СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность в формировании личностных результатов в освоении образовательных программ.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации. Исходя из этого, иной становятся задачи учителя — не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в формировании личностных результатов в освоении образовательных программ.»

5


Проектная деятельность в формировании личностных результатов в освоении образовательных программ.

В настоящее время результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации. Исходя из этого, иной становятся задачи учителя — не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации.

Особенностью нового образовательного стандарта является то, что учитель должен творчески подходить к процессу обучения и воспитания, при этом используя как можно больше на своих уроках существующую информационную базу. Поэтому одной из основных технологий, обеспечивающей системно — деятельностный подход к воспитанию и обучению, является метод проектов, который практически вбирает в себя элементы многих других современных технологий, например, обучение в сотрудничестве, проблемный метод обучения и др. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

Проект дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся интеллектуальных способностей, нестандартного критического мышления, творческой индивидуальности. В процессе разработки проекта ребенок обретает способность к решению проблем, связанных с реальной жизненной действительностью. Это, несомненно, способствует его социализации.

В проектной деятельности достигаются личностные результаты:

  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  3. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

  4. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Существуют различные виды проектов: исследовательские, творческие, приключенческие (игровые), информационные и практико-ориентированные. Большинство проектов являются социально значимыми, так как направлены на решение (поиск решения) общественных проблем.

Используется метод проектов в  учебных и внеурочных занятиях.

  1. Использование метода проектов на уроках, а именно метода работы с мини-проектами.

Мини-проекты отличаются от масштабных проектов рядом особенностей:

  • они обязаны отвечать уровню психофизического развития подростков данного возраста, поэтому необходимо включать игровой, творческий момент;

  • проекты не могут занимать слишком много учебного времени, они рассчитаны на быструю реализацию;

  • следует подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую для каждого индивидуальные условия для творческой самореализации.

Этот метод имеет ряд преимуществ.

Во-первых, он позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений.

Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда обучающиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.

В-третьих, выполняя проекты, ребята учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения.

В-четвёртых, реализуется принцип связи обучения с жизнью.

В педагогической практике на уроках истории и обществознания чаще всего используют такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие, ролевые.

Для того чтобы в старших классах учащиеся могли самостоятельно формулировать цели, задачи, гипотезу при подготовке масштабных проектов, необходимо внедрять в учебную деятельность мини-проекты. Мини-проекты являются краткосрочными и могут быть реализованы в 1-2 урока.

На уроке обществознания в 5 классе после изучения темы «Символика России» детям можно, например, предложить творческое задание: придумать и изобразить герб своей семьи, объяснить его символику. В результате формируется мотивации учебной деятельности, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений.

В 8 классе при изучении темы «Личность и социальная среда» на заключительном этапе урока ребята самостоятельно формулируют основные характеристики зрелой личности, проводят мини-исследование: по данным характеристикам нужно привести примеры зрелой личности из истории или современности.

В процессе обучения экономике в школе предлагается тема исследовательского проекта «Экономика моей семьи». В этом проекте учащиеся могут проанализировать доходы и расходы среднестатистической семьи, а также смогут найти оптимальные решения проблем экономии в современных семьях.

По теме «Политическая раздробленность Руси» ребята создавали проектные работы о Киевском, Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынском княжествах и Новгородской земле.

Работа оформляется на листе ватмана, где детям необходимо было отразить следующие моменты:

-природно-географические и климатические условия;

-организацию управления;

- социальные слои общества и основные занятия населения;

-взаимоотношения с соседними государствами;

-уровень культуры и образования;

Подготовить соответствующие комментарии:

-используя подготовленные плакаты, описать от первого лица жизнь и облик соответствующего феодального центра («Путешествие в Киев (Новгород, Владимир, Галич)»);

Каждый мини-проект предполагает наличие какой-либо проблемы, поиска её решения и представления результатов в творческой форме.

Таким образом, использование проектно-исследовательской технологии для создания мини-проектов на уроках способствует развитию творческой деятельности учащихся.

  1. Использование метода проектов во внеклассной работе

Метод проектов, учитывая его основные положения, имеет большое преимущество в проведении кружковой и индивидуальной внеклассной работы. Если урок ограничен временем, то внеклассная работа не имеет этих ограничений. Таким образом, именно здесь возможно предоставление учащимся максимальной свободы в выборе как темы, так и содержания и формы выполнения задания; именно в работе учитываются в первую очередь инициатива, интересы, стремления, приоритет отдается исследовательской, научно-поисковой деятельности.

Главными направлениями нашей внеклассной работы по истории являются:

  • развитие исследовательской деятельности учащихся;

  • закрепление и развитие знаний об исторической науке;

  • развитие исторического мышления;

  • выработка умения пополнять знания из разнообразных источников информации;

  • распространение опыта творческой деятельности учащихся;

  • приобретение учащимися опыта публичных выступлений.

На подготовку проектов отводится 3 – 6 месяцев. Время работы делится на этапы. Ученики сами выбирают тему и форму проекта. После того, как проект полностью готов к представлению, начинается подготовка авторов к публичному выступлению.

Применение проективной методики на уроках истории и в процессе внеклассной работы очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.

Одним из видов внеклассных мероприятий, активизирующих научно-исследовательскую деятельность учащихся, их познавательную активность являются научно-практические конференции. Такие мероприятия способствуют более полному формированию представлений учащихся о будущей профессиональной деятельности, активизируют творческую мысль, усиливают мотивацию к учению. Научно-практическая конференция проводятся ежегодно, на которых учащиеся получают возможность проявить себя в роли исследователей.

Фестиваль «Хабаровск. НАШ» проходит в городе второй год. Он создан для популяризации проектной деятельности учащихся, повышения интереса детей и подростков к проблемам и перспективам социально-экономического развития города.

Участниками фестиваля могут стать школьники 8-11 классов. Проекты принимаются по нескольким направлениям. Участники могут предложить свои идеи по благоустройству парков, скверов, остановок общественного транспорта. Принимаются работы по развитию экологического транспорта, реконструкции дорожной сети, совершенствованию транспортных развязок. Жюри конкурса также ждут проекты по гостиничному хозяйству, общественному питанию, по образованию, спорту и туризму по различным направлениям.

В прошлом году одержали победу проекты - Гимназией № 1 (проект «Батарейки, сдавайтесь!») проведены акции по информированию населения о необходимости правильной утилизации батареек, в школе установлен контейнер для правильной утилизации батареек; Воспитанники дворца детского творчества «Маленький принц» (проект «Парадный Хабаровск») изготовили аудиодорожки: «Историческая справка города», которые уже сегодня транслируются в троллейбусах и трамваях маршрута № 1 (бортовые номера 38, 39, 40); Учащимися лицея «Вектор» проведены субботники и флешмоб на территории будущего сквера «Космические дали» с привлечением жителей микрорайона и родителей.

Таким образом, педагогический смысл реализуемых проектов заключается в следующем: во-первых, это воспитание эмоционально-ценностных отношений к событиям, явлениям социальной жизни, к истории и культурным традициям; во-вторых, проекты - это опыт разнообразной деятельности, в процессе которой формируются необходимые умения и навыки в том числе и опыт работы с информацией, и умение планировать и распределять работу во времени, навыки сотрудничества и самопрезентации; а также, проекты – это возможность для создания ситуации успеха, как личного, так и коллективного, а успех придает уверенность в собственных силах, порождает активность, способствует саморазвитию.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!