраты труда:

1 час работы ученика - 30руб.

Изготовление изделия на токарном станке - 0,5 часа

0,4 х 30 = 15руб.

Себестоимость:

Затраты на материалы + Затраты труда + Затраты электроэнергии = 11 + 6+15 + 2,3 = 34,30 руб.


Экологическая оценка.


Изделие я изготовил из древесины, привезённой из экологически чистых районов России. Чтобы не нарушить экологию при изготовлении скалки я не стал использовать токсичные вещества: лак, клей, краску. А только отшлифовал готовое изделие с помощью наждачной бумаги.


Фото изделия.






Рекламный проект.


Внимание! Внимание! Уважаемые покупатели!

Фирма «METEOR» предлагает Вам изделия из древесины ручной работы: скалки, лопатки, разделочные доски, подставки под горячее, органайзеры, линейки, а также разные приятные мелочи для украшения интерьера.

Все наши изделия изготовлены из экологически чистых материалов и имеют сертификат качаства. Они отличаются современным дизайном и передовыми технологиями. Сроки изготовления и цены на наш товар Вас приятно удивят!

Вы можете приятно удивить своих близких и порадовать их эксклюзивным подарком ручной работы.










Заключение.


В ходе работы над проектом я самостоятельно спроектировал и выполнил эскиз скалки, исследовал свойства древесины, изучил методы изготовления и виды отделки изделия. Своими руками я изготовил скалку из липы, закрепив основные операции по обработке дерева на токарном станке, полученные на уроках технологии.

Изделие изготовлено качественно. Время использовано достаточно рационально. В целом я доволен своей работой, качеством проектирования, изготовления и внешним видом готового изделия. Размер скалки я выбрал в соответствии с пожеланиями мамы. Моё изделие полностью соответствует составленным критериям.

У скалки много достоинств. Она удобна, занимает мало места, выполнена из экологически чистого материала. Выбранная мной отделка не нарушает санитарно-гигиенических требований. Себестоимость скалки получилась 34рубля 30 копеек. В магазине она стоит гораздо дороже. Цель моего проекта достигнута.Я получил огромное удовольствие от своей работы.







Список литературы:


  1. Бешенков А.К. Технология. Технический труд: Методическое пособие: 5-7 кл. - М.: Аркти, 2000

  2. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение. - М.: Астрель АСТ,2005

  3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины Учебник для 5-9 кл. - М.: Просвещение, 2004

  4. Коваленко В.И., Кулененок В.В. Дидактический материал по трудовому обучению: Технология обработки древесины: 5-7 кл. - М.: Просвещение, 2001

  5. Мирошниченко М.М., Лукинов С.П. Энциклопедия досуга, «Отечество», 1993г.

  6. Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика и черчение:7-9. Рабочие тетради № 1,2,3,4. - М.: Владос,2000

  7. Справочник по трудовому обучению. «Просвещение», 1992 г.

  8. Симоненко В.Д. Технология. «Просвещение», 2003

  9. 1000 советов мастеру на все руки. Ридерз Дайджест, 2001

  10. Книги из серии «Знай и умей».

  11. Плакаты по ТБ и по обработке древесины.