СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроке истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

применение метода проектов на уроке истории

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроке истории»

В концепции стандартов нового поколения констатируется, что «цель общего образования – формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач».

Приоритетной задачей современного образования в целом, в том числе и исторического, становится не передача готовых знаний, а формирование творческой личности, умеющей и готовой приспосабливаться к изменяющейся реальности, осваивать в течение жизни новые специальности, получать новые знания, менять место работы.

 Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Сделать это можно на основе системно – деятельностного подхода, который является методологической  основой ФГОС второго поколения.

Применение системно – деятельностного подхода возможно при обучении любому предмету, и заключается в формировании универсальной целостной системы знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни.

  Основным способом развития ключевых компетенций  является новое содержание исторического и обществоведческого образования, применение новых образовательных  технологий в деятельности учителя среди  которых: проектно- исследовательская деятельность, проблемное обучение, технология развивающего обучения, включение в образовательный процесс медиа- технологий и ресурсов Интернета.

Отличие проекта и исследования (презентация)

  • 1. По определению

  • Проект - это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации".

  • Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

  • Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

  • 2. По цели

Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.

Цель исследовательской деятельности - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

  • 3. По наличию гипотезы

Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.

Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).

Сложные вопросы воплощения проектной деятельности в школе.

Чем учебный проект отличается от других проектов?

Насколько широкой должна быть тема проекта, чтобы он не превратился в несколько проектов?

Насколько эффективна индивидуальная работа над проектом?

Каким образом должна проводиться презентация проекта?

Какова роль руководителя (учителя) в проекте?

Может ли проект способствовать освоению полного объёма знаний (с учётом современных требований)?

Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Кухаркиной и др. Метод проектов, по определению Е.С. Полат, предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполняемых проектов должны быть, что называется, осязаемыми, то есть если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая конкретный результат, готовый к внедрению. Е.С. Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов:

  • Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

  • Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов: (презентация)

1. По методу, доминирующему в проекте

  • исследовательские

  • творческие

  • приключенческие, игровые

  • информационные

  • практико-ориентированные

2. По характеру координирования проекта

  • с явной координацией

  • со скрытой координацией

4. По количеству участников

  • личностные (индивидуальные)

  • парные

  • групповые

5. По продолжительности проведения

  • краткосрочные

  • средней продолжительности

  • долгосрочные

Творческие проектные мастерские.

  • Проектирование предполагает особые методические приёмы в работе преподавателя, широкое использование дискуссий, ролевых и деловых игр, моделирования.

  • В 5 классе после изучения раздела даны темы творческих заданий, которые выполняются по памятке.

  • 6-7 классы (слайд ) Проект «Кем быть»

До проведения уроков по подготовке вышеперечисленного проектов учащимися изучалась рекламная продукция, проводился социологический опрос, изучались отдельные статьи Трудового и Гражданского Кодексов, использовались возможности Интернета. Продуктом проекта «Кем быть? Можно ли и нужно ли подростку работать?» стала подготовка Памятки для подростков, желающих работать.

Для оформления презентаций по проектам «Молодежь. Молодежные субкультуры», были подготовлены диаграммы, отобраны фотографии, видеоклипы, музыкальное оформление. Представление проектов было очень красочным и эмоциональным.

  • Учебный проект, несомненно, может стать замечательным вариантом изучения некоторых вопросов. Например, в курсе истории тему отмены крепостного права можно построить на проектной основе, тем более что и сама историческая ситуация свидетельствует о существовании разных вариантах (проектах) по данному вопросу. События любого правления также могут быть рассмотрены в виде проекта- например, перед классом может быть поставлена задача создания веб-сайта, посвящённого определённому периоду правления. Для этого необходимо наметить основные страницы, распределить между учащимися задания по наполнению той или иной страницы, а общей объединяющей работой будет создание главной страницы. Здесь необходимо будет учитывать особенности темы, возраст учащихся, их подготовленность, наличие технических возможностей и многое другое.

Выполнение мини-проектов предполагает создание конкретного продукта, который может представлять различные формы: таблица, описание, фото-, аудио-, видеоотчеты, каталог, словарь, альбом, газета, дневник, журнал, путеводитель, презентация, справочник, программа. Значимость мини – проектов в том, что они могут стимулировать внутреннюю познавательную мотивацию всех учащихся.

Мини-проекты «Праздники и развлечения знати на Руси», «Одежда жителей Древней Руси»

Задания –сформулируйте вопросы авторам проектов. Выберите самый лучший вопрос из заданных. По какому признаку вы его выделили?

  • В игре (9 кл.), «Устный диафильм» (другой вариант слайдовая презентация) детям предлагается представить себя авторами диафильма и по ходу рассказа учителя составить его план, записав содержание или название картинок для его кадров. Так, например, по теме «Движение народников» учитель готовит сюжетно-образный рассказ. О самой игре учитель сообщает на уроке, следующим образом: «Представьте, что каждому из вас необходимо создать диафильм под названием «Хождение в народ». Я сейчас постараюсь ярко и образно рассказать, как это происходило, а вам нужно, внимательно слушая мой рассказ, составить перечень кадров, то есть либо записать название картинок, которые вы помещаете в кадрах, либо текст, который вы собираетесь под ними записать. Суть в том, чтобы потом вы могли бы по вашим записям восстановить и рассказать, как вы видите каждый кадр вашего диафильма».

  • Применение проектного подхода имеет особое значение в изучении культурно-исторического материала. Тема: Мир вещей в доме советского человека. (11 кл)

  • Проблема- низкого уровня и «скромного» качества жизни в советском обществе и обществе современном.

  • Цель- создание виртуальной и музейной выставки « Мир вещей в доме советского человека».

  • По этим темам создаются презентации, исследовательские работы, портфолио.

  • Собранный материал, а это открытки, значки, посуда, фотографии и другие вещи советских времён идёт для оформления выставок и экспозиций в школьном музее.


В текущем учебном году проектная деятельность была посвящена теме 75-й годовщине Великой Победы.

Проект «Книга памяти» .

Совместно с учащимися разрабатываются новые проекты. В10 классе на уроках обществознания мы начали работу над проектом «Моя семья – моё богатство», целью которого стало укрепление семейно-нравственных ценностей среди молодёжи. Продуктом проекта станет- выпуск сборника лучших сочинений, фотографий, родословных и рисунков на заданную тему. Накопленный материал станет ресурсом для проведения интересных мероприятий как школьных так и сельских «День села» и других.


На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования. По составу участников проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными:

групповая форма – основана на работе творческих микрогрупп при выполнении заданий, ролевых игр. Группа, как правило, состоит из 3-5 человек. Например, в 10-м классе при изучении темы «Культура России I половины XVIII века» класс делится на микрогруппы, каждая из которых проводит воображаемую экскурсию по Третьяковской галерее и Русскому музею;

индивидуальная форма – данная форма работы используется при выполнении проектов, исследовательских работ, при развитии монологической речи и умений работать с документами;

коллективная форма – данную форму работы используется для сплочения классного коллектива. Это помогает формированию у учащихся чувства ответственности за принимаемые решения. Например, урок-конференция по теме «Глобальные проблемы современности»:

учащимся были предложены темы: «Военные конфликты и угроза миру», «Проблемы ресурсов» и другие, раскрыть которые полно возможно только при использовании Интернет-ресурсов. Начинается освоение информационных технологий, групповая работа. Обозначив проблематику проекта, ученики выдвигают гипотезы, ведут напряженный поиск путей решения с помощью технологии «мозгового штурма». Публичное представление продукта, выступление на презентации со своей работой - завершающий этап творческой деятельности. Таким образом, формируются знания сразу по нескольким предметам, и творческий потенциал получает возможность для выражения.

Более сложные, требующие значительного количества времени, изучения большого числа источников и литературы, глубокого осмысления, анализа, сравнения. Среди них можно привести для примера следующие темы: «Возможно ли было избежать периода «Смутного времени?»; «Наука побеждать» (деятельность А.В.Суворова); «Можно ли назвать эпоху Н.С. Хрущева великой?»; «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи»; «Коллективизация – успех или трагедия крестьянина-труженика» и т.д. Список можно продолжать бесконечно, ведь вся история основана на загадках и противоречиях.

Для реализации творческого и научного потенциала учащихся, а также для развития и усовершенствования проектной деятельности учащихся, в нашей школе с 2016-2107 учебного года организована ежегодная школьная ученическая конференция, где учащиеся IX-XI классов представляют и защищают свои проекты и исследования.

Многие проекты, выполненные учащимися на уроках истории и во внеурочной деятельности, используются мной потом как наглядный материал.

Взаимодействие с учеником в ходе работы над проектом.

Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. Педагогическая тонкость, здесь заключается в том, что ученик должен чувствовать, что проект- это его работа. Он должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения.

Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать аудио или видеозаписи. И, наконец, учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит, может прекрасно рисовать.

Одним из условий реализации этого метода в своей педагогической практике мы считаем корректное “встраивание” его в сложившуюся предметную классно-урочную систему.

В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, я оценивала усвоение учащимися определенного учебного материала.

В конце учебника учащимся предложены информационно-творческие проекты и список ресурсов. Школьники учатся осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять данные в виде таблиц, схем, сообщений, презентаций.

Индивидуальный проект оцениваю по следующим критериям:

  1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, обработку выводов и апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения. (оценка познавательных учебных действий).

  2. Сформированность предметных знаний и способов действий – умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с прблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

  3. Сформированность регулятивных действий – умение самостоятельно планировать свою познавательную деятельность и управлять ею во времени, использовать ресурсные возможности для достижегия целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

  4. Сформированность коммуникативных действий – умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Согласно ФГОС учебный план старшей школы должен включать «Индивидуальный учебный проект». Поэтому задача учителя к выпускному классу научить учащихся самостоятельно выполнить и защитить учебный проект. Особенностью проектной деятельности в X-XI классах является то, что она носит исследовательский, прикладной характер. А это подразумевает более глубоких знаний, более высокого уровня развития УУД и владение проектной и исследовательской деятельностью на достаточно высоком уровне.

Роль учителя в старших классах будет заключаться лишь в консультировании учащихся, оказании учащимся необходимой информационной и методической помощи. А так как предметы «История» и «Обществознание» довольно популярны среди выпускников и многие учащиеся проявляют к нему интерес, то велика вероятность, что индивидуальный учебный проект ученики будут выполнять именно по этому предмету. .

Примерными темами проектных и исследовательских работ по истории в XI классе могут стать следующие: «Государственные праздники как отражение политического режима в стране»; «Социально-психологический анализ личностей Александра I и Наполеона»; «Романовы в повседневной жизни»; «Дипломатический этикет: от Ивана III до В.В.Путина» и т.п.

В заключении хочется сказать, что проектная деятельность формирует в учениках умение и желание учиться, стремление совершенствоваться. В ходе работы над проектами дети учатся проявлять инициативу, ставить цели, разрабатывать план ее достижения, сотрудничать с другими людьми. Эти качества являются тем «спасательным кругом», который позволит им быть успешными в дальнейшей жизни.

Литература:

  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с

  2. Иоффе А.Н. Проектирование в образовании: теория и практика. /̸ Материалы к ученому совету ИСМО РАО. Москва, декабрь 2012.

  3. Карма, А. Е. Проектная деятельность на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 2013. - № 1. – С. 7-8

  4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2.-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

  5. Стрелова, О. Ю. Организация проектной деятельности школьников на уроках истории и во внеурочной работе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. - № 10. – С. 9-17

  6. ФГОС — М.: Просвещение, 2011.
























Выступление на районном методическом объединении учителей

истории и обществознания


«Проектно-исследовательская деятельность

на уроках истории и обществознания»








Подготовила учитель

истории и обществознания

МБОУ СОШс.Кувак-Никольское

Ильина Н.В.











Март 2020г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!