СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Презентация о проектной деятельности на уроке математики
Августовское совещание работников образования Республики Дагестан «Образование Республики Дагестан: ключевые задачи, нравственные ориентиры, качественные показатели»: «Методические семинары для учителей математики и естественно-научных дисциплин»
Мастер-класс на тему:
«Проектная деятельность в школе»
Хуриялова Патимат Муртазалиевна -учитель математики
МБОУ «Гимназия №35» г. Махачкала
«Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания.»
В.П. Вахтеров
(российский педагог и психолог начала XX века)
Цели и задачи работы:
Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий.
Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.
Цель исследовательского метода – «вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения. Школьник должен почувствовать прелесть открытия.
Таким образом, исследовательский процесс – это не только логико-мыслительное, он и чувственно-эмоциональное освоение знаний.
Исследовательская деятельность начинается с разработки программы исследования, которая включает следующие этапы:
Анализируя математическую модель этой практической задачи, учащиеся формулируют проблему – нужно найти гипотенузу прямоугольного треугольника по двум известным катетам.
Для решения этой проблемы можно организовать практическую работу исследовательского характера, предложив учащимся задание по рядам: построить прямоугольные треугольники с катетами 12 и 5; 6 и 8; 8 и 15 см и измерить гипотенузу.
От столба высотой 20 м натянут провод к башне, который крепится на высоте 14м от земли. Расстояние от мечети до столба 8м. Вычислите, какой длины должен быть провод?
В
В
? м
? м
6 м
6 м
С
M
А
С
8 м
8 м
20 м
14 м
20 м
14 м
8 м
А
8 м
D
D
M
Летом 2017г. в Махачкале была реконструирована улица имени Буйнакского. Проведена огромная работа, включая и посадку деревьев. Осень выдалась ветреная и, чтобы спасти деревья, нужно их укрепить шпагатом. Высота ствола ели, на которую крепится шпагат, равна 3м. , а расстояние от ствола до колышка равно 4м .
Нужно узнать, сколько шпагата необходимо для укрепления 12 деревьев.
3м
4м
Приведу несколько примеров мотивирующих задач.
При изучении темы «Сумма углов треугольника» в качестве исходного задания можно предложить такую задачу: «Построить треугольник по трем заданным углам:
1) А = 90 о , В = 60 о , С = 45 о ; 2) А = 70 о , В = 30 о , С = 50 о ; 3) А = 50 о , В = 60 о , С = 70 о ».
На уроке геометрии по теме «Вычисление объемов тел с помощью интеграла» учащимся можно задать следующий вопрос: «Может ли фигура с бесконечной площадью дать при вращении тело с конечным объемом?» Учащиеся, скорее всего, ответят, что такое невозможно. Разубедить их помогает пример рассмотрения фигуры, ограниченной гиперболой
y = 1 / x, осью Ох и прямой х = 1, которая вращается вокруг оси Ох .
Кроме уроков-исследований существуют также мини-исследования . В них присутствуют лишь некоторые исследовательские элементы. Выполнение задания занимает несколько минут.
Вот примеры совсем небольших проблем-вопросов:
« Почему треугольник назван «треугольником»? Можно ли дать ему другое название, также связанное с его свойствами?»
«Как можно объяснить название «развернутый угол»?»
«В Древнем Египте после разлива Нила требовалось восстановить границы земельных участков, для чего на местности необходимо было уметь строить прямые углы. Египтяне поступали следующим образом: брали веревку, завязывали на равных расстояниях узлы и строили треугольники со сторонами, равными 3, 4 и 5 таких отрезков. Правильно ли они поступали?»
Такое учебное исследование можно назвать «учебным расследованием». Расследование показывает учащимся, что наглядность, жизненный стереотип иногда приводят к ошибке, а может выручить лишь математика.
Математика дает широкое поле для исследования. Изучая математику, учащиеся кратко повторяют путь человечества, который оно прошло, добывая математические знания.
Например, рассматривая многогранники, учащиеся могут самостоятельно прийти к соотношению между числом вершин, граней и ребер для любого выпуклого многогранника, которое выражается известной формулой Эйлера.
Исследовательские работы
Министерство образования и науки Республики Дагестан Управление образования г. Махачкалы МБОУ «Гимназия № 35» XXVIII научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»
Симпозиум 3. Математика и информационные технологии
Секция: Прикладная математика.
Исследовательская работа по теме:
«Законы красоты в математике»
Выполнили: ученики 9«в» класса
МБОУ «Гимназия №35»
Мурадов Магомед Магомедович, Ибрагимова Амина Нурмагомедовна
Золот ое сечение
Все живое и все красивое подчиняется божественному закону, имя которому – «золотое сечение».
Золотое сечение или «божественное деление» - это такое деление целого на две неравные части, при котором большая часть так относится к целому, как меньшая к большей.
Отношение золотого сечения выражается числом 0,618. Пропорция золотого сечения:
1:0,618= 0,618:0,382
1,6м
4,2м
2,6м
11
По прототипам практико - ориентированных заданий из ОГЭ , связанные с печью, мы составили задания с камином.
Задание 1. Хозяин дома собирается установить камин во дворе частного дома. Известно, что высота камина -3,5 м, ширина-2,15 м. Камин делится на три части. Основной частью камина является сама топка, следующей частью является пространство от топки до верхнего молдинга, далее пространство от самого молдинга до уступа. Нашей целью является узнать, есть ли между этими областями камина правильные пропорции, близкие к золотому сечению, найти их при помощи соотношений золотой пропорции.
Найдите отношение высоты топки с молдингом к высоте уступа, ответ округлите до десятых.См.рис.1
1) Амина: 1,2:2=2:3,2
1,2·3,2=3,84; 2·2=4
2) Магомед: 1,3:2,1=2,1:3,3
3,3·1,3=4,29
2,1·2,1=4,41
1,3(1,2)м
3,5м
3,3(3,2)м
2,1(2)м
2,15м
Задание 2. Камин - красивая деталь интерьера, можно даже сказать, что это сердце дома, но, требующее ресурсов, в роли которых выступают дрова. В год электрокамин израсходует 1250 киловатт-часов электроэнергии по 3.5руб. за 1 киловатт-час, а дровяная печь за год израсходует 1,5 куб.м дров, которые обойдутся по 1600 за 1 куб.м . На сколько дороже обходится эксплуатация электрокамина в сравнении с камином на дровах. Чтобы найти стоимость эксплуатации, необходимо расход умножить на стоимость одной единицы.См.рис.1
1250·3,5-1600·1,5= 1975(р)
Задание 3. Хозяин выбрал камин на дровах в форме арки над топкой. Чертёж камина показан на нашем рисунке. Размеры указаны в см, камин снабжён кожухом над самой топкой. Верхняя часть кожуха выполнена в виде арки, присоединенный к передней стенке по дуге окружности. Для установки камина хозяину понадобилось узнать радиус закругления арки R. Размеры элементов камина показаны на рисунке. Найдите радиус в сантиметрах, ответ округлите до десятых.
58 см
R
32см
≈
110см
32см
55см
R
=63,63 ≈ 63,6
Задание 4. Хозяин заказал материал для камина на сумму 45800 рублей с доставкой. Доставка в строительном магазине до участка стоит 1250 руб. При покупке материала на стоимость выше 20000 рублей, магазин предлагает скидку на товар 5 % и 30 % на доставку. Сколько будет стоить товар на этих условиях?
45800-45800 ٠ 0,05=43510(р)-материал со скидкой.
1250 ٠ 0,7=875(р)-доставка
43510+875=44385(р)
Ответ: 44385р.
Задание 5 . Для облицовки дымовой камеры камина, которая имеет форму трапеции, необходимо купить материал. Хозяин планирует для отделки основной части дымовой камеры камина использовать плитку, а по периметру – мрамор. Плитка, которая нужна хозяину, продается в упаковках по 6 штук в каждой. Какое количество упаковок плиток и сколько плит мрамора необходимо купить хозяину, чтобы затраты при этом были минимальны, учитывая, что мрамор продается поштучно?( Края дымовой камеры нужно облицевать мрамором шириной 7см,размеры мраморной плитки 50х50, размеры плитки 20х5).В ответе указать количество упаковок в сумме с количеством мраморных плиток.
0,81м
1,2м
1,4м
0,82м
1,4м
1,24м
1,24м
1,2м
0,3м
0,3м
≈ 1,24(м); 1,24+1,24+0,82=3,3(м); 3,3х0,07=0,231( м 2 )- мрамор -1 пл.
1,4-0,14=1,26(м); 0,82-0,14=0,68(м). S=(1,26+0,68):2 ٠ 1,06=1,03( м 2 )- плитка
0,2 ٠ 0,05=0,01(м 2 )- S одной плитки, в упаковке 6пл-
S=0,06м 2 , 1,03:0,06 ≈ 17,2(уп). Ответ:19
0,5м
6,65м
0,81м
2,57м
6,65м
4,16м
2, 6м.
0,74м
1,97м
1,23м
«Использование некоторых методов линейного программирования в решении прикладных задач»
Выполнил: ученик 11 класса Алиев Ахбердилав
Линейное программирование.
Геометрический (графический) метод.
Наличие сырья:
на АКФХ «Хабиб» – 40 тонн,
на КФХ «Месед»– 50 тонн.
Потребность в сырье:
для Кизилюртовский молочный завод «Колос» – 20 тонн;
для Кизлярский молочный завод «Дарман» – 30 тонн;
для « Согратль» молочная продукция»– 40 тонн
Кизилюртовский молочный завод «Колос»
Об1.СПК «Хабиб»
Об2.КФХ «Месед»
Кизлярский молочный завод «Дарман»
140 км
«Согратль» молочная продукция
137 км
95 км
170 км
150км
56 км
Каждое из этих неравенств определяет в системе координат х, у плоскость, а
система всех этих неравенств определяет выпуклый многоугольник.
Симплекс метод.
Решение задач ЛП при помощи Excel.
Ресурсы
Типы производимого товара
Полотно
Разовые маски
Фильтр. ткань
Количество ресурсов
Многоразовые маски
2
Человеко-день
4
7
700
1
2
Прибыль
480
2
20
300
40
XXV Научная конференция
молодых исследователей: «Шаг в будущее»
Тема:
«Решение уравнений
высших степеней»
Авторы:
ученики 10 класса
МБОУ «Гимназия№ 35»
Нурудинов Магомед ,
Алиев Ахбердилав
Актуальность исследования :
многие школьники неоднократно сталкивались с трудностями в решении различных уравнений высших степеней. Нередко это бывает связано с непониманием или неочевидностью выбора решения. Решение уравнений высших степеней привлекательны тем, что многое зависит от выбора способа решения, так как это позволяет решать различный спектр заданий (в том числе и задания ЕГЭ) гораздо быстрее и понятнее для обычного школьника.
.
Цель работы: Изучить приемы и методы решения уравнений высших степеней как можно больше узнать об этих уравнениях, выходя за рамки школьной программы и научиться их решать. Задачи: 1. найти информацию об истории изучения решения уравнений высших степеней; 2. узнать способы решения кубических уравнений и уравнений высших степеней; 3. познакомиться с формулами и способами для их решения.
Гипотеза:
если есть уравнение с рациональными корнями, то существует общий способ, который можно применить для решения уравнений n-степени
Новизна:
в пределах школьной программы некоторые способы решения уравнений высших степеней вовсе не рассматриваются или же встречаются довольно редко, поэтому для нас эта тема предстает новой и неизученной
Методы исследования:
1) изучение литературы по уравнениям высших степеней;
2) поиск способов и алгоритмов решения уравнений высших степеней;
3) сравнение найденных способов и выявление их преимуществ и недостатков;
4) обобщение, практические задания, составление программы.
Ожидаемые результаты: приобретение навыков решения алгебраических уравнений высших степеней, проведение консультаций одноклассникам по способам и методам их решения.
Выводы:
Заключение
Способы решения уравнений высших степеней нередко оказываются полезны при решении необычных, конкурсных, олимпиадных задач и заданий ЕГЭ. Кроме того, чем большим количеством способов мы можем решить то или иное уравнение, тем скорее мы научимся рациональности в своих рассуждениях и действиях. А для этого надо решать! Решать больше, учиться находить различные пути. Ведь жизнь предполагает многовариантность! Решение в конечном итоге сводятся к решению либо линейных, либо квадратных уравнений. Этим подтверждаются слова Л.Н.Толстого: «Большинство жизненных задач решаются, как алгебраические уравнения: приведением их к самому простому виду».
Министерство образования и науки Республики Дагестан Управление образования г. Махачкалы МБОУ «Гимназия № 35» XXX научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»
Симпозиум 3. Математика и информационные технологии
Секция: Прикладная математика.
Исследовательская работа по теме:
«Способы решения задач ГИА на смеси и сплавы»
Выполнила: ученица 8«в» класса
МБОУ «Гимназия №35»
Антигулова Жасмина Гасановна
Цель исследования: изучить метод «квадрат Пирсона» для решения задач на сплавы, смеси и растворов.
Гипотеза: «квадрат Пирсона» можно использовать при решении задач на смешивание трех растворов.
Задачи :
Задачи на смеси, сплавы, растворы можно разделить на 3 группы:
Методы решения задач на сплавы,
смеси и растворы:
Табличный способ
Сколько нужно добавить воды в сосуд, содержащий 400 г 70 % -го раствора уксусной кислоты, чтобы получить 8 % раствор уксусной кислоты?
Ответ: 3,1 кг воды.
Арифметический способ
В сосуд, содержащий 8 литров 24-процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 4 литра воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Решение.
Объем увеличился в 1,5 раза (было 8 л., стало 12 л. 12:8 = 1,5), содержание вещества не изменилось, поэтому процентная концентрация получившегося раствора уменьшилась в 1,5 раза. 24:1,5= 16 (%).
Ответ: 16 %.
Алгебраический способ
Имеется два сплава. Первый содержит 10% никеля, второй — 30% никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 200 кг, содержащий 25% никеля. На сколько килограммов масса первого сплава была меньше массы второго?
Ответ: 100.
Решение.
Концентрация раствора равна:
Объем вещества в 1 растворе равен 0,15⸱4=0,6 литра.
Объем вещества во 2 растворе равен 0,25⸱6=1,5 литра.
С помощью формулы
Смешали 4 литра 15-процентного водного раствора некоторого вещества с 6 литрами 25- процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Таким образом, концентрация полученного раствора равна:
Ответ: 21 %
Алгоритм решения задач методом «квадрат Пирсона»:
5. находим разность с-х 2 по первой диагонали и записываем еѐ в правом верхнем углу;
6. находим разность х 1 -с по второй диагонали и записываем еѐ в нижнем правом ;
7. полученные разности необходимо умножить на соответствующие массы исходных растворов и сумма этих выражений будет равна 0;
m 1 (с−х 2 ) + m 2 ( х 1 −с )=0 (1)
Из таблицы вытекает следующее равенство:
х 1 ⸱m 1 + х 2 ⸱m 2 =cm (2) .
Можно сделать вывод, что 1 и 2 формулы равносильны.
Практическое применение метода «квадрат Пирсона»
9 класс(ОГЭ-№21)
Имеется два сплава с разным содержанием меди: в 1-м содержится 60%, а 2-м – 45% меди. В каком отношении надо взять 1-й и 2-й сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 55% меди?
9 класс, Имеется два сплава с разным содержанием меди: в 1-м содержится 60%, а 2-м – 45% меди. В каком отношении надо взять 1-й и 2-й сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 55% меди?
9 класс, Имеется два сплава с разным содержанием меди: в 1-м содержится 60%, а 2-м – 45% меди. В каком отношении надо взять 1-й и 2-й сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 55% меди?
9 класс, Имеется два сплава с разным содержанием меди: в 1-м содержится 60%, а 2-м – 45% меди. В каком отношении надо взять 1-й и 2-й сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 55% меди?
Ответ: 2:1
9 класс(ОГЭ-№21)
1-ый сплав содержит 5% меди, второй – 13% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 4 кг. Из этих двух сплавов получили 3-й сплав, содержащий 10% меди. Найдите массу 3-го сплава.
Смешали 3 кг 24- процентного раствора, 4 кг 32-процентного раствора и некоторое количество 48-процентного раствора одного и того же вещества. Сколько кг 48- процентного раствора использовали, если в результате получили 40-% раствор вещества?
Решение задач «квадратом Пирсона»
на смешивание 3-х растворов
11 класс(ЕГЭ-профиль, №10)
11 класс(ЕГЭ-профиль, №10)
Смешав 8-% и 26-% растворы кислоты и добавив 10 кг чистой воды, получили 16-% раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50-% раствора той же кислоты, то получили бы 20-% раствор кислоты. Сколько кг 8-% раствора использовали для получения смеси?
Заключение
Изучение математики требует от учеников умения решать текстовых задач. Особенно сложными для них являются задачи на сплавы, смеси и концентрацию.
Выводы:
Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтверждена.
Россия, Республика Дагестан,
г. Махачкала, поселок Ленинкент
Научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
Секция: «Прикладная математика»
Тема:
«Нестандартные способы
решения алгебраических задач»
Автор:
ученик МБОУ «Гимназия №35»
11 «А» класса
Халилов Халил Магомеднурович
Махачкала 2016
Уж лучше вообще не помышлять об отыскании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода…
Рене Декарт
Актуальность: ученики часто сталкиваются с определенными трудностями в решении алгебраических задач. Нередко это бывает связано с непониманием или неочевидностью алгебраического решения. Нестандартные способы решения более привлекательны в этом плане, поскольку дают возможность оценить задачу с другого ракурса и решить ее более понятным обычному ученику методом.
Новизна: в пределах школьной программы альтернативные пути решения встречаются довольно редко, или вовсе остаются незнакомыми большинству школьников, поэтому для меня, как и для многих моих сверстников, эта тема предстает новой и неизученной.
Цель: исследовать различные подходы к решению определенных алгебраических задач и показать их преимущество над традиционным решением.
Задачи:
Геометрический способ
решения неравенства
Задача
Доказать неравенство для любых действительных
,
где – заданные действительные числа
Доказательство:
Пусть
Рис.1
принадлежит плоскости или плоскости .
Левая часть неравенства можно интерпретировать как сумму расстояний Из неравенств треугольника имеем:
.
, неравенство доказано.
Точки и расположены по разные стороны от плоскости при . Равенство имеет место при .
Отрезок пересекает плоскость
Найдем точку пересечения прямой с плоскостью .
при
()
при
Равенство имеет место в точке
Наибольшее и наименьшее значение функции
Пример
Найти наименьшее значение функции:
.
Преобразуем правую часть функции:
Возьмем точки: тогда
,
Решим уравнение
- уравнение прямой
Найдем точку пересечение прямой с плоскостью :
Проверка:
.
Метод Мажорант.
Метод мажорант применяется при решении нестандартных задач, которые не получаются решить с помощью стандартных приемов. Можно этим методом решить некоторые задания С3 и С1.
Название метода мажорант происходит от французских слов majorer - объявлять большим и minorer - объявлять меньшим.
Метод мажорант основан на том, что множество значений некоторых функций ограничено. При использовании метода мажорант мы выявляем точки ограниченности функции, то есть в каких пределах изменяется данная функция, а затем используем эту информацию для решения уравнения или неравенства.
Чтобы успешно пользоваться этим методом, нужно хорошо знать, какие функции имеют ограниченное множество значений.
Метод Мажорант
Пример
Решите неравенство:
+
+
2. 5x-3≤0
x≤3/5
+
+
В правой и левой частях неравенства стоит выражение:
24-40x
Вычтем его из обеих частей неравенства, получим:
Так как квадратный корень - величина неотрицательная, следовательно, неравенство выполняется только, если левая часть равна нулю.
3 .
а) Приведем второй логарифм к основанию 3:
=0
б) Преобразуем первое слагаемое:
в ) Замена: .
Получим уравнение: =0
Отсюда t=0 или
г) Вернемся к исходной переменной:
=0 или = Отсюда x=1 или x=
Ответ:
Конкурс исследовательских работ и проектов учащихся
общеобразовательных организаций
Исследовательская работа / проект
«Методы извлечения квадратных корней»
Научное направление:
физико-математические науки
Автор:
Антигулова Жасмина Гасановна,
ученица 8 класса МБОУ «Гимназия №35»
При изучении темы квадратных корней по алгебре в 8 классе и изучении теоремы Пифагора по геометрии, нам приходилось извлекать квадратные корни. Так как на уроках математики нам не разрешали пользоваться калькулятором, а таблица квадратов тоже не всегда под рукой, то для нас стала актуальной тема « Извлечение квадратных корней » без калькулятора и таблицы квадратов. На ОГЭ и ЕГЭ таблица квадратов дается только для двузначных чисел, как же быть, если подкоренное выражение шестизначное? Но я узнала, что извлекать корни люди научились задолго до изобретения электронно-вычислительных машин. Поэтому эти вопросы и легли в основу исследования, которое для меня стало маленьким открытием. Исследуя эту тему, я нашла не один, а несколько способов решения данной проблемы .
Цель работы: изучить способы вычисления арифметических квадратных корней, сравнить их для практического применения и найти самый рациональный из них.
Задачи:
Гипотеза: существует не менее двух-трёх способов извлечения квадратных корней без калькулятора.
Методы исследования:
Способ использования таблиц квадратов двузначных чисел .
Формула Древнего Вавилона
Древние вавилоняне число х представляли в виде суммы а 2 + b, где а 2 - ближайший к числу х точный квадрат натурального числа а и пользовались формулой:
Извлечём с помощью этой древней формулы корень квадратный из числа 93:
=
=9+
Результат извлечения корня из 93 с помощью МК равен 9,644.
Как видим, способ вавилонян дает не совсем точное приближение к точному значению корня, хотя некоторые значения корня максимально приближены к точному ответу. Но без знания полных квадратов больших чисел и умения их быстро находить, результат извлечения будет найти крайне затруднительно.
Канадский метод
Быстрый метод извлечения квадратного корня был открыт в 20 веке молодыми учёными одного из ведущих университетов Канады. Точность этого метода – не более двух – трёх знаков после запятой. Вот формула, которую они использовали :
+
где x - число, из которого необходимо извлечь квадратный корень, а s - число ближайшего точного квадрата.
Попробуем извлечь квадратный корень из 971, используя их формулу:
x = 971, s = 961. Это означает, что
= 31.
Просчитаем по этой формуле:
+
= 31 + ( 0,1613 ) = 31+0,1613= 31,1613
Метод несложный и удобный.
Через решение уравнения
Удобным способом нахождения квадратного корня
« вручную » является решение уравнения, ведь математика - наука с многовековой историей, а калькуляторы были не всегда. Способ извлечения квадратного корня решением уравнения дает возможность вычислить значение корня с точностью до одного - двух знаков после запятой, а если есть желание, можно получить значение с большей точностью.
Пример: найдите приближенное значение корня 135 .
В первую очередь определим границы искомого корня в целых числах. Так как 121 = 11 ² и 144 =12 ² , поэтому
12 .
Пусть х – это та разница, на которую отличаются друг от друга
и 11
и
= ( 11 + х ) ²
и при помощи формулы суммы квадрата раскроем скобки:
135 = (11 + х ) ² = 121 + 22 х + х ² .
Учитывая, что х ² достаточно малая дробь, то ею вполне можно пренебречь.
Поэтому приходим к простому линейному уравнению 135 = 121 + 22 х.
Решив уравнение , получаем значение: х = 0,6363.
Значит
= 11 + х . Возведем в квадрат обе части полученного уравнения ( )²
≈ 11 + 0,6363 ≈ 11,6363
При расчете на калькуляторе, значение этого корня равно11,6190, то есть погрешность при нашем расчете составила 0,0173.
Подобный способ вычисления квадратного корня необычайно точен и удобен, а погрешность вычисления зависит исключительно от терпения и упорства.
Способ отбрасывания полного квадрата
( только у четырехзначных чисел)
Способ отбрасывания полного квадрата применим только для извлечения квадратного корня из точного квадрата, а вот алгоритм нахождения зависит от величины подкоренного числа.
Пример 1:
Извлечение корней до числа 75 2 = 5625
Например:
= 16 +25 = 41.
=
Представим число 1681 в виде суммы, выделив из этого числа квадрат 81, затем выделенный квадрат отбрасываем, к числу сотен первого слагаемого прибавляем всегда 25 . Получим ответ 41.
Так можно извлекать только квадратные корни до числа 75 2 =5625!
Извлечение корней после числа 75 2 = 5625
Как же устно извлечь квадратные корни из чисел больше 75 2 =5625?
Например : √7744 = √ 76 00 + 144= 76 + √144 = 76 + 12 = 88.
=
Поясним,7744 представим в виде суммы 7600 и выделенного квадрата 144. Затем к числу сотен прибавить квадратный корень из 144, равный 12.
Получим ответ 88.
Этот способ, нахождения очень интересен , в какой – то мере оригинален, но достаточно сложен в запоминании из- за двойственности алгоритма и применим только для четырёхзначных чисел точных корней.
Графический метод.
Данный метод основан на графическом решении уравнения х ² =b, полученном из = х
путём возведения в квадрат. С алгоритмом решения этого уравнения знаком каждый школьник: в одной системе координат построим на клеточной бумаге графики функции у = b и у = х ² , найдём координаты точки пересечения графиков. Абсцисса точки пересечения и будет соответствовать значению квадратного корня из числа b.
Графический метод в извлечения квадратных корней дает неточный ответ, и в отличие от других методов, полученное значение будет с большей погрешностью.
Деление на пары через составление ребуса
Работаем сразу с
по плану: Пусть
= х
Мы получили первую цифру числа х.
3. Находим квадрат первой цифры (4 2 = 16).
4. Находим разность первой группы и квадрата первой цифры (21 - 16 = 5).
5. Следующие две цифры сносим (получили число 592).
6. Удваиваем первую, найденную нами цифру, записываем слева за чертой (4∙2 = 8).
7.Далее необходимо найти вторую цифру числа х: найденная нами удвоенная первая цифра становится цифрой десятков числа, при умножении которого на число единиц, необходимо получить число меньшее 592 (это цифра 6, и 86∙ 6 = 516).
6 - вторая цифра числа х.
8. Находим разность (592 – 516 = 76).
9. Сносим следующую группу (получаем число 7611).
10. Удваиваем число 46, получаем 92.
11. 92 десятка в числе, при умножении которого на число единиц, мы должны получить число меньшее 7611 (928∙8=7424). Найденная нами цифра единиц (8) и есть третья цифра числа х. Далее процесс повторяется.
12. Находим разность (7611 – 7424 = 187).
13. Следующую группу цифр сносим (получаем число18724).
14. Удваиваем число 468, получаем 936
15.936 десятков в числе, при умножении которого на число единиц, мы должны получить число равное 18724. Найденная нами цифра единиц (2) и есть последняя цифра числа х. Ответ: =4682
Так как данный способ применим к любым числам, он универсальный, но составление ребуса (угадывание цифры на конце числа) требует логики и хороших вычислительных навыков столбиком. Способ трудоёмкий, но очень точный.
Метод последовательных приближений в извлечении квадратных корней
Рассмотрим способ извлечения квадратных корней, употреблявшийся уже в древнем Вавилоне задолго до нашей эры. Его применял и александрийский математик Герон. Не знаю почему, этот способ был заброшен, но сейчас к нему прибегают иногда для извлечения квадратных корней на электронных вычислительных машинах.
Нaучно-прaктичeскaя конфeрeнция
молодых исследователей
«Шaг в будущee »
Секция : культурология
Тeмa:
«Зарождение библиотечного
дела в с. Шангода»
Aвтор:
Исрапилова Фатима
Шамильевна ,
учeница 8 «в» клaссa
МБОУ «Гимнaзия №35»
Селение Шамгуда- родина моих предков,
кузница ученых
Рафи-эфенди родился в 1863 году в семье учёного и переписчика, представителя рода Шамгудинских Исмаила (1805-1877)
Рафи-эфенди родился в 1863 году в семье учёного и переписчика, представителя рода Шамгудинских Исмаила (1805-1877)
Большой сборник . Бумага белая, тонкая или ученическая в клетку или чистые листы (22-23 х 17-18).. Количество листов нет, картон. Состав:
I) "Китаб ал-фаранд маса`илат" и ответы на вопросы по наследственному праву.
2) Ответы на вопросы по наследственному праву от Хаджи-Мухаммеда аш-Шамгуди.
3) Ответы со ссылками на ал-Чухи (Чох), Мухаммед-Тахира ал-Карахи и на "Анвар" и Иусуфа ал-Ардабили (ум. В конце XIV в.) "Лучи для деяния праведных".
4) Вопросы к судье селения Ц.ш.д ( ? ) Рамазану.
5) Много таких вопросов. Всё это задачи-впоросы, и тут же ответы со ссылками на авторитеты. Всё это написано одной рукой. Далее - то же, но по другой теме: "Китаб ал-васабаавторитеты (Али Каяева и многих других). Вопросы к учёному Абд ал-рахиму ас-Сугури, к кадию сел. Мукор Мухаммад Дибиру и т.д. Далее: "Китаб ал-нахах", "Китаб ал-`идот", "Китаб ат-талак" и т.д. Это уникальный сборник. Здесь даны разъяснения вопросов мусульманского права в форме вопросов и ответов. Свод определённых задач на имя определённого кади и его ответы. Очень много цитат из сочинений дагестанских авторов. Составлен сборник приблизительно во второй половине XIX в. [1]
Сочинения по истории: "Дербент-наме" (XIX в.) и исторические записи (о Шамиле и др.) на аварском языке (1874 г., 1893-94 гг.),
Сочинения по логике: "Хашийа ала Шарх ат-талхис ал-Мутаввал" (1678 г.), "Исагуджи" (1921).
Сочинения по медицине: два сборника без названия (XIX и нач. XX в. соответственно).
Выполнил:
Магомедов Магомед
ученик 11 класс гимназии №35
Тема:
«Моделирование и изготовление спасательного беспилотника»
Задачи:
данная работа очень актуальна для работников МЧС, так как беспилотник может помочь в разных поисково-спасательных работах, и стоит такой беспилотник относительно не дорого по сравнению с аналогами.
Технические характеристики модели.
Размах крыла - 1500 мм . Радиус действия радиоаппаратуры – 2000м. Скорость полёта от 45 до 80 км/ ч . Время полёта с полной зарядкой аккумулятора 4000 Map/ch равен примерно 1 часу.
Описание модели беспилотника
Конструкторская часть
Название материала
Потолочная плитка
Количество (шт)
10
Деревянные рейки
Цена (руб.)
1
Клей
300
1
70
Изолента
Сервомашинки
100
1
Моторчик бесколлекторный
1
50
1
Аккумулятор
600
1
Регулятор
1200
1
2200
Сервоудлинители
Передатчик с приемником
800
1
1
Fpv камера
350
1
3000
2900
Выводы:
Суть метода проектов
Метод проектов – способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию личности обучающегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой- либо интересующей его проблемы.
Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты .
«Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где, и как я могу это применить» - основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями.
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно ( в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Требования к учебному проекту
Проект – это шесть «П»
ПРОЕКТ
проектирование (планирование)
поиск информации продукт презентация
портфолио (папка- отчёт)
Существуют разные виды классификаций проектов. Так, по доминирующей деятельности выделяют :
Виды проектов
Виды проектов
Виды проектов
Типология проектов
Доминирующая в проекте деятельность :
- исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико- ориентированная), ознакомительно- ориентировочная, пр. Предметно- содержательная область:
Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
Количество участников проекта:
Продолжительность проекта:
Структура проекта
Задачи проекта
Тема
Цель
которые нужно сделать, чтобы достичь цели.
Структура проекта
План действий и его выполнение
Формы проекта
Защита проекта
Преимущества персональных проектов
Преимущества групповых проектов
Формы продуктов проектной деятельности
Что является критериями успеха работы над проектом?
Общие подходы к структурированию проекта:
Общие подходы к структурированию проекта:
Учебный проект с точки зрения:
Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе.
Работа над проектами позволяет учителю обучить детей поиску необходимой информации, приёмам самостоятельной работы, позволяет выйти за рамки привычной организации учебного процесса, разнообразить формы работы.
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов :
Ученик
Учитель
Определяет цель деятельности
Помогает определить цель деятельности
Открывает новые знания
Рекомендует источники получения информации
Экспериментирует
Раскрывает возможные формы работы
Выбирает пути решения
Активен
Содействует прогнозированию
результатов
Создаёт условия для активности
Субъект обучения
школьника
Партнёр ученика
Несёт ответственность за свою
деятельность
Помогает оценить полученный
результат, выявить недостатки
Несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
Защита проекта
Общие правила для педагогов – руководителей проектов . Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями.
Вывод :