СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках технологии»



Теория и методика обучения технологии в ходе внедрения ФГОС ООО и ФГОС ООО, ФГОС СОО









Демидова Елена Анатольевна, учитель технологии, первая категория,

МБОУ Гимназия № 24, г. Междуреченск, Кемеровская обл








Проектная деятельность на уроках технологии























Содержание

1. Краткое введение

2. Содержание

3. Заключение

4. Список использованных источников и литературы












































Проектная деятельность на уроках технологии



Я считаю что одним из направлений повышения профессиональной компетентности преподавателя технологии для реализации ФГОС должна стать организация совместной образовательной деятельности учителя и обучающихся, в том числе организация их исследовательской деятельности в рамках проектной деятельности. Проектирование является одним из основных условий формирования исследовательских способностей обучающегося, которые определяют его готовность к активной деятельности и продуктивным исследованиям, позволяя ему решать как жизненные, так и профессиональные задачи.

Образовательные стандарты второго поколения ориентируют учителей не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности обучающихся и доведение их до уровня исследовательской работы, иногда выходящей за рамки программы. Научно-исследовательская работа делает обучающихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. Очень важно учитывать, что процесс изучения основ научного исследования является постепенным, с учетом возрастных особенностей, целенаправленного формирования всех компонентов исследовательской культуры обучающихся. Для создания проблемных ситуаций используются различные дидактические инструменты: исследовательская задача, проблемный вопрос, моделирование эксперимента, дискуссии. Учебно-исследовательская деятельность детей в классе - создание проблемных ситуаций в классе, активация познавательной деятельности учащихся при поиске и решении сложных вопросов, требующих обновления знаний, гипотез. ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 23(77). Часть 2. 2019. (26) Применимость метода научного исследования на любом материале и в любом школьном возрасте доказана. Учебные занятия проводятся в процессе подготовки домашнего задания: проведение наблюдений, постановка опыта, анализ проблемы текста, подготовка вопросов к обсуждению, опрос, творческая работа. [2]. Любая исследовательская деятельность требует тщательной подготовки, как ученика, так и преподавателя. В этой совместной работе успех зависит от готовности каждого из ее участников. Естественно, основная доля ответственности ложится на руководителя работ, выполняющего в этом случае роль ведущего, более опытного участника [1]. Задачей моей педагогической деятельности на современном этапе является обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематических знаний техники через развитие познавательной и исследовательской компетентности. Предмет «Технологии» для меня и моих учеников - это экспериментальная креативная платформа, где, интегрируя с другими предметами, я создаю следующие условия для развития навыков проектирования и исследовательской деятельности школьников: 1. Творческая среда. Я стараюсь превратить каждый урок в творческий процесс, для этого я использую собственный жизненный опыт, литературу, интернет-ресурсы. 2. Учет возрастных особенностей. Любое исследование должно быть посильным, интересным, полезным, соответствовать возрасту обучающихся. 3. Психологический комфорт. Я стараюсь создать психологическую обстановку в классе, чтобы каждый ребенок, независимо от его умственных способностей, чувствовал себя значимым в процессе исследования. Я организую работу детей таким образом, чтобы они ненавязчиво усваивали процедуру исследования, последовательно проходя все ее основные этапы: 1. Подготовка к проведению исследования. - определение объекта и предмета исследования; - выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности; - планирование и разработка исследовательских действий; - изучение научной литературы; - формулирование гипотезы; - формулирование цели и задачи исследования. 2. Проведение научного исследования. 3. Оформление научно-исследовательской работы. 4.Защита результатов исследования. • Я вижу свою задачу в поиске простых и удобных средств для практической реализации каждого из этих этапов. Тематика исследований и проектов очень разнообразна, например: «Нет на свете не нужных вещей». Каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной поделки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества. Бросовый материал - это все, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю своей безграничной фантазии. Такие материалы давно используются в изготовлении разных изделий. Если мы будем с умом и смекалкой использовать бросовый материал, то научимся сами и научим окружающих бережному отношению к природе, «Топиарий - дерево счастья», «Исследование свойств ткани», «Креативная елка». Мы думаем, что средствами искусства можно привлечь внимание окружающих к вопросам ресурсосбережения и утилизации, формировать экологическое сознание людей. ( 27 ) ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 23(77). Часть 2. 2019. • Для того чтобы показать взаимосвязь понятий «дизайн» и «экология», мной были представлены практические идеи для решения экологической проблемы на примере изготовления декоративной композиции из «бросовых материалов». • Познакомилась с направлением в дизайне – экологический дизайн, расширила свои знания о технике «папье-маше», свойствах различных материалов. • Изготовила декоративную композицию, составила описание технологии изготовления «Креативной ёлочки», а также рассчитала себестоимость готового изделия. • Предложила вариант атрибута Нового года, в защиту от самовольной вырубки хвойных деревьев в преддверии Новогодних праздников. Дети пытаются понять процесс исследования, привлечения архивных и музейных материалов, научиться самостоятельно анализировать ситуации, принимать оптимальные решения, решать проблемы, объяснять явления реальности, их причины, взаимосвязь, учиться (ставить цели, использовать разные источники информации, делать вывести выводы и выводы, найти оптимальные решения, взаимодействовать). Необходимо учитывать следующее: - Тема должна быть интересной для ребенка, должна очаровывать его, потому что исследовательская работа, как и все творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как ребенок не может долго концентрироваться на одном объекте. Детям нужна помощь в выборе способа представления результатов в зависимости от темы и их возможностей. В процессе защиты ребенок учится представлять найденную информацию, знакомится с другими взглядами на проблему, учится обосновывать свою точку зрения. Научно-исследовательская работа способствует развитию таких качеств, как наблюдение, воображение, продуктивное поисковое мышление, инициативность, независимость, ответственность и вера в собственные силы.

С педагогической точки зрения не имеет значения, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию, или начинающий исследователь обнаруживает то, что уже известно. Здесь самым ценным является исследовательский опыт. Именно этот исследовательский опыт, креативное мышление является основным педагогическим результатом и важнейшим приобретением ребенка.

Список использованных источников и литературы

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/images/search/ (дата обращения: 09.12.2019).

2. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.Я. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ под редакцией И.А. Сасовой. М.: Вентана-Графф, 2003.

3. Симоненко В.Д. Технология: базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / (В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш); под редакцией В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2012.