Урок математики в 6 классе,
с применением метода проектов при обобщении темы «Площадь. Единицы измерения площади» Разработал урок учитель математики и географии Гааг Клавдия Алексеевна.
Экологическая проблема, поднятая далее, оказывает положительное влияние на сознательность обучающихся, вызывает желание бережнее относиться к природным ресурсам
Тема: Площадь. Единицы измерения площади.
Задачи:
1. Применение теоретических знаний по площади прямоугольника в реальных жизненных ситуациях.
2. Развитие творческих способностей учащихся, умения самостоятельно мыслить, вести проектную деятельность работу.
3. Воспитание организованности, самостоятельности, бережного отношения к природе.
Оборудование: компьютер с подключенной сетью ИНТЕРНЕТ, интерактивный комплект.
Ход урока:
Актуализация знаний.
Как найти площадь прямоугольника?
В каких единицах измеряется площадь?
Как перевести одни единицы измерения площади в другие: м2 в см2,м2 в дм2 , дм2 в см2 , и т.д? Правила округления десятичных дробей.
Основная часть
Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Леc – это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. «Леса учат человека понимать прекрасное» - эти замечательные слова принадлежат известному писателю А.П.Чехову. И действительно, именно в лесах с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величественная красота природы.
Но лес – это не только украшение земли. Это ценнейшее сокровище нашей природы. Лес необходим для строительства, производства бумаги, кинопленки, музыкальных инструментов и т.д. Древесина служит сырьем для производства ценных химических продуктов: кислот, спирта.
Сегодня мы остановимся на производстве бумаги.
Проектное задание
Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать учебники «Математика» авт. Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др. для всех пятиклассников нашего района.
1 этап - планирование (составляется вместе с обучающимися)
1. Вычислить площадь одного листа учебника.
2. Найти площадь всех листов учебника.
3. Учитывая, что в районе 450 пятиклассников, найти площадь листов всех учебников.
4. Найти в Интернете, какую площадь вырубают, чтобы получить 1 м² бумаги.
5. Найти, сколько вырубили леса для изготовления всех учебников.
2 этап - деятельностный
Измерения листа учебника: 15см и 21,3см.
Тогда площадь листа: S = а · в = 15 ·21,3 = 319,5 см²
2. Чтобы найти площадь всех листов учебника надо умножить полученную величину на количество листов - 140 (319,5 · 140 = 44730 см²)
3. Учитывая, что в районе 450 пятиклассников, следует умножить данный результат на 450 и получается площадь листов всех учебников. (44730 · 450 =20128500см²)
4. Выразим результат в квадратных метрах. (2012,8500м²)
5. В Интернете на сайте Российского экологического центра rusecocentre.ru в разделе «Новости» найдена информация, что на производство 1000 м² бумаги требуется вырубить 0,25га леса. Значит для 1 м² бумаги необходимо вырубить 0,00025 га леса, следует выполнить следующее действие: (2012,85 · 0,00025 = 0,5032125га) округлим ответ до десятых: (0,5032125га ≈ 0,5га)
3 этап – анализ работы (после высказываний обучающихся)
Образование сопряжено с огромными природными разрушениями, т.к. вырубка леса влечет за собой нарушение животного мира, климата. Поэтому прежде, чем портить учебник, следует подумать, сколько погибнет деревьев для издательства нового.
Напрашивается вопрос: сколько деревьев гибнет впустую по вине учеников нашей школы за один учебный год?
Проектное задание
Сколько в нашей школе остается бумаги в виде мусора за учебный год и сколько из-за этого погибает деревьев?
1 этап - планирование
1. Вычислить площадь одного тетрадного листа.
2. Найти площадь всех листов, выброшенных за год.
3. Найти, сколько вырубили леса для изготовления всех листов.
2 этап – деятельностный
1. Допустим, что в каждом учебном кабинете остается 2 тетрадных листа в виде мусора. Площадь одного листа: S = а · в =19,5 ·15,7 = 306,15см²
2. Найдем площадь всех листочков, выброшенных за один день (в школе 18 рабочих кабинетов). 306,15 · 2 · 18= 11021,4см²
3. Найдем площадь всех листочков, выброшенных за учебный год – 210 дней. (11021,4 · 210=2314494см²9
4. Выразим в квадратных метрах: 231,4494м²
5. Узнаем, сколько леса потребуется вырубить для изготовления данной площади бумаги. (231,4494 · 0,00025 = 0,05786235га)
Переведем в ары, т.е. сотки для наглядности: (5,786235а
Округлим до целых (5,786235а ≈ 6а)
3 этап – анализ работы
Из-за небрежности только по вине наших учеников каждый год гибнет лес на площади, примерно равной одному дачному участку.
Леса стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из воздуха вредные для человека газы. Как хорошо дышится жарким лесом в лесу. Деревья обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные вещества, полезные для здоровья.
Перспектива: изготовить буклеты с информацией, призывающей беречь лес, беречь книги и всю бумажную продукцию и распространить среди учащихся школы.
3. Итог урока
Проследим связь математики с охраной природы.
Какие математические знания необходимы были для выполнения сегодняшних проектных заданий?
Оценивание проектной работы несколько сложная и совершенно новая для педагогов задача. В проектной работе учащихся продукт деятельности является ненормируемым.
Первая группа выполнила эвристически, но его исполнение недостаточно качественно, другая – достаточно качественно, третья – в традиционной форме, но прекрасно выполнено. В принципе, те же проблемы, поэтому можно оценить проект не одной оценкой, а несколькими по разным основаниям (за командную работу, за качество презентации, за проектную идею, и т.д.). За чёткость выполнения, оригинальность идеи, способы решения задач, владение рефлексией. Итоговая оценка может складываться из дифференцированных оценок, вычисляется как среднее арифметическое.
Все начинается с проблемной ситуации, т.е. со столкновения с противоречием. При этом ученик испытывает чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос.
Первое – постановка проблемы. Нетрудно догадаться, что дальше разворачивается поиск решения, затем выражение решения, завершается реализацией продукта. Таким образом, видно, что на проблемном уроке ученики осуществляют полный творческий цикл, главная цель которого обеспечение прочными знаниями и интеллектуально-творческим развитием, и воспитанием инициативной личности. Причем творчески формируются, только знания, а не умения и навыки. Навыки вырабатывается многократным повторением действия.
На внедрение новых стандартов повлияло то, что новые поколения россиян – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению, способные жить и успешно работать в условиях информационного общества и инновационной экономики, опирающиеся на общественно признанные национальные и мировые ценности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги можно с уверенностью сказать, что использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы – наблюдения и эксперименты, которые являются специфичной формой практики
Я считаю, что исследовательская деятельность отвечает современным требованиям обучения, формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути её решения, приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе.