Метод проектов в начальной школе
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Метод проектов – это именно совокупность учебно – познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных заданий с обязательной презентацией результатов.
Организовать в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися, как выполнение ими проектов, - весьма не простая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма и т.п. Грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдать эти затраты и дать ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностным развитием учащихся.
Педагогические цели , достижению которых способствует проектная деятельность: - воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях; - развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества; - развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения; -развитие критического мышления.
Требования к проектной деятельности младших школьников во многом отличаются от идеи проектирования взрослых учеников. В начальной школе – это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. А для ребенка – это будет его собственный проект.
Проекты в начальной школе отличаются
несложностью, простотой.
Важно, чтобы выбору проекта
предшествовала « вспышка интереса »
как побуждающее событие. Ребенок
должен быть заинтересован в проекте .
Типы проектов:
Исследовательско-творческие;
Ролево-игровые;
Информационно-практико
ориентированные;
Творческие
В проекте можно выделить следующие составляющие: - п роблема (задача) - п ланирование действий по решению проблемы (проектирование самого проекта) - п оиск информации ( исследовательская работа учащихся) - п родукт ( результат работы над проектом, выход проекта) - п резентация продукта - п ортфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта)
Этапы работы над проектом
Осуществление
деятельности
по решению проблемы
Планирование
деятельности
«Погружение»
в проблему
(выбор и
осознание
проблемы )
Оформление результатов
Презентация
проекта
Рефлексия
(Самоанализ и самооценка
проделанной работы,
свои впечатления)
Учебный проект с точки зрения учащегося
Это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в
группе или самому, максимально используя свои возможности;
это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои
силы, приложить свои знания, принести пользу и показать
публично достигнутый результат; это деятельность, направленная
на решение интересной проблемы, сформулированной самими
учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой
деятельности – найденный способ решения проблемы – носит
практический характер, имеет важное прикладное значение и,
что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя
Это дидактическое средство,позволяющее
обучать проектированию, т.е.
целенаправленной деятельности по
нахождению способа решения проблемы
путем решения задач, вытекающих из
этой проблемы при рассмотрении ее в
определенной ситуации.