«Проектная деятельность на уроках технологии
в рамках реализации ФГОС»
С 1 сентября 2022 года в России вступили в силу обновлённые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
В связи с переходом на новые стандарты перед учителями стоит задача формировать у учеников знания в соответствии с обновлёнными требованиями, развивать универсальные навыки, которые будут полезны в изучении всех предметов, а также формировать компетенции, позволяющие ученикам успешно действовать в новых условиях.
Для решения этих задач наиболее эффективным подходом является системно-деятельностный подход, который заложен в новых стандартах. Его успешная реализация возможна благодаря использованию проектно-исследовательской деятельности.
Таким образом, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на неё и становятся всё более актуальными в современной педагогике.
Основная идея заключается в том, что знания не даются в готовом виде. Дети сами «открывают» их в процессе самостоятельной проектно-исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учёными, которые делают своё собственное открытие. Задача учителя — организовать работу таким образом, чтобы ученики самостоятельно пришли к решению проблемы и объяснили, как действовать в новых условиях.
Курс «Технология» строится на интеграции интеллектуальной, эмоционально-оценочной и практической деятельности ученика. Он предполагает практическое применение знаний, полученных не только на уроках технологии, но и при изучении других предметов.
В основе обучения лежит системная проектно-творческая деятельность учащихся, в которой акцент смещается с изготовления поделок и механического овладения приёмами работы в сторону сознательного и творческого использования приёмов и технологий при решении проблемных задач в предметно-практической деятельности.
Использование метода проектов на уроках технологии способствует формированию у обучающихся понимания технологии как способа создания рукотворного мира для удовлетворения потребностей человека и общества, развивает творческое мышление, самостоятельность, инициативность и ответственность за принятые решения.
Проект - это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей, это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения.
Метод проектов как педагогическая технология представляет собой совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, которые по своей сути являются творческими.
Проектно-творческая деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Проект — это исследование, направленное на получение уникального результата. Качественно выполненный проект предполагает поэтапное планирование действий и отслеживание результатов работы.
Метод проектов представляет собой способ достижения педагогической цели через детальное исследование проблемы (технологию), которое должно завершиться конкретным, осязаемым практическим результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практике.
Работа над проектом создаёт оптимальные условия для раскрытия творческого потенциала учащихся, развивает творческие способности, самостоятельность и ответственность, формирует навыки планирования и принятия решений. Кроме того, проектная деятельность позволяет увидеть возможность применения знаний, полученных при изучении различных предметов, выявить способности к методической работе и самоорганизации, а также влияет на самоопределение и социальную адаптацию.
Обучение в режиме проектной деятельности предполагает получение учащимися опыта самостоятельной работы с источниками информации, технологиями и инструментами, а также самостоятельного принятия решений.
Метод учебного проекта — это личностно ориентированная технология, которая представляет собой способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта. Он интегрирует в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и другие методики.
Кроме того, метод проектов является замечательным дидактическим средством для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он способствует воспитанию самостоятельной и ответственной личности, развивает творческие начала и умственные способности — необходимые качества развитого интеллекта.
Проект — это самостоятельная творческая работа, которая соответствует возрастным возможностям учащихся и в процессе выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Существует устоявшееся определение проекта как «броска мысли в будущее». Это означает, что проект — это идеальное представление конечного результата деятельности, то есть «конечный продукт в уме», который будет достигнут и создан.
Любой проект выполняется под руководством и с помощью учителя. Главная задача состоит в создании предпосылок для успешного творчества, организации проектной деятельности и поэтапной проработки выбранной темы.
Творческий процесс ученика не может выйти за рамки имеющихся у него знаний. Поэтому эти знания должны быть получены на уроке. Учитель также должен научить ученика навыкам и приёмам работы, которые потребуются для создания запроектированных изделий. Кроме того, творческий процесс не исключает знания технологии.