Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС (Выступление на педагогическом совете)
Подготовила: воспитатель Криницына А.В.
.
Новый «Закон об образовании в Российской Федерации »
Введен в действие с 1 сентября 2013 года.
Дошкольное образование – первый уровень общего образования.
ФГОС дошкольного образования
Вступил в действие с 1 января 2014 года.
«Нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться…»
Пункты документа, которые можно реализовать посредством проектной деятельности
Часть 1 Общие сведения
В основе Стандарта заложены принципы :
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Сотрудничество Организации с семьей;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности.
Часть 2 Требования к структуре ОП ДО и ее объему
Программа направлена на:
Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Часть 3 Требования к условиям реализации ОП ДО
Требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
-способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
-создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельност и.
Метод проектов как педагогическая технология
Это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.
В основе лежит:
- развитие познавательных навыков детей,
- умение самостоятельно конструировать свои знания,
- ориентироваться в информационном пространстве,
-развитие критического и творческого мышления.
Основное предназначение метода проектов
Предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Проект – 5 «П»:
- Проблема;
- Проектирование или планирование;
- Поиск информации;
- Продукт;
- Презентация.
Шестое «П»- портфолио , в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.)
Основные требования к использованию метода проекта
- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
- обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность, сотворчество детей и взрослых;
- развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.
Цель проектного метода в ДОУ: - развитие свободной творческой личности ребенка .
Общие задачи развития:
(специфичны для каждого возраста)
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- Развитие познавательных способностей;
- Развитие творческого мышления;
- Развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
- Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
- Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
- Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Виды проектной деятельности Классификация проектов
По составу участников
По содержанию
- Индивидуальный
- Подгрупповой
- Семейный
- Парный
- Групповой
- Монопроекты (одна образовательная область)
- Интегративные (две и более образовательные области)
По продолжительности
По доминирующему виду проектной деятельности
- Краткосрочные (1-4 недели)
- Среднесрочные (до 1 месяца)
- Долгосрочные (полугодие, учебный год)
- Информационные
- Исследовательские
- Творческие
- Проектно-ориентированные
Структура проекта
1 этап – Выбор темы проект
2 этап – Планирование
3 этап – Реализация проекта
4 этап – Завершение проекта
Значение использования проектного метода в ДОУ
- Метод проектов, как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей.
- Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка.
- Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком.
- Родители становятся активными участниками образовательного процесса.
Советы педагогам по работе над проектом
- Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду;
- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт;
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме;
- При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу;
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
Советы педагогам по работе над проектом
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом;
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход;
- Развивать творческое воображение и фантазию детей;
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений;
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Заключительный этап проекта - тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
Проект «Детям о Великой Отечественной войне»
ЦЕЛЬ:
- Воспитание гражданско –патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
- Формирование чувства гордости за подвиг народа в Великой Отечественной войне.
ЗАДАЧИ:
- Расширять знания детей о событиях Великой Отечественной войны.
- Воспитывать уважение к героям Вов, труженикам тыла, чувство гордости за народ, победивший врага.
- Развивать творческие способности.
Срок реализации проекта:
Апрель- май
Тип проекта:
информационно-практико-ориентированный проек т
Возраст детей, на которых рассчитан проект,
дети старшей – подготовительной группы.
Участники проекта : педагог, родители, дети
Распределение обязанностей:
Педагог:
- Подборка наглядно-дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны.
- Подборка художественной литературы.
- Подборка песен военных лет.
- Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
- Беседы («История георгиевской ленточки»,
«Они сражались за Родину»).
- Выставка детских рисунков
- Организация подвижных, сюжетно – ролевых игр.
- Разработка сценария праздника.
- Целевая прогулка к мемориалу
Родители:
Принимают участие в подготовке к празднику 9 Мая, в акции «Солдатский треугольник ».
Дети:
Участвуют в беседах, выставке рисунков, в изготовлении подарков для участников войны, тружеников тыла, в музыкальных поздравлениях и т.д.
1 этап - подготовительный
- Определение проблемы, темы, цели, задачи и методов для их достижения по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.
- Разработка сценария праздника «9 Мая».
- Подборка наглядно-дидактического материала на тему ВОВ, художественной литературы –рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 Мая, о мире, песен военных лет.
2 этап - основной
- Беседы с детьми: «История георгиевской ленточки», «Они сражались за Родину».
- Чтение художественных произведений: Л.Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С.Баруздин «Рассказы о войне», С.Михалков «День Победы».
- Рассматривание иллюстраций о ВОВ.
- Организация выставки детских рисунков по теме «Салют Победе».
- Просмотр презентаций.
3 этап - заключительный
Поздравления участников ВОВ, тружеников тыла с 70 летним юбилеем Победы.
Ожидаемый результат:
- расширились знания детей о событиях в ВОВ,
- сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла.
Перспективы проекта:
- Пополнение оснащения группы, методического кабинета,