«Проектная деятельность учащихся в начальной школе в рамках ФГОС»
Вот уже шестой год учителя начальной школы реализуют Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты определили приоритеты начального общего образования: формирование метапредметных умений, навыков и способов деятельности, уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего обучения.
Главная задача начального образования – заложить основу формирования учебной деятельности ребенка.
Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать через проектную деятельность.
Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, некая творческая работа, для выполнения которой требуется пройти определённые этапы. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Проектная деятельность красной нитью проходит через все направления внеурочной деятельности. Основной целью внеурочной проектной деятельности можно считать реализацию потенциала личности и развитие способностей детей, а также партнёрское общение, формирование навыков работы с информацией, организация и использование рабочего времени, умение оценивать свои возможности и осознавать свои интересы.
Проект – это «пять П»:
* Проблема
* Проектирование (планирование)
* Поиск информации
* Продукт
* Презентация
Использование проектного метода в образовательной системе оказывает содействие для понимания учащегося для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.
В ФГОС нового поколения под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Целью и результатом проектной деятельности обучающихся в начальной школе является создание под руководством учителя творческой работы, в результате которой:
формируются учебно-познавательные компетенции: расширяется система образов и представлений об изучаемом предмете и явлении, развиваются познавательные и исследовательские навыки, формируются умения поиска и переработки информации и многие другие;
развиваются коммуникативные компетенции: навыки группового взаимодействия, презентации и рефлексии деятельности;
расширяются информационные компетенции: поиск информации в различных источниках, ориентация в информационном пространстве.
В начальной школе можно выделить следующие виды проектов:
- исследовательские, информационные, практические, игровые, творческие;
- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
-по месту проведения: урочные, внеурочные;
- по продолжительности
Краткосрочные,
Средней продолжительности (в течение недели, месяца)
Долгосрочные (в течение всего учебного года, четверти)
Каковы же принципы организации проектной деятельности?
• Проект должен быть посильным.
•Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.
• Обеспечить руководство проектом со стороны педагога.
• Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме
При организации проектной деятельности в начальной школе учитываются возрастные особенности младшего школьного возраста.
Темы детских проектных работ выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
При работе над проектом учителю надо учесть, что дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы.
Важным фактором на 1 этапе проектной деятельности является работа с родителями. Это очень важное направление в проектной деятельности. И где, как ни в начальной школе, заинтересовать надо сначала родителей и уже с их помощью - детей. Ребенок задал вопрос, как надо найти время и не оттолкнуть от себя, а, наоборот, продлить этот интерес, найти вместе на этот вопрос ответ, сходить вместе в библиотеку. Полистать дополнительную литературу, зайти в интернет. Работа с родителями: научить отвечать на вопросы детей. Стандартом, определено, что работа над проектом строится совместно со взрослыми. Поэтому на родительском собрании рассказала родителям о целях и задачах проектной деятельности.
На 2-ом этапе появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. При этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест.
Первые шаги в проектной деятельности учащихся имели большие положительные результаты. Дети испытывают гордость за представленные результаты своего труда. Им дана возможность рассказать о своей работе, показать, что получилось, поделиться впечатлениями.
При использовании в образовательном процессе проектной деятельности происходит формирование у детей личностных качеств (доброжелательность, внимательность к людям, уважение), развиваются познавательные интересы, инициатива, любознательность, самостоятельность, целеустремленность.
Сами дети отмечают, что, работая над проектом в группах, становятся дружнее, сплоченнее, внимательнее друг к другу, учатся прислушиваться к чужому мнению, обсуждать его, а не опровергать сразу, как иногда бывает.
Подводя итог сказанному, хочется сказать, что использование метода проектов в учебно-воспитательной работе позволяет повысить мотивацию к выполнению учебных заданий, глубже усвоить учебный материал и научиться применять полученные знания в различных видах деятельности.