Фролова О.В.
Учитель музыки, высшая категория
МБОУ «СОШ №11» г. Кемерово
Проектная деятельность обучающихся на уроках музыки и ее значение в рамках требований ФГОС ОО.
Использование в проектной деятельности учащихся регионального компонента.
Проект «Путешествие по музыкальным местам Кузбасса»
Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой
Введение
Искусство возникло раньше наук. Издревле человек стремился к прекрасному, воплощая свои мысли и эмоции в произведениях искусства.
Музыка, как всякое искусство, помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине. Я считаю, что музыкальное развитие дает возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний) и, что самое главное, — это постоянная возможность самореализации. Однако зачастую учащиеся воспринимают классическое наследие как нечто абстрактное, оторванное от реальной жизни В связи с этим при преподавании предмета музыка в 5-7 классах возникла острая проблема: «Как заинтересовать и увлечь учеников музыкальным искусством?».
Актуальность проектной деятельности на уроках музыки.
В условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям. Современное поколение, на мой взгляд, не имеет четкого представления о том, какую несомненную практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому к предмету «Музыка» относятся как к малозначимому, ненужному предмету. А еще Пифагор, создавая свою «школу мудрости», положил в ее основу два искусства – музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. Работая учителем музыки, я стремлюсь привести учащихся к осознанию мысли, что музыка - не просто вид искусства, но важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника.
Программы общеобразовательных учреждений «Музыка», предусматривают в ходе изучения курса достижения многих задач, направленных на:
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной культуры, памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов, о воздействии музыки на человека, о ее взаимодействии с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира, музыкального вкуса учащихся, потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании, слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Основной целью своей работы считаю формирование положительной мотивации в процессе изучения предмета «Музыка» в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень. Через формирование слушательского интереса достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитание у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. А это в условиях ФГОС, который в основной школе предусматривает такую форму аттестации - как защита индивидуального проекта, очень актуально.
В последние годы в педагогической практике наблюдается большой интерес к проектной технологии. Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках является одним из приоритетов современного образования. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал.
Актуальность данного проекта. В преддверии важной для региона даты – 300 лет Кузбасса, творческой инициативной группе учащихся параллели 6-х и 7-х классов было дано задание подготовить проект: Виртуальная экскурсия по музыкальным местам Кузбасса.
Цель проекта - создать цикл презентаций о музыкальных местах Кемерово, записать на электронный носитель информации (флэшка, CD-rom)
Задачи проекта:
Разработать темы презентаций для составления виртуальной экскурсии;
Изучить историю возникновения и развития музыкальных учреждений Кемерово.
Изучить особенности традиций и культуры своего народа.
Развивать познавательный интерес, трудолюбие учащихся
Срок выполнения проекта: 1 месяц
Основные этапы выполнения проекта
Для совершении «виртуальной» экскурсии нами были выявлены следующие музыкальные места Кузбасса:
Государственная филармония Кузбасса и ее коллективы
Губернаторский симфонический оркестр Кузбасса и дирижеры, которые им руководили.
Оркестр русских народных инструментов
Струнный квартет «Элегия»
Губернаторский хор «Утро»
Струнный ансамбль «Созвучие»
Музыкальный театр им. А.К. Боброва
Драматический театр
Дворцы культуры и коллективы, которые при них существуют.
Музыкальные школы, так как без воспитания подрастающего поколения, музыкальная культура не может развиваться.
Распределение тем мини – проектов между учащимися (возможно дублирование тех или иных объектов культуры
Участники проекта: учащиеся 6-7 классов.
Выполнение творческих работ учащимися, оформление в формате презентации.
Особые условия выполнения работ: при выполнении презентации поставлено ограничение по количеству слайдов: не более 15.
Результатом данного вида проектной деятельности учащихся на уроках музыки стал сборник работ учащихся, записанный на компакт – диск и хранящийся в школьной библиотеке. Также было принято решение делать ежегодно записи работ учащихся, с указанием года, в котором были созданы данные проекты. Такое решение было предложено самими учащимися, что дает возможность судить о положительной оценке большинством из них своей собственной работы с информацией.
Промежуточный результат: было принято решение о том, что несколько презентаций учащихся примут участие в конкурсе «Кузбасс – 300». Данные работы заняли призовые места на конкурсе.
Заключение
Проект всегда дает возможность ученику учиться самому. Развиваются коммуникативные стратегии, школьники учатся действовать с разных позиций в коллективе. Проектная деятельность дает возможность расширить сферу действий в области искусства. Проектная – деятельность помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу, становится формой организации учебной деятельность старшеклассников. Проектно- исследовательская деятельность предполагает совместную работу учителя и учащихся, способствует развитию творческих способностей детей, поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельности учащихся. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал.
Литература:
1. Исаева Л.А., Кудинов Ю. Н., Курченко И.В., Чижикова В.П. Педагогические вариации на тему «Искусство в школе». Учебно-методическое пособие для учителя. – Саратов: Издательство «Научная книга», 2002.-118 с.
2.Кацюба В.А. История Кузбасса. Кемерово: книжное издательство, 1983г. – 192с.
3.Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы. //Методист, №3, 2004
4. Соболев А.С. Музыкальное наследие. Издательство « Просвещение». Москва. 1968г. – 114с.