СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках технологии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Всероссийская научно-практическая конференция г. Иркутск ИГУ ПИ кафедра технологий, предпринимательства и методик их преподавания. Публикация в сборнике «Технологическое и профессиональное образование: Проблемы и перспективы» 2019  года

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках технологии»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ



Третьякова Е. Н.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Тагнинская основная общеобразовательная школа»

ms.elena.6464@yandex.ru



В наш современный век проекты занимают очень большую нишу во многих сферах деятельности человека. Образовательная область «Технология» на основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.

Что такое проект. Проект – самостоятельная итоговая работа. Качество её выполнения зависит от того, насколько хорошо усвоено содержание различных отделов программы, насколько прочны знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях.

Метод проекта в настоящее время используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования. Инструментом метода учебных проектов является собственно учебный проект: обучение происходит в процессе осуществления учебного проекта.

Метод проектов характеризуется как:

  • Деятельностный (учение через деятельность);

  • Обучающий групповой деятельности;

  • Построенный на принципах проблемного обучения;

  • Развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;

  • Формирующий навыки самостоятельности;

  • Воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу;

Виды проектов:

  • По характеру контактов проекты бывают региональные и международные.

  • По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.

  • По продолжительности выполнения проекты могут быть краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

  • По использованию нескольких видов – смешанные.

  • По объему информации – мини-проекты. (Моя семья лучшая).

  • Игровой (Кукольный театр на уроках технологии).

  • Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать (Происхождение овощных культур) и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (СМИ, Интернет, литературу, библиотечные фонды).

  • Исследовательский проект. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития (Калорийность любимых блюд).

  • Практико - ориентированные проекты. Это проекты, четко ориентированные на результат. Нацелены на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы (Огурец на подоконнике) города и т.д.

Творческий проект. Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты (Моделирование фартука) предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата.

Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Как показывает опыт интерес к самостоятельной работе появляется в основном звене школы.

Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель (Дымковская игрушка).

Этапы выполнения проекта

I Организационно-подготовительный этап.

Первый шаг на пути проектирования - выбор и обоснование проекта. Следующим шагом является процесс конструирования изделия, формирования конструкции. Заканчивается организационно-подготовительный этап планированием технологии изготовления. Выходным документом при этом являются технологические карты на изготовление изделий и сборку.

II Технологический этап.

Выполняются трудовые операции, предусмотренные технологическим процессом. В работе необходимо соблюдать технологическую, трудовую дисциплину.

III Заключительный этап.

На этом этапе выполняется рекламный проспект, производятся экономические расчёты, определяется себестоимость изделия, предполагаются возможные пути его реализации, защита проекта.

Основные требования к проектированию изделия.

Технологичность-возможность максимально просто изготовить изделие, в частности на имеющемся оборудовании, или доступных материалов, с наименьшими затратами труда.

Творческая направленность и занимательность – предполагается творческая деятельность и учёт интересов детей.

Системность - содержание работ по выполнению проектов должно отражать изученный в течении учебного года материал, быть политехнически направленным.

Посильность - предполагает соответствие уровня подготовки учащихся их индивидуальным, возрастным и физическим способностям.

Экономичность - требует изготовления изделия с наименьшими затратами. С получением наибольшей прибыли при реализации и эксплуатации предмета.

Экологичность - изготовление и эксплуатация изготовляемого изделия не должны повлечь за собой существенные изменения в окружающей среде.

Безопасность - предусматривается как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации. Безопасность связана с системой мер по охране труда, производственной санитарией и гигиеной.

Соответствие требованиям дизайна - проектируемое изделие должно быть внешне эстетически красивым, модным, гармонично сочетаться цветовая гамма и все детали, а также быть функциональным и практичным.

Значимость - изготовленное изделие должно иметь определённую ценность и полезность в интересах общества или конкретной личности.

Особенностью системы выполнения проектов - совместная творческая работа учителя и учащегося. Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся.