Проектная деятельность в ДОУ
Алгоритм разработки проекта
Одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС дошкольного образования является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни. Только такой человек может стать в жизни успешным. В условиях реализации проекта в ДОУ каждый ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата. Поэтому именно в проектной деятельности в ДОУ возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие познавательной активности дошкольников.
Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, родители. Проектная деятельность, как никакая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, и именно проектная деятельность позволяет эту инициативу оформить в виде культурно-значимого продукта.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Проект начинается с проблемы, которая обозначается для всех участников проекта.
Алгоритм реализации проектной деятельности в ДОУ
Этапы реализации проекта | Содержание работы | Участники |
Подготовительный этап | Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи. | Педагоги ДОУ, специалисты, родители, воспитанники ДОУ. |
Организационный этап | Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач. Разработка положений смотров, конкурсов, конспектов занятий, сценария итогового мероприятия. | Педагоги, специалисты ДОУ, родители |
Формирующий этап | Проведение занятий и других мероприятий с детьми, родителями, и педагогами ДОУ (тематические), посещение выставок и т.д. Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок, совместных работ, фотовыставки и фотоколлажа по теме проекта. | Педагоги, специалисты ДОУ, родители, воспитанники ДОУ. |
Итоговый этап | Проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта. | Педагоги, специалисты ДОУ, родители, воспитанники ДОУ. |
Проект оформляется в отдельную папку. В ежедневном планировании также отражаются все мероприятия по проекту.
Паспорт проекта
Авторы проекта: ___________________________________________________
Тема проекта: ______________________________________________________
Сроки реализации, продолжительность проекта | |
Тип проекта | |
Участники проекта | |
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект | |
Актуальность | |
Цель проекта | |
Задачи проекта | |
Итоговое мероприятие проекта | |
Продукт проекта | |
Ожидаемые результаты по проекту | |
Содержание проекта
Этапы реализации проекта | Действия педагогов | Действия детей | Действия родителей (других участников проекта) |
Подготовительный этап | | | |
Организационный этап | | | |
Формирующий этап | | | |
Итоговый этап | | | |
Пример проекта «Мой любимый город»
Автор проекта – воспитатели, специалисты
Продолжительность проекта - краткосрочный
Вид проекта – творческий, информационно-исследовательский
Участники проекта – дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: расширение кругозора детей и воспитание у них бережного отношения к культурным национальным традициям.
Актуальность: в настоящее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения, потому что формирование отношения к своей стране, к своему родному краю начинается с детства. Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания дошкольников, приобщение детей и родителей к истории и культуре своего города,
Цель: расширить и углубить представления детей об историческом прошлом и настоящем своего города, формировать чувство патриотизма.
Задачи:
Для детей:
Образовательные:
1. Формировать познавательный интерес дошкольников к изучению своего города.
2. Воспитывать положительное отношение к национальным культурным традициям.
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные навыки детей.
2. Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру отношения к другому и самому себе.
2. Воспитывать интерес, любовь и уважение к родному городу.
Для педагогов:
1. Повысить уровень творческой инициативы педагогов.
2. Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
Для родителей:
1. Углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей.
2. Повысить уровень вовлечѐнности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.
Предполагаемый результат
Для детей:
- расширение кругозора детей;
- привитие исследовательских навыков;
- сплочение детского коллектива;
Для педагогов:
- самореализация, повышение творческого потенциала;
- повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.
Для родителей:
- оптимизация детско-родительских отношений;
- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;
- повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Участие специалистов ДОУ:
- музыкальное сопровождение, разучивание песен;
- постановка танцев
Итоговое мероприятие: Выставка работ совместно с родителями «Мой любимый город», создание краеведческого уголка.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта | Действия педагогов | Действия детей | Действия родителей |
Подготовительный этап | Подбор материала, метод. литературы, информации по теме | Участие в тематических беседах, рассматривание иллюстраций по теме | Участие в предполагаемых формах работы по проекту |
Организационный этап | Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Разработка положений, викторин, конспектов занятий, сценария итогового мероприятия. | Активное участие в формах работы по теме | Проведение круглых столов с родителями, консультаций по теме проекта и реализации задач. |
Формирующий этап | Проведение занятий с детьми специалистами и педагогами ДОУ (тематические), посещение выставок в краеведческом музее города и т.д. Проведение бесед, экскурсий, развлечений в рамках проекта. | Совместная работа по созданию выставки, подготовки итогового мероприятия | Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставки, фото выставки и фотоколлажа по теме проекта. |
Итоговый этап | Проведение итогового мероприятия (развлечение, выставка). Создание краеведческого уголка. Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Обобщение опыта. | Расширение знаний детей в рамках темы проекта, участие в итоговых мероприятиях. Анализ результатов проектной деятельности | Участие в итоговых мероприятиях |
По окончании проекта каждый педагог ДОУ, организующий проектную деятельность, должен оформить отчёт о проекте.