Проектная деятельность на уроке математики.
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Н. Толстой
Введение
Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я». Развитие поисковой активности и познавательного интереса – это главное условие уверенности в себе. Организуя учебный процесс, необходимо учитывать все условия, при которых формируются поисковая активность и познавательный интерес. Достичь этого можно через организацию проектно-исследовательской деятельности на уроке и вне урока.
Данное методическое пособие адресовано учителям математики, работающим в 5-10 классах средних общеобразовательных учреждений, и призвано помочь педагогу оптимизировать свою работу при выборе заданий для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. Пособие может быть использовано учителями, работающими по всем учебно-методическим комплектам.
Данное методическое пособие позволяет организовать проектно-исследовательскую деятельность в классах различного уровня подготовки. Учитель имеет возможность выбрать темы проектов и исследований с учетом особенностей своего класса.
В пособии представлено Положение о проектно-исследовательской деятельности, содержащее рекомендации по оформлению проектно-исследовательской работы, лист сопровождения в работе над проектом, паспорт проекта, критерии сформированности умений проектно-исследовательской деятельности учащихся. По каждой теме курса математики 5-10 классов предложены темы проектов и исследований для урочной и внеурочной деятельности. В пособии приведены примеры технологических карт элементов уроков с применением проектной или исследовательской деятельности.
Составители данного методического пособия надеются, что предложенные материалы будут полезны учителям математики (как начинающим, так и опытным) при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с последующими изменениями).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с последующими изменениями).
Настоящее положение определяет цели, задачи проектно - исследовательской деятельности, порядок ее организации и общие требования к содержанию
синтезе, структурировании, классифицировании;
– обучать умению работать в команде;
– формировать позитивное отношение к собственной деятельности (проявлять инициативу, энтузиазм, выполнять работу в соответствии с установленным графиком), навыки самоанализа и рефлексии.
Организация проектно-исследовательской деятельности в течение учебного года.
. Проектно - исследовательская деятельность является составной частью образовательного процесса школы и проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года. Для организации проектно-исследовательской деятельности могут быть использованы все формы организации образовательного процесса: урок, учебное занятие, познавательная лаборатория, творческая мастерская и др. Ресурсом для развития проектно-исследовательской деятельности являются программы и курсы внеурочной деятельности, внеклассная и внешкольная деятельности.
Домашнее задание может включать в себя элементы проектной и исследовательской деятельности.
. Для осуществления проектно-исследовательской деятельности учащихся определяется руководитель проекта (исследования) на основе устного соглашения учителя и школьника. Руководителем проекта может являться любой член педагогического коллектива школы: директор, заместитель директора, учитель, педагог-психолог или иной педагогический работник.
Если в проекте (исследовании) участвует творческая группа педагогов, то руководителем является один из участников группы.
Если проект (исследование) групповой, то руководитель совместно с участниками формирует группы и назначает их руководителей. Руководителем группы может являться любой учащийся школы. В состав могут входить учащиеся школы, члены педагогического совета школы, родители и члены семей учащихся, привлеченные специалисты.
– предварительное обдумывание темы проекта (исследования) и возможностей для его реализации;
– формирование групп, назначение их руководителей;
– информирование администрации школы о наличии проектно-исследовательской работы и ходе ее реализации;
– обеспечение педагогических условий для творческого роста учащихся, проведение необходимых консультаций на протяжении всей деятельности, координация усилий всех членов группы;
– организация представления конечного продукта для внешней оценки.
отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности учащегося в ходе выполнения проекта.