МОУ «Клишинская ООШ»
Проектная деятельность в начальной школе
(из опыта работы учителя начальных классов Паниной М.И.)
Выступление на заседании учителей гуманитарного цикла.
Уважаемые коллеги! Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить, не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации, саморазвитии и социализации. Ни для кого не секрет, что обучающиеся не могут применять на практике, имеющиеся знания. Например, рассчитать необходимое количество обоев для оклейки стен в комнате.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Проектная учебная деятельность, которая является компонентом системы образования и развития учащихся, а не самой системой. В рамках организации полного дня данная форма работы особенно эффективна. Проектирование может использоваться как на уроках, так и на развивающих занятиях, факультативах, кружках. Педагоги, в свою очередь, должны быть готовы возглавить проект, генерировать идеи проекта, быть в составе команд, работающих над другими проектами.
Метод проектов является методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.
Метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность,
Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим.
Метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.
Цели проектной деятельности:
формирование системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий учащихся;
переход от усвоения знаний к овладению процессом частично самостоятельного приобретения знаний;
формирование умения адаптироваться в изменяющихся условиях, видеть проблемы, предлагать пути их решения;
развитие психических процессов младшего школьника (внимания, памяти, логического мышления, аналитических, оценочных способностей и т.д.);
воспитание у детей ответственности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости;
эффективное сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся.
Этапы проектной деятельности:
мотивационный (руководитель проекта создает положительный мотивационный настрой; учащиеся обсуждают темы, проблемы, предлагают собственные идеи);
подготовительно-планирующий (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, определяется группа участников, распределяются роли, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (исследовательско-технологический) (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики представляют свои проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, руководитель проекта заполняет журнал, дети оформляют дневник проекта).
Критерии оценки проектной деятельности:
Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы.
Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов.
Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.
Качество проекта, его оригинальность.
Уровень творчества, оригинальность воплощения и представления проекта.
Качество и полнота в оформлении записей.
В 3 классе МОУ «Клишинская ООШ» стартовал проект «нужное из ненужного» и завершиться работа над проектом в 4 классе. А пока ребята определили цель, задачу проекта, сформировали гипотезу, над которой будут работать. Все очень ответственно подходят к выполнению данного проекта. Находят ненужные предметы и мастерят из них свои «вещи», которые будут ещё нужны. Затем каждый опишет свой проект и представит его публично. Ребята работают очень увлеченно.