СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность по математике на уроках и во внеурочной деятельности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность по математике на уроках и во внеурочной деятельности»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО МАТЕМАТИКЕ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

Проектная деятельность учащихся сейчас получила такое распространение и развитие, что, наверное, нет школы, где бы ею не занимались. Мы, учителя, давно применяем ее на уроках и во внеурочное время:

- творческие работы по теме: «Координатная плоскость» (математика 6 класс);

- изготовление моделей многогранников (геометрия 10 класс);

- исторические справки на уроках;

- исследование свойств различных многоугольников (геометрия 7-9 класс);

- исследование свойств функций (алгебра);

- подготовка рефератов и выступление о жизни великих математиков (неделя математики);

- презентации на различные темы.

Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

Организуя работу над проектом на уроках математики очень важно соблюсти несколько условий: 

  1. Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно.

  2. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

  3. Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.

Выделяется несколько видов проектов по математике:

а) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: проекты для старшеклассников: эссе, исследовательские работы.

б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, подготовка выставки.

в) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент урока, кроссворды.

г) информационные проекты. этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: различные сообщения, доклады.
По продолжительности подготовки:  Краткосрочный, средней продолжительности , долгосрочный . По количеству участников: Индивидуальный,  работа в парах, групповой (4-6 человек)
По методу: Творческий,  исследовательский,  информационный (ознакомительно-ориентированный).

        В последнее время в нашу жизнь прочно вошли научно-практические конференции школьников и студентов. В которых мы с учениками ежегодно принимаем участие. При подготовке к конференциям важно соблюсти все этапы работы над проектом. Необходимо отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.

Этапы работы над проектом.

  1. Подготовка

Содержание работы: Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы.

Деятельность учащихся: Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.

 Деятельность учителя: Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

  1. Планирование

Содержание работы:

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Деятельность учащихся:Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Деятельность учителя:Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся

  1. Исследование

Содержание работы:

а) Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

в) Выбор оптимального варианта хода проекта.

г) Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.

Деятельность учащихся: Поэтапно выполняют задачи проекта.

Деятельность учителя: Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.

  1. Выводы

Содержание работы: Анализ информации. Формулирование выводов 

Деятельность учащихся: Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

Деятельность учителя: Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

  1. Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Содержание работы: Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Деятельность учащихся: Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Деятельность учителя: Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.

Очень важно организовать промежуточные обсуждения полученных данных в группах на уроках или занятиях в научном обществе. Раз в четверть или в триместр участник проекта докладывает о промежуточных результатах. Это позволяет организовать планомерную работу учащихся над проектом. Обычно проводится предзащита проекта, где высказываются замечания, даются советы по окончательному оформлению результатов.

Проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции: общенаучную; информационную; познавательную; коммуникативную; ценностно-смысловую; социальную; стремление личностного самосовершенствования.

Преимущества проектной деятельности в школе налицо:
1.В корне меняются отношения «учитель – ученик»:
-ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
-ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;
-ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;
-ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
-ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
-ученик субъект обучения – учитель партнер;
-ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
2.Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.
3.По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.
4.Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.
5.Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.
6.Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.
7.Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции.

Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности возникают определенные проблемы:

Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.
Пути разрешения обозначенных проблем:
1.Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся.
2.Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
3.Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.
4.Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.
5.Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.

Ориентация образовательного стандарта на результат делает главной целью образования развитие личности обучающегося на основе освоения различных способов действий, формирование у него умения ориентироваться в больших объемах информации, ставить образовательные цели, оценивать полученный результат, а в конечном итоге – умения учиться.

Реализация проектного   метода на практике ведет к изменению позиции   учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. В этом я вижу основной результат своей работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Романовская. М. Б. Метод проектов в образовательном процессе / Романовская М. Б. // Завуч: управление современной школой. - 2007. - N 1. - С. 118-143; N 3. - С. 121-141

2. Худин А. Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении / Худин А. Н. // Завуч. - 2006. - N 6. - С. 116-124

3. Новикова Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. - 2000. -  № 7 – с. 103-115