Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Проектная деятельность как средство активизации младших школьников».
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
На мой взгляд - метод проектов - это очень интересная работа. У нее много плюсов.
1.Развитие творческого мышления, умения добывать информацию, самостоятельно отбирать и накапливать материал, т.е. приобретаются навыки самообразования и самоконтроля.
При подборе материалов, учащиеся используют различные источники информации, работают со справочниками, художественной литературой, учебниками. Активно используют ресурсы интернета.
2.Моделируется реальная технологическая цепочка, состоящая из 5 «П»: Проблема – проектирование – поиск – продукт – презентация.
3. Плюс проектной работы – навыки групповой деятельности, т.е. в ходе работы над проектом ребятам приходилось устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других.
4.Еще одним плюсом метода проектов является интерес к познавательной деятельности. Метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике. Это одна из технологий воспитания мотивированных детей. А также интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Эта работа оказывает огромное влияние как на отдельного школьника в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей. Кроме того, добывание информации самостоятельно позволяет усвоить её гораздо прочнее, чем получение в готовом виде. Но, самое главное, метод проектов учит детей организовывать деятельность и учит размышлять. А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной взрослой жизни.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. То, что ребята старшего звена сделают с легкостью, у начальных классов вызовет затруднения. В начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Это связано с тем, что они еще не умеют работать с литературой, выделять главное и делать обобщения. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, если этот возраст рассматривать как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается связь между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и большей части школьников не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Характеристикой для метода проектов отлично служит следующее высказывание: «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, сделай вместе со мной - и я научусь».
Мы с ребятами организовали и приняли участие в следующих проектах:
«История моей семьи» - ребята составляли родословное древо, узнавали интересные факты о своих родственниках (имена, профессии, где жили, кем работали)
«Сердце, отданное людям» - о известных людях мира, России, своих близких (электронные презентации)
«Династии в моей семье» - о профессиях родственников (информационные листы, электронные презентации)
«Полезное меню на день» - создан сборник рецептов от учеников класса, с комментариями и фотографиями
«Почему важен режим дня?» - памятка для одноклассников
«Зимующие птицы Новосибирска» - фотовыставка, изготовление кормушек, подкормка птиц зимой
«Дети в годы Великой Отечественной войны» - чтение художественной литературы, обсуждение, работа с дневниками читателя, сочинения.
«Математика вокруг нас» - цикл ролевых игр, классных часов о значении математики в нашей повседневной жизни («Мы идём в магазин», «Наш город», «Профессии», «Дома ремонт»)
«Правила дорожного движения» - изготовление знаков ДД, викторина, письмо водителю, письмо родителям.
Это были и кратковременные, и длительные проекты, индивидуальные и групповые. Часть проектов выполняли на уроках, часть во внеурочной деятельности. Очень важно, чтобы результат проекта был практически направлен, имел применение в жизни школьника.
С чего начинается работа над проектом? С возникшего интереса обучающихся к какому- либо вопросу, проблеме. Интерес может возникнуть как стихийно, так и под руководством учителя. Важно, чтобы детям была интересна тема, они должны считать её «своей», а не искусственно навязанной учителем.
Нам часто встречались литературные произведения о берёзе, на уроках окружающего мира встречались интересные факты о берёзе, во внеурочной деятельности обсуждали какие символы, кроме официальных государственных являются символами России – нашей Родины. Так возник вопрос: «Почему именно берёзка так любима русским народом?»
Далее идёт непосредственная работа над проектом, состоящая из нескольких этапов.
1. Планирование работы над проектом - третья неделя декабря:
- высказывание пожеланий и возможных путей разрешения интересующих вопросов;
- обсуждение возникших идей;
- перечисление интересующих учащихся тем по данному вопросу;
- формулирование темы проекта «Люблю берёзку русскую».
Затем сформулирована цель проекта: изучить особенности берёзы и выяснить, почему берёзу считают символом России и деревом жизни.
Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний) – до 1 февраля :
- уточнение намеченной цели задач:
- узнать о берёзе как о растении;
- собрать материал о приметах, народных преданиях, связанных с берёзой;
- собрать материал о представлении берёзы в искусстве (поэты, писатели, художники, музыканты);
- узнать, чем полезна берёза для здоровья;
- узнать, как используют берёзу в хозяйстве.
- поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся (для более полного сбора информации и исключения возможных повторений я предложила ребятам разделиться на группы по временам года, в соответствии с днём рождения);
- обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями) – дома, на уроках, во внеурочной деятельности, в свободном общении;
- интерпретация данных;
- сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков) – до 1 марта:
- систематизация полученных данных;
- построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов:
выпуск информационных листов с научной информацией о берёзе;
создание презентации «Народная любовь»;
разработка викторины (пословицы, поговорки, загадки, приметы о берёзе);
альбом рисунков и поделок о берёзе;
сборник сочинений о берёзе;
конкурс чтецов;
создание интеллект-карт о пользе берёзы;
создание коллективной книжки о берёзе и экологии
На данном этапе весь собранный материал был в общей копилке. Ребята снова разделились на группы (по желанию) для подготовки представления результатов проекта.
Часть работы была проведена на уроках, часть на занятии кружка, на классных часах.
Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников) – 13 марта:
- осмысление полученных данных и способов достижения результата;
- обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом
Было проведено внеурочное занятие, на котором ребята презентовали результаты работы групп. Нужно заметить, что данным проектом увлеклись не только дети, но и родители нашего класса, которые принимали самое активное участие в работе над проектом. По итогам проекта было решено, что мы будем его продолжать и далее. Поступили предложения от ребят и от родителей:
организовать в следующем учебном году конкурс фотографий «Русская берёзка в разное время года»;
организовать конкурс стихов о берёзе собственного сочинения;
провести праздник, связанный с народными традициями «Белая берёзка»;
узнать, какие географические названия, связанные со словом берёза есть в нашем городе и области;
посадить свою аллею берёз на территории школы.
Сегодня я предлагаю вам, уважаемые коллеги, принять участие заключительном этапе нашего проекта. Для каждой группы я приготовила задание, информацию или конечный продукт по определённому направлению.
1 группа
Вам предоставляется информация из словарей, справочников, энциклопедий. Ваша задача – выпустить информационный лист с научными данными и интересными фактами о берёзе.
2 группа
Вам предоставляется возможность посмотреть презентацию о традициях и обрядах, связанных с берёзкой. Ваша задача – создать копилку креативных идей для проведения праздника в народном стиле «Белая берёзка»
3 группа
Вам предоставляется информация о пользе берёзы. Ваша задача – составить интеллект-карту «Почему берёзку нужно беречь?»
4 группа
Вам предоставляется сборник сочинений учащихся, сборник стихов о берёзе, иллюстрации работ известных художников. Ваша задача – составить памятку для написания сочинения по теме «Люблю берёзку русскую»
Презентация групп.
Таким образом, главными достоинствами проектного метода обучения, бесспорно, является следующее:
актуальность. В центре технологии - ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;
создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности;
дифференцированный подход. Тему проектов или уровень участия в проекте учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного обучения;
использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;
формирование исследовательских умений;
мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками - всё это повышает мотивацию обучения.
Конечно, нужно заметить, что работа над проектом очень трудоёмка и кропотлива. Нельзя чрезмерно увлекаться и перегружать обучающихся данным видом деятельности. Всё хорошо в меру.
Только правильно организованная работа окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Если ученик будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям.