СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность в начальной школе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность в начальных классах - это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в начальной школе»

Проектная деятельность в начальной школе



Я слышу, и я забываю.

     Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю.

Конфуций



Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.

Проектная деятельность содержит:

- анализ проблемы;

- постановка цели;

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

- оценка полученных результатов и выводов. 

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Современные дети сильно изменились. В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.

Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и опыт саморазвития и личностной ответственности учащихся, способности к творческой созидательной деятельности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.

В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г. Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П. П. Блонского. Теоретические идеи, высказанные П. П. Блонским, попытался реализовать на практике другой русский ученый - педагог С. Т. Шацкий. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте, С. Т. Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности.

На сегодняшний день метод проектов широко используется и в школах Российской Федерации на уроках и во внеурочной и внеклассной деятельности учащихся начальных классов и помогает выполнению ФГОС в обучении учащихся.

Проектирование обладает своей  методологией. Отличительной особенностью проектирования является его практическая направленность. Реализация проектной деятельности в начальной школе подразумевает конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося. Эти приёмы характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельности и обусловливаются целью применения.

Проектная деятельность в начальных классах – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Основным отличием учебной проектной деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретаются навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося. 

«Действия ученика и учителя в проектной деятельности».

Ученик

1.Определяет цель деятельности.

2.Открывает новые знания.

3.Экспериментирует

4.Выбирает пути решения

5.Несет ответственность за свою деятельность.

Учитель

1.Помогает определить цель деятельности

2.Рекомендует источник получения информации.

3.Раскрывает возможные формы работы.

4.Содействует прогнозированию результата.

5.Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Проектная деятельность учащихся начальных классов протекает внутри учебного процесса, что накладывает на нее значительный отпечаток, сообщает ей своеобразно качественные особенности: служит для формирования разных сторон развития личности ребёнка; конечным продуктом является либо готовое изделие, либо определённый объём знаний, умений; в качестве средства обучения позволяет управлять как содержанием проекта, так и уровнем его сложности и трудности для ученика, здесь на первое место выходят учебно-познавательные мотивы.

Проводя анализ проектной деятельности младших школьников, можно заметить, что в отличие от других видов учебной деятельности компоненты  проектной деятельности (учебные ситуации, учебные действия, учебный контроль, оценка) учащихся начальной школы формируются целенаправленно в процессе выполнения заданий-проектов. Вследствие этого учитель, используя информационные технологии, имеет возможность тщательно контролировать формирование каждого из компонентов структуры учебной деятельности.

Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Важнейшей задачей современной системы образования в новом ФГОС, является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Поэтому мой педагогический опыт является актуальным, так как он помогает подкрепить теорию по данному вопросу практикой.

Метод проектов — инновационная педагогическая технология — один их главных фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС начального общего образования. Инновационный процесс заключается в формировании и разви­тии содержания и организации нового.

В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности.

Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы.

– Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта?

– Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере?

– Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения?

– Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения? 

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?» 

  Проектный метод направлен на …

 - Развитие критического мышления

 - Развитие творческого мышления

  -Умения работать с информацией , работать в коллективе

  -Владеть культурой коммуникации.

ТИПЫ ПРОЕКТОВ

 По доминирующему в проекте методу:

1. Исследовательские.

2. Информационные.

3. Творческие.

4. Игровые.

5. Практические.

Поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения.

Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов. Сегодня уже никого не приходится убеж­дать в его важности и необходимости. Главная идея метода проектов - направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практи­ческой или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерми­нированной проблемы.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

«Годы обучения в начальных классах - это целый период нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития детей», - писал В.А. Сухомлинский. Сделать этот период в жизни современного школьника ярким, радостным, полезным, запоминающимся достаточно трудная задача для учителя начальных классов. Проектная деятельность является прекрасным способом реализации главной цели обучения - воспитания успешного человека, так как вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков способствует развитию личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.

Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

- мотивационный (учитель: предлагает проблему, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

- планирующий - подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее - с увеличением ученической самостоятельности);

- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

- рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Метод проектов - это одна из реальных возможностей использовать жизнь для достижения воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

В своей работе немаловажную роль отвожу проектной технологии, считая, что если метод проектов станет спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:

- формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;

- повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;

- речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;

- развития  индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;

- изменения роли учителя в образовательной среде;

- более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.













Литература

1.https://nsportal.ru

2.https://kopilkaurokov.ru/

3. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006. - 187 с.

4. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Начальная школа. - 2005. - № 6. - с. 25-27.

5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. - 2005. - № 9. - с. 55-59.

6. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. - 2004. - № 2. - с. 34-36

7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2005. - 103 с.

8. https://multiurok.ru/